Недействующий

     

Проект N 271644-4

Вносится депутатом Государственной Думы ФС РФ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон "О политических партиях"

Статья 1.


Изложить часть 1 статьи 3 в следующей редакции:

"Политическая партия - это общественное объединение, созданное гражданами Российской Федерации для участия в политической жизни государства посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических мероприятиях и акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления граждан в институтах и органах государственной власти и органах местного самоуправления".

Статья 2.


Изложить часть 3 статьи 9 в следующей редакции:

"3. Не допускается в устав политической партии включать указания на ограничения или преимущества при приеме в члены партии по признакам социальной, расовой, этнической, языковой, религиозной или профессиональной принадлежности".

Статья 3.


Наименование статьи 10 изложить в следующей редакции:



"Статья 10. Государственная власть и политические партии".

Статья 4.


Дополнить часть 1 статьи 22 абзацем вторым следующего содержания:

"В программу политической партии могут включаться указания в качестве целей защита и обеспечение национальных интересов России (Российской Федерации).

Статья 5.


Изложить пункт "д" части 1 статьи 26 в следующей редакции:

"д) беспрепятственно организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия;"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений
в федеральный закон "О политических партиях""


1. Принятие настоящего федерального закона обусловлено необходимостью уточнения ряда положений, юридически определяющих природу политических партий и характер общественно-политических отношений, возникающих в связи с их участием в деятельности общества и государства, а также необходимостью устранения некоторых недостатков действующего федерального закона главным образом лингвистического характера.

2. Сравнение действующей и предлагаемой редакции ст.ст. 3, 9 и 10 приводится в таблице:

обозначение

Действующая редакция

Предлагаемая редакция

Часть 1 ст. 3

Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политическая партия - это общественное объединение, созданное гражданами Российской Федерации для участия в политической жизни государства посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических мероприятиях и акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления граждан в институтах и органах государственной власти и органах местного самоуправления"

Часть 3 ст. 9

Не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности.

Под признаками профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности в настоящем Федеральном законе понимается указание в уставе и программе политической партии целей защиты профессиональных, расовых, национальных или религиозных интересов, а также отражение указанных целей в наименовании политической партии.

Политическая партия не должна состоять из лиц одной профессии.

Не допускается в устав политической партии включать указания на ограничения или преимущества при приеме в члены партии по признакам социальной, расовой, этнической, языковой, религиозной или профессиональной принадлежности.

Наименование ст. 10

Государство и политические партии

Государственная власть и политические партии

     

3. Изменение, предлагаемое в части 1 ст. 3 закона:

подчеркивает, что партия создается гражданами РФ для участия в политической жизни вместо действующей редакции, из которой следует, что партия создается кем-то посторонним "в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни", следовательно, не указан субъект, создающий партии в Российской Федерации, хотя и использована возвратная форма глагола "создавать";

уточняет, что партия участвует в политической жизни государства, вместо действующей редакции, где указано, что партия участвует в политической жизни общества. Это изменение приводит настоящую норму закона в соответствие с частью 1 ст. 1 Конституции РФ, в которой однозначно установлено, что "Российская Федерация - Россия есть государство". Именно участие партии в жизни государства и делает этот вид общественного объединения политическим объединением, то есть политической партией;

вводит, помимо понятия "орган государственной власти" понятие "институт государственной власти", что вытекает из анализа взаимосвязанных норм Конституции РФ, из которых следует существенное различие между установлениями государственной власти, к каким относится Президент, палаты Федерального Собрания, представительная власть в регионах РФ, и органами этих установлений, именуемые органами государственной власти. Указанное изменение подчеркивает, что партии обеспечивают реализацию механизма представительства граждан в тех институтах государства, состав которых формируется путём выборов, и в тех органах власти, которые также могут формироваться путем представительства, если этот порядок установлен федеральным законодательством, поскольку большая часть органов власти, в отличие от институтов власти, формируется методом назначения;

вводит, помимо понятия акции, примененного в действующей редакции закона, также понятие мероприятие, которое вправе проводить партии.

4. Изменение части 3 ст. 9 связано с тем, что смысл действующей редакция, запрещающей создание партий на профессиональной, расовой, национальной или религиозной основе, носит исключительно декларативный характер и содержит в себе ряд ошибочных и неприемлемых для демократического государства выражений. К тому же запретительная норма, предусмотренная первым абзацем, опровергается разъяснением, которое содержится во втором абзаце, и совершенно обесценивается третьим абзацем, описывающим ситуацию, которую невозможно вообразить на практике.

Предлагаемая редакция этой части ст. 9, не отменяя своего запретительного смысла, выражает его в более точной и лаконичной форме. Запрет предлагается обратить не на деятельность граждан, что само по себе бессмысленно, так как его нарушение не может влечь ни административной ни уголовной ответственности, а на документ - устав партии, и запрет, устанавливаемый новой редакцией, может быть выявлен как при регистрации устава, так и в процессе деятельности партии контролирующими органами исполнительной власти.

Предлагаемая редакция устраняет также явно ошибочное предположение, которая ныне содержится в этой норме закона в эвентуальной форме, что профессиональные, расовые, национальные и религиозные интересы граждан Российской Федерации носят исключительно деструктивный, разрушительный, негативный смысл и при их защите Российской Федерации может наноситься лишь ущерб, хотя в действующем законе как раз представление интересов граждан и указывается как задача политических партий.

На самом деле все институты и органы государственной власти, политические партии и общественные организации так России, так и всех государств мира, только тем и занимается, что защищают эти интересы. А потому будет естественно, если нелепая, абсурдная и вредная норма о запрете политическим партиям защищать естественные гражданские и личные интересы будет отменена.

5. Изменение наименования ст. 10 касается замены слова "государства" на слова "государственная власть", что приводит в соответствие наименование статьи и ее фактическое содержание. Понятие "государство", как это следует из его смысла, когда оно применяется в Конституции РФ, является характеристикой России как державы, в связи с чем, когда закон имеет в виду совокупность институтов и органов государственной власти, правильнее использовать более точное понятие: государственная власть.

6. Дополнение, которое предлагается внести в часть 1 статьи 22, обусловлено необходимостью восстановления естественного права политической партии как объединения граждан РФ, участвующего в политической и общественной жизни Российской Федерации, на защиту и обеспечение её национальных интересов.

7. Изменение пп. "д" части 1 статьи 26, уточняющее, что праву проведения партиями собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирования никто не может препятствовать, приводит действующую редакцию закона в соответствии со ст. 31 Конституции РФ, из которой следует, что все такие акции и мероприятия не могут быть запрещены или ограничены органами государственной власти, если они носят мирный характер и если их участники не имеют при себе оружия.

     

Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации

На N 2.12-17/406 от 16 мая 2006 г.


ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона N 271644-4 "О внесении изменений в Федеральный закон
"О политических партиях"
, внесенный депутатом Государственной Думы А.Н.Савельевым


В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.

Законопроектом предлагается уточнить ряд положений, которые, по мнению автора проекта, определяют природу политических партий и характер общественно-политических отношений, возникающих в связи с их участием в деятельности общества и государства.

Статьей 1 законопроекта предлагается скорректировать понятие "политическая партия", уточнив, что она участвует в политической жизни не общества, а государства. Данное изменение не соответствует пункту 4 статьи 3 Федерального закона "О политических партиях" (далее - Федеральный закон), который закрепляет цели политической партии.

Нельзя согласиться и с предлагаемым положением о том, что политические партии создаются в целях представления граждан в институтах и органах государственной власти и местного самоуправления.

Законодательство Российской Федерации не содержит понятия "институт государственной власти", единственное исключение составляет глава 17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ("Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти"), однако речь в данной главе идет об органах государственной власти, иных государственных органах, а также символах государственной власти.

Предлагаемая законопроектом новая редакция пункта 3 статьи 9 Федерального закона "О политических партиях" не учитывает постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 г. N 18-П по делу о проверке конституционности указанного пункта.

Статьей 4 законопроекта предлагается установить возможность включения в программу политической партии в качестве одной из целей защиту и обеспечение национальных интересов России. Данное предложение не в полной мере соответствует пункту 4 статьи 3 Федерального закона, устанавливающему перечень основных целей политической партии.

Предлагаемая редакция подпункта "д" пункта 1 статьи 26 Федерального закона "О политических партиях" не учитывает положения статьи 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании", в соответствии с которыми право на проведение указанных публичных мероприятий при определенных условиях может быть ограничено.

На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
А.Жуков




Текст документа сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»