Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ЭНЕРГЕТИКИ
 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 27 июля 2006 года N 177

О Комплексе мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности

____________________________________________________________________
Фактически утратил силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________

В целях реализации основной задачи завершения в период 2006-2010 года реструктуризации угольной промышленности, решения социальных проблем в угледобывающих регионах и повышения конкурентности угольного производства

приказываю:

1. Утвердить доработанный с учетом замечаний Министерства финансов Российской Федерации Комплекс мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах.

2. Федеральному агентству по энергетике вносить при необходимости предложения по изменению отдельных позиций Комплекса мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра А.В.Дементьева.

Министр
В.Б.Христенко

     

УТВЕРЖДЕН
приказом Минпромэнерго России
от 27 июля 2006 года N 177

     
КОМПЛЕКС
мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности России в 2006-2010 годах

I. Итоги реструктуризации угольной промышленности России


Реструктуризация угольной отрасли России, начатая в 1994 году, была вызвана необходимостью вывода ее из системного кризиса и перехода в новое состояние функционирования в условиях рыночной экономики.

К началу реструктуризации производственный потенциал отрасли включал в основном морально и физически устаревший шахтный фонд а наиболее убыточные шахты отрабатывали некондиционные запасы угля в тяжелых горно-геологических условиях.

Горно-шахтное оборудование, за редким исключением, требовало обновления, высоким был уровень аварийности и производственного травматизма.

Весьма неблагополучным было финансовое состояние отрасли из-за убыточности многих предприятий, хронической задолженности потребителей за поставленный уголь, а также целого ряда причин внутриотраслевого и внешнего характера.

Сложный процесс реструктуризации осуществлялся путем широкомасштабных структурных преобразований, выполняемых в соответствии с "Основными направлениями реструктуризации угольной промышленности России", утвержденными Правительством Российской Федерации 14 июля 1995 года.

Период преобразования угольной промышленности из планово-убыточной отрасли народного хозяйства в эффективный сектор топливно-энергетического комплекса рыночной экономики условно можно разделить на три этапа.

На I этапе (1994-1997 годы) была оптимизирована структура шахтного фонда, который был разделен на рентабельные и нерентабельные шахты и разрезы.

Закрытие убыточных организаций позволило значительно сократить издержки угольного производства, обеспечить рост производительности труда и снижение производственного травматизма.

Основной целью II этапа реформы (1998-2004 годы) стала денежная приватизация рентабельных шахт и разрезов, угольных компаний. Одновременно продолжало расти количество шахт, вовлеченных в процесс ликвидации.

В результате прошедшего этапа реструктуризации более 93% особо убыточных, неперспективных и опасных по горно-геологическим условиям предприятий прекратили добычу угля. Сегодня процесс их ликвидации находится в завершающей стадии.

На начало 1994 года в отрасли действовали 251 шахта и 80 разрезов. Производственная мощность предприятий на тот период составляла 371,1 млн тонн. Добыча угля в 1994 году составила 260,6 млн тонн.

К началу 2006 года на 203 предприятиях, в том числе 188 шахтах и 15 разрезах прекращена добыча угля и проводятся ликвидационные работы, из них на 180 технические работы завершены.

Из Единого государственного реестра юридических лиц исключены 49 угледобывающих организаций.

Разработан и выполняется комплекс мер по социальной защите работников ликвидируемых угольных организаций.

Численность работников, занятых в угольной отрасли, за весь период реструктуризации (1994-2005 годы) снизилась с 859,6 тыс.чел. (на начало 1994 года) до 225,4 тыс.чел. (на начало 2006 года), т.е. на 634,2 тыс.чел., в том числе с ликвидируемых особо убыточных и неперспективных организаций отрасли было уволено 173,7 тыс.чел. (или 27,4% от общего сокращения).

На финансирование мероприятий по социальной защите работников, высвобожденных с действующих и ликвидируемых организаций угольной промышленности в связи с их реструктуризацией, из средств государственной поддержки было направлено 2266,7 млн руб. для работников действующих организаций и 9977,9 млн руб. - для работников ликвидируемых организаций.

В ходе реформирования угольной отрасли происходила закономерная переориентация приоритетов государственной поддержки мероприятий по ее реструктуризации в сторону увеличения финансирования социально-значимых для углепромышленных территорий направлений.

Со второго полугодия 1996 года в 24 угледобывающих регионах и 78 шахтерских муниципальных образованиях реализуются программы местного развития и обеспечения занятости населения шахтерских городов и поселков. На реализацию этих программ за период 1996-2005 годов было направлено 8509,34 млн рублей бюджетных средств.

Основными итогами реструктуризации угольной промышленности явилось снижение нагрузки на федеральный бюджет в части финансирования угольной промышленности, снижение социальной напряженности в трудовых коллективах, в шахтерских городах и поселках, улучшение технико-экономических и финансовых показателей работы отрасли, а также условий труда рабочих, занятых на подземных работах, значительное обновление шахтного и карьерного фонда. Производительность труда за эти годы выросла почти в три раза и вышла на самый высокий уровень за всю историю существования угольной отрасли страны.

В настоящее время в России добычу угля ведут 97 шахт и 143 разреза, производственная мощность предприятий составляет 330,7 млн.тонн. В 2005 году было добыто 298,3 млн.тонн угля.

При всех "плюсах и минусах" проведенной реструктуризации, ясно, что она создала основы и для решения текущих проблем отрасли, и для определения перспектив ее развития. И, следовательно, назрела необходимость довести процессы реструктуризации до логического финала.

На III этапе предполагается завершить реструктуризацию угольной промышленности России.

Сегодня остаточные объемы средств из федерального бюджета необходимые на мероприятия по завершению реструктуризации угольной промышленности в 2006-2010 годах составляют с учетом инфляции 54,4 млрд.рублей.

II. Нормативно-правовые документы, регламентирующие проведение работ по завершению реструктуризации угольной промышленности


Нормативно-правовой основой разработки указанного комплекса мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности являются:

Федеральный закон от 20 июня 1996 года N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" (в редакции Федеральных законов от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и от 12 июня 2006 года N 84-ФЗ);

постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 года N 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования";

постановление Правительства Российской Федерации от 13 июля 2005 года N 428 "О порядке предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков";

постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2005 года N 402 "Об утверждении Правил возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2005 году организациями угольной промышленности в российских кредитных организациях на осуществление инвестиционных проектов";

распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 октября 2005 года N 1609-р;

приказ Минпромэнерго России от 4 апреля 2005 года N 76 "О порядке финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности";

приказ Минпромэнерго России от 11 ноября 2005 года N 301 "Об утверждении Методики определения норм выдачи бесплатного (пайкового) угля для бытовых нужд пенсионерам и другим категориям лиц, проживающих в угледобывающих регионах в домах с печным отоплением и имеющих право на его получение в соответствии с законодательством Российской Федерации (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2006 года peг. N 7432);

"Эталон проекта ликвидации шахты (разреза)", утвержденный приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 1 ноября 2001 года N 308;

протокол совещания у Председателя Правительства Российской Федерации М.Е.Фрадкова от 18 февраля 2006 года N МФ-П9-4пр "О мерах по завершению реструктуризации угольной промышленности России и перспективах ее развития".

III. Комплекс мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности в 2006-2010 годах

1. Мероприятия по завершению ликвидации организаций угольной промышленности


а) технические работы по ликвидации организаций угольной промышленности:

ликвидация последствий ведения горных работ (работы по ликвидации горных выработок и исключению доступа к ним, по демонтажу оборудования, сносу зданий и сооружений, рекультивации использованных земель и ликвидации иных экологических последствий ведения горных работ)

За период 1994-2005 годов протяженность ликвидированных выработок составила 4747 км, при этом засыпано 1150 вертикальных и наклонных стволов, возведено 4942 перемычки, ликвидировано 4342 скважины протяженностью 365,5 км, демонтировано 72 тыс.тонн подземного оборудования.

В 2006 году планируется завершить в основном ликвидацию всех горных выработок. Будут выполнены работы по ликвидации вертикальных и наклонных стволов, закладке горизонтальных горных выработок и скважин. Необходимые затраты составят 80,1 млн.рублей.

Горные выработки, в которых сегодня размещены насосные установки для откачки воды с ликвидированных шахт и ведется контроль за подъемом воды, будут погашены по мере завершения вышеуказанных работ, т.е. в 2010 году, для чего потребуется 324,4 млн.рублей (таблица 1.1)

Таблица 1.1

млн.рублей

Объем финанси-
рования по проектам ликвида-
ции

Фактичес-
кое освоение средств на 01.01.2006

Объем финанси-
рования, необходи-
мый для заверше-
ния реструкту-
ризации

в том числе:

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

Ликвидация горных выработок и исключение доступа к ним, демонтаж оборудова-
ния

1164,8

840,4

324,4

80,1

12,6

-

-

231,7


Работы по сносу зданий и сооружений на территории ликвидированных шахт и разрезов будут завершены в 2006-2007 годах. За это время планируется разобрать и снести около 600 зданий объемом 1500 тыс.куб.м (таблица 1.2).

Таблица 1.2

мл.рублей

Объем финанси-
рования по проектам ликвида-
ции

Фактичес-
кое освоение средств на 01.01.2006

Объем финанси-
рования, необходи-
мый для заверше-
ния реструкту-
ризации

в том числе:

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

Снос зданий и сооружений

1400,5

1043,8

356,7

345,9

10,8

-

-

-


В соответствии с утвержденными проектами ликвидации шахт и разрезов на работы по рекультивации использованных земель и ликвидации иных экологических последствий ведения горных работ было направлено 5081,2 млн.руб. Это позволило:

- построить, реконструировать, расширить и ввести в эксплуатацию 47 водоотливных комплексов из 60-ти, которые предусмотрены проектами на 56 шахтах;

- закончить строительство и расширение очистных сооружений на 4 шахтах;

- обеспечить защиту от загрязнения питьевых водоисточников и подтопления объектов поверхности на 22 шахтах и разрезах;

- потушить горящие отвалы и подземные пожары на 15 шахтах и разрезах;

- выполнить мероприятия по восстановлению подработанных объектов на 16 шахтах и разрезах;

- произвести рекультивацию 1420 гектаров нарушенных горными работами земель на 67 шахтах и разрезах (из них 950 гектаров переданы землевладельцам).

Остаточная стоимость работ составляет на 01.01.2006 согласно утвержденным проектам с учетом индексации 15753,4 млн.рублей (таблица 1.3).

Таблица 1.3

млн.рублей

Объем финанси-
рования по проектам ликвида-
ции

Фактичес-
кое освоение средств на 01.01.2006

Объем финанси-
рования, необходи-
мый для заверше-
ния реструкту-
ризации

в том числе:

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

Рекультива-
ция использован-
ных земель, ликвидация иных экологичес-
ких последствий ведения горных работ

20834,6

5081,2

15753,4

1026,4

1749,3

3226,3

4891,6

4859,7


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»