Вторая европейская Конференция Министров,
ответственных за архитектурное наследие

Гранада, 3-4 октября 1985 года

     
РЕЗОЛЮЦИИ КОНФЕРЕНЦИИ



Предисловие

Современный подход к вопросам сохранения становится совершенно необходимым ввиду последних событий в Европейском обществе, отмеченном различными тенденциями, которые, в некоторых случаях, могут представлять опасность для наследия, но которые, в то же время, необходимы для будущего развития.

Проведение и улучшение здоровой политики сохранения окружающей среды гарантируют, что архитектурное наследие, которое является важнейшим компонентом европейского архитектурного наследия, будут передано будущим поколениям.

Будущее наследия и те возможности, которые оно предоставляет для улучшения среды обитания человека, требуют процесса активного сохранения, который должен повлиять на все сферы социальной жизни и который требует творческих совместных усилий от всех граждан.

В претерпевающей изменения Европе, в настоящий момент подверженной политическим и экономическим кризисам, но, тем не менее, желающей передать свое уникальное послание о культуре и качестве жизни, Министры, ответственные за архитектурное наследие, договорились, на закрытии своей конференции, проведенной в Гранаде 3 и 4 октября 1985 года, принять приведенные ниже резолюции.

Резолюции

Преамбула

Европейские Министры, ответственные за архитектурное наследие, заседая в Гранаде 3 и 4 октября 1985 года,

Подтверждая свою веру в принципы, изложенные в:

- Европейской культурной конвенции (1954 год)

- Европейской хартии об архитектурном наследии (1975 год)

- Амстердамской декларации (1975 год)

- Европейской декларации о культурных целях, принятой 4-й Европейской Конференцией Министров, ответственных за вопросы культуры, заседавших в Берлине в 1984 году;

- Рекомендациях Парламентской Ассамблеи о культурном наследии и резолюциях Постоянной конференции местных и региональных властей Европы по тому же вопросу;

Выражая свою поддержку действиям, предпринятым со времени первой Конференции министров, ответственных за культурное наследие памятников и достопримечательностей, проводившейся в Брюсселе в 1969 году по инициативе Совета Европы;

Торжественно заявляя о своей поддержке принципов, изложенных в Конвенции об охране европейского архитектурного наследия, которая стала первым практическим результатом данного сотрудничества;

Считая, что каждая страна несет ответственность за охрану архитектурного наследия, находящегося на ее территории, независимо от его исторического, культурного или национального происхождения, и что сохранение подобного наследия является делом общеевропейской важности;

Провозглашая свое желание продолжать и расширять европейское сотрудничество в деле сохранения и укрепления европейского архитектурного исторического наследия;

Принимая во внимания доклады по трем темам конференции, представленные делегациями Министров, и меморандум, представленный Генеральным секретарем Совета Европы;

Принимают следующие резолюции:

Резолюция N 1

о реализации Конвенции об охране европейского архитектурного наследия

Европейские Министры, ответственные за архитектурное наследие, просят Комитет министров Совета Европы предложить правительствам государств - членов Совета Европы

A. предпринять необходимые меры, предусмотренные их соответствующими учреждениями, с целью скорейшей ратификации, принятия или одобрения Конвенции об охране европейского архитектурного наследия, открытой для подписания на Конференции Министров;

B. включить политические, юридические и административные принципы, изложенные в Конвенции об охране европейского архитектурного наследия, в свою политику по сохранению и развитию архитектурного наследия, прежде, чем данная конвенция вступит в силу.     

     

     

Резолюция N 2

о популяризации архитектурного наследия в социально-культурной жизни и в качестве фактора повышения качества жизни

Министры, ответственные за архитектурное наследие, просят Комитет Министров Совета Европы порекомендовать правительствам государств - членов Совета Европы

А. Принять настоящую широкую концепцию архитектурного наследия в свою политику по сохранению:

i. путем расширения категорий средств, предназначенных для охраны образцов народной, сельской, технической и промышленной архитектуры и архитектуры 19-го и 20-го веков вместе с их окружающей средой;

ii. поручая исследовать хронологические, качественные и типологические критерии, соответствующие данной широкой концепции, в европейском масштабе.

В. Разработать и укрепить принципы комплексного сохранения

i. путем выражения целей сохранять и развивать культурное наследие в национальной, региональной и местной политике по планированию и управлению природной средой и средой обитания человека;

ii. путем укрепления сотрудничества на всех уровнях между ведомствами, ответственными за сохранение и укрепление наследия, и ведомствами, ответственными за планирование и управление природной средой и средой обитания человека;

iii. путем стимулирования интеграции развития архитектурного наследия в общую культурную политику;

iv. делая упор на такой принцип, что сохранение и развитие культурного наследия должны быть основаны на активном участии граждан;

С. Развивать сознание общественности и доступ к наследию

- прививая знания и понимание культурного наследия через образовательные схемы в школе и вне школы;

- уделяя повышенное внимание историческому измерению окружающего нас мира в жизни и работе;

- поощряя людей принимать участие в сохранении и развитии своего местного наследия;

- оказывая поддержку собственникам памятников и достопримечательностей для открытия доступа публики к их собственности;

- используя все возможности для совмещения сохранения памятников и достопримечательностей с развитием связанных с ними культурных традиций;

- используя преимущества культурного наследия для развития туризма, особенно путем установления более сбалансированного потока туристов между регионами и создания новых центров туристического интереса, развивая забытые образцы искусства;

- используя современные средства массовой информации, аудиовизуальные средства и приемы рекламы;

D. Развить совместные усилия официальных властей, частных предприятий и общественных организаций

i. укрепляя сотрудничество между национальными, региональными и местными властями, разрабатывая совместно координируемые программы по сохранению;

ii. организуя местное сотрудничество между официальными властями, ассоциациями и гражданами, в виде практического выражения ответственности всей общественности для сохранения наследия;

iii. стимулируя частные и добровольные проекты, созданные с целью поддержания и управления наследием, при помощи юридических, финансовых и налоговых мер.

Резолюция N 3
     об экономическом влиянии политики по сохранению


Европейские Министры, ответственные за архитектурное наследие, просят Комитет Министров Совета Европы порекомендовать правительствам государств - членов Совета Европы

А. Разъяснять гражданам ценность общественных или частных инвестиций в наследие

Данная ценность принимает форму:

i. обратного эффекта, наблюдаемого во время низкого уровня занятости вследствие развития особо трудоемкой деятельности в отношении инвестированного капитала;

ii. экономии затрат на преодоление безработицы, благодаря сохранению существующих рабочих мест или созданию новых;

iii. различных внешних эффектов переменной длительности для центральных, региональных и местных правительственных бюджетов;

B. Определить, на основе результатов всестороннего экономического анализа, критерии отбора для разработки стратегий по сохранению, реконструкции и реставрации, одновременно с оценкой культурной ценности рассматриваемых объектов и стоимостью их сохранения;

C. Принять во внимание приоритет культурного критерия, разработать методы для правильной оценки экономического измерения наследия, тем самым, облегчая анализ:

i. экономической стоимости компонентов архитектурного наследия и деятельности по сохранению с одной стороны;

ii. прямых и косвенных выгод от содержания, реставрации и управления, а также ожидаемый доход, к примеру, от туризма;

iii. определяемого влияния наследия на всю экономическую инфраструктуру;

D. Следовать соответствующей информационной и образовательной политике для того, чтобы экономические группы и общественность осознали тот факт, что средства, выделяемые на наследие, являются продуктивной инвестицией, и указать разницу между очевидной стоимостью сохранения и ее действительной стоимостью, а также все вытекающие отсюда выгоды;

Е. Развивать активную политику публичных заказов и финансовых инициатив для сохранения архитектурного наследия

а. с целью стимулирования:

i. существования и расширения фирм, поддерживаемых рабочую силу и материалы, гарантирующие сохранение традиционных навыков и умений, необходимых для физического сохранения наследия;

ii. открытия перспектив для карьерного роста в сфере физического труда, сохранение которого среди безработных желательно как с точки зрения и экономики, так и с точки зрения возможностей для самореализации;

iii. развития архитектурного наследия как части программ для экономического оздоровления проблемных регионов;

iv. развитие культурной индустрии для стимулирования интереса к историческим памятникам и создания рабочих мест в сфере услуг и туризма;

b. при помощи следующих средств:

i. постоянного и растущего числа заказов на реставрационные работы со стороны органов центрального и местного управления;

ii. активной политики, в случае необходимости, поиска новых видов использования для старых зданий, как части жилищной политики и схем общественного благоустройства, до тех пор, пока такая политика сопоставима с архитектурой рассматриваемых зданий;

iii. общественной финансовой помощи частным собственникам на содержание, ремонт и реставрационные работы посредством, например, низкопроцентных ссуд, грантов, налоговых льгот и оборотных средств, особое внимание в данном контексте уделяется необходимости разработки программ недорого стоящего жилья вместо старых жилых зданий.

     Резолюция N 4

о физическом сохранении архитектурного наследия и необходимости борьбы с загрязнением окружающей среды

Европейские Министры, ответственные за архитектурное наследие, осознавая тот факт, что ухудшение состояния памятников вследствие неблагоприятного воздействия загрязнения окружающей среды, а в частности кислотных дождей, становится все более серьезным по степени и размаху,

/. Просят Комитет Министров Совета Европы предложить правительствам государств - членов Совета Европы

A. интенсифицировать усилия по значительному сокращению выбросов всех вредных загрязнителей в соответствии с принципами международных договоров в данной сфере;

B. стимулировать научные исследования в соответствующих странах для определения эффективных способов устранения или нейтрализации рассматриваемых вредных загрязнителей, с целью:

i. составления списка результатов исследований разрушения естественных материалов под воздействием загрязнения окружающей среды, укрепления и сохранения каменной кладки;

ii. определения недостатков в исследованиях и инициирование дополнительных программ исследований;

iii. подписания соглашений между компетентными учреждениями с целью избежания ненужного дублирования работы;

iv. централизации результатов исследований в информационных центрах, которые достаточно доступны и могут предоставлять информацию различным заинтересованным профессиональным кругам;

С. гарантировать доступность специалистов по сохранению

i. посредством организации междисциплинарных научных курсов по загрязнению окружающей среды, разрушению материалов и сохранению;

ii. посредством предоставления необходимых средств для выполнения персоналом своих обязанностей;

//. Рекомендуют Комитету Министров Совета Европы:

А. содействовать международным и междисциплинарным обменам в данной сфере, предпочтительно путем организации встреч экспертов под эгидой Совета Европы, а также путем поиска сотрудничества и координации с другими международными организациями, с целью определения совместной стратегии по борьбе с разрушением материалов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»