• Текст документа
  • Статус
Действующий

Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

ПИСЬМО

от 17 июля 2006 года N 03-06-03-03/31


  [О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним]



В связи с запросом от 7 июня 2006 года N 2/5672-М5 по вопросам, связанным с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

1. По вопросу уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию права в общей долевой собственности каждого из участников общей долевой собственности.

В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право общей долевой собственности на недвижимое имущество (его возникновение, переход, прекращение, ограничение) подлежит государственной регистрации и возникает с момента государственной регистрации, если иное не предусмотрено законом.

Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество установлен положениями Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество понимается юридический акт признания и подтверждения государством возникновения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество. Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона права на недвижимое имущество и сделок с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.

Следует также отметить, что в территориальных органах Федеральной регистрационной службы производится государственная регистрация не объектов недвижимости, а правоотношений, касающихся объектов недвижимости.

В соответствии с пунктом 40 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N 219, регистрация права общей долевой собственности осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр прав отдельных записей о праве каждого из участников общей долевой собственности на отдельном листе подраздела II-1 Единого государственного реестра прав.

Таким образом, государственной регистрации подлежит право в общей долевой собственности каждого из участников общей долевой собственности, независимо от того, представлено ли одно заявление, подписанное всеми участниками долевой собственности, или заявления от каждого участника долевой собственности.

В соответствии с данным Федеральным законом государственная регистрация прав на недвижимое имущество сопровождается обязательной выдачей правообладателю (физическому или юридическому лицу) соответствующего свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество, в том числе на его долевую собственность.

Статьей 11 Федерального закона определено, что за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах взимается государственная пошлина.

В соответствии с положениями статьи 333_16 главы 25_3 "Государственная пошлина" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), государственная пошлина - это сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25_3 "Государственная пошлина" Кодекса.

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 333_33 Кодекса предусмотрена уплата государственной пошлины за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества физическим лицам в размере 500 рублей, юридическим лицам - в размере 7500 рублей.

С учетом вышеизложенных норм Федерального закона и Кодекса, за государственную регистрацию права общей долевой собственности, если сособственниками данного недвижимого имущества являются юридические и физические лица, которая сопровождается обязательной выдачей каждому правообладателю (физическому или юридическому лицу) соответствующего свидетельства о государственной регистрации права на долевую собственность, государственная пошлина должна уплачиваться каждым сособственником доли недвижимого имущества (в чьих интересах совершается данное юридически значимое действие) соответственно в размерах, определенных подпунктом 20 пункта 1 статьи 333_33 Кодекса.

Что касается нормы, предусмотренной в пункте 2 статьи 318 Кодекса, на которую вы ссылаетесь, то она на государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества не распространяется, поскольку каждый собственник регистрирует свое право на принадлежащую ему долю в недвижимом имуществе, и льгот по уплате государственной пошлины за государственную регистрацию договоров об отчуждении недвижимого имущества главой 25_3 "Государственная пошлина" Кодекса не предусмотрено.

Учитывая изложенное, ваша позиция по данному вопросу правомерна.

2. По вопросу уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию договора участия в долевом строительстве квартир в многоквартирном доме.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) предметом регулирования данного Закона являются отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве (далее - участники долевого строительства) и возникновением у участников долевого строительства права собственности на объекты долевого строительства.

Согласно статье 4 Закона N 214-ФЗ по договору участия в долевом строительстве (далее - договор) одна сторона (застройщик) обязуется в предусмотренный договором срок своими силами и (или) с привлечением других лиц построить (создать) многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию этих объектов передать соответствующий объект долевого строительства участнику долевого строительства, а другая сторона (участник долевого строительства) обязуется уплатить обусловленную договором цену и принять объект долевого строительства при наличии разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости. Договор заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

Пунктом 3 статьи 25_1 Федерального закона установлено, что запись о договоре участия в долевом строительстве (о его изменении, о расторжении, об уступке прав требования по этому договору), государственная регистрация которого установлена федеральным законом, вносится в содержащий записи о сделках подраздел III раздела, открытого на земельный участок, на котором возводится объект недвижимого имущества в порядке долевого строительства, Единого государственного реестра прав. При государственной регистрации договора участия в долевом строительстве в указанный подраздел также вносится запись о возникающем на основании федерального закона залоге земельного участка или залоге права аренды с указанием в графе "особые отметки" распространения права залога на создаваемый объект недвижимого имущества.

Учитывая изложенные выше нормы законов договор участия в долевом строительстве регистрируется как сделка, на основании которой возникает ограничение (обременение) права застройщика на земельный участок, предназначенный для застройки, и возводимый объект с целью возникновения на него залога в силу закона в пользу участников договора долевого строительства.

В связи с этим размер государственной пошлины за государственную регистрацию договора участия в долевом строительстве должен определяться исходя из того, кто в этом договоре является застройщиком и соответственно чьи права обременяются. Если застройщиком является юридическое лицо, то согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 333_33 Кодекса, государственная пошлина уплачивается в размере 7500 рублей, если физическое лицо - в размере 500 рублей.

Директор Департамента
М.А.Моторин

Приложение. Письмо Главного управления Федеральной регистрационной Службы по Нижегородской области от 7 июня 2006 года N 2/56-72-М5

Приложение
письмо Главного управления
Федеральной регистрационной
Службы по Нижегородской области
от 7 июня 2006 года N 2/56-72-М5

При осуществлении функций в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на практике возникает ряд вопросов, связанных с применением норм, установленных главой 25_3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в части порядка и размеров оплаты государственной пошлины, взимаемой за совершение юридически значимых действий в соответствии с частью 1 статьи 333_33 НК РФ.

В целях единообразного применения положений статей 333_16, 333_17, 333_18, 333_33 НК РФ просим вас дать разъяснения о порядке взимания государственной пошлины в следующих ситуациях.

1. Пунктом 20 части 1 статьи 333_33 НК РФ за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества установлен размер государственной пошлины для физических лиц - 500 рублей, для юридических лиц - 7500 рублей.

При одновременном обращении нескольких правоприобретателей с заявлениями о государственной регистрации права общей долевой собственности полагаем, что государственная пошлина в установленных размерах должна оплачиваться каждым из участников общей долевой собственности, поскольку, исходя из смысла статей 209, 210, 213, 244 ГК РФ право неразрывно связано с личностью его владельца. При этом производится государственная регистрация права каждого из них (путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сопровождающееся выдачей свидетельства о проведенной государственной регистрации права конкретного лица).

Однако частью 2 статьи 333_18 НК РФ установлено, что в случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные главой 25_3 НК РФ, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.

В этой связи возникает вопрос о правомерности высказанной нами позиции об обязанности каждого из одновременно обратившихся правоприобретателей оплачивать государственную пошлину в размере, установленном пунктом 20 части 1 статьи 333_33 НК РФ.

Просим дать разъяснения, каким образом должна оплачиваться государственная пошлина за государственную регистрацию права, если на основании договора об отчуждении имущество поступает в общую долевую собственность физического и юридического лица (при их одновременном обращении).

2. В связи с реализацией норм Федерального закона от 30.12.2004 за N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", устанавливающих обязательность государственной регистрации договоров об участии в долевом строительстве (статья 4), на практике также возникает вопрос о порядке и размере оплаты государственной пошлины при обращении с заявлением о государственной регистрации договора об участии в долевом строительстве.

В связи с тем, что частью 1 статьи 333_33 НК РФ не предусмотрена уплата государственной пошлины за государственную регистрацию договоров, не связанных с отчуждением недвижимого имущества, полагаем, что в данном случае следует применять положения подпункта 20 названной статьи НК РФ об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию указанных договоров, как ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, учитывая ограничение прав застройщика на земельный участок и строящиеся (создаваемые) на этом земельном участке многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости (статья 13 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ).

В соответствии со статьей 333_17 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий. Учитывая отсутствие льгот по уплате государственной пошлины за государственную регистрацию сделок с объектами недвижимости, при обращении с заявлением о государственной регистрации договора об участии в долевом строительстве каждая из сторон оплачивает государственную пошлину в размере, установленном для определенной категории лиц, являющихся плательщиками (физическое лицо - 500 рублей, юридическое лицо - 7500 рублей). Таким образом, за государственную регистрацию договоров об участии в долевом строительстве застройщик (как одна из сторон сделки), являясь, как правило, юридическим лицом, оплачивает государственную пошлину в размере 7500 рублей, участник долевого строительства (вторая сторона сделки), являясь физическим лицом, - 500 рублей.

Просим вас разъяснить правомерность применения названных положений НК РФ при осуществлении государственной регистрации договоров об участии в долевом строительстве.

Руководитель-
главный государственный регистратор
М.В.Горбачева




Текст документа сверен по:
рассылка

О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Название документа: О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Номер документа: 03-06-03-03/31

Вид документа: Письмо Минфина России

Принявший орган: Минфин России

Статус: Действующий

Опубликован: Нормирование в строительстве и ЖКХ, N 6, 2006 год
Дата принятия: 17 июля 2006

Дата начала действия: 17 июля 2006
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах