РЕЗОЛЮЦИЯ (66) 26
КОМИТЕТА МИНИСТРОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ

Статус, набор и подготовка персонала тюрем

     

Принята
Комитетом Министров
30 апреля 1966 года
на заседании
Представителей Министров



Комитет Министров,

принимая во внимание пункты 1 и 2 Рекомендации 195 (1959) Консультативной Ассамблеи;

признавая, что целью именно главных администраций тюрем является не только обеспечение в своих учреждениях лишения свободы безопасности для заключенных, но также и содействие их социальной реадаптации;

считая, что положение об эффективных тюремных режимах требует привлечения к работе и использования тюремного персонала с соответствующей квалификацией,

I. Рекомендует Правительствам предоставлять персоналу тюрем статус, соответствующий характеру их социальных функций.

II. Рекомендует, чтобы набор, подбор и подготовка тюремного персонала проходили в соответствии с принципами, согласно Приложению.

III. Предлагает Правительствам государств-участников каждые пять лет направлять доклады Генеральному Секретарю Совета Европы, предоставляя информацию о предпринятых шагах для улучшения статуса, подбора и подготовки персонала тюрем.

Приложение  

     

     

Общие принципы



1. Исполнение наказаний, включая лишение свободы, должно быть обязанностью специального подразделения государственной службы.

2. Набор и подготовка персонала тюрем являются одной из наиболее важных задач любой администрации тюрьмы. Должностные лица, связанные с выполнением этих обязанностей, должны иметь преимущество в изучении разнообразных систем подготовки, действующих в других странах, для детального ознакомления с тем, до какой степени их собственные национальные системы могли бы быть улучшены таким образом. Они должны участвовать, насколько это возможно, в тех договоренностях об обмене персоналом тюрем, которые организуются Советом Европы.

3. Эффективность процедур отбора должна быть предметом для продолжающегося тщательного изучения информации, собираемой в обычном порядке; также должны проводиться систематические исследования результатов программ набора и удовлетворительности методов подготовки.

Набор основного персонала мест лишения свободы

4. Важной задачей основного персонала мест лишения свободы было и является обеспечение безопасности лишения свободы и надлежащего порядка. Однако бесспорно, что служащие основного тюремного персонала могут и, более того, должны активно привлекаться к современным методам обращения с заключенными.

5. Увеличение масштабов работы требует от персонала мест лишения свободы четкого понимания того, что администрации тюрем не могут быть удовлетворены работой сотрудников, которые обладают только минимальными личными качествами и достижениями в образовании. Если люди, откликнувшиеся на призыв о работе в местах лишения свободы, более квалифицированны, чем их предшественники, они должны получать соответствующее вознаграждение и условия службы. В частности, это люди с достаточным интеллектом и образованием, выдержанным характером, которые обладают способностями благосклонно относиться к заключенным и управлять ими.

6. Поскольку многие администрации тюрем Европы испытывают потребность в большем количестве персонала и более квалифицированном персонале, внимание общественности должно быть привлечено к потребностям тюремных служб для того, чтобы привлечь достаточное число желающих поступить на службу. Общественность также должна быть проинформирована о социальной значимости предлагаемой желающим работы, чтобы могли быть обеспечены подходящие оплата и условия службы.

Статус основного персонала мест лишения свободы

7. Поскольку современные методы наказания требуют усовершенствования с тем, чтобы быть тесно взаимосвязанными с задачей реабилитации преступников в системе важной государственной службы, служащие тюрем всегда должны быть государственными служащими.

8. Минимальный возраст поступления на работу на условиях полного рабочего дня, в общем, не должен быть менее 21 года. Однако более молодые кандидаты не должны отвергаться при наличии их исключительной зрелости и обладания качествами, требуемыми для работы.

9. Предельный возраст зачисления на службу не должен, в принципе, превышать 40 лет, хотя практика некоторых стран показывает, что хорошая работа может быть выполнена людьми, которые были приняты на службу по достижении зрелого возраста.

10. Поскольку задачи, возложенные на служащих тюрем в некоторых странах, становятся все более важными и тяжелыми, их соответствие дайной работе при увольнении на пенсию должно тщательно изучаться. В общем, персонал мест лишения свободы должен иметь возможность уйти на пенсию до достижения слишком пожилого возраста и быть обеспеченным таким образом, чтобы не испытывать в результате этого финансовых потерь, например, увольняясь до достижения обычных возрастных рамок, установленных для других гражданских служащих в их стране. Вместе с тем, возможность продолжения службы для (годных) служащих, в случае выражения подобного желания, за пределами обычного возраста выхода на пенсию, установленного для службы в тюрьмах, на местах, требующих соответствующего возрастного ценза, не должна исключаться, но также требует дальнейшего изучения.

Отбор основного персонала

11. Все системы отбора должны учитывать такие личностные качества, как интеллект и достижения в образовании. Целью отбора должны быть лица, целостные, способные сопереживать и строить хорошие взаимоотношения, позволяющие им успешно управлять заключенными в трудной и искусственной обстановке учреждений по исполнению наказаний.

Желательно, чтобы опытный психолог или специалист с аналогичной подготовкой, полностью информированные о требованиях, предъявляемых к работе служащих тюрьмы, содействовали в процессе необходимой оценки кандидатов.

12. Интенсивные начальные процедуры отбора иногда проходят одновременно с подготовкой. Если в процедуре отбора и подготовке есть значительные недостатки, это приводит к высоким уровням отсева. Процессы интенсивного отбора неизбежно делают рекрутов озабоченными с возможным отсевом. Более того, роль персонала, который проводит отбор и подготовку - особенно, если это сотрудники мест лишения свободы - становится неясной: или ведется отбор но вред подготовке, или vice versa. Следовательно, желательно сделать любые интенсивные первоначальные процедуры отбора как можно более скорыми и эффективными, не ущемляя права администрации отсеять негодного кандидата в любое время.

13. Процедуры отбора должны использоваться не только для разграничения годных и негодных рекрутов. Они также должны использоваться для получения информации, которая позволит администрации тюрьмы решать, в каком типе учреждений способности рекрута скорее всего будут использованы и получат эффективное развитие.

Начальная подготовка основного персонала мест лишения свободы

14. Начальная подготовка неспециального персонала мест лишения свободы является важной. Ее содержание будет зависеть от функций, которые этот персонал призван исполнять. Однако поскольку целью любой современной тюремной системы является обеспечение должного внимания к человеческому достоинству заключенных при содействии их ресоциализации, подготовка персонажа должна основываться на двух общих принципах.

15. Во-первых, подготовка должна быть теоретической и практической как по содержанию, так и по способу преподавания, т.е. должна сочетать теоретическую информацию о деятельности тюрьмы, о личности и биографии заключенных вместе с опытом работы в тюрьме и опытом обращения с заключенными. Должное внимание должно уделяться физической подготовке, включая инструктаж по самообороне.

16. Во-вторых, процесс подготовки должен всегда совмещаться с некоторым наблюдением за обучаемыми, с тем чтобы сохранялась возможность исключать негодных, не только если они неудовлетворительно покажут себя на экзаменах, но также если они не способны справляться с практическими ситуациями в учреждениях.

17. При обеспечении начальной подготовки следует помнить, что обучаемый не может быть подготовлен ко всем возможным ситуациям. Из-за недостатка опыта он не всегда имеет возможность понимать все, чему его обучают.

18. На всех стадиях подготовки все усилия должны быть направлены на разработку методов обучения, которые требуют активного участия обучаемого. Когда это возможно, обучаемые должны работать в небольших группах.

19. Содержание подготовки должно быть продумано таким образом, чтобы обеспечить простейшее понимание навыков, перечисленных ниже:

основные знания о местах лишения свободы (т.е. безопасность зданий, перекличка и досмотр заключенных, самооборона и общий надзор);

организаторские навыки (т.е. способность планировать эффективное выполнение необходимых задач и взятие сотрудником на себя роли эффективного лидера среди заключенных);

навыки наблюдателя (т.е. способность объективно наблюдать за поведением заключенных, ее вербальное и невербальное содержание, и способность оценивать в определенной степени значение наблюдаемого поведения);

навыки общения (т.е. способность сообщать устно и письменно о результатах наблюдения другим сотрудникам команды персонала);

навыки человеческих взаимоотношений (т.е. способность служащего тюрьмы использовать собственную личность в целях положительного управления и обращения с заключенными).

Обучение основного персонала мест лишения свободы в процессе службы

20. Поскольку не все может быть изучено в начале, важна подготовка во время службы для дальнейшего развития.

Содержание подобной подготовки должно все в большей мере сводиться к тому, чтобы создать у служащего понимание роста человеческой личности, социальной девиации и групповой работы и других методов обращения с заключенными, как и формальных требований правил. Программы могут быть построены в соответствии с этими направлениями, которые должны учитывать особенности необходимых условий обращения с заключенными, которые национальные администрации рассматривают как желательные для персонала мест лишения свободы.

21. Подготовка во время службы должна обеспечиваться для всех званий основного персонала мест лишения свободы. Подобная подготовка не должна состоять только из лекций, но должна допускать достаточное количество обсуждений интересующих вопросов. Где это возможно, подготовка во время службы и обсуждения должны проходить как в самих тюрьмах, так и в центрах подготовки.

22. Там, где подготовка во время службы (либо начальная, либо на более поздних стадиях) осуществляется в самих тюрьмах, важно, чтобы для этой цели назначались специальные служащие по подготовке.

Вместе с тем подготовка во время службы не должна рассматриваться только как подготовка в самих тюрьмах. Желательны чередование подготовки в центре подготовки, за пределами тюрем, и возможность встреч и обсуждений с персоналом из других тюрем на всех уровнях.

Основной технический персонал

23. Основной технический персонал (менеджеры, инструкторы и т.д.), даже если он входит в тюремную службу с квалификацией и опытом, необходимыми для выполнения их специальных задач, должен, тем не менее, в той степени, в которой он несет сопоставимые обязанности по контролю и обращению с заключенными, проходить ту же начальную подготовку, описанную выше для обычного персонала мест лишения свободы.

Общая организация

24. По мере того, как персонал мест лишения свободы все более принимает свои новые обязанности, можно ожидать возникновения некоторых организационных проблем. Если, например, персонал берет на себя особую ответственность за группу заключенных, эту группу заключенных необходимо сформировать. Но, учитывая предпринимаемые усилия с тем, чтобы обеспечить и сохранить занятость в течение полного рабочего дня и выполнение образовательных программ, заключенные менее доступны, чем ранее. Многое из этого означает, что трудовой день заключенного становится длиннее, а персонал мест лишения свободы бывает востребован по вечерам и в выходные дни. Это означает, что гибкие системы работы по сменам важны, если адекватное количество персонала находится на дежурстве в указанные периоды времени. В этих условиях, возможно, будет требоваться большее количество персонала. Необходимое увеличение персонала может и должно проводиться в минимальных рамках путем использования наиболее эффективной и экономичной организации, которая должна быть разработана.

Общение

25. Для того, чтобы персонал мест лишения свободы мог понять возложенные на него новые обязанности и согласиться с этой ролью, необходимо устранить некоторое недопонимание. Кое-что из этого относится к неадекватному пониманию целей центральной администрации тюрем или к неадекватному пониманию со стороны последней проблем, с которыми сталкивается персонал мест лишения свободы. Пока существуют и другие вопросы, связанные с недопониманием относительно целей, сложностей и методов работы внутри отдельных учреждений между разными уровнями или группами персонала. Многие вопросы, связанные с недопониманием, являются следствием не объективного рассмотрения, а необдуманных представлений и идей. Поэтому исчерпывающий перечень сложностей не может быть представлен; их необходимо выяснять и затем разрешать. Для этого важно "двустороннее общение". Совместные консультации с персоналом мест лишения свободы значимы как для обращения с конкретными заключенными, так и для общей администрации. Такое консультирование полезно для обнаружения проблем и высказывания предложений по улучшению работы.

26. Многие сотрудники персонала мест лишения свободы ощущают, что администрации тюрем в большей степени озабочены благосостоянием заключенного и заметно меньше благосостоянием персонала. Социальные потребности и обстоятельства работы персонала требуют реального внимания со стороны всей администрации тюрьмы, и должны быть предприняты шаги, направленные на искоренение оснований для такого ощущения, например, путем назначения сотрудников ответственных за благосостояние персонала, и разрешения сложностей, касающихся общественного питания (messing facilities), проживания, образования и семейных обстоятельств, обусловленных характером работы.

27. Персонал мест лишения свободы может также ощущать, что администрация тюрьмы недостаточно использует его знания и понимание, являющиеся следствием личного контакта с заключенными. Если обеспечена вовлеченность персонала в процесс общения с заключенными, то им должны быть предоставлены возможности для консультирования об общении с заключенными в форме устных обсуждений, участия в собраниях персонала и письменных докладов.

28. Более тесные личные взаимоотношения между сотрудником места лишения свободы и заключенным должны оставлять сотруднику определенную область усмотрения при определении их основы. Это будет означать, что сотрудник может хорошо контролировать поведение заключенных, используя свои взаимоотношения с ними, без необходимости использования дисциплинарных санкций. Однако это не должно означать, что он налагает наказания и освобождается от своей обязанности информировать вышестоящих сотрудников о том, что он делает.

29. Регулярные собрания персонала, включая все уровни персонала, характерны для многих учреждений. Они являются эффективным средством определения для всего персонала, а следовательно, и для заключенных, допустимых пределов и возможностей общения в различных ситуациях. На таких собраниях сотрудники-специалисты, например, психологи, раскрывают динамику обсуждаемых ситуаций, что имеет большое значение.

30. Политика вовлечения персонала мест лишения свободы в процесс определения задач воздействия на заключенных должна иметь явно выраженное предоставление полномочий со стороны центральной администрации тюрьмы. Следовательно, устаревшие положения и нормы законов, которые не отражают дух участия персонала мест лишения свободы в определении задач воздействия на заключенных, должны быть заменены теми, которые отражают этот дух.

Отбор управляющего персонала

31. Управление учреждением по исполнению наказаний со всеми его проблемами является важной социальной функцией управляющего персонала со множеством обязанностей. От руководителей и помощников руководителей требуются важные личностные качества, которые превышают требуемые от основного персонала. Эти качества не могут быть оценены только с помощью квалификационных экзаменов. Соответственно, те страны, которые еще не включают в процесс отбора адекватные методы оценки личности, должны изучить возможность того, чтобы сделать это.

32. Предыдущий пункт следует читать как применяющийся равным образом к помощникам руководителей или руководителям, которые ранее были административными должностными лицами тюремной службы или государственной службы. Для того, чтобы подготовить персонал такого рода для исполнения роли управляющего, нужно, чтобы эти лица прошли подготовку для управляющего персонала, набранного другими способами (см. ниже).

33. Управляющий персонал (будущие руководители) должен обладать большими знаниями, чем их коллеги из основного персонала, не только что касается управления тюрьмой, законов, положений, регламентирующих это управление, но также о преступном поведении, современных методах обращения с заключенными, управлении людьми и иногда о таких специфических навыках, как социальная работа с неблагополучными семьями и работа с группами заключенных. Кандидаты для назначения в качестве управляющего персонала, особенно в тех странах, которые не делают какую-либо профессиональную подготовку условием для набора, должны поэтому проходить подготовку достаточной продолжительности, которая позволит им выполнять свои новые обязанности эффективно и также поможет лучше понимать их часто трудные обязанности. В странах, где такая подготовка не существует, должны быть рассмотрены возможности организации некоторой подобной подготовки, которая должна проходить, по крайней мере, шесть месяцев.

34. Практический опыт работы в составе основного персонала может также быть очень полезным при подготовке управляющего персонала, и где это возможно, должен быть предусмотрен.

35. Подготовка управляющего персонала всех уровней во время службы должна поощряться. Где цели и организация тюремной системы делают это возможным, акцент должен быть сделан на методах подготовки, которые способствуют общению между младшими и старшими уровнями управляющего персонала, и между этими уровнями персонала и основным персоналом.

Персонал специалистов

36. В общем, медицинские сотрудники, занятые в течение полного рабочего дня, должны быть государственными служащими, когда их частная практика противоречит исполнению ими официальных медицинских обязанностей, сохранение частной практики не должно допускаться. Следует признать, что опыт частной практики может быть ценным средством постоянного обновления их основного поля деятельности и для поддержания контакта с пациентами, оказавшимися на свободе.

37. Как правило, социальные работники, занятые в течение полного рабочего дня в тюрьме, должны обладать соответствующей профессиональной квалификацией.

38. Учитывая важность функций тех, кто отвечает за религиозное и моральное состояние заключенных, им должны быть предоставлены возможности для прохождения курса обучения, который подготовит их к решению особых проблем, существующих в тюрьме.

39. В общем, персонал полного рабочего дня должен иметь долговременные перспективы такого рода, чтобы обеспечить привлечение и сохранение своего состава в достаточном количестве и достаточного качества.

40. Считается чрезвычайно важным, чтобы персонал специалистов, работающих на условиях полного рабочего дня, проходил курс начальной подготовки во время службы. Могут быть рекомендованы различные способы для организации этого - вводные или подготовительные курсы при приеме нового персонала, либо подготовка в специализированных, либо в смешанных группах, временное привлечение старших коллег специалистов и т.д. Что касается персонала, работающего на условиях неполного рабочего дня, то им также должны быть предоставлены адекватные и соответствующие возможности для полного ознакомления с тюрьмами и заключенными и понимания того, что делают другие сотрудники.

41. Дополнительная подготовка во время службы для персонала специалистов также желательна. Смешанные группы специалистов и неспециалистов особенно полезны. Это дает специалистам возможность предоставлять и получать информацию и делает возможным более тесное сотрудничество персонала, которое следует создавать. Где такая система пока не существует, возможности для ее введения должны быть изучены.

Дополнительная подготовка (внешняя)

42. Должно быть уделено особое внимание дополнительной подготовке управляющего персонала или специалистов, особенно при возможном использовании внешних обучающих курсов, конференций и т.д., для поддержки любых возможностей подготовки с тем, чтобы этот персонал мог поддерживать статус и репутацию, по крайней мере, равные статусу соответствующего персонала, работающего в схожих областях за пределами тюремной службы. В этой связи следует изучать возможности командирования специалистов для временной работы в других сходных областях, таких, как пробация, последующее сопровождение после освобождения, психиатрические службы и т.д.



Текст документа сверен по:

Совет Европы и Россия.
Сборник документов - М.: Издательство
"Юридическая литература",
2004 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»