ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 апреля 2006 года N 10


Об усилении санитарно-эпидемиологического надзора
за условиями труда водителей автотранспортных средств

______________________________________________________________
Документ не нуждается в госрегистрации
Министерства юстиции Российской Федерации. -
Письмо Минюста России от 22.05.2006 N 01/4198-ВЯ
Информация из Миниюста России на 24 мая 2006 года.
______________________________________________________________


Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г.Онищенко, проанализировав состояние условий труда водителей автотранспортных средств и работников автомобильной промышленности, установил.

Численность работников на транспорте, занятых во вредных и опасных условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам составляет 16,7% от общей численности работающих в автотранспортной промышленности и на транспорте. Удельный вес транспортных средств, не отвечающих гигиеническим нормативам, превышает 35%.

Труд водителей по-прежнему характеризуется воздействием комплекса неблагоприятных производственных факторов. Ненормированный рабочий день, продолжительность смены более 10-12 часов, связанные с командировочными выездами, нервно-эмоциональное напряжение, связанное с повышенным количеством и характером поступающей информации, ответственность за жизнь пассажиров по показателям напряженности трудового процесса относят труд водителей к классу 3.2 (вредные условия 2 степени).

Удельный вес лабораторно-инструментальных исследований, выполненных на рабочих местах водителей и не отвечающих требованиям гигиенических нормативов, остается на протяжении ряда лет стабильно высоким, не имеет тенденции к снижению и составляет: по шуму - 42,5%, вибрации - 25,1%, показателям микроклимата - более 10%, освещенности - 8%.

Основным источником поступления химических веществ в кабину водителей являются выхлопные газы автотранспорта. Содержание оксида углерода, диоксида азота, диоксида серы и сажи в воздухе превышает предельно допустимые концентрации в 3-6 раз.

В то же время, необходимые исследования и анализ комплексного неблагоприятного воздействия производственных факторов на организм водителей и другого персонала транспортных средств проводятся в недостаточном объеме. Отсутствие единых методических подходов затрудняет осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора при эксплуатации автомобилей и проведении гигиенических экспертиз условий труда и единиц автотранспортной техники.

В связи с вышеперечисленным, в последние годы наметилась тенденция роста профессиональной патологии среди работников автотранспорта (в 2000 году - 0,32 на 10 тыс.работающих, в 2004 - 0,47) и автомобильной промышленности (в 2001 году - 4,69 на 10 тыс.работающих, в 2004 - 6,46).

Заболеваемость с временной утратой трудоспособности по отдельным отраслям и промышленным предприятиям на транспорте остается высокой. В структуре заболеваемости первое место занимает группа простудных заболеваний, связанных со спецификой работы в неблагоприятных условиях; второе место - заболевания костно-мышечной системы, в результате физического напряжения, вынужденной рабочей позы и периодического переохлаждения организма; третье место - заболевания сердечно-сосудистой системы и органов пищеварения, связанные с высоким уровнем нервно-эмоционального перенапряжения, неудовлетворительной организации питания.

Помимо этого, негативное влияние транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры на среду обитания человека продолжает иметь место и увеличивает риск для здоровья населения. Автомобильный транспорт, генерирующий шум и загрязняющий атмосферный воздух, является одним из основных источников загрязнения окружающей среды в крупных городах и населенных пунктах.

В целях оздоровления окружающей среды, улучшения условий труда водителей транспортных средств, на основании статьи 51 Федерального закона от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.482)

постановляю:

1. Руководителям территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации и на транспорте:

1.1. Усилить государственный санитарно-эпидемиологический надзор за условиями труда водителей транспортных средств;

1.2. Организовать проведение лабораторно-инструментального контроля при гигиенической оценке условий труда водителей автотранспортных средств;

1.3. В срок до 01.10.2006 провести комплексные рейдовые проверки условий труда, обратив особое внимание на водителей, выполняющих дальние рейсы;

1.4. Представить информацию о проведенных мероприятиях в адрес Федеральной службы в срок до 01.11.2006;

2. Рекомендовать руководителям автотранспортных организаций:

2.1. Рассмотреть вопрос о проведении мероприятий по улучшению условий труда, оптимизации режима труда, организации и обеспечения санитарно-бытовых условий;

2.2. Обратить особое внимание на систему медицинского обслуживания водителей транспортных средств, организацию на должном уровне предварительных, периодических и предрейсовых медицинских осмотров.

3. Руководителю ФГУН "Нижегородский научно-исследовательский институт гигиены и профессиональной патологии" Роспотребнадзора (Тихомиров Ю.П.):

3.1. Подготовить предложения по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия условий труда водителей транспортных средств, совершенствованию гигиенической экспертизы условий труда и единиц автотранспортной техники;

3.2. Разработать и обосновать комплекс организационных, санитарно-гигиенических и психофизиологических оздоровительных рекомендаций в целях профилактики профессиональных заболеваний и заболеваний с временной утратой трудоспособности водителей автотранспортных средств.

4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Л.П.Гульченко).

Руководитель
Г.Г.Онищенко


Текст документа сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»