МЕЖПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ
СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


О ходе реализации межгосударственных программ СНГ по
борьбе с терроризмом и иными проявлениями экстремизма,
преступностью, незаконным оборотом наркотиков,
психотропных веществ и их прекурсоров


Межпарламентская Ассамблея государств - участников СНГ, стремясь к созданию эффективных правовых основ противодействия современным угрозам и вызовам на пространстве Содружества, последовательно выполняет задачи, возложенные на нее программами сотрудничества государств - участников СНГ в сфере обеспечения общественной и национальной безопасности на период до 2007 2008 годов.

В соответствии с программами реализуются мероприятия по разработке ряда модельных законодательных актов и рекомендаций по сближению и гармонизации внутреннего законодательства стран Содружества, регулирующего отношения по противодействию терроризму, незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и иным видам преступлений. Для обеспечения законотворческой деятельности постоянно проводятся научно-представительские мероприятия международного уровня. Одним из таких наиболее значимых мероприятий в 2005 году стала Международная научно-практическая конференция по проблемам международного сотрудничества в борьбе с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков (Санкт-Петербург, 17 ноября 2005 года).

Возросли масштабы сотрудничества и взаимодействия Межпарламентской Ассамблеи СНГ с правоохранительными органами стран Содружества, специализированными структурами уставных органов СНГ, органами отраслевого сотрудничества СНГ, Организации Договора о коллективной безопасности. По существу взаимодействие с компетентными межгосударственными органами в области безопасности и правоохранительной деятельности приобрело постоянный характер. Укрепились связи с международными парламентскими, региональными и универсальными организациями, растет взаимопонимание между ними.

В то же время Межпарламентская Ассамблея СНГ констатирует, что новые террористические акты продолжают пополнять скорбный список пострадавших от терроризма, по-прежнему занимающего центральное место в системе современных угроз и вызовов человечеству.

Серьезную угрозу международной безопасности представляют тесные связи терроризма с транснациональной организованной преступностью, и в особенности с незаконным оборотом наркотических средств, оружия, торговлей людьми, отмыванием денег и попытками овладеть оружием массового уничтожения. Террористические организации обладают значительными финансовыми ресурсами, которые пополняются главным образом за счет экстремистских организаций во всем мире, а также во все большей мере средствами организованной преступности, а в некоторых случаях - при прямой или косвенной поддержке государств.

Учитывая, что наиболее эффективным способом борьбы с любыми видами преступлений является использование международного и государственного правового инструментария, участники двадцать шестого пленарного заседания Межпарламентской Ассамблеи СНГ отмечают актуальность и значимость деятельности по созданию общего правового пространства в вопросах противодействия современным вызовам и угрозам, подтверждают необходимость наращивания и консолидации усилий государств Содружества в работе по сближению и максимальной гармонизации внутреннего законодательства в данной сфере с учетом основополагающих норм и принципов ООН.

Законодательная база государств - участников СНГ по вопросам борьбы с терроризмом стала существенным вкладом стран Содружества в формирование международных и национальных правовых основ антитеррористической деятельности, однако имеет резервы для своего развития и совершенствования. В целом требуется конкретизация форм и механизмов реализации международно-правовых основ сотрудничества государств - участников СНГ в области противодействия современным вызовам и угрозам. Весьма важное значение приобретает в связи с этим урегулирование вопросов информационно-правового обмена стран Содружества в данной сфере.

Парламентарии Содружества отмечают, что негативное значение для интернационализации усилий стран СНГ в противодействии угрозам безопасности приобрели имеющиеся в антитеррористической коалиции несогласованные действия и трения, а также нежелание координировать усилия по выработке эффективных национальных и международных норм, ставящих надежный заслон угрозам и вызовам современности.

Подобное следует расценивать как уступку всему преступному интернационалу. Всякого рода оговорки и особые мнения в принятии государствами на себя обязанностей перед мировым сообществом по противодействию терроризму, преступности и наркоагрессии являются не чем иным, как попустительством преступному альянсу, пытающемуся любыми средствами навязать свою модель мироздания международному сообществу.

Принимая во внимание рекомендации международной научно-практической конференции "Международный терроризм: истоки и противодействие" 2001 года, Итоговую декларацию Санкт-Петербургского межпарламентского форума по борьбе с терроризмом 2002 года, Декларацию Санкт-Петербургской международной парламентской конференции, посвященной 60-летию Победы антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне, 2005 года, резолюцию четвертой международной научно-практической конференции "Терроризм и безопасность на транспорте" 2005 года и Декларацию Международной научно-практической конференции по проблемам международного сотрудничества в борьбе с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков 2005 года, а также факт принятия в 2005 году Организацией Объединенных Наций Конвенции по борьбе с ядерным терроризмом, Межпарламентская Ассамблея

постановляет:

1. Принять к сведению информацию о работе по реализации межгосударственных программ СНГ по борьбе с терроризмом и иными проявлениями экстремизма, преступностью, незаконным оборотом наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров.

2. Одобрить Декларацию Международной научно-практической конференции по проблемам международного сотрудничества в борьбе с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков и направить ее в уставные органы Содружества, органы отраслевого сотрудничества СНГ и парламенты государств - участников Межпарламентской Ассамблеи СНГ для использования в работе (приложение 1).

3. Принять к сведению информацию о ходе ратификации документов и выполнении внутригосударственных процедур по документам, принятым Советом глав государств и Советом глав правительств Содружества Независимых Государств по вопросам борьбы с преступностью, терроризмом и наркоагрессией и приобщить ее к Информации для Совета глав государств СНГ о ходе гармонизации правовой базы борьбы с терроризмом и его финансированием, организованной преступностью, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Просить парламенты государств - участников Межпарламентской Ассамблеи СНГ содействовать ратификации международных договоров и выполнению других внутригосударственных процедур, необходимых для вступления их в силу, активнее использовать модельные законодательные акты в национальном законотворческом процессе в целях создания фундаментальной правовой системы противодействия терроризму в регионе Содружества Независимых Государств.

4. Принять к сведению информацию о ходе подготовки Информации для Совета глав государств СНГ о ходе гармонизации правовой базы борьбы с терроризмом и его финансированием, организованной преступностью, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

5. Признать полезным для совершенствования межгосударственного сотрудничества в сфере противодействия современным вызовам и угрозам на пространстве Содружества создание Единой информационной базы нормативно-правовых актов государств - участников СНГ в сфере противодействия терроризму, незаконному обороту наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров и иным видам преступлений. Одобрить проект межгосударственного Соглашения о создании такой информационной базы и внести его в установленном порядке на рассмотрение Совета глав государств СНГ (приложение 2).

6. Принять модельный закон "О противодействии наемничеству" (приложение 3*).

________________

* Текст приложения 3 см. по ссылке. - Примечание "КОДЕКС".

7. Направить указанный модельный закон в парламенты государств - участников Межпарламентской Ассамблеи СНГ и рекомендовать его для использования в национальном законодательстве.

8. Придавая особое значение подготовке предусмотренных межгосударственными программами модельных законов "О противодействии экстремизму", "О противодействии финансированию терроризма", "О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах", "О безопасности на транспорте", "О безопасности авиационного транспорта", "О борьбе с торговлей людьми и оказании помощи жертвам торговли людьми", Рекомендаций по унификации и гармонизации законодательства государств - участников СНГ в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в сфере борьбы с похищениями и торговлей людьми, органами и тканями человека для трансплантации, поручить Постоянной комиссии МПА СНГ по вопросам обороны и безопасности завершить разработку перечисленных документов в предусмотренные программами сроки.

9. Поручить Секретариату Совета МПЛ СНГ совместно с заинтересованными органами подготовку и проведение в 2006 году международной научно-практической конференции "Совершенствование сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом и экстремизмом и его финансированием" и совместного заседания Совета Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств и руководителей правоохранительных органов и специальных служб государств - участников СНГ по вопросам борьбы с терроризмом и экстремизмом.

Председатель
Совета Ассамблеи
С.М.Миронов

     

Санкт-Петербург
18 ноября 2005 года
N 26-6

     

Приложение 1  

     

ДЕКЛАРАЦИЯ
Международной научно-практической конференции по проблемам
международного сотрудничества в борьбе с наркоманией и
незаконным оборотом наркотиков



Конференция, проведенная по решению Совета глав государств Содружества Независимых Государств и организованная Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ, Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной таможенной службой Российской Федерации при участии Организации Объединенных Наций, Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС, Организации Договора о коллективной безопасности, Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Исполнительного комитета СНГ, Совета командующих Пограничными войсками государств - участников СНГ, Антитеррористического центра СНГ, Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств - участников СНГ, Координационного совета генеральных прокуроров СНГ, Совета министров внутренних дел СНГ, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ, Совета руководителей таможенных служб СНГ, Министерства по борьбе с наркотиками Исламской Республики Афганистан, Министерства по контролю за наркотиками Исламской Республики Пакистан, представителей Парламентской Ассамблеи Совета Европы, компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков Финляндии, Латвии, Литвы, учреждений науки и образования, органов здравоохранения и социального развития СНГ,

отмечает глобальный характер незаконного оборота наркотиков, не признающего государственных границ, служащего финансовой базой для организованной преступности, терроризма, коррупции и представляющего угрозу жизни и здоровью человечества, национальной безопасности государств;

подчеркивает, что стремительное распространение наркотиков - это по своей сути общенациональное бедствие для большинства государств, разрушающее их экономический и социально-политический потенциал, ведущее к росту преступности, насилия и коррупции;

обращает внимание на то, что наркобизнес приобрел транснациональные черты: организованность, устойчивые наркотрафики, налаженный механизм отмывания денег, наличие влиятельных покровителей в государственных органах, объединение участников наркобизнеса в единую глобальную сеть;

отмечает, что борьба с распространением наркотиков становится комплексной задачей всего общества, а подрыв финансовых основ наркобизнеса является важной составляющей в общей системе мер мирового сообщества в борьбе с международным терроризмом;

считает, что при складывающейся ситуации ключевым условием повышения эффективности противодействия наркоугрозе является развертывание многоуровневой системы международного сотрудничества как механизма координации усилий всех участников борьбы с наркобизнесом, понимая, что только национальными инициативами одного государства или группы стран добиться ощутимых результатов в этой борьбе невозможно;

предлагает государствам и международным организациям поддержать инициативу Республики Таджикистан - обращение к международному сообществу на 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН о создании глобального партнерства по противодействию наркотической опасности;

призывает государства в рамках международного сотрудничества в антинаркотической сфере к следующим действиям:

а) на регулярной основе осуществлять разработку и проведение совместных антинаркотических операций, а также обеспечивать реализацию международных проектов по осуществлению контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

б) принимать меры по созданию эффективного механизма обмена информацией в отношении правоохранительных, профилактических и иных аспектов противодействия незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими;

в) обеспечивать проведение совместных мероприятий и обмениваться опытом по вопросам сокращения неконтролируемого спроса на наркотики, профилактики наркомании, лечения и реабилитации больных наркоманией;

г) оказывать друг другу содействие в становлении национальных учреждений, занимающихся проблемами противодействия незаконному обороту наркотиков;

д) осуществлять работу по дальнейшему укреплению и совершенствованию договорно-правовой основы международного сотрудничества в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими;

е) принимать меры по гармонизации национальных законодательств в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими с целью повышения эффективности взаимодействия антинаркотических структур как внутри каждой страны, так и на международной арене;

ж) направлять усилия средств массовой информации на всестороннее информирование населения и объединение гражданского общества для борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков;

признает ведущую роль ООН в организации противодействия незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими и в этом контексте поддерживает существующие международные договоры, касающиеся различных аспектов антинаркотического сотрудничества, а также Политическую декларацию и решения, принятые XX специальной сессией Генеральной Ассамблеи ООН в 1998 году, другие решения и рекомендации Организации Объединенных Наций по данной проблеме;

признает ценным вклад международных региональных организаций, таких как Содружество Независимых Государств, Организация Договора о коллективной безопасности, Шанхайская организация сотрудничества, Евразийское экономическое сообщество, Совет Европы, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Европейский Союз, в глобальные усилия по противодействию наркоугрозе;

подчеркивает, что бороться с наркобизнесом одними запретительными методами с применением административных и уголовных мер воздействия недостаточно, так как решение этой сложной социальной проблемы невозможно без активной профилактической работы, сопряженной с эффективной лечебной помощью и системой реабилитации больных наркоманией;

считает, что в сфере профилактической деятельности должны быть приняты меры, направленные на снижение спроса на наркотики среди молодежи, информирование и антинаркотическое воспитание населения, лечение, реабилитацию и социальную реинтеграцию больных наркоманией, а также отмечает роль религиозных институтов общества в борьбе с наркоманией;

обращает внимание на то, что открытой и скрытой пропаганде наркотиков должно противостоять не только государство, но и все гражданское общество, в том числе политические и общественные институты, духовенство, деятели культуры;

отмечает, что несмотря на усилия международного сообщества, одним из главных источников глобальной наркоугрозы остается нарастающий незаконный поток наркотиков с территории Афганистана;

считает необходимой разработку международной стратегии противодействия афганской наркоугрозе, предусматривающей как реализацию комплекса социально-экономических и правоохранительных мер внутри Афганистана, так и создание и укрепление поясов безопасности вокруг него. Главная цель создания таких поясов - пресечение вывоза афганских наркотиков за рубеж и ввоза в Афганистан прекурсоров для их производства, совершенствование механизма контроля за законным оборотом прекурсоров во избежание их утечки в незаконный оборот, установление строгого контроля за движением прекурсоров в государствах, граничащих с Афганистаном;

обращает внимание на необходимость эффективного взаимодействия между государствами, граничащими с Афганистаном, находящимися на пути транзита наркотиков, и странами - их получателями в целях укрепления механизмов по пресечению наркотрафика;

подчеркивает необходимость объединения совместных усилий мирового сообщества, направленных на сокращение неконтролируемого спроса на наркотики, с тем чтобы содействовать обеспечению последовательных мер, направленных на ликвидацию незаконного культивирования наркотиков в странах-производителях, и в первую очередь в Афганистане;

призывает мировое сообщество, авторитетные международные организации активизировать финансовую и другие виды помощи государствам, граничащим с Афганистаном, с целью повышения эффективности противодействия наркоугрозе, исходящей из этой страны;

обращает внимание на то, что динамично развивающаяся оперативная обстановка, масштабность требующих решения задач предполагают высокий уровень координации работы по контролю за оборотом наркотиков в рамках Содружества, являющейся стратегическим направлением в укреплении системы безопасности и противодействия новым угрозам и вызовам на постсоветском пространстве;

отмечает, что основой сотрудничества государств - участников СНГ в антинаркотической сфере являются Концепция сотрудничества государств - участников СНГ в противодействии незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, одобренная Советом глав государств СНГ в октябре 2002 года, и Программа сотрудничества государств - участников СНГ по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на 2005-2007 годы, утвержденная Советом глав государств СНГ 16 сентября 2004 года;

подчеркивает важность работы государств - участников СНГ по обеспечению сотрудничества в борьбе с наркоугрозой на основании Соглашения о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров от 30 ноября 2000 года посредством выработки и реализации согласованной политики, а также совместных мер борьбы и координации деятельности компетентных органов государств - участников СНГ в этой области;

рекомендует в целях повышения эффективности координации и взаимодействия в противодействии незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров обмен представительствами компетентных органов государств - участников Содружества, осуществляющих борьбу с незаконным оборотом наркотиков;

одобряет деятельность компетентных органов государств - членов ОДКБ по проведению под эгидой этой организации комплексной оперативно-профилактической операции "Канал" по выявлению и блокированию маршрутов нелегальной транспортировки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также по созданию института координации деятельности антинаркотических ведомств - Координационного совета компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков;

считает, что назрела необходимость рассмотрения вопроса о создании в рамках Содружества Независимых Государств органа отраслевого сотрудничества, который должен стать ядром в системе антинаркотического сотрудничества компетентных органов государств - участников СНГ, а также единого научного центра по подготовке кадров по борьбе с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков для государств - участников Содружества и информационного центра для обмена информацией;

отмечает роль парламентариев в формировании законодательного заслона незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими и признает необходимость активного использования для гармонизации законодательства модельных законодательных актов и рекомендаций по унификации антинаркотического законодательства Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, а также типовых проектов Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС;

одобряет положения проектов модельного закона СНГ "О наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах" и Рекомендаций по гармонизации и унификации законодательства государств - участников СНГ в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»