Министерство юстиции Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ПИСЬМО

от 6 апреля 2006 года N 10/1-835


Об основных итогах контрольно-ревизионной работы в 2005 году



В 2005 году Главной контрольно-ревизионной инспекцией ФСИН России (далее - ГКРИ) запланированы и проведены 61 документальная ревизия в органах и учреждениях УИС, 18 ревизий пенсионного обеспечения. Кроме того, по поручению руководства ФСИН России силами ГКРИ были осуществлены 16 внеплановых проверок.

Несмотря на проводимую руководством ФСИН России постоянную профилактическую работу, направленную на сокращение и недопущение финансовых нарушений в осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, в отдельных органах и учреждениях УИС продолжают иметь место типичные нарушения и недостатки, основными причинами которых можно считать:

слабый уровень организации планирования расходов бюджетных средств;

отсутствие надлежащего контроля за экономичным и целесообразным использованием выделенных бюджетных и иных ассигнований, в том числе просчеты в организации работы внутрипроверочных комиссий;

нарушения действующего законодательства, регулирующего оплату труда;

нарушения действующих положений по ведению и организации бухгалтерского учета, авансовой дисциплины и кассовых операций, в том числе формальный подход к проведению инвентаризаций;

просчеты в кадровой расстановке сотрудников, допущенных к исполнению своих функциональных обязанностей без наличия соответствующего образования и опыта работы;

недостаточный уровень проведения экономического анализа по вопросам организации финансово-хозяйственной деятельности.

Как показал анализ контрольно-ревизионной работы, проведенной в 2005 году, значительная часть допущенных нарушений и недостатков являлась типичной для ряда подразделений УИС.

1. Из общей суммы выявленных ревизиями и проверками ГКРИ нарушений в финансово-хозяйственной деятельности территориальных органов УИС более 31% составляет использование бюджетных ассигнований на цели, не предусмотренные бюджетной росписью.

Наибольшие суммы финансовых нарушений были установлены в ГУФСИН, УФСИН России по Республике Бурятия - более 34,5 млн.рублей, Удмуртской Республике - более 10,4 млн.рублей, Чеченской Республике - более 7,8 млн.рублей, Ямало-Ненецкому автономному округу - более 5,4 млн.рублей, Псковской - более 5,3 млн.рублей, Ульяновской - более 7,2 млн.рублей, Сахалинской - более 10,9 млн.рублей областям; МЦИТО ГУФСИН России по Волгоградской области - более 2,7 млн.рублей, Кировском филиале Академии права и управления ФСИН России - более 1,9 млн.рублей.

2. Недостаточное внимание уделялось вопросам организации планирования бюджетных ассигнований, выделяемых по соответствующим статьям классификации территориальным органам и учреждениям УИС, в результате чего значительные суммы неиспользованных денежных средств были возвращены в бюджет.

Отсутствие надлежащего контроля со стороны должностных лиц Дальневосточного юридического колледжа ФСИН России за рациональным использованием бюджетных ассигнований, упущения в организации планирования предстоящих расходов привели к тому, что за 2003-2004 годы в федеральный бюджет было возвращено более 6,5 млн.рублей.

Аналогичные нарушения имели место и в Кировском филиале Академии права и управления ФСИН России. В результате чего за период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2004 года было возвращено в бюджет более 2,7 млн.рублей.

3. Ослабление роли экономического анализа и контроля в вопросах организации внебюджетной и производственной деятельности явились причинами необоснованных расходов на сумму более 18,1 млн.рублей, произведенных рядом территориальных органов УИС. За счет бюджетной сметы УИС осуществлялась оплата затрат для нужд внебюджетного и производственного секторов.

Фактическое потребление электроэнергии бюджетной деятельностью, зафиксированное в журнале учета учреждения ИК-3 ГУФСИН России по Новосибирской области, не соответствовало показаниям, указанным в счетах на оплату электроэнергии. Расхождение между фактическими показаниями счетчиков и выставленными счетами свидетельствовало о том, что за счет средств федерального бюджета частично оплачивалась электроэнергия, потребленная другими видами деятельности и сторонними потребителями. Отвлечения средств федерального бюджета составили более 1 млн.рублей.

В нарушение требований указания ГУИН Минюста России от 22 августа 2000 года N 18/18/2-231 в учреждениях УФСИН России по Камчатской области в стоимость услуг по выпуску тепловой энергии для бюджетной деятельности закладывалась рентабельность до 81%. В результате чего дополнительные расходы средств федерального бюджета составили более 2,1 млн.рублей.

Проверкой коммунальных расходов в ИК-2 УФСИН России по Липецкой области установлено, что в проверяемом периоде учреждение за счет бюджетных средств наряду с собственными расходами оплачивало и относило на расчеты с предприятием и сторонними организациями стоимость электроэнергии и газа. Восстановление расходов федерального бюджета не производилось. Отвлечение бюджетных средств за 2003-2004 годы составило более 1,4 млн.рублей. Кроме того, согласно данным бухгалтерского учета со стороны потребителей теплоэнергии имелась дебиторская задолженность в сумме более 1,7 млн.рублей.

Аналогичные нарушения имели место в УФСИН России по Сахалинской области на сумму более 9,4 млн.рублей.

4. В результате принятия отдельными учреждениями и органами УИС обязательств, превышающих лимиты бюджетного финансирования, образовались значительные суммы несанкционированной кредиторской задолженности.

Наибольшие суммы несанкционированной кредиторской задолженности были установлены в Дальневосточном юридическом колледже ФСИН России - более 7,2 млн.рублей, УФСИН России по Сахалинской области - более 12,6 млн.рублей.

5. В ряде случаев осуществлялось приобретение товарно-материальных ценностей для нужд УИС по ценам, превышающим среднерегиональные и рекомендованные ФСИН России. Сумма причиненного ущерба смете УИС за 2005 год составила более 9,7 млн.рублей.

Согласно контракту от 5 февраля 2004 года N 108 ГК, заключенному в 2004 году УФСИН России по Владимирской области с ООО "Инжспецснаб" (г.Москва), были поставлены сантехнические изделия на сумму 1747,8 тыс.рублей. В ходе сравнительного анализа цен на аналогичную продукцию, действующих на момент совершения хозяйственной операции в г.Владимире, установлено завышение цены на сумму более 180 тыс.рублей.

При осуществлении капитального ремонта административного здания УФСИН России по Камчатской области осуществлена закупка оконных блоков из ПВХ по ценам выше среднерегиональных. В результате нерациональный расход бюджетных средств составил более 140 тыс.рублей.

В УФСИН России по Сахалинской области без проведения конкурса (запроса котировок) заключались договоры на приобретение товаров, работ, услуг за счет бюджетных средств на сумму 717,8 тыс.рублей. Как показал сравнительный анализ цен, действующих на период совершения хозяйственных операций, цены были завышены более чем на 300 тыс.рублей.

6. Многочисленные нарушения по вопросам начисления и выплаты денежного довольствия и заработной платы, ставшие возможными из-за низкого уровня знаний действующего законодательства, а также невыполнения должностными лицами требований нормативных правовых актов, регулирующих вопросы заработной платы и денежного довольствия сотрудников УИС в 2005 году, привели к переплатам и недоплатам на сумму более 11,1 млн.рублей.

Наибольшие суммы переплат, недоплат и неположенных выплат были выявлены в ГУФСИН, УФСИН России по Чеченской Республике - более 210 тыс.рублей, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - более 1110 тыс.рублей, Камчатской - более 280 тыс.рублей, Липецкой - более 80 тыс.рублей, Омской - более 130 тыс.рублей, Сахалинской - более 2003 тыс.рублей областям, в Дальневосточном юридическом колледже ФСИН России - более 370 тыс.рублей.

7. Ведение бухгалтерского учета в ряде территориальных органов и учреждений УИС не в полной мере отвечало требованиям нормативно-правовой базы.

В нарушение требований п.16.1 приказа Минюста России от 28 сентября 2001 года N 276 в Дальневосточном юридическом колледже ФСИН России за счет бюджетных средств производились текущий и капитальный ремонты зданий, не входящих в состав основных средств, числящихся по бюджетному балансу учреждения. В результате чего за период с 1 января 2001 по 1 июля 2005 года было необоснованно использовано на ремонт учебных корпусов N 1 и 2 более 6,7 млн.рублей. Кроме того, допускались случаи нарушений требований приказов Минфина России от 30 декабря 1999 года N 107н и Минюста России от 31 октября 2001 года N 192 в части организации получения и ведения бухгалтерского учета поступившей гуманитарной помощи. В результате чего не были оприходованы безвозмездно поступившие строительные материалы на общую сумму 1028,5 тыс.рублей.

В нарушение требований п.7 ст.161 Бюджетного кодекса Российской Федерации ГУФСИН России по Новосибирской области осуществляло финансирование подведомственных ему учреждений путем выдачи денежных средств из кассы. Так, за 2004 год структурным подразделениям было выдано более 3,4 млн.рублей.

В ходе проверки достоверности данных дебиторской и кредиторской задолженности сводного бухгалтерского отчета по бюджетной деятельности ГУФСИН России по Республике Башкортостан с данными балансов подразделений установлено, что по состоянию на 1 января 2005 года по данным сводного баланса дебиторская задолженность составляла 1071,7 тыс.рублей, а свод данных по подразделениям - 13095,5 тыс.рублей. Таким образом, сокрытая дебиторская задолженность по сводному балансу ГУФСИН России по Республике Башкортостан на указанную дату составила более 12 млн.рублей.

Списание ценных подарков в УФСИН России по Липецкой области осуществлялось с нарушениями требований Федерального закона от 21 ноября 1999 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Так, в ведомостях на выдачу ценных подарков, закупленных в 2004-2005 годах, отсутствовали росписи получателей на сумму более 60 тыс.рублей (телевизор "Sony KV-14CT1K" стоимостью 7,7 тыс.рублей, DVD-проигрыватель, микрофон стоимостью 3,6 тыс.рублей и т.д.). Кроме того, на сумму 8,8 тыс.рублей акты на списание ценных подарков вообще не составлялись.

В нарушение требований Гражданского кодекса Российской Федерации и приказа Минфина России от 30 декабря 1999 года N 107н в ряде территориальных органов УИС не проводилась работа по своевременному истребованию дебиторской задолженности. В результате чего без оформления установленных первичных оправдательных документов списывались значительные суммы бюджетных ассигнований: в УФСИН России по Липецкой - более 1,2 млн.рублей, Сахалинской - более 3,2 млн.рублей областям.

8. Нарушения и недостатки в организации и ведении договорно-претензионной работы привели к нерациональным расходам по смете УИС на сумму более 18 млн.рублей.

В декабре 2004 года УФСИН России по Камчатской области были перечислены денежные средства ООО "Эрминэ" за каменный уголь в количестве 1322,2 тонны на сумму 2380 тыс.рублей для нужд учреждения ИК-5. При этом с данной коммерческой организацией был заключен договор ответственного хранения. Проверкой наличия каменного угля, находящегося на ответственном хранении у ООО "Эрминэ", выявлена недостача в количестве 311,2 тонны на общую сумму 560,2 тыс.рублей.

В учреждении ИК-15 УФСИН России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре при заключении договора от 24 августа 2004 года N СНГ-0934/34 на приобретение нефти с ОАО "Самотлорнефтегаз" с учетом дополнительного соглашения установлена цена 3600 рублей за тонну. Фактически нефть приобреталась по цене 4080 рублей за тонну. Нерациональное использование бюджетных средств составило 107,2 тыс.рублей.

Согласно договору о совместной деятельности от 24 февраля 2004 года N 352, заключенному между учреждением ИК-4 УФСИН России по Липецкой области и ООО "Сибирь - плюс", предполагалось, что участие сторон в разработке земельного участка и совместном сельскохозяйственном производстве должно было воплотиться в получение 2,6 т мяса и 60 т фуражного ячменя. При этом сумма контракта не оговаривалась. Договорные обязательства в настоящее время со стороны ООО "Сибирь - плюс" не выполнены. Ущерб смете УИС составил более 300 тыс.рублей.

В нарушение условий договора от 22 ноября 2004 года N 159 на поставку лесопродукции с ООО "Юси" УФСИН России по Кировской области принимались претензии по недостаче от третьих лиц, являющихся покупателями у ООО "Юси" (фабрика Каукопяяв, АО "СТОРАЭНСО" Финляндия). В результате чего необоснованно было списано 691,6 куб.м лесопродукции на сумму 284,3 тыс.рублей. Кроме того, осуществлялось списание недостач и брака за поставку недоброкачественной продукции без выезда представителей к заказчикам. В результате чего было необоснованно списано лесопродукции в количестве 564,2 куб.м на общую сумму более 330 тыс.рублей.

9. Ввиду ослабления контроля за своевременным оприходованием, учетом, хранением и списанием материальных ценностей со стороны должностных лиц проверяемых подразделений УИС ревизиями и проверками были выявлены излишки, недостачи и утраты товарно-материальных ценностей (далее - ТМЦ) на сумму более 60 млн.рублей.

Наибольшие нарушения были установлены в ГУФСИН, УФСИН России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - более 3132 тыс.рублей, Брянской - более 420 тыс.рублей, Камчатской - более 830 тыс.рублей, Кировской - на сумму более 420 тыс.рублей, Сахалинской - на сумму более 3340 тыс.рублей областям.

10. Продолжают иметь место нарушения порядка обеспечения сотрудников УИС жильем.

Начальником финансово-экономического отдела Кировского филиала Академии права и управления ФСИН России полковником внутренней службы Л.П.Момотюком без приказа и решения жилищно-бытовой комиссии были перечислены денежные средства на открытый счет А.В.Колеватому в Сбербанке России в сумме 241 тыс.рублей, который не нуждался в улучшении жилищных условий, а следовательно, и в оказанной материальной помощи.

В УФСИН России по Камчатской области для пенсионера М.Ф.Гусева по долевому участию в строительстве жилого дома была приобретена трехкомнатная квартира стоимостью 1000 тыс.рублей. При этом документы, подтверждающие право на улучшение жилищных условий, отсутствовали. Кроме того, М.Ф.Гусев проживал в двухкомнатной квартире, принадлежащей на правах собственности его жене Н.В.Гусевой.

В УФСИН России по Брянской области имел место факт необоснованной выдачи государственного жилищного сертификата пенсионеру УИС В.И.Солодухиной на общую сумму 381 тыс.рублей, которая являлась главным квартиросъемщиком трехкомнатной квартиры в г.Брянске.

Сотруднику УФСИН России по Кировской области полковнику внутренней службы Н.Д.Лакину была выделена двухкомнатная квартира в г.Кирове общей площадью 59,85 кв.м на одного человека, что превысило социальную норму на 16,85 кв.м. Нерациональный расход бюджетных ассигнований составил более 260 тыс.рублей.

11. Установлены факты нарушений в порядке эксплуатации и использования автотранспортных средств, основными из которых являлись: списание запасных частей на ремонт автомобильного транспорта без составления дефектных ведомостей и актов установки, нарушения в порядке ведения путевых листов, учета аккумуляторов и автопокрышек, завышение норм расхода ГСМ, перепробег, бездокументальное списание денежных средств на ремонт автотранспорта. Указанные нарушения и недостатки в 2005 году выявлены на сумму более 1250 тыс.рублей.

Наибольшие суммы финансовых нарушений были установлены в ГУФСИН, УФСИН России по Камчатской - более 200 тыс.рублей, Новосибирской - более 150 тыс.рублей областям, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - более 340 тыс.рублей, Дальневосточном юридическом колледже ФСИН России - более 170 тыс.рублей, Управлении организации торговли, производства и поставок продовольствия ФСИН России - более 420 тыс.рублей.

12. В 2005 году недостаточно внимания уделялось и вопросам организации капитального строительства и капитального ремонта объектов УИС, что привело к значительным финансовым нарушениям.

Невыполнение требований приказа Минюста России от 28 сентября 2001 года N 276 в части составления актов приема выполненных работ, а также осуществления списания строительных материалов явилось причиной завышений сметной стоимости строительства в Кировском филиале Академии права и управления ФСИН России на сумму 196,4 тыс.рублей.

В УФСИН России по Чеченской Республике при выполнении ремонтно-восстановительных работ объектов допущено завышение стоимости строительства на сумму 810,9 тыс.рублей, которое сложилось в результате разницы в стоимости фактически выполненных работ и затрат, предъявленных в актах подрядной организацией.

В результате необоснованного применения коэффициента зимнего удорожания при производстве строительных и ремонтных работ в УФСИН России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, производимых в летние месяцы года, излишне израсходовано 488,2 тыс.рублей.

УФСИН России по Псковской области при выборочной проверке соответствия фактически выполненных и оплаченных работ согласно форме N 2 по устройству мансардного этажа установлено завышение объемов выполненных работ по капитальному ремонту на сумму 452,9 тыс.рублей.

По итогам проведенных ГКРИ ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности органов и учреждений УИС издано 47 приказов и 18 заключений ФСИН России.

Кроме того, руководством территориальных органов и учреждений УИС по результатам проведенных ревизий (проверок) было издано 137 приказов, 680 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, 209 человек - к материальной ответственности.

Следует отметить, что в ряде территориальных органов УИС, несмотря на неоднократные указания о возмещении причиненного ущерба, до настоящего времени не принято исчерпывающих мер. В результате не устранены финансовые нарушения, выявленные ГКРИ ФСИН России в 2005 году, в ГУФСИН, УФСИН России по Республике Башкортостан (сумма невозмещенного ущерба - 989,6 тыс.рублей), Республике Северная Осетия - Алания (сумма невозмещенного ущерба - 1843,3 тыс.рублей), Липецкой (сумма невозмещенного ущерба - 80,5 тыс.рублей), Псковской (сумма невозмешенного ущерба - 106,8 тыс.рублей) областям, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (сумма невозмещенного ущерба - 5278,1 тыс.рублей).

На основании вышеизложенного, в целях совершенствования ведомственного финансового контроля, укрепления финансовой дисциплины, недопущения указанных нарушений в финансово-хозяйственной деятельности территориальных органов УИС

требую:


Довести содержание данного письма до всех сотрудников финансово-экономических, бухгалтерских, тыловых, юридических и ревизионных служб;

провести анализ вышеуказанных недостатков, указать на их недопустимость и необходимость усиления предварительного и последующего финансового контроля за искоренением и профилактикой подобных финансовых нарушений сотрудникам экономических, тыловых, бухгалтерских, юридических и ревизионных служб;

незамедлительно принять исчерпывающие меры по восстановлению причиненного смете УИС ущерба, выявленного в ходе ревизий (проверок);

организовать ежегодные ревизии финансово-хозяйственной деятельности управлений территориальных органов ФСИН России силами подчиненных ревизионных служб;

взять под личный контроль вопросы целевого использования бюджетных ассигнований и товарно-материальных ценностей, поступающих в территориальный орган УИС в порядке централизованного снабжения, процесс возмещения причиненного ущерба виновными лицами, а также выполнение предложений по актам ревизий и проверок, проведенных ГКРИ;

при проведении ревизий особое внимание обращать на рациональный и обоснованный расход топливно-энергетических ресурсов в соответствии с установленными нормативами;

для исключения случаев приобретения товарно-материальных ценностей по завышенным ценам проводить ежеквартальный анализ цен;

ежеквартально проводить анализ дебиторской и кредиторской задолженностей;

в связи с многочисленными нарушениями и недостатками, выявленными в ходе ревизий (проверок), провести обучение сотрудников бухгалтерских служб по направлениям деятельности;

о принятых мерах сообщить в ГКРИ ФСИН России до 1 мая 2006 года по установленной форме.

Директор
государственный советник
юстиции 1 класса
Ю.И.Калинин




Текст документа сверен по:

Ведомости уголовно-
исполнительной системы,
N 6, 2006 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»