РЕКОМЕНДАЦИЯ N R (93) 1
КОМИТЕТA МИНИСТРОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ
ГОСУДАРСТВАМ-ЧЛЕНАМ

     

Об эффективном доступе к праву и правосудию
малообеспеченных слоев населения

_______________

При принятии данной Рекомендации и в соответствии со статьей 10.2.с Правил процедуры заседаний Представителей Министров Представителем Австрии было принято заявление о праве Правительства Австрии выполнять или не выполнять Рекомендацию.

Принята
Комитетом Министров
8 января 1993 года
на 484-м заседании
Представителей Министров



Комитет Министров, согласно положениям статьи 15.b Устава Совета Европы,

напоминая, что в соответствии с Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод государства-члены заявили о своей приверженности правам человека и основным свободам;

ссылаясь на Резолюцию (76) 5 о юридической помощи в гражданских, коммерческих и административных вопросах и Резолюцию (78) 8 о юридической помощи и консультациях, Рекомендацию N R (81) 7 Комитета Министров государствам-членам о мерах содействия доступу к правосудию и Резолюции Организации Объединенных Наций по правам человека и крайней нищете, в частности, Резолюцию 46/121 Генеральной Ассамблеи от 17 декабря 1991 года и Резолюцию 1992/11 Комиссии по правам человека от 18 февраля 1992 года, а также на исследование, подготовленное Международным движением АТД - четвертый мир и озаглавленное "На пути к общедоступному правосудию: механизм правовой помощи и некоторые местные инициативы с точки зрения семей, страдающих от крайней нищеты" (Н (92) 2);

будучи озабочен положением беднейших слоев населения, т.е. лиц, особо нуждающихся, маргинализированных или исключенных из общества в экономическом, социальном и культурном отношениях;

считая, что крайняя нищета по-прежнему лишает мужчин и женщин возможности практически осуществлять права человека, которые должны обеспечиваться без каких бы то ни было различий в соответствии со Статьей 14 Европейской Конвенции о правах человека;

будучи убежден, что усилия по расширению доступа к закону и правосудию будут полностью эффективными только как часть всеобъемлющей, последовательной и перспективной политики, направленной на ликвидацию крайней нищеты в сотрудничестве с заинтересованными группами населения;

ссылаясь на принцип неделимости прав человека, который подразумевает, что осуществление гражданских и политических прав, в частности тех, которые закреплены в подпункте (с) пункта 3 Статьи 6 и Статье 13 Европейской Конвенции о правах человека, утрачивает свою эффективность, если экономические, социальные и культурные права не пользуются равной защитой;

вновь подтверждая, что приверженность правам человека связана с уважением к человеческому достоинству, особенно в отношении доступа к закону и правосудию для беднейших слоев населения;

напоминая, что помимо права доступа к закону и правосудию, предусмотренного в Статье 6 Европейской Конвенции о правах человека, другие положения Конвенции, и в частности в Статьях 2, 3 и 8, также применимы к беднейшим слоям населения, равно как и иные правовые документы Совета Европы, например Европейская социальная хартия;

считая, что настоящая Рекомендация направлена на совершенствование существующих систем юридической консультации и правовой помощи, особенно применительно к беднейшим слоям населения, и следовательно, на дополнение механизма, действующего в отношении других категорий населения, для которых эти системы были разработаны,

Рекомендует Правительствам государств-членов:

1. Содействовать доступу беднейших слоев населения к закону ("право на защиту со стороны закона") путем:

а) поощрения, там, где это необходимо, действий по повышению осведомленности юристов о проблемах беднейших слоев населения;

b) поощрения развития служб юридической консультации для беднейших слоев населения;

с) покрытия стоимости юридических консультаций для беднейших слоев населения посредством оказания юридической помощи, не исключая внесения небольшого взноса лицами, пользующимися такой помощью, там, где того требует внутреннее законодательство;

d) поощрения создания, когда это представляется необходимым, консультационных центров в районах проживания бедноты.

2. Содействовать эффективному доступу беднейших слоев населения к внесудебным методам разрешения конфликтов путем:

а) расширения участия неправительственных организаций или добровольных организаций, оказывающих помощь беднейшим слоям населения, в таких квазисудебных формах разрешения конфликтов, как посредничество и примирение;

b) оказания юридической или любых других форм помощи в применении таких методов разрешения конфликтов.

3. Содействовать эффективному доступу беднейших слоев населения к судам, в особенности путем:

а) оказания юридической или любых других форм помощи всем судебным инстанциям (гражданским, уголовным, коммерческим, административным, общественным и т.д.) и всем состязательным или несостязательным процессам независимо от того, в каком качестве выступают заинтересованные лица;

b) оказания юридической помощи беднейшим слоям населения, которые являются лицами без гражданства или иностранцами, и в любом случае, когда они постоянно проживают на территории государства-члена, где должно состояться разбирательство;

с) признания права на помощь соответствующего адвоката, насколько возможно, по выбору обвиняемого, за надлежащее вознаграждение;

d) ограничения круга обстоятельств, при которых компетентные органы могут отказать в юридической помощи, главным образом теми случаями, когда основаниями для отказа являются неприемлемость, явно недостаточные перспективы выиграть дело, или случаями, когда юридическая помощь не является необходимой в интересах правосудия;

е) упрощения процедуры оказания юридической помощи беднейшим слоям населения и рассмотрения вопроса о немедленном предоставлении временной юридической помощи, когда такая возможность имеется;

f) рассмотрения вопроса о создании возможностей для неправительственных организаций или добровольных организаций, оказывающих поддержку беднейшим слоям населения, оказывать помощь в доступе к судам лицам, которые испытывают такую нужду и лишения, что не могут самостоятельно защитить себя; в ходе такого рассмотрения следует учитывать разбирательство в национальных судах, Европейской комиссии и Суде по правам человека, а также в других международных инстанциях судебного характера.

4. В рамках своей общей политики по ликвидации крайней нищеты, по возможности, консультироваться с неправительственными организациями, заинтересованными в вопросах, затрагиваемых настоящей Рекомендацией, и с добровольными организациями, оказывающими поддержку беднейшим слоям общества.


Текст документа сверен по:
Совет Европы и Россия.
Сборник документов - М.: Издательство
"Юридическая литература",
2004 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»