РЕКОМЕНДАЦИЯ N R (97) 12
КОМИТЕТА МИНИСТРОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ
ГОСУДАРСТВАМ-ЧЛЕНАМ

О персонале, занимающемся осуществлением санкций и мер

     

Принята
Комитетом Министров
10 сентября 1997 года
на 600-м заседании
Представителей Министров



Комитет Министров в соответствии с положениями статьи 15.b Устава Совета Европы,

принимая во внимание интерес Совета Европы к установлению общих принципов карательной политики для контроля над преступностью и способов работы с подозреваемыми или осужденными преступниками, которые являются эффективными, уважая при этом права человека;

признавая важность Резолюции (66) 26 о статусе, наборе и подготовке персонала тюрем и Резолюцию (68) 24 о статусе, отборе и подготовке руководящего персонала учреждений по исполнению наказаний вместе с необходимостью их обновления для учета изменений в карательной, административной и профессиональной практиках, которые произошли с момента их принятия и получили выражение inter alia в Рекомендации N R (87) 3 о Европейских тюремных правилах;

признавая также необходимость установления принципов набора, отбора, подготовки и статуса персонала, ответственного за осуществление общественных санкций и мер, которые дополняют те, что закреплены в Рекомендации N R (92) 16 о Европейских правилах относительно общественных санкций и мер;

считая, что удовлетворительное осуществление общественных и связанных с лишением свободы санкций и мер требует использования высоко компетентного, квалифицированного и преданного персонала для достижения целей этих санкций и мер;

признавая, что реализация нескольких целей общественных и связанных с лишением свободы санкций и мер все в большей степени требует тесного сотрудничества между персоналом, отвечающим за их реализацию в рамках этих двух секторов, и поэтому заслуживают рассмотрения возможности мобильности персонала;

считая желательным, чтобы проводилось набор и отбор персонала с квалификациями и качествами личности и чертами характера, соответствующими выполнению их разнообразных задач;

подтверждая, что им должны быть предоставлены значительные возможности для продолжения развития своих знаний и навыков для выполнения своих задач и подходить к новым вызовам, будучи компетентными и обладая инновационным, но реалистичным воображением;

считая, что сотрудничество между различным персоналом, отвечающим за осуществление санкций и мер, будет облегчено, если их работа осуществляется на базе общих знаний о целях и методах работы;

считая поэтому, что набор, отбор и профессиональное развитие персонала, осуществляющего общественные и связанные с лишением свободы санкции и меры, должны предприниматься исходя из принципов, которые отвечают единому подходу к работе персонала;

считая важным, что персоналу должен соответствовать статус, соизмеримый с неотъемлемыми функциями, которые он исполняет от имени общества, и он должен обладать условиями труда, подобающими его квалификации и учитывающими востребованный характер их работы;

подтверждая важность раскрытия этических основ работы, проводимой персоналом, занимающимся осуществлением общественных и связанных с лишением свободы санкций и мер,

Рекомендует Правительствам государств-членов:

руководствоваться принципами набора, отбора, обучения, условий работы и мобильности персонала, занимающегося осуществлением санкций и мер, содержащихся в приложении 1 к настоящей Рекомендации;

предпринимать соответствующие действия для обеспечения национальных этических руководящих принципов для персонала, занимающегося осуществлением санкций и мер либо путем составления таких этических руководящих принципов в соответствии с Европейскими Руководящими Принципами, изложенными в приложении II к этой Рекомендации, либо путем адаптации, где это необходимо, действующих национальных этических руководящих принципов в соответствии с Европейскими Руководящими Принципами;

способствовать максимально широкому распространению этой Рекомендации и пояснительной записки к ней.

Приложение I

________________

     Для определения некоторых понятий и терминов этого приложения, пожалуйста, ознакомьтесь с разделом "Терминология", следующим за двумя данными приложениями.

ПРИНЦИПЫ
набора, отбора, обучения, условий труда и мобильности персонала,
занимающегося осуществлением санкций и мер

I. Общие принципы

1. Открытая политика в отношении персонала, ответственного за осуществление санкций и мер, должна быть закреплена в официальном документе или документах, предусматривающих все аспекты набора, отбора, обучения, административных обязанностей, условий труда и мобильности. Эта политика должна подчеркивать этический характер корпоративных и персональных обязанностей, уделяя особое внимание национальной приверженности документам о правах человека. Она должна формулироваться после консультаций с персоналом и (или) его профессиональными представителями. Адекватные финансовые средства должны предусматриваться в бюджете на нужды осуществления этой политики.

2. В той степени, в какой политика в отношении персонала подвержена влиянию изменений, касающихся осуществления санкций и мер, и, в более общем плане, административных, профессиональных и социальных результатов развития, принципы политики должны пересматриваться и при необходимости в них должны вноситься изменения.

3. Персонал, занимающийся осуществлением санкций и мер, должен быть достаточно многочисленным для эффективного осуществления возлагаемых на него различных обязанностей. Сотрудники персонала должны обладать личными качествами и чертами характера, равно как и профессиональной квалификацией, необходимыми для осуществления их функций.

II. Набор и отбор

4. Принципы набора и отбора должны рассматриваться как применяемые широко не только к набору и отбору для начального поступления на менее ответственные должности, но также для набора и отбора на другие посты в системе пробаций и тюремной службы.

5. Для принятия решения о приеме на службу или отказе в нем, поступающие должны быть ознакомлены с условиями работы. Должны четко и конкретно объясняться цели, обязанности и обязательства, являющиеся составными частями предстоящей работы. Условия найма, включая определенные возможности для продвижения, также должны быть четко изложены.

6. Для привлечения подходящих кандидатов требования набора и квалификации должны быть оглашены как можно подробнее.

7. В дополнение к требуемому уровню образовательной подготовки, коммуникабельности и подходящему квалификационному опыту кандидаты должны быть гибкой и стабильной личностью, явно подходить работе, которую они ищут, обладать качествами, необходимыми для формирования хороших человеческих взаимоотношений, и обладать стремлением к учебе.

8. Процедуры набора и отбора должны быть открытыми, четкими, безупречно честными и не дискриминационными. Орган, ответственный за принятие решения о принятии на работу или об отказе в ней, должен состоять из лиц, обладающих соответствующим опытом. Он должен работать беспристрастно.

9. Какие бы механизмы ни использовались для выявления личных характеристик, внимание должно уделяться обеспечению того, что механизмы оценки объективны и обоснованны.

10. Набор и отбор персонала должны осуществляться с учетом того, что желательно обеспечение адекватного представительства мужчин и женщин в качестве сотрудников персонала и этнических меньшинств для обеспечения потребностей подозреваемых и осужденных, с которыми проводится работа.

11. Набор и отбор более высоких чинов должны основываться на профессиональном практическом опыте совместно с задатками административной работы. В интересах развития эффективной службы или служб набор и отбор более высоких чинов должны принимать во внимание потребности в обеспечении возможностей карьеры, равно как и развитие новых подходов и специальных навыков. Когда имеет место внешний набор, особенно важно, чтобы опыт и склонности любого лица, отбираемого таким образом, были полностью пригодны.

12. Когда персонал нанимается по контракту или как сотрудник государственной службы предоставления грантов, ответственной за осуществление санкции и мер, набор и отбор сотрудников должны гарантировать, что их личные качества и официально признанные квалификации были полностью адекватны их задачам и обязанностям.

13. В целях избежания потери рабочей силы в результате разочарования, приводящего к отказу в работе, и для создания единой основы для последующего обучения должны проводиться мероприятия, заинтересовывающие рекрутов в поступлении и способствующие реалистичному восприятию ими предстоящей работы.

III. Обучение

14. Все обучение персонала должно строго соответствовать задачам, стоящим перед службами, осуществляющими санкции и меры, в том, что касается его целей, содержания и методов. Службы, занимающиеся осуществлением санкций и мер, должны гарантировать получение персоналом адекватного обучения, включая знание соответствующих международных документов.

15. Если необходимое профессиональное обучение не проводилось до набора, службы, отвечающие за осуществление санкций и мер, должны предоставить такое обучение или гарантировать его предоставление.

16. Целью начального обучения должна быть адаптация нового сотрудника к задачам, которые он должен осуществлять путем получения профессиональных навыков и понимания рабочей обстановки, в частности получения знаний о проблемах преступности и ее социальных корней.

Обучение также должно давать знания о неотъемлемых ценностях профессии и, таким образом, позволять новому сотруднику найти свое место в службе, занимающейся применением санкций и мер.

1.7. Программы начального обучения должны сочетать теоретические и практические аспекты, которые опираются на индивидуальные задачи и функции, и организацию и функционирование служб. Вследствие этого обучение должно быть достаточно продолжительным.

Эти программы должны включать, inter alia, вопросы, касающиеся наблюдения и толкования поведения, общения и других навыков человеческого общения.

Они должны совершенствоваться с учетом разработок, касающихся целей и методов служб по применению санкций и мер, особенно тех, что приводят к изменению характера конкретных функций, а также любых разработок, которые непосредственно затрагивают эти вопросы.

18. Методы начального обучения должны использовать эффективные обучающие процедуры. Когда это уместно, следует пользоваться услугами преподавателей, не входящих в службу по применению санкций и мер.

19. Процесс начальной подготовки должен включать проверку и оценку полученных знаний обучаемых. Поэтому должны быть предусмотрены способы справедливой оценки знаний как в ходе обучения, так и по его окончании.

20. Обучение должно позволять персоналу продолжать совершенствовать свои знания и повышать профессионализм. Такое обучение должно соответствовать установленной и признанной квалификации по определенным предметам.

Как правило, такое обучение сопровождается различными консультациями. Совершенствование должно быть обязательным при появлении новых требований к работе и начинаться прежде, чем такие требования вступят в силу. Обучение также должно быть обязательным, если того требуют определенные аспекты обязанностей.

Насколько возможно, обучение должно включать международный опыт, если это представляется желательным, для содействия индивидуальному персональному развитию или в случае необходимости выполнения определенной работы.

21. Совершенствование должно, насколько возможно, учитывать необходимые для работы потребности сотрудников. Их следует обсуждать на консультациях.

22. Когда обучение является необходимым элементом продвижения по службе, органы, налагающие санкции и предпринимающие меры, должны обеспечить заинтересованным сотрудникам переквалификацию.

23. Во время обучения следует привлекать для консультации специалистов, связанных с органами, налагающими санкции и предпринимающими меры. Такое обучение должно проводиться совместно со структурами, связанными с соответствующими органами.

24. Должны быть предприняты меры для проведения обучения сотрудников в обычное рабочее время. Одновременно не следует пренебрегать возможностью обучения в свободное время.

25. Для гарантии высокого качества работы обучение должно включать программы, приемлемые для различных категорий сотрудников, независимо от их должности и функций, для улучшения взаимопонимания между этими категориями сотрудников и органами, налагающими санкции и предпринимающими меры. Программы должны знакомить обучающихся сотрудников с работой, выполняемой в многочисленных разнородных командах.

26. Обучение должно содержать программы с широким диапазоном знаний для развития способностей администрации и лидерства команд, привлекая, при необходимости, использование внешних ресурсов. Особое место следует отводить группам специалистов управления. Следует предоставлять обучение представителям руководящих структур управления, а также лицам, несущим прямые обязанности по управлению рабочими единицами.

27. Должна осуществляться систематическая оценка результатов обучения для определения эффективности изученного материала и нового, полученного на месте работы. Такие оценки должны вести к совершенствованию программ обучения и созданию условий для лучшего применения результатов.

28. Так как выбор совершенствования строго зависит от принятого вида обучения, программы должны включать профессиональные отношения, теоретический и практический опыт, анализ человеческого поведения, способность сотрудников слушать друг друга.

29. Обучающий персонал следует набирать с учетом процедуры объективных гарантий того, что персонал обладает высокой степенью личностных и профессиональных качеств, необходимых для выполнения их функций. Сотрудники должны получать любое обучение, необходимое для выполнения своих обязанностей.

30. Если обучение персонала проходит вне места работы, их положение и обязанности должны быть ясно определены. При необходимости они могут и должны возвращаться на работу, а время, потраченное на обучение, следует относить к действиям, которые способствуют их служебному росту.

31. Так как обучение сотрудников всех уровней должно рассматриваться как необходимая инвестиция достижения эффективности, расходы на обучение должны предусматриваться в бюджете организаций.

Любое существенное изменение политики администрации, предусматривающее повышение квалификации своих кадров, должно сопровождаться оценкой расхода бюджетных потребностей. Наиболее часто это имеет место, когда осуществляются специальные проекты исправления подозреваемых или приговоренных, предъявляющих требование о дополнительном обучении сотрудников.

32. Финансирование обучения должно сопровождаться распределением индивидуального бюджета децентрализованными органами обучения.

33. Для сотрудников, работающих на полную ставку или на половину ставки, также необходимо предусматривать возможность обучения для облегчения выполнения ими служебных обязанностей.

При необходимости данным категориям сотрудников должна быть предложена любая форма дополнительной подготовки, необходимой для надлежащего исполнения своих обязанностей.

IV. Условия труда и административные обязанности

34. Для эффективного выполнения обязанностей необходимо, чтобы персонал осознавал основные принципы, которые обеспечивают основу их труда. Для этого политика, определяющая общие цели, принципы, ценности и методы указанных служб, должна быть надлежащим образом закреплена и, по мере необходимости, обновляться.

35. Подготовка такой политики должна осуществляться при широких консультациях с персоналом для обеспечения его интересов и необходимого участия в политике с самого начала.

36. Политика должна охватывать деятельность служб, отвечающих за общественные и связанные с лишением свободы санкции и меры, и акцентировать внимание на важности сотрудничества и взаимопонимания. Там, где службы, отвечающие как за общественные, так и за связанные с лишением свободы санкции и меры, управляются отдельно, оба документа должны гарантировать отсутствие противоречий принципов и ценностей работы различных служб.

37. В дополнение к политике должен быть разработан план достижения целей, закрепленных политикой. Эти цели должны быть реалистичными и потенциально достижимыми. Должно выясняться и учитываться профессиональное мнение персонала при установлении целей.

38. В основе методов, с помощью которых достигаются цели, должны использоваться основанный на профессионализме творческий подход и чувство ответственности персонала каждого уровня организации. По этой причине управление на всех уровнях должно подкреплять, поддерживать и развивать профессионализм и навыки каждого сотрудника персонала.

39. Профессионализм является корнем понимания и этичного применения всей совокупности специальных знаний, а также развития этих знаний и профессиональных навыков. Поэтому обычно сотрудникам всех уровней и категорий должны быть предоставлены разнообразные возможности для обучения, чтобы быть информированными о последних разработках в области своей деятельности. В частности, сотрудникам, занимающимся пробацией, должны предоставляться возможности изучать проблемы работы в тюрьмах и попытки их разрешения. Персоналу тюрем должны быть предоставлены аналогичные возможности для изучения проблематики пробации.

40. Условия труда и оплаты должны позволять набирать и удерживать на должностях эффективно работающий персонал, предоставлять сотрудникам возможность должным образом осуществлять свои функции и формировать свое профессиональное сознание.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»