• Текст документа
  • Статус
0 %
Начинаю
Завершаю

Проект N 347961-4


Вносится Правительством Российской Федерации


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации
в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки,
 находящиеся в государственной или муниципальной собственности

Статья 1

Внести в Бюджетный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2004, N 34, ст.3535; 2005, N 52, ст.5572) следующие изменения:

1) абзац шестой статьи 57 дополнить словами ", а также плата за снятие ограничения прав на землю, запрещающего реконструкцию и строительство на земельном участке, по нормативу 100 процентов";

2) статью 62 дополнить абзацем следующего содержания:

"В бюджеты поселений, городских округов с численностью населения свыше 3 миллионов человек, за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, подлежит зачислению плата за снятие ограничения прав на землю, запрещающего реконструкцию и строительство на земельном участке, по нормативу 100 процентов.".

Статья 2


Внести в Земельный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст.4147; 2003, N 27, ст.2700; 2004, N 27, ст.2711; N 41, ст.3993; N 52, ст.5276; 2005, N 1, ст.15 и 17; N 10, ст.763; N 30, ст.3122 и 3128; 2006, N 1, ст.17; N 27, ст.2881) следующие изменения:

1) абзац второй пункта 2 статьи 7 после слов "процедур согласования" дополнить словами ", если иное не установлено федеральными законами";

2) пункт 3 статьи 20 изложить в следующей редакции:

"3. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее до введения в действие настоящего Кодекса у граждан, а также юридических лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, сохраняется.";

3) в статье 22:

а) второе предложение пункта 4 после слов "Общие начала определения арендной платы" дополнить словами ", предельные размеры арендной платы";

б) первое предложение пункта 5 после слов "при условии его уведомления, если" дополнить словами "настоящим Кодексом, федеральными законами или";

в) в пункте 9:

в первом предложении слова "на срок более чем пять лет" исключить, слова "в пунктах 4 и 5" заменить словами "в пунктах 5 и 6", слова "без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления" заменить словами "с согласия арендодателя (в письменной форме)";

дополнить абзацем следующего содержания:

"Переход прав и обязанностей по договору аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не занятых зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности арендатора, внесение прав по такому договору аренды в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив, а также передача указанных прав в залог не допускаются.";

4) в статье 36:

а) в абзаце втором пункта 1 слова "Исключительное право" заменить словами "Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право";

б) дополнить пунктом 1_1 следующего содержания:

"1_1. Если иное не установлено федеральными законами, покупателями земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по цене, установленной Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", могут являться граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, в том числе реконструированных или возведенных на месте разрушенных или снесенных зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, в случае, если право частной собственности указанных лиц или предыдущих собственников объектов недвижимого имущества возникло вследствие их отчуждения из государственной или муниципальной собственности. Иные граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут приобрести земельные участки по кадастровой стоимости земельных участков.";

в) абзац первый пункта 3 дополнить словами ", с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение, установленного порядка пользования земельным участком";

г) пункт 5 дополнить абзацами следующего содержания:

"К заявлению прилагаются документы, удостоверяющие личность гражданина или подтверждающие государственную регистрацию юридического лица, документы, подтверждающие государственную регистрацию прав на здания, строения и сооружения (либо на доли в них), а при их отсутствии - документы, устанавливающие или удостоверяющие право собственности на эти объекты недвижимого имущества или определяющие порядок пользования земельным участком (при наличии долевой собственности на здания, строения, сооружения), изданные органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции, в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания.

В удовлетворении заявления о приобретении прав на земельный участок может быть отказано в случаях, если:

с заявлением о приобретении прав на земельный участок обратилось ненадлежащее лицо;

не представлены документы, необходимые для приобретения прав на земельный участок;

представленные документы свидетельствуют об отсутствии у заявителя прав на приобретение земельного участка в соответствии с настоящим Кодексом.";

д) в пункте 6 слова "в двухнедельный срок" заменить словами "в месячный срок";

5) в статье 56:

а) пункт 2 дополнить подпунктом 3_1 следующего содержания:

"3_1 запрет на осуществление реконструкции и строительства на земельном участке, устанавливаемый законами субъектов Российской Федерации в городских округах, поселениях с численностью населения свыше 3 миллионов человек при предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации;";

б) дополнить пунктом 8 следующего содержания:

"8. За снятие ограничения прав на землю, предусмотренного подпунктом 3_1 пункта 2 настоящей статьи, может взиматься плата, устанавливаемая законами субъектов Российской Федерации в городских округах, поселениях с численностью населения свыше 3 миллионов человек, в размере не более 80 процентов кадастровой стоимости земельного участка.".

Статья 3


Внести в Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4148; 2003, N 28, ст. 2875; N 50, ст. 4846; 2004, N 41, ст. 3993; 2005, N 1, ст. 17; N 25, ст. 2425; 2006, N 1, ст. 3 и 17; N 17, ст.1782; N 27, ст.2881) следующие изменения:

1) статью 2 изложить в следующей редакции:



"Статья 2

1. При приобретении земельных участков лицами, указанными в пункте 1_1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, цена таких земельных участков устанавливается законами субъектов Российской Федерации в пределах не более:

20 процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городских округах, поселениях с численностью населения свыше 3 миллионов человек;

2,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

До установления цены земельного участка законами субъектов Российской Федерации применяется наибольшее значение цены земельного участка, указанное для соответствующей местности.

2. Иные лица приобретают права на земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении, за плату, установленную законами субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

3. Оплата приобретаемого земельного участка производится единовременно до регистрации перехода права собственности на земельный участок.

4. В городских округах, поселениях с численностью населения свыше 3 миллионов человек одновременно с заключением договора купли-продажи земельных участков исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливают ограничение прав на землю, запрещающее реконструкцию и строительство на соответствующем земельном участке (далее - ограничение прав на землю), если соответствующим субъектом Российской Федерации был принят закон о введении платы за снятие ограничения прав на землю.

Ограничение прав на землю не распространяется на реконструкцию объектов капитального строительства, указанных в части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая осуществляется в целях приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции, а также на реконструкцию и строительство на земельном участке, которые не приводят к изменению вида разрешенного использования земельного участка.

Ограничение прав на землю может быть снято в любой момент по заявлению собственника земельного участка при условии внесения им платы за снятие ограничения прав на землю, устанавливаемой в соответствии с пунктом 8 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации.

Заявление о снятии ограничения прав на землю подается собственником земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, которым было принято решение об установлении ограничения прав на землю. На основании указанного заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления направляет собственнику извещение о сумме платы за снятие ограничения прав на землю и кадастровой стоимости земельного участка.

После предоставления собственником документа, подтверждающего внесение платы за снятие ограничения прав на землю, орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает в месячный срок решение о снятии ограничения прав на землю.

5. Земельные участки, использование которых до приведения в соответствие с градостроительным регламентом запрещено, не подлежат продаже.";

2) абзац второй пункта 2 статьи 3 изложить в следующей редакции:

"Годовая арендная плата за использование указанных земельных участков определяется на основании пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а до разграничения государственной собственности на землю - нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в размере:

не выше 2 процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;

не выше размера земельного налога, установленного для земель сельскохозяйственного назначения, при аренде земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения;

земельного налога при аренде земельных участков, отнесенных к землям, ограниченным в обороте.".

Статья 4


Внести в Федеральный закон от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 4, ст. 251; 2006, N 17, ст.1782) следующие изменения:

1) пункт 3 статьи 11 изложить в следующей редакции:

"3. Стоимость земельных участков принимается равной кадастровой стоимости земельных участков в случае создания открытого акционерного общества путем преобразования унитарного предприятия.

В иных случаях стоимость земельных участков принимается равной рыночной стоимости земельных участков, определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.";

2) в статье 28:

а) пункт 7 изложить в следующей редакции:

"7. Предоставление земельных участков собственникам зданий, строений, сооружений в аренду или в собственность осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены земельным законодательством.";

б) в абзаце втором пункта 8 слова "сельскохозяйственного назначения," исключить.

Статья 5


Статью 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1) изложить в следующей редакции:



"Статья 7.1. Самовольное занятие или неправомерное
использование земельного участка

1. Самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, в том числе выданных до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

2. Невыполнение требований о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком влечет наложение административного штрафа на юридических лиц и граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в размере от двухсот до тысячи минимальных размеров оплаты труда.".

Статья 6

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования.

2. Статья 5 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2008 года.


Президент
Российской Федерации
В.Путин


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты
 Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав
 на земельные участки, находящиеся в государственной
или муниципальной собственности"


Для создания рынка недвижимости, развития ипотеки, упорядочения земельных и гражданских правоотношений необходимо обеспечить переход от права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками к праву собственности и праву аренды.

Статьей 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что юридические лица обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды либо приобрести их в собственность по своему желанию до 1 января 2008 г.

В настоящее время выкуп земельных участков регулируется статьей 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и статьей 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", которые предусматривают, что субъектом Российской Федерации устанавливается цена земли в поселениях с численностью населения:

свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;

от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;

до 500 тысяч человек, а также за пределами черты поселений - в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (на начало текущего календарного года).

С момента вступления в силу Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" число переоформленных с права постоянного (бессрочного) пользования земельных участков составляет менее 25% от общего числа земельных участков, которые могут быть переоформлены. При этом наблюдается снижение объемов выкупа федеральных земель под объектами недвижимости, находящимися в частной собственности. Так, по участкам, занятым приватизированными предприятиями, в 2001 году был приватизирован 731 земельный участок общей площадью 2161 га, в 2002 году - 3039 земельных участков общей площадью 45815 га, в 2003 году - 2476 земельных участков общей площадью 11522 га, в 2004 году - 987 земельных участков общей площадью 4502 га.

Одной из основных причин, по которым выкуп земельных участков осуществляется низкими темпами, является высокий уровень выкупных цен. Для большинства предприятий приватизация земельных ресурсов по установленным ценам означает изъятие порядка 20-40% чистой прибыли.

В целях снижения выкупных цен за землю законопроектом предлагается установить, что цена выкупа определяется субъектами Российской Федерации в пределах не более:

20% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в поселениях с численностью населения свыше 3 миллионов человек;

2,5% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

Законопроектом предполагается предоставить право приобретения земельных участков по указанным выше ценам исключительно собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках, право частной собственности на которые возникло в силу их отчуждения из государственной или муниципальной собственности по следующим основаниям.

В настоящее время в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования.

В то же время основная масса предприятий была приватизирована до вступления в силу Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".

Нормативными правовыми актами, действовавшими до вступления в силу Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", не предусматривалось одновременное отчуждение земельных участков, занимаемых приватизируемыми зданиями, строениями и сооружениями, лицам, приобретающим такое имущество.

Таким образом, законопроектом предлагается уравнять в правах лиц, приватизировавших здания, строения, сооружения до вступления в силу Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", и лиц, приватизировавших и приватизирующих здания, строения, сооружения, в соответствии с данным законом. При этом цена выкупа земельного участка, предлагаемая законопроектом, будет распространяться на весь земельный участок, предоставленный при приватизации зданий, строений, сооружений, независимо от наличия или отсутствия на нем вновь возведенных строений.

Право приобрести земельный участок в собственность на условиях, предусмотренных законопроектом, не распространяется на тех собственников недвижимости, которым земельные участки изначально предоставлялись в аренду для строительства. Такие собственники недвижимости будут приобретать соответствующие земельные участки по их кадастровой стоимости.

Выбор кадастровой стоимости в качестве базы для расчета выкупных цен и арендных платежей обусловлен тем, что в настоящее время это единственный показатель, максимально приближенный к рыночной стоимости земли и рассчитанный для всей территории России. Работы по государственной кадастровой оценке земель завершены в 2005 году.

В части определения размеров арендной платы законопроектом предлагается установить, что при переоформлении прав на земельные участки размер годовой арендной платы за такие земельные участки определяется собственником земельного участка в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности до ее разграничения - нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в размере, не превышающем 2% кадастровой стоимости. Кроме того, размер арендной платы за земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, должен будет устанавливаться не выше размеров земельного налога, а за земельные участки, расположенные на землях, ограниченных в обороте, - в размере земельного налога.

В целях ограничения спекуляции приватизированными земельными участками в крупных городах законопроект предусматривает механизм изъятия в бюджет спекулятивного дохода. Законопроектом устанавливается возможность введения ограничения прав на землю, запрещающего реконструкцию и строительство на соответствующем земельном участке, в поселениях, городских округах с численностью населения свыше трех миллионов человек, и плата за снятие указанного ограничения.

Законопроектом предусмотрено, что ограничение прав на землю, запрещающее реконструкцию и строительство на соответствующем земельном участке, не распространяется на случаи реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которая осуществляется в целях приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции, а также на случаи реконструкции и строительства на земельном участке, которые не приводят к изменению вида разрешенного использования земельного участка.

Законопроектом вносятся изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части установления порядка зачисления платы за снятие ограничения прав на землю, запрещающего реконструкцию и строительство на земельном участке, в бюджеты поселений, городских округов с численностью населения свыше трех миллионов человек.

В целях комплексного решения вопроса о переоформлении прав на земельные участки законопроектом вносится ряд необходимых изменений в другие законодательные акты, в том числе в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за невыполнение требования о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.



Текст документа сверен по:
рассылка

О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности

Название документа: О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности

Номер документа: 347961-4

Вид документа: Проект Федерального закона

Принявший орган: Государственная Дума

Опубликован: Документ опубликован не был
Дата принятия: 24 июля 2007

Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах