Недействующий

     

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 22 июня 2001 года N 38


Об организации прокурорского надзора за исполнением законов
о несовершеннолетних и молодежи

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Генпрокуратуры Российской Федерации
от 26 ноября 2007 года N 188

____________________________________________________________________


В связи с радикальным обновлением федерального законодательства, регламентирующего права и законные интересы несовершеннолетних и молодежи, и в целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов в данной сфере, усиления его профилактической направленности, руководствуясь п.1 ст.17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации",

приказываю:

1. Прокурорам субъектов Российской Федерации, прокурорам городов и районов, военным и иным специализированным прокурорам поставить дело таким образом, чтобы прокурорский надзор обеспечивал реальное исполнение законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи, пресечение и предупреждение преступности несовершеннолетних.

2. В организации надзора исходить из того, что в Конвенции ООН о правах ребенка, общепризнанных нормах международного права и в российском законодательстве закреплен приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни общества и государства.

Иметь в виду, что государственная политика основывается на обеспечении единства прав и обязанностей, ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

3. Осуществлять постоянный надзор за исполнением законов о социальной защите несовершеннолетних, обращая особое внимание на своевременность оказания помощи детям, находящимся в социально опасном положении, детям из малообеспеченных и многодетных семей (пособия, компенсационные выплаты, организация питания в образовательных учреждениях и т.д.).

3.1. Используя предоставленные полномочия, решительно пресекать факты жестокого обращения с детьми, физического, психического и сексуального насилия в семьях, воспитательных и образовательных учреждениях.

3.2. Привлекать к установленной ответственности юридических и физических лиц, виновных в распространении информации, наносящей вред здоровью детей, их репутации, нравственному и духовному развитию, или пропагандирующих насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, антиобщественное поведение.

3.3. Своевременно и принципиально реагировать на случаи нарушения жилищных и имущественных прав несовершеннолетних. Принимать исчерпывающие правовые меры к их восстановлению.

Ставить вопрос об ответственности должностных лиц органов местного самоуправления, опеки и попечительства, жилищных органов, нотариусов и учреждений по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним за каждое нарушение требований закона об особом порядке совершения сделок с жильем (приватизация, продажа, обмен и т.д.), в котором проживают несовершеннолетние.

3.4. Систематически проверять исполнение законодательства об охране здоровья и жизни несовершеннолетних, обращая внимание на соблюдение установленного Конституцией Российской Федерации права на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Принимать меры воздействия к виновным лицам в случаях незаконного получения платы за лечение. Использовать право обращения прокурора в суд за защитой интересов несовершеннолетних, в том числе для возвращения уплаченных денежных средств.

Особое внимание уделять законности разрешения дел и материалов по фактам смертности детей первого года жизни и детоубийства. Привлекать к ответственности лиц, виновных в неисполнении обязанностей по уходу, оказанию медицинской и социальной помощи детям.

3.5. Добиваться безусловного исполнения органами и учреждениями системы профилактики, их должностными лицами требований закона о выявлении беспризорных и безнадзорных детей, семей, находящихся в социально опасном положении, а также о соблюдении ими обязанности информировать о них компетентные органы для защиты и восстановления прав детей.

В случаях, не терпящих отлагательства, инициировать изъятие детей из неблагополучных семей, предъявлять в суды иски об ограничении и лишении родительских прав.

4. Обеспечить систематический надзор за исполнением органами опеки и попечительства требований законодательства о своевременном выявлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их устройстве в семью, под опеку, попечительство, на усыновление или в интернатные учреждения. При этом иметь в виду установленные законом приоритетное право граждан Российской Федерации на усыновление таких детей и особый порядок усыновления российских детей иностранными гражданами. Бескомпромиссно, вплоть до возбуждения уголовного преследования, пресекать попытки коммерциализации процесса усыновления.

5. Регулярно проверять исполнение законов, регламентирующих условия содержания, воспитания и обучения детей, защиту личных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, финансирование и целевое расходование средств в учреждениях органов здравоохранения, образования и социальной защиты населения.

5.1. Требовать от должностных лиц органов исполнительной власти и местного самоуправления принятия эффективных мер по выполнению положений Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" о получении ими образования и медицинской помощи, устройстве на работу, реализации права на имущество и жилое помещение, а также предусмотренных Правительством Российской Федерации норм материального обеспечения воспитанников и выпускников детских домов, интернатов, других учреждений, призванных облегчить их социальную адаптацию в обществе.

5.2. Осуществлять действенный надзор за исполнением требований закона о розыске без вести пропавших детей.

6. Считать надзор за исполнением законодательства об образовании, реализацией государственными и муниципальными образовательными учреждениями прав граждан на общедоступность и бесплатность среднего (полного) общего и начального профессионального образования и на конкурсной основе - бесплатность среднего и высшего профессионального образования важным средством защиты прав и интересов несовершеннолетних и молодежи, профилактики безнадзорности и правонарушений.

6.1. Пресекать факты противозаконного отказа в приеме в государственные и муниципальные образовательные учреждения всех видов и уровней, введение всякого рода дискриминационных положений, в том числе ущемляющих право на внеконкурсное поступление отдельных категорий молодежи, необоснованного отчисления учащихся, нарушения прав на получение стипендий, пособий и компенсационных выплат, произвола в применении мер воздействия. Активизировать надзор за соответствием закону уставов, а также правил приема и других локальных актов образовательных учреждений.

6.2. Незамедлительно реагировать на случаи незаконной коммерциализации образовательной сферы с тем, чтобы основания и порядок предоставления платных образовательных услуг соответствовали требованиям законов Российской Федерации "Об образовании", "О защите прав потребителей" и гл.39 Гражданского кодекса Российской Федерации.

6.3. При осуществлении надзора за соблюдением прав несовершеннолетних (обучающихся и воспитанников) и их законных представителей в сфере экспериментальной и инновационной образовательной деятельности использовать меры прокурорского реагирования на нарушения порядка ее лицензирования, процедуры разработки и внедрения новых образовательных программ, методик и технологий.

Принимать меры по прекращению безлицензионной образовательной деятельности или деятельности с нарушением условий лицензирования, а также использования в образовательной практике не разрешенных органами здравоохранения методов воздействия на психику обучающихся и воспитанников, методов и средств оккультного, мистического, религиозного характера.

6.4. Обеспечить надзор за соблюдением конституционного принципа светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, прав несовершеннолетних и молодежи на свободу совести и вероисповеданий. Пресекать незаконную деятельность миссионеров и религиозных организаций, связанную с нарушением прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи, изоляцией их от семьи и общества, причинением вреда их здоровью или имуществу, а также с воспрепятствованием получению основного общего образования, побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей или совершением иных противоправных деяний.

7. Исходя из основных направлений государственной молодежной политики, усилить надзор за соблюдением прав органов и учреждений по делам молодежи, молодежных и детских общественных объединений, а также за соблюдением законности в их деятельности. Не допускать противоправного использования названных объединений в политических, экстремистских, оккультных, религиозных целях.

8. Привлекать специалистов Федеральной инспекции труда к проверкам исполнения в отношении несовершеннолетних требований трудового законодательства, правил охраны труда и техники безопасности, особенно на предприятиях среднего и малого бизнеса, где обстановка наиболее неблагополучна.

9. Периодически проверять исполнение требований закона о воинском учете граждан, подлежащих призыву, обязательной подготовке к военной службе в учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, военно-патриотических молодежных и детских объединениях, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу.

Осуществлять надзор за соблюдением законности в деятельности военно-патриотических молодежных и детских объединений, суворовских военных и нахимовских военно-морских училищ, кадетских корпусов, а также воинских частей, в списки личного состава которых зачислены в качестве воспитанников несовершеннолетние. Особое внимание уделять защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

10. Регулярно проверять исполнение законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделениями по делам несовершеннолетних и службой криминальной милиции органов внутренних дел, органами управления социальной защиты и учреждений социального обслуживания, специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

10.1. Принимать участие в работе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Принципиально реагировать на необоснованное изменение статуса комиссий, попытки их ликвидации.

Усилить надзор за соответствием региональных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность комиссий, федеральным законам. Используя свои полномочия, активно влиять на реализацию комиссиями правозащитных функций.

10.2. Не допускать использования центров временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел и других учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних вопреки их назначению.

Обеспечить участие прокурора в рассмотрении судом каждого дела о направлении несовершеннолетнего в учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

10.3. Постоянно проверять соответствие региональных правовых актов, устанавливающих административную ответственность несовершеннолетних, федеральному законодательству. Остро реагировать на случаи использования административного задержания в целях раскрытия преступления путем оказания давления на подростка для признания им вины.

11. В процессе уголовного судопроизводства неукоснительно соблюдать предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством правовые гарантии для несовершеннолетних. С особой ответственностью подходить к вопросам возбуждения уголовных дел, задержания и арестов, имея в виду, что для несовершеннолетних заключение под стражу является исключительной мерой пресечения.

11.1. При расследовании преступлений изучать социальные и психологические характеристики обвиняемых, а также условия их жизни и воспитания, анализировать причины совершения несовершеннолетними преступлений, а также состояние надзора за выявлением и расследованием преступлений против семьи и несовершеннолетних, предусмотренных гл.20 УК РФ, принимать меры по их предупреждению.

Исключить случаи возвращения несовершеннолетнего в неблагополучную семейную обстановку, если отсутствие родительского попечения послужило основной причиной совершения им преступления.

11.2. Не оставлять безнаказанными лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий, рассматривая их привлечение к ответственности как эффективный метод индивидуальной и общей профилактики преступности, бродяжничества, попрошайничества, проституции, пьянства, наркомании несовершеннолетних.

11.3. Усилить прокурорский надзор за предварительным следствием при расследовании преступлений, потерпевшими от которых являются дети. Проверять законность и обоснованность отказа в возбуждении уголовных дел данной категории или их прекращения.

12. Своевременно реагировать на волокиту при расследовании преступлений, а также на некачественное расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними или с их участием. Не утверждать обвинительные заключения, если по делу не приняты меры к выявлению и устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления, а также если отсутствуют необходимые материалы об условиях жизни и воспитания несовершеннолетнего, влиянии на него взрослых.

12.1. Организовать действенный надзор за исполнением законодательства о профилактике преступлений несовершеннолетних, исходя из принципов гуманного обращения с ними, индивидуального подхода к их исправлению, дифференциации уголовной ответственности на основе Руководящих принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних, принятых в Эр-Рияде. Во всех действиях, связанных с привлечением несовершеннолетних к ответственности, обеспечить их конфиденциальность и соответствие Минимальным стандартным правилам ООН, касающимся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила).

12.2. Государственное обвинение по делам о преступлениях несовершеннолетних поручать наиболее подготовленным прокурорам. Государственным обвинителям не оставлять без реагирования выявленные в судебном заседании недостатки и упущения в работе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел, учебных заведений и общественных организаций. В необходимых случаях ставить перед судом вопросы о вынесении частных определений с указанием конкретных обстоятельств, способствовавших совершению преступления подростками, и лиц, по вине которых оно стало возможным.

12.3. Регулярно анализировать практику участия прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел в отношении несовершеннолетних, опротестования незаконных и необоснованных приговоров, определений и постановлений судов; работу по рассмотрению и разрешению жалоб на вступившие в законную силу постановления судов.

13. Учитывая рекомендации Пекинских правил и требования Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, установить постоянный надзор за соблюдением прав осужденных несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях, на получение образования и профессиональной подготовки, защиту иных социальных гарантий, предусмотренных законодательством.

Требовать от уголовно-исполнительных инспекций исполнения норм законодательства об осуществлении контроля за поведением осужденных к лишению свободы условно, к другим мерам наказания, не связанным с лишением свободы, или освобожденных условно-досрочно.

14. В целях комплексного решения задач по защите прав и законных интересов несовершеннолетних и молодежи сосредоточить в отраслевых подразделениях прокуратур субъектов Федерации надзор за исполнением законов, регулирующих проблемы молодежи (трудовая занятость, подготовка к военной службе и воинская обязанность, законность деятельности детских и молодежных общественных объединений, начальное, среднее и высшее профессиональное образование, льготы молодым семьям) и надзор за расследованием преступлений несовершеннолетних.

15. Укрепить кадровый состав подразделений по делам несовершеннолетних и молодежи прокуратур субъектов Федерации. Персонифицировать ответственность за эту работу в прокуратурах городского (районного) звена.

16. Управлению по делам несовершеннолетних и молодежи Генеральной прокуратуры Российской Федерации усилить контроль за деятельностью органов прокуратуры на указанном участке, совершенствовать взаимодействие с другими подразделениями центрального аппарата по решению проблем правовой защиты несовершеннолетних и молодежи, предупреждения безнадзорности и правонарушений.

17. Считать утратившим силу приказ и.о. Генерального прокурора Российской Федерации от 18.05.95 N 30 "О задачах органов прокуратуры по повышению эффективности надзора за исполнением законов о несовершеннолетних".

18. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Давыдова В.И.

Приказ направить прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным, транспортным и иным специализированным прокурорам.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
В.В.Устинов


Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

/Генеральная прокуратура

Российской Федерации, Сборник основных

организационно-распорядительных

документов Генеральной прокуратуры

Российской Федерации, Том 1, -

Издательский дом "Автограф",

Тула, 2004 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»