МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 31 июля 2006 года N 94

Об утверждении Стратегии развития транспорта
Российской Федерации на период до 2010 года



Во исполнение протокольного решения заседания Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2006 года N 13 в целях координации действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению эффективного использования возможностей транспорта в интересах социально-экономического развития Российской Федерации

приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 года.

2. Статс-секретарю - заместителю Министра, заместителям Министра, директорам департаментов, руководителям федеральной службы и федеральных агентств, находящихся в ведении Министерства:

руководствоваться положениями Стратегии развития транспорта Российской Федераций на период до 2010 года при осуществлении функций по выработке государственной политики и подготовке предложений по нормативно-правовому регулированию в сфере транспортного комплекса, геодезии и картографии, а также при разработке и корректировке государственных и отраслевых программ;

учитывать положения Стратегии развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 года при подготовке планов действий Правительства Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, федеральной службы и федеральных агентств, находящихся в ведении Министерства, по реализации основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период;

обеспечить реализацию мероприятий, предусмотренных Стратегией развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 года.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Министр
И.Левитин

     

УТВЕРЖДЕНА
приказом Минтранса России
от 31 июля 2006 года N 94

     

Стратегия развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 года

     

     

I. Общие положения


Транспорт - важнейшая составная часть производственной инфраструктуры Российской Федерации. Устойчивое и эффективное функционирование транспорта является необходимым условием высоких темпов экономического роста, обеспечения целостности, национальной безопасности и обороноспособности страны, повышения качества жизни населения, рациональной интеграции Российской Федерации в мировую экономику.

Стратегия развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 года (далее - Стратегия) представляет собой совокупность взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам целевых программ, проектов и внепрограммных мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных социально-экономических проблем.

В основу разработки Стратегии положены следующие принципы:

обеспечение опережающего развития транспортной отрасли по отношению к другим отраслям экономики, что позволит создать условия для экономического роста, повышения доступности и качества как транспортных, так и социальных услуг;

реализация программно-целевого подхода при планировании и исполнении бюджета по статьям расходов, усиление целевого характера финансирования транспортных проектов;

отказ государства от роли единственного инвестора транспортной инфраструктуры, концентрация бюджетных ресурсов на решении приоритетных задач;

скоординированное развитие различных видов транспорта, направленное на реализацию объективных преимуществ каждого из них;

полный учет и отражение региональных особенностей развития транспортной отрасли;

максимальная реализация конкурентных преимуществ Российской Федерации, обусловленных ее географическим положением, в первую очередь транзитного потенциала;

создание экономических условий, стимулирующих ускоренное обновление парка транспортных средств;

обеспечение баланса интересов государства, бизнеса и общественных институтов, заинтересованных в устойчивой работе транспортной отрасли.

Стратегия основывается на положениях Конституции Российской Федерации, федеральных законов, посланий Президента Российской Федеральному Собранию Российской Федерации, Программы социально-экономического развития Российской Федерации (2006-2008 годы), Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года, Энергетической стратегии России на период до 2020 года, других концептуальных документов развития транспортной отрасли и отдельных видов транспорта, прогнозах социально-экономического развития страны и ее регионов на среднесрочную и более отдаленную перспективу, результатах научных исследований.

________________

     Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года, Глобальная эксплутационная концепция организации воздушного движения на период до 2020 года, Концепция развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте, проект государственной концепции по транспортной безопасности.


Настоящая Стратегия, объединяя традиционные и новые взгляды на оценку и перспективы развития транспортной отрасли, позволит создать основу для разработки стратегий развития отдельных видов транспорта, планов и показателей деятельности Министерства транспорта Российской Федерации и находящихся в его ведении федеральной службы и федеральных агентств, федеральных и ведомственных целевых программ.

II. Проблемы и ожидаемые результаты реализации Стратегии


В последние годы транспорт удовлетворял растущий спрос на перевозки грузов и пассажиров. При этом наблюдалось снижение грузоемкости экономики и рост подвижности населения. В 2005 году грузооборот всех видов транспорта, кроме трубопроводного, вырос по отношению к 2004 году на 2,6 процента, объем перевозок на 8,1 процента. К 2010 году предполагается рост коммерческого грузооборота в 1,3 раза по отношению к 2005 году (2005 год - 2087 млрд.т-км), пассажирооборота транспорта общего пользования в 1,2 раза (2005 год - 468,4 млрд.пасс-км).

Однако, несмотря на общую адаптацию транспорта к рыночным условиям, состояние транспортной отрасли и уровень ее развития в настоящее время нельзя считать удовлетворительными.

Системной проблемой транспортной отрасли является несоответствие между низким уровнем ее развития, эффективностью и качеством функционирования и возрастающим спросом экономики и общества на транспортные услуги. Это проявляется в следующем:

1) состояние опорной транспортной сети не соответствует существующим и перспективным грузо- и пассажиропотокам.

В начале 90-х годов с распадом народнохозяйственных связей нарушилась координация и соотношение между пропускной способностью отдельных видов транспорта и развитием производительных сил в Российской Федерации. Это привело к возникновению многочисленных проблемных точек и "узких" мест в опорной транспортной сети: мостовые переходы через крупные естественные преграды (реки и горные массивы), водные пути и судоходные гидротехнические сооружения, подъездная инфраструктура к морским торговым портам и узловым аэропортам. Автомобильные и железнодорожные подъездные пути к крупнейшим морским портам - Новороссийск, Санкт-Петербург, Махачкала не обеспечивают резко возросший поток грузов, 8 из 10 узловых аэропортов не имеют пассажирского железнодорожного сообщения, включая главные международные "ворота страны" - аэропорт Шереметьево;

2) транспортные технологии не отвечают современным требованиям эффективного функционирования транспорта в условиях рынка, препятствуют удовлетворению растущего спроса на качественные транспортные услуги, снижению себестоимости перевозок, оптимальному использованию существующей транспортной инфраструктуры.

Доля транспортных затрат в себестоимости отечественной продукции составляет 15-20 процентов против 7-8 процентов в странах с развитой рыночной экономикой;

3) уровень доступности и качество транспортных услуг не отвечают потребностям населения страны.

Общественный пассажирский транспорт в городах и в пригородных зонах не в состоянии обеспечить спрос на качественные пассажирские перевозки.

Значительная часть сельских населенных пунктов страны не обеспечена связью по дорогам с твердым покрытием с опорной транспортной сетью.

Воздушный транспорт, важнейший для Российской Федерации с учетом дальних расстояний пассажирских перевозок, не является доступным для большинства населения страны. Особенно сложная ситуация с обеспечением населения авиауслугами наблюдается в тех частях страны, где воздушные перевозки являются безальтернативными;

4) наблюдается существенное отставание темпов развития дорожной сети от темпов автомобилизации общества.

Сегодня около трети протяженности федеральных автомобильных дорог работают в режиме перегрузки, особенно на подходах к крупным городам. Слаборазвитая дорожная сеть стала оказывать негативное влияние на экономику страны, сдерживая мобильность населения и развитие целого ряда богатых природными ресурсами регионов;

5) основные фонды всех видов транспорта обновляются недостаточными темпами, в результате их износ достиг 55-70 процентов и продолжает нарастать.

Это влечет за собой снижение уровня безопасности транспортного процесса, рост транспортных издержек и может стать причиной возникновения дефицита провозных и пропускных возможностей в отдельных элементах транспортной системы. При этом финансово-экономические механизмы, обеспечивающие воспроизводство основных фондов и инновации, недостаточно эффективны и не в полной мере адаптированы к особенностям транспортной системы;

6) сохраняется определенная зависимость внешней торговли от иностранных коммуникаций и перевозчиков, не до конца используется транзитный потенциал Российской Федерации.

Мощности портовой инфраструктуры не позволяют обеспечивать переработку российских внешнеторговых грузов в портах Российской Федерации. Дефицит перегрузочных мощностей по стратегическим экспортным грузам (нефть, уголь, зерно, минеральные удобрения, химические грузы) препятствует диверсификации и наращиванию объемов внешней торговли.

В соответствии с приоритетами Энергетической стратегии России на период до 2020 года и прогнозными балансами топливно-энергетических ресурсов требуется развитие системы магистральных трубопроводов согласно современной и перспективной структуре грузопотоков.

Положение отечественных перевозчиков на мировом рынке транспортных услуг не отвечает их реальным возможностям. В совокупной стоимости услуг на российском рынке международных автомобильных перевозок доля российских перевозчиков составляет только 39 процентов. Одной из причин является устаревший подвижной состав, не отвечающий современным требованиям по экологии, топливопотреблению и другим показателям.

Доля российского флота во внешнеторговых перевозках составляет лишь 4 процента. Значительная часть флота, контролируемого российскими судовладельцами, зарегистрирована в иностранных судовых реестрах, что обусловлено отсутствием в настоящее время экономической мотивации регистрации судна и прав собственности на него в Российской Федерации;

7) показатели безопасности транспортного процесса, в первую очередь дорожного движения, не соответствуют мировому уровню.

В дорожно-транспортных происшествиях ежегодно погибают более 36 тыс.человек и получают ранения более 200 тыс.человек. Из-за загрязнения окружающей среды выбросами транспорта в городах России ежегодно преждевременно умирает не менее 21 тыс.человек. Общий ущерб от таких негативных последствий транспортной деятельности, как аварийность, загрязнение окружающей среды, потери экономики и общества от перегрузки транспортных коммуникаций, ежегодно составляет не менее 7-8 процентов валового внутреннего продукта (далее - ВВП);

8) Значительно обострились проблемы обеспечения транспортной безопасности и антитеррористической устойчивости транспортной системы.

Проблема в целом и отдельные ее аспекты создают угрозу ограничения экономического роста и реализации социальных программ развития страны.

III. Основные направления решения проблемы. Оценка рисков

2.1. Основными направлениями решения системной проблемы являются:

1) совершенствование транспортной инфраструктуры на основе формирования и дальнейшего развития опорной транспортной сети Российской Федерации.

Для обеспечения целостности и единства страны, ликвидации диспропорций в развитии регионов и развития единого экономического пространства Российской Федерации необходима единая опорная транспортная сеть.

Под опорной транспортной сетью в настоящей Стратегии понимается совокупность путей сообщения и транспортных узлов, обеспечивающих устойчивую взаимосвязь крупнейших населенных пунктов, экономических центров, основные внешнеэкономические связи, пространственное и функциональное единство транспортной системы.

Опорная сеть должна формироваться на основе единого долгосрочного плана, разработанного в увязке со стратегическими приоритетами и сценариями социально-экономического и пространственного развития государства. При этом для европейской части Российской Федерации стоят задачи модернизации и развития опорной транспортной сети, для азиатской части - ее дальнейшего формирования. Выявление и ликвидация основных разрывов и "узких" мест в опорной транспортной сети, в первую очередь повышение пропускной способности автомобильных дорог, позволит улучшить внутреннюю связанность элементов транспортной системы, повысить эффективность экономики, обеспечить целостность и единство страны;

2) повышение эффективности системы товародвижения.

В условиях экономического развития транспорт должен обеспечить высокие темпы роста ВВП за счет ускорения товародвижения и снижения удельных транспортных издержек.

Уровень транспортных издержек в экономике Российской Федерации в сравнении с другими развитыми странами значительно выше, что обусловлено существенным отставанием в применении современных транспортных технологий, низким техническим уровнем транспортных средств и оборудования. Следствием этого является недостаточное качество предоставляемых услуг при низкой эффективности использования имеющихся ресурсов, а на международных транспортных рынках в условиях постоянного ужесточения технических требований к транспортным средствам - снижение конкурентоспособности отечественных перевозчиков.

Низкая скорость движения транспортных средств и грузов, непроизводительные затраты на складирование и перегрузку, другие проблемы в системе товародвижения приводят к тому, что Российская Федерация теряет ежегодно до 2 процентов ВВП.

Перспективными направлениями совершенствования и развития новых транспортных технологий являются:

интеграция производственных и транспортных процессов, развитие транспортной логистики;

использование интермодальных технологий и контейнеризация системы товародвижения;

применение экологически-ориентированных и ресурсосберегающих транспортных технологий;

информатизация всех аспектов транспортного процесса;

3) развитие экспорта транспортных услуг.

Стратегическим интересам России отвечает развитие экспорта транспортных услуг, который должен стать такой же важной составляющей валового национального продукта Российской Федерации, как и экспорт товаров.

Экспорт транспортных услуг будет развиваться по трем направлениям:

развитие международного транзита через территорию Российской Федерации с использованием международных транспортных коридоров;

транспортное обеспечение экспорта товаров;

повышение конкурентоспособности отечественных перевозчиков и увеличение их доли на мировом рынке транспортных услуг.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»