РЕКОМЕНДАЦИЯ N R (98) 5
КОМИТЕТА МИНИСТРОВ ГОСУДАРСТВАМ - ЧЛЕНАМ
СОВЕТА ЕВРОПЫ

В отношении обучения по вопросам наследия

Принята
 Комитетом Министров
 17 марта 1998 года
 на 623-м заседании
 на уровне заместителей



Комитет Министров в соответствии со статьей 15.b Устава Совета Европы,

Считая, что целью Совета Европы является достижение более тесного единства между его членами;

Принимая во внимание Европейскую культурную конвенцию, подписанную в Париже 19 декабря 1954 года;

Принимая во внимание Конвенцию об охране европейского архитектурного наследия, подписанную в Гранаде 3 октября 1985 года;

Принимая во внимание Европейскую конвенцию об охране археологического наследия (пересмотренную), подписанную на Мальте 16 января 1992 года;

Принимая во внимание декларацию глав государств и правительств государств - членов Совета Европы, подписанную в Вене 9 октября 1993 года;

Принимая во внимание его предыдущие рекомендации:

- о специальном обучении архитекторов, специалистов по городскому планированию, гражданских инженеров и дизайнеров по ландшафту (Рекомендация N R (80) 16);

- о современных языках (Рекомендация N R (82) 18);

- в отношении повышения европейского сознания в средних школах (Рекомендация N R (83) 4);

- о роли средних школ в подготовке детей к жизни (Рекомендация N R (83) 13);

- о подготовке учителей в системе образования для межкультурного понимания, особенно в контексте миграции (Рекомендация N R (84) 18);

- о помощи художественному творчеству (Рекомендация N R (85) 6);

- об обучении и изучении прав человека в школах (Рекомендация N R (85) 7);

- о роли музеев в образовании, информации и обучения по вопросам окружающей среды (Рекомендация N R (90) 18);

Принимая во внимание Резолюцию N 2 Второй конференции министров, ответственных за архитектурное наследие, о стимулировании архитектурного наследия в социо-культурной жизни в качестве фактора качества жизни (Гранада, 3-4 октября 1985 года);

Принимая во внимание Хельсинскую декларацию Четвертой конференции министров, ответственных за культурное наследие, о политическом измерении сохранения культурного наследия в Европе (30-31 мая 1996 года);

Принимая во внимание Резолюцию 18 Сессии Постоянной конференции европейских министров образования о стимулировании школьных связей и обменов в Европе (Мадрид, 23-24 марта 1994 года);

Принимая во внимание Рекомендацию 1111 (1989) Парламентской Ассамблеи Совета Европы о европейском измерении в образовании;

Считая, что одной из целей образования является обучение детей уважению различных культур, гражданства и демократии;

Помня о том, что культурное наследие состоит из культурных вкладов и взаимодействия из многих источников и периодов;

В свете уже осуществленной деятельности, основанной на наследии, среди прочих, уроки Европейского наследия;

Будучи убежденными, что развитие Европейской деятельности, основанной на наследии, требует инвестиций, мобильности и соответствующей подготовки для учителей и культурных работников;

Принимая во внимание выводы Брюссельского семинара (28-30 августа 1995 года) "Культурное наследие и его образовательное значение: фактор терпимости, гражданственности и социальной интеграции";

Утверждая, что образовательная деятельность в сфере наследия является идеальным способом придания смысла будущему, обеспечивая лучшее понимание прошлого;

Рекомендует государствам - членам Совета Европы принять соответствующие законодательные, регулятивные, административные, финансовые и другие меры для инициирования и развития образовательной деятельности по наследию и повышению осознания наследия среди детей и молодежи в соответствии с принципами, изложенными в приложении к данной рекомендации;

Поручает Генеральному Секретарю Совета Европы передать текст данной рекомендации государствам, не являющимся членами Совета Европы, но подписавшим Европейскую культурную конвенцию.

Приложение
к Рекомендации N R (98) 5

     

I. Рамки и определения



Для целей данной рекомендации:

i. "культурное наследие" включает в себя любой материальный и нематериальный след человеческого старания или любой след человеческой деятельности в природной среде;

ii. "образование по вопросам наследия" означает учебный подход, основанный на культурном наследии, объединяющий активные образовательные методы, межпрограммные подходы, партнерство между сферами образования и культуры, использование самых разнообразных средств коммуникации и выражения;

iii. специалисты "по культуре", "культурные" ассоциации или организации - являются в установленном порядке признанные специалистами, ассоциациями или организациями, работающими в сфере культуры и окружающей среды, от наследия до современного творчества;

iv. "уроки Европейского наследия" состоят из подхода к образованию по вопросам наследия, включая международные школьные обмены, основанные на общих проектах и темах, имеющих отношение к культурному наследию; они формируют часть учебного плана, но требуют внеклассных занятий; они позволяют молодежи на всех уровнях и во всех типах образовательных учреждений открыть богатство наследия в его контексте и охватить его общеевропейский характер.

II. Реализация образования по вопросам наследия


Образование по вопросам наследия, которое по своей природе является межпрограммным, должно реализовываться через различные школьные предметы на всех уровнях и во всех типах образовательных учреждений.

a. Организация

Инициативы, предпринятые школами, университетами, специалистами, ассоциациями по культурному наследию и их администрациями должны поощряться и поддерживаться постольку, поскольку они соответствуют определениям, указанным в Главе I.

Усилия культурных организаций и ассоциаций должны поддерживаться, среди прочего, путем учреждения центров, в которых проводятся уроки по наследию, а также следует поощрять участие специалистов по культуре.

Оценка результатов каждого действия должна проводиться партнерами и/ или соответствующими ведомствами, особенно на образовательном, культурном, организационном и финансовом уровнях.

b. Обучение

Обучение по наследию предполагает связь со школьными программами и соответствующую подготовку учителей.

Теоретические и практические учебные курсы должны, где возможно, организовываться и для учителей, и для специалистов по культуре.

Следует объяснять вопросы, связанные с образованием по вопросам наследия, лицам, работающим с наследием, и если возможно, проводить тренинги для работы с молодыми посетителями.

c. Административные меры

Следует предпринимать шаги на соответствующем административном уровне для того, чтобы предоставить возможность ученикам и учителям совершать поездки.

Следует принять благоприятные административные меры для учителей и персонала по культуре для того, чтобы они могли подготавливаться, реализовывать и продолжать в лучших возможных условиях образовательные проекты в отношении наследия и, в частности, уроки по наследию.

Следует стимулировать создание отделов по образованию в организациях по культуре.

d. Финансы

Вся молодежь, независимо от их семейного и финансового положения, должна иметь возможность принимать участие в образовательной деятельности по вопросам наследия.

Следует учредить партнерство на официальной основе между ведомствами, если возможно, то внутри существующих структур, которое также могло бы заниматься финансовыми аспектами.

Затраты на организацию занятий по Европейскому наследию (проезд, размещение и подготовка) должны оплачиваться, где возможно, по крайней мере частично за счет средств соответствующего ведомства.

Организаторам образовательной деятельности по вопросам наследия, если необходимо, следует оказывать помощь в разработке финансового плана, так как они не имеют профессиональной подготовки по финансовым вопросам.

III. Документация


В каждой стране следует стимулировать заинтересованные министерства и ведомства выпускать учебные материалы по вопросам наследия.

Образовательная деятельность по наследию должна иметь возможность использовать самые современные технологии информации и коммуникации.

Следует обеспечить обмен материалами и опытом, и лучшее многоуровневое распространение информации в отношении мест наследия и используемых образовательных подходов. Очень желательно учреждение и координация сетей в данной сфере.



Текст документа сверен по:

Сборник правовых актов
Совета Европы о сохранении
культурного наследия.
Екатеринбург, 2001 год



Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»