• Текст документа
  • Статус
Действующий

РЕКОМЕНДАЦИЯ N R (97) 19
КОМИТЕТА МИНИСТРОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ
ГОСУДАРСТВАМ-ЧЛЕНАМ


     
Об изображении насилия в электронных средствах информации



Принята
Комитетом Министров
30 октября 1997 года
на 670-м заседании
Представителей Министров



Комитет Министров согласно статье 15.b Устава Совета Европы,

считая, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием;

вновь указывая на свою приверженность основному праву на свободу выражения мнения, гарантированному Статьей 10 Конвенции о защите прав и основных свобод, и принципам свободного движения информации и идей, и независимости средств информации, выраженным, в частности, в его Декларации о свободе выражения мнения и информации от 29 апреля 1982 года;

принимая во внимание международный размах ничем не оправданного изображения насилия и соответствующие положения Европейской Конвенции о трансграничном телевидении (1989) (European Convention on Transfrontier Television);

напоминая, что на 4-й Европейской конференции министров по вопросам политики в области средств массовой информации (Прага, 7-8 декабря 1994 года) министры, ответственные за политику в области средств информации, предложили Комитету Министров Совета Европы План действий, содержащий стратегии для поддержки средств информации в демократическом обществе, в котором они просили Комитет Министров "подготовить, в тесном сотрудничестве с профессионалами в области средств информации и распорядительными органами, возможные принципы относительно изображения насилия в средствах информации";

напоминая, что осуществление свободы выражения мнения относится к долгу и обязанностям, которые должны принимать во внимание профессионалы в области средств информации, и что она может быть правомерно ограничена ради поддержания баланса между осуществлением этого права и уважением других основных прав, свобод и интересов, охраняемых Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод;

выражая озабоченность общим увеличением изображения насилия в электронных средствах информации, что делает его вопросом, имеющим большое общественное значение;

напоминая, что насилие не может рассматриваться в качестве приемлемого средства при разрешении конфликтов любого рода, включая межличностные конфликты;

отмечая, вместе с тем, что насилие является частью каждодневной реальности общества, и что право общественности получать информацию также включает в себя и право получать информацию о различных проявлениях насилия;

отмечая, что существует множество способов изображения насилия в средствах информации, соответственно в разных контекстах, от информации до развлечения, и подобного рода насилие, особенно в последнем случае, иногда превращается в банальность или даже прославляется для привлечения большого количества публики;

отмечая также, что, невзирая на провозглашенную цель, насилие иногда изображается в электронных средствах информации в неуместном виде, никоим образом не оправдываемом контекстом, достигая неприемлемого бесчеловечного и унижающего достоинство уровней, равно как и совершенно чрезмерных масштабов;

осознавая, что это может наносить вред физическому, психическому или моральному развитию общества, особенно молодых людей, вызывая, например, нечувствительность к страданию, чувства незащищенности и недоверия;

отмечая, что не все лица, стоящие во главе различных электронных средств информации, воспринимают увеличение изображения насилия как проблему;

считая, что экономические причины, выдвигаемые некоторыми лицами, стоящими во главе электронных средств информации, не могут извинять ничем не оправданного изображения насилия;

будучи убежденным в том, что различные части общества должны предполагать свои обязанности в том, что касается изображения насилия в электронных средствах информации;

будучи убежденным также, что все профессионалы в области электронных средств информации должны предполагать свои обязанности, и что они находятся в наилучшей позиции для понимания вопроса о ничем не оправданном изображении насилия; и приветствуя уже предпринятые некоторыми профессионалами и частями общества действия,

рекомендует Правительствам государств-членов:

а) привлекать внимание профессионалов в области электронных средств информации, распорядительные органы в этой сфере, властей в сфере образования и общественность в целом к отправным политическим началам, представленным в прилагаемых основополагающих принципах;

b) предпринять конкретные меры для их осуществления;

с) обеспечить всеми соответствующими средствами знание этих принципов всеми заинтересованными лицами и органами и поощрять их общее обсуждение;

d) следить за эффективным применением этих принципов в своих внутренних правовых системах путем надзора,

Поручает Генеральному Секретарю Совета Европы передать эту Рекомендацию Правительствам тех государств - участников Европейской Конвенции о культурном сотрудничестве (European Cultural Convention), которые не являются членами Совета Европы.

Сфера действия


Настоящая Рекомендация касается ничем не оправданного изображения насилия в различных электронных средствах информации на национальном и трансграничном уровнях. Характер отсутствия оправдания должен оцениваться с учетом параметров, указанных в приложении к настоящей Рекомендации.

Понятия и термины


Для целей настоящей Рекомендации:

а) "ничем не оправданное изображение насилия" означает распространение сообщений, слов и изображений, содержащих насилие или символизирующих насилие, которое занимает первостепенное положение, и при этом не находит оправдывающих обстоятельств в контексте;

b) "электронные средства информации" означает услуги теле- и радиовещания, такие услуги, как видео по заказу, Интернет, интерактивное телевидение и т.д., и продукты, такие, как, видеоигры, компакт-диски и т.д., за исключением частных средств связи, которые не доступны для общественности;

с) "ответственные за содержание" означает физических и юридических лиц, отвечающих за содержание сообщений, слов и изображений, которые доступны общественности с помощью различных электронных средств информации.

Основополагающие принципы

N 1. Общие начала


Статья 10 Европейской Конвенции о защите прав человека в толковании, содержащемся в прецедентном праве Европейского Суда по правам человека, должна составлять общие юридические начала при обращении к вопросам, касающимся изображения насилия в электронных средствах информации.

Свобода выражения мнения также включает, в общем, право передавать и получать информацию и идеи, которые представляют собой изображение насилия. Вместе с тем, некоторые формы изображения насилия, не имеющие оправдывающих обстоятельств, могут быть ограничены на законном основании, принимая во внимание долг и обязанности, которые несет с собой свобода выражения мнения. Такое вмешательство в свободу выражения мнения должно осуществляться в соответствии с законом и быть необходимым в демократическом обществе.

Более конкретно меры, предпринятые против неоправданного изображения насилия в электронных средствах информации, могут правомерно служить целям поддержания уважения человеческого достоинства и защите уязвимых групп, таких, как дети и подростки, физическому, психическому или моральному развитию которых может быть причинен вред подобным изображением насилия.

N 2. Обязанности и способы действия негосударственных лиц


Ответственные за содержание

Государства-члены должны признавать и принимать во внимание, что, прежде всего, именно ответственные за содержание принимают на себя долг и обязанности, которые являются следствием осуществления свободы выражения мнения, поскольку они несут основную ответственность за содержание сообщений, слов и изображений, которые распространяют. В частности, на операторов электронных средств информации ложатся определенные обязанности, когда они принимают решение о распространении сообщений, слов и изображений, демонстрирующих насилие, учитывая потенциально вредные последствия, которые они оказывают на общественность, особенно молодежь, равно как и общество в целом.

Эти обязанности профессионалы в сфере средств информации принимали на себя различными способами, в зависимости от вида электронного средства информации, в том числе:

I) обеспечивая, путем соответствующих средств, чтобы общественность заблаговременно была достаточно осведомлена о сообщениях, словах и изображениях, содержащих насилие, которое они делают доступным;

II) путем принятия отраслевых кодексов поведения, которые уточняют конкретные обязанности при осуществлении деятельности в профессиональных отраслях, имеющих отношение к делу;

III) путем принятия внутренних основополагающих принципов, включая стандарты для оценки содержания, предлагаемого различными предпринимательскими структурами в сфере электронных средств информации;

IV) путем принятия как на отраслевом уровне, так и внутри отдельных предпринимательских структур в сфере электронных средств информации подходящих консультационных и контрольных механизмов для мониторинга реализации стандартов саморегулирования;

V) путем учета стандартов саморегулирования в контрактах с представителями других отраслей, такими, как производители аудиовизуальной продукции, изготовители видеоигр, рекламные агентства и т.д.;

VI) путем регулярных контактов и обмена информацией с национальными распорядительными органами, а равно как и с органами саморегулирования, в других странах.

Различные части общества

Государства-члены должны признавать и принимать во внимание, что различные части общества несут определенные обязанности в своих собственных сферах деятельности. Они могут принимать эти обязанности различными способами, в том числе путем установления контактов с ответственными за содержание, в частности, с помощью разъяснительных кампаний; оказывая содействие и обеспечивая образование в сфере средств информации; оказывая содействие или предпринимая научные исследования по вопросам изображения насилия и т.д.

Что касается доступа к электронным средствам информации и их использования детьми и подростками дома и в школе, а также уважая их понимание сообщений, слов и изображений, содержащих насилие, которые передаются этими электронными средствами, то на родителей возложена особая ответственность.

Они могут принимать эту ответственность различными способами, в том числе:

I) развивая и поддерживая критическое отношение к неоправданному изображению насилия;

II) используя электронные средства информации сознательно и избирательно, а также требуя качественных продуктов и услуг;

III) стимулируя и детей, и подростков к формированию критического отношения, например, посредством обучения в области средств информации в семье и в школах;

IV) изучая пути ограничения доступа детей и подростков к насилию, изображаемому в электронных средствах информации, когда это, возможно, причинит вред физическому, психическому или моральному развитию последних.

N 3. Обязанности и способы действия государств-членов


Государства-члены несут общую ответственность, inter alia, за благосостояние своего населения, за защиту прав человека и поддержание уважения человеческого достоинства. Вместе с тем, что касается неоправданного изображения насилия в электронных средствах информации, государства-члены несут только дополнительную ответственность, поскольку основная ответственность ложится на лиц, ответственных за содержание.

Национальная политика в области средств информации

Государства-члены должны принять глобальный подход, который не ограничен лицами, ответственными за содержание, но обращаться в целом к заинтересованным профессиональным группам и частям общества.

Этот подход, где это возможно, должен быть нацелен на:

I) поощрение создания независимых распорядительных органов для различных электронных средств информации. Эти органы должны быть наделены соответствующей компетенцией и средствами для регулирования вопросов изображения насилия на национальном уровне;

II) создание условий для потребителей электронных средств информации, как национальных, так и зарубежных, которые критикуют насилие, содержащиеся в некоторых услугах и продуктах, для подачи жалобы в распорядительный орган или другой компетентный национальный орган;

III) включение среди условий выдачи лицензии для вещателей некоторых обязательств, касающихся изображения насилия, сопровождаемых разубеждающими мерами административного характера, такими, как отказ в продлении лицензии при несоблюдении этих обязательств;

IV) создание методов для облегчения распределения обязанностей между ответственными за содержание и общественностью (предупреждения, "водораздел");

V) повышение осведомленности профессионалов в области электронных средств информации о проблемах, связанных с неоправданным изображением насилия и вызываемом этим общественном беспокойстве;

VI) поощрение исследований по вопросам изображения насилия в электронных средствах информации, в частности о тенденциях в различных средствах информации, и изысканий о влиянии, которое оказывает изображение насилия на общественность.

Международное сотрудничество

В дополнение к существующим собственным международным обязательствам и видам деятельности, осуществляемой в рамках Совета Европы, государства-члены должны сотрудничать на двусторонней и многосторонней основах, равно как и в рамках компетентных международных организаций, принимая во внимание развитие политики в отношении сопутствующих проблем, в частности, международное измерение неоправданного изображения насилия в электронных средствах информации.

В этом отношении они должны облегчать обмен информацией и сотрудничество между компетентными распорядительными органами, в частности, что касается классификации содержания и разбирательства любых жалоб, поданных из-за рубежа.

Юридические меры

В случае если ответственные за содержание информации участвуют в неоправданном изображении насилия, которое грубо оскорбляет человеческое достоинство или которое из-за своего бесчеловечного и унижающего достоинство характера причиняет вред физическому, психическому или моральному развитию общества, особенно молодых людей, государства-члены должны эффективно применять в отношении них соответствующие гражданские, уголовные или административные санкции.

Государствам-членам, которые пока не являются сторонами Европейской Конвенции о трансграничном телевидении (1989) (European Convention on Transfrontier Television), предлагается присоединиться к этому документу. Все государства, которые являются сторонами Конвенции, должны обеспечить ее эффективное применение, в частности, что касается положений об изображении насилия, и регулярно оценивать ее эффективность. Государствам-членам также предлагается сделать соответствующие дальнейшие шаги после Рекомендации R (89) 7 Комитета Министров о принципах распространения видеограмм, содержащих насилие, жестокость или порнографию (Recommendation No. R (89) 7 on principles on the distribution of videograms having violent, brutal or pornographic content).

Поощрение не содержащих насилия программ, услуг и продуктов

В частности, в рамках различных национальных и европейских программ поддержки производства и распространения аудиовизуальных работ, и в тесном сотрудничестве с европейскими органами и заинтересованными профессиональными кругами государства-члены должны поощрять принцип отсутствия насилия в программах, услугах и продуктах, которые отражают культурное разнообразие и богатство стран Европы.

N 4. Общая обязанность относительно образования в области электронных средств информации


Государства должны рассматривать образование в области электронных средств информации как общую обязанность между ответственными за содержание и различными частями общества. Такое образование представляет собой самый подходящий способ помощи общественности, особенно молодежи, в формировании критического отношения к различным формам изображения насилия в этих средствах информации, и способ осуществления выбора на основании информации.

Приложение. Параметры, которые необходимо принимать во внимание при решении вопроса о том, является ли изображение насилия оправданным (неоправданным)

Приложение
к Рекомендации N R (97) 19



При оценке конкретных случаев изображения насилия в электронных средствах информации могут существовать различные точки зрения относительно того, является ли оно оправданным (неоправданным). Такое разнообразие подходов зависит, в частности, от различных обязанностей лиц или учреждений, которые занимаются подобной оценкой (вещатели, родители, рекламодатели, органы саморегулирования, распорядительные органы, суды и т.д.). Это разнообразие также проявляется и в изложенных ниже параметрах.

Не претендуя на исчерпывающий характер, приведенная таблица сводит воедино ряд элементов (например, вид программы - документальная (детская) программа - время показа, возможность свободного или условного доступа и т.д.), которые следует принимать во внимание при определении того, является ли в конкретном случае изображение насилия в электронных средствах информации оправданным контекстом. Таким образом, демонстрация подлинных изображений резни может быть оправдана в контексте телевизионных информационных программ, но не оправдана в контексте интерактивной видеоигры и т.д.

Обществен-
ность и ее доступ к электронным средствам информации

Виды программ

Изображаемые акты насилия

Контекст изображения насилия

Форма изображения насилия

1

2

3

4

5

Телевидение

Телевизионные программы

Физическое насилие

Информация

Реалистичное

Свободный доступ (незашифро-
ваны)

Новости

Сексуальное насилие

Образование

Натуралистичное

Платный доступ (зашифрова-
ны)

Текущие события (аналити-
ческие)

Психологическое насилие

Разъяснительные мероприятия (благотворитель-
ность)

Гедонистическое

"Профессио-
нальный" доступ

Документаль-
ные и научные программы

Словесное насилие

Выражение творчества

Эстетическое

(платное медицинское телевидение)

Реальные шоу

Словесное насилие

Развлечение

Агрессивное

Интерактив-
ное телевидение

Легкие развлечения, музыка, видеоклипы

Неявное насилие

Общественная критика, ирония, юмор

Необработанные материалы

(например, для видеоигр, компакт-дисков и Интернета)

Игры-шоу, обсуждения и т.д.

Угрозы

Привлечение аудитории (сенсационность)

Изображение и оценочные (комментирую-
щие) суждения

Эфирное время (эфирное время для детей (лучшее эфирное время), эфирное время после водораздела)

Спорт

Акты насилия сами по себе (например, физическая агрессия)

Непреднамерен-
ность

Позитивное (негативное) насилие, совершаемое героем, антигероем

Другие

Религия

Только результаты насилия (например, травмы или смерть, имущественный вред)

Интернет

Программы для детей

Акты насилия и их результаты

Видео

Художествен-
ные произведения (художествен-
ные фильмы, театральные постановки)

свободный доступ

Реклама, телемагазины

условный доступ (фильмы для взрослых)

Анонсы передач

Радиопрограм-мы

Новости

Текущие события

Легкие развлечения, музыка

Спорт

Религия

Молодежь

Реклама

Другие

Видеокассеты, отрывки из фильмов

Видеоигры

Мультимедиа




Текст документа сверен по:
Совет Европы и Россия.
Сборник документов - М.: Издательство
"Юридическая литература",
2004 год

Об изображении насилия в электронных средствах информации

Название документа: Об изображении насилия в электронных средствах информации

Номер документа: R(97)19

Вид документа: Рекомендация Комитета министров Совета Европы

Принявший орган: Комитет министров Совета Европы

Статус: Действующий

Опубликован: Совет Европы и Россия. Сборник документов - М.: Издательство "Юридическая литература", 2004 год
Дата принятия: 30 октября 1997

Дата начала действия: 30 октября 1997
Этот документ входит в профессиональные справочные системы «Техэксперт»
Узнать больше о системах