• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Действующий


Федеральная таможенная служба
СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ПИСЬМО

от 28 июля 2006 года N 12-01-14/15956


О направлении разъяснений



Ваше обращение от 16.06.2006 N 06-20/8774 рассмотрено правовой службой СЗТУ.

1. В соответствии с п.1 статьи 283 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ) в отношении товаров, временно ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации иностранными физическими лицами, предоставляется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, если эти товары ввозятся исключительно для личного пользования этими лицами на период их временного пребывания на таможенной территории РФ.

Согласно указанной норме условиями полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввозимых товаров иностранными физическими лицами, являются следующие:

- товары ввозятся исключительно для личного пользования, т.е. предназначены для личных, семейных, домашних и иных нужд физического лица, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Предназначение товаров устанавливается таможенным органом исходя из заявления физического лица о перемещаемых товарах, их характера и количества, частоты перемещения через таможенную границу Российской Федерации;

- срок временного ввоза товаров ограничен сроком временного пребывания иностранного физического лица, осуществившего их ввоз, на таможенной территории РФ.

В соответствии с п.10 Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.2003 N 718, в случае, если товары не вывозятся за пределы таможенной территории РФ иностранными физическими лицами по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины и налоги в соответствии с указанным Положением.

В то же время в соответствии с п.4 Положения без уплаты таможенных пошлин, налогов физические лица могут ввозить в сопровождаемом и несопровождаемом багаже товары (за исключением транспортных средств), общая стоимость которых не превышает 65 тыс.рублей и общий вес которых не превышает 35 килограммов.

В соответствии с п.2 ст.337 ТК РФ обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не представляется, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов пеней и процентов составляет менее 20 тыс.рублей, также в случаях, когда таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, не будут выполнены.

Таким образом, рассматривая в совокупности указанные положения закона, можно сделать вывод о том, что таможенный орган вправе требовать обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов только в случае, если предполагает, что обязательства по вывозу товара с таможенной территории РФ лицом не будут выполнены.

При этом необходимо учесть, что при письменном декларировании временно ввозимых товаров освобождение от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление предоставляется в связи с освобождением товаров от уплаты таможенных пошлин, налогов (статья 357_9 ТК РФ).

В случае, если товары не вывозятся за пределы таможенной территории РФ по истечении установленного срока, в соответствии с Положением о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования, утвержденным постановлением Правительства от 29.11.2003 N 718 в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги. В связи с этим основание для освобождения от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление, предусмотренное статьей 357_9 ТК РФ, утрачивает свое действие.

Исходя из вышеизложенного, а также положений пункта 1 статьи 338 ТК РФ, в размер обеспечения уплаты таможенных платежей необходимо включать сумму таможенных сборов за таможенное оформление товаров.

2. Порядок таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами для личного пользования, осуществляется в соответствии с Положением о порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.11.2003 N 715.

Указанное Положение не раскрывает понятие "следование через таможенную границу РФ", но в то же время напрямую связывает перемещение товаров через таможенную границу РФ в несопровождаемом багаже с моментом пересечения лицом таможенной границы РФ.

В соответствии с п.21 указанного Положения физические лица при следовании через таможенную границу РФ указывают сведения о наличии несопровождаемого багажа в соответствующей графе пассажирской таможенной декларации.

Декларирование товаров, перемещаемых физическим лицом в несопровождаемом багаже, производится им путем подачи в таможенный орган заявления либо грузовой таможенной декларации в случае декларирования товаров иным лицом (пункт 22 Положения).

При декларировании товаров декларант представляет:

- пассажирскую таможенную декларацию, возвращенную физическому лицу при его следовании через таможенную границу РФ;

- документы, подтверждающие факт приобретения и стоимость декларируемых товаров;

- транспортные (перевозочные) документы;

- документы, право на предусмотренные законодательством РФ льготы по уплате таможенных пошлин, налогов, в том числе подтверждающие временный ввоз (вывоз) товаров физическим лицом, а также подтверждающие признание в установленном порядке физического лица беженцем, вынужденным переселенцем либо переселяющимся на постоянное место жительства;

- другие документы и сведения, представление которых в соответствии с законодательством РФ необходимо при перемещении через таможенную границу РФ товаров физическим лицом для личного пользования, в том числе подтверждающие предназначение товаров;

- другие документы в соответствии с п.22 Положения.

Таким образом, несмотря на то, что срок, в течение которого лицо может перемещать несопровождаемый багаж, законодательством не ограничен, обстоятельства перемещения товаров через таможенную границу РФ следует рассматривать в их совокупности, а именно: цель поездки лица, наличие в таможенной декларации, оформляемой при въезде на таможенную территорию РФ, отметок о следовании несопровождаемого багажа и т.д.

3. В соответствии с п.1 ст.131 ТК РФ при декларировании товаров наряду с прочими указанными в данной статье документами предоставляются документы, подтверждающие происхождение товаров, в случаях, предусмотренных статьей 37 Таможенного кодекса РФ.

Однако положения пункта 2 статьи 37 ТК РФ говорят о том, что вне зависимости от положений пункта 1 указанной статьи представление документа, подтверждающего страну происхождения товаров, в ряде случаев не требуется. Так, подтверждающие страну происхождения товара документы не требуются, если товары перемещаются через таможенную границу физическими лицами в соответствии с главой 23 Таможенного кодекса РФ.

Указанная глава Таможенного кодекса РФ определяет порядок перемещения товаров, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц.

Таким образом, в случае перемещения физическими лицами товаров для личных нужд таможенный орган не вправе требовать подтверждения страны происхождения товаров.

4. В соответствии с пунктом 6 Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.11.2003 N 718. При перемещении товаров (за исключением транспортных средств) физическими лицами для личного пользования применяются ставки таможенных пошлин, налогов, установленные общим порядком и условиями тарифного регулирования и налогообложения, предусмотренными для участников внешнеэкономической деятельности. Указанные товары облагаются совокупным таможенным платежом в ряде случаев, в том числе в случае, если товары (за исключением товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях) пересылаются в адрес физического лица, не следующего через таможенную границу Российской Федерации.

Данная норма корреспондирует с положениями пункта 4 приказа ГТК РФ от 11.12.2003 N 1440 "О мерах по реализации постановления Правительства РФ от 29.11.2003 N 718".

Понятие и порядок перемещения товаров в международных почтовых отправлениях регламентирован положениями главы 24 ТК РФ.

Таким образом, в случае пересылки товаров в адрес физического лица, не следующего через таможенную границу РФ, применяется общий порядок и условия тарифного регулирования и налогообложения, предусмотренные для участников ВЭД.

5. В соответствии с п.2 Положения о порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.11.2003 N 715, под товарами, перемещаемыми физическими лицами в несопровождаемом багаже понимаются товары, предназначенные для личного пользования физическими лицами, следующими через государственную границу РФ, перемещаемыми через государственную границу РФ перевозчиками по договорам перевозки (по багажной квитанции, накладной, коносаменту), заключенным с физическими лицами, и предъявляемые таможенному органу перевозчиками, т.е. место и (или) время прибытия указанных товаров на таможенную территорию Российской Федерации либо убытия с этой территории не совпадают с местом и (или временем) фактического пересечения физическими лицами государственной границы Российской Федерации).

В соответствии с п.22 указанного Положения при декларировании товаров, перемещаемых физическим лицом в несопровождаемом багаже, декларант представляет наряду с указанными в данном пункте документами сведения, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимо при перемещении через таможенную границу РФ товаров для личного пользования, в том числе подтверждающие предназначение товаров. Таможенная декларация, возвращенная физическому лицу при его следовании через таможенную границу РФ, при вывозе товаров не предоставляется.

На основании указанных норм, в целях избежания необоснованного освобождения от уплаты таможенных платежей и налогов таможенный орган вправе потребовать от физического лица представления документов, подтверждающих предназначение товаров, а также подтверждающих право на предусмотренные законодательством РФ льготы по уплате таможенных пошлин, налогов.

ВРИО заместителя
начальника управления -
начальника правовой службы
подполковник таможенной службы
А.П.Васильев



Текст документа сверен по:
рассылка

О направлении разъяснений

Название документа: О направлении разъяснений

Номер документа: 12-01-14/15956

Вид документа: Письмо СЗТУ России

Принявший орган: СЗТУ РФ

Статус: Действующий

Опубликован: Документ опубликован не был
Дата принятия: 28 июля 2006

Дата начала действия: 28 июля 2006
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах