РЕКОМЕНДАЦИЯ N R (96) 6
КОМИТЕТА МИНИСТРОВ ГОСУДАРСТВАМ - ЧЛЕНАМ
СОВЕТА ЕВРОПЫ

По охране культурного наследия от незаконных действий

Принята
 Комитетом Министров
 19 июня 1996 года
 на 569-м заседании
 Комитета Министров
 на уровне заместителей



Комитет Министров, в соответствии со статьей 15.b Устава Совета Европы,

Считая, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами,

Принимая во внимание Европейскую культурную конвенцию, подписанную в Париже 19 декабря 1954 года;

Принимая во внимание Конвенцию об охране архитектурного наследия Европы, подписанную в Гранаде 3 октября 1985 года,

Принимая во внимание Европейскую культурную конвенцию об охране археологического наследия Европы (пересмотренную), подписанную на Мальте 16 января 1992 года;

Принимая во внимание Европейскую конвенцию о правонарушениях в отношении культурных ценностей, подписанную в Дельфи 23 июня 1985 года;

Принимая во внимание конвенции ЮНЕСКО о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, принятую в Гааге 14 мая 1954 года; о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности, принятую в Париже 14 ноября 1970 года; об охране всемирного культурного и природного наследия, принятую в Париже 16 ноября 1972 года;

Принимая во внимание конвенцию ЮНИДРУА об украденных или незаконно вывезенных культурных объектах, подписанную в Риме 24 июня 1995 года;

Принимая во внимание рекомендацию Комитета Министров Совета Европы N R (88) 5 о контроле за физическим разрушением архитектурного наследия и рекомендацию N R (93) 9 об охране архитектурного наследия от природных катастроф;

Признавая тот факт, что архитектурное наследие составляет незаменимое выражение богатства и разнообразия европейской культурной традиции;

Считая, что культурное наследие подвергается риску вследствие незаконных действий и халатности;

Подчеркивая тот факт, что настоящая рекомендация является профилактической по своей цели;

Будучи уверенными в том, что профилактика должна в первую очередь заниматься образованием и информированием собственников, специалистов и общественности по вопросам охраны и уважения культурного наследия, стимулированием междисциплинарного подхода к профилактике, используя все доступные людские, физические и электронные ресурсы;

Считая, что следует максимально снизить риск от незаконных действий посредством осуществления конкретных мер, в соответствии с планами объединяющих все доступные профилактические меры и посредством установления планов к действию в чрезвычайных ситуациях;

Считая, что следует вести деятельность на международном уровне, в особенности в отношении осуществления мер по борьбе с незаконной торговлей произведениями искусства и организованной преступностью;

Принимая во внимание деятельность других международных организаций, в частности Европейского Союза, ЮНИДРУА и Интерпола,

Рекомендует правительствам государств-членов принять во внимание принципы изложенные в Приложении к данной Рекомендации в процессе принятия любых законодательных, административных, финансовых, образовательных и других мер в рамках политики сохранения и охраны культурного наследия;

Поручает Генеральному Секретарю разослать текст данной рекомендации государствам, подписавшим Европейскую культурную конвенцию, но не являющимся членами Совета Европы.

Приложение
к Рекомендации N R(96)6

     

I. Объем и определения

1. Для целей данной рекомендации "культурное наследие" включает в себя все движимое и недвижимое имущество, которое в силу своей культурной ценности и значения должно быть сохранено и передано потомкам.

2. Термин "незаконное действие" относится к любым действиям, противоречащим правовым требованиям или запретам, призванным охранять культурное наследие в случаях намеренного или случайного совершения противоправных действий, в частности, независимо от того, являются ли эти действия подлежащими наказанию согласно уголовному праву.

3. "Риск" - оценка вероятности причинения ущерба или потери культурного наследия в результате совершения однократного или многократных незаконных действий.

4. "Анализ рисков" - систематическое исследование, позволяющее обозначить и оценить все риски, угрожающие культурному наследию.

     

II. Реализация

1. Анализ рисков должен применяться, в частности, в отношении тех объектов культурного наследия, которые должны включаться в особые списки в соответствии с положениями Гранадской Конвенции.

2. Собственники и ответственные за содержание указанных в списках объектов архитектурного наследия лица должны вызывать обеспокоенность за необходимость анализа риска.

3. Анализ рисков должен усилить профилактические меры, призванные исключить или, в конце концов, сократить последствия, связанные с мерами по уменьшению возникающего ущерба, если невозможно предотвратить риск.

4. Анализ риска и применение ответных и профилактических мер должны быть основаны на междисциплинарном подходе, включающем в себя сотрудничество между ответственными за культурное наследие лицами и специалистами служб безопасности. Им следует принять во внимание правильный контекст культурного наследия, уважать целостность строений и произведений искусства.

III. Методы анализа рисков в отношении незаконных действий

1. Формулировка планов по охране культурного наследия должна начинаться с систематического анализа рисков, включающего два этапа:

- обозначение рисков для каждого конкретного объекта,

- обозначение вероятности рисков и их последствий.

2. Расчет ущерба в результате каждого отдельного риска должна принимать во внимание следующие аспекты:

- вероятность осуществления риска,

- серьезность пагубных последствий риска.

3. Следует принять во внимание различные факторы, определяющие вероятность каждого отдельного незаконного действия:

- физические условия: тип соответствующего объекта наследия, тип здания (музей, собор и т.д.), местонахождение и его характеристики, существующие меры по охране и т.д.,

- условия использования здания (часы работы, число посетителей),

- историческая культурно-социальная и внутренняя финансовая ценность объекта наследия,

- социологические данные по вопросам частоты совершения незаконных действий: статистика правонарушений и т.д.,

- информация об оборудовании и специальных приемах и способах, авторов незаконных действий,

- работа публичных служб: место, важность, приоритеты и т.д.

4. а) согласно наиболее часто используемым методам анализа рисков каждое потенциальное незаконное действие должно быть классифицировано по шкале вероятности (очень низкая, низкая, средняя и высокая степень вероятности);

b) для того чтобы определить тяжесть последствий каждого отдельного незаконного действия необходимо оценить воздействие ущерба или потери с исторической, культурной и социальной точек зрения. Такое воздействие должно быть классифицировано по шкале тяжести (незначительная, значительная, очень значительная, катастрофическая степень тяжести).

5. Путем совмещения степени вероятности совершения незаконного действия и его степени тяжести (4.а, 4.b), риск может быть классифицирован по степеням риска (низкая, средняя, высокая, катастрофическая степень риска).

6. После определения степени риска междисциплинарная рабочая группа (включая ответственных за конкретный объект наследия лиц, служб безопасности: ФСБ, милиция, пожарная служба, представители публичных служб) должна определить необходимые меры охраны.

IV. Защитные стратегии в деле профилактики от совершения незаконных действий и
ответных мер на незаконные действия

1. Признаком эффективности политики безопасности является ее соответствие степени риска, которое определяется на основе анализа риска.

2. Политика безопасности по снижению риска совершения незаконных действий включает в себя:

- профилактические меры (профилактические планы), призванные сократить или по крайней мере снизить вероятность совершения риска,

- ответные меры (чрезвычайный план), призванные сократить размеры ущерба в результате каких-либо происшествий, тем самым обеспечить сохранность конкретного объекта наследия.

Цель применения данных мер - обозначить проблемы, попытаться предотвратить совершение незаконных действий и выявить случаи халатности.

3. Профилактический план должен включать в себя три дополнительных аспекта: организационные процедуры (маркировка и фотографирование, наблюдение и процедуры человеческого вмешательства, организация, ответственность за ключи и т.д.), физическая защита (усиленные двери, защитное стекло и витрины, сейфы) и электронное наблюдение (обнаружение, центр контроля, внутренняя радиосвязь, мониторинг, видеонаблюдение и т.д.).

4. Чрезвычайный план должен включать в себя все необходимые меры по снижению пагубных последствий вследствие незаконных действий с целью охраны культурного наследия. Такой план должен быть принят по инициативе органа, ответственного за культурное наследие, и должен включать в себя операционную часть (требующуюся техническую поддержку и ресурсы, необходимые в случае чрезвычайных ситуаций) и организационную часть (координация между различными ведомствами в случае чрезвычайных ситуаций: милиция, пожарная служба, команды спасателей произведений искусства и служб связи).

5. Как только данные планы будут приняты, необходимо проверить эффективность защитных мер с целью оценки соизмеримости уровня безопасности с риском и установления приемлемости риска.

6. Техническое оборудование должно содержаться в рабочем состоянии посредством регулярного ремонта и периодических проверок компетентными специалистами.

7. Люди, работающие в условиях чрезвычайной ситуации, должны быть информированы о содержании чрезвычайного плана. Следует проводить регулярные занятия по координации действий и в целях проверки их эффективности.

8. Эффективное управление рисками - это оптимизация финансовых, технических и людских ресурсов, основанное на хороших координации и связи между всеми заинтересованными ведомствами.

V. Обучение персонала и повышение сознательности общественности

1. Обучение специалистов, техников, владельцев и пользователей объектами, образующими часть наследия, должно концентрироваться на общих принципах управления рисками, равно как и на доступных методах и способах охраны культурного наследия.

2. Следует разрабатывать образовательные программы по вопросам культурного наследия для работы в школе и вне ее.

3. Следует поощрять международные и региональные обмены с целью повышения знаний специалистов по вопросам охраны культурного наследия от незаконных действий.

4. Следует повышать общественную сознательность в вопросах уважения культурного наследия и профилактики незаконных действий.



Текст документа сверен по:

Сборник правовых актов
Совета Европы о сохранении
культурного наследия.
Екатеринбург, 2001 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»