Недействующий

     

УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель
Министра путей сообщения
Российской Федерации
А.С.Мишарин
30 мая 2001 года N ЦБТ-829

     

ПОЛОЖЕНИЕ
о контроле и надзоре за состоянием охраны труда на федеральном железнодорожном транспорте

____________________________________________________________________
Не применяется на основании
приказа Минтранса России от 17 апреля 2020 года N 128
____________________________________________________________________

     

     

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение в соответствии с федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации" N 181-ФЗ от 17 июля 1999 года и Положением о Министерстве путей сообщения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1996 года*, определяет основные направления организации контроля и надзора за состоянием охраны труда на федеральном железнодорожном транспорте.

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "18 июля 1996 года". - Примечание "КОДЕКС".



1.2. Основными видами контроля и надзора за состоянием охраны труда на федеральном железнодорожном транспорте являются:

1.2.1. Государственный контроль и надзор - в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации" осуществляется федеральной инспекцией труда, в, соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" осуществляется учреждениями и организациями санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля МПС России, а также иными федеральными органами контроля и надзора за состоянием охраны труда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

1.2.2. Ведомственный контроль и надзор - осуществляется ведомственными органами надзора, Управлением охраны труда МПС России, руководителями и специалистами по охране труда департаментов и управлений МПС России, службами (отделами) охраны труда, руководителями, инженерно-техническими работниками железных дорог, отделений железных дорог, обособленных структурных подразделений федерального железнодорожного транспорта в соответствии с настоящим Положением.

1.2.3. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда - осуществляется Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей в соответствии с федеральными законами "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и иными нормативными правовыми актами.

1.3. При ухудшении состояния охраны труда на отдельных предприятиях и организациях федерального железнодорожного транспорта их руководителями, по согласованию с соответствующим профсоюзным органом, могут вводиться особые условия контроля в соответствии с положениями об особом режиме работы по охране труда предприятий и организаций федерального железнодорожного транспорта.

1.4. Контроль за выполнением настоящего Положения возлагается на Управление охраны труда МПС России, руководителей департаментов и управлений МПС России, службы (отделы) охраны труда железных дорог, сектора (группы) охраны труда отделений железных дорог, руководителей обособленных структурных подразделений федерального железнодорожного транспорта.

2. Ведомственный контроль и надзор

2.1. Ведомственный контроль и надзор за состоянием охраны труда на железных дорогах, предприятиях и учреждениях федерального железнодорожного транспорта осуществляется при проведении комплексных проверок, целевых проверок и при оперативном контроле:

Управлением охраны труда МПС России, руководителями и специалистами департаментов и управлений МПС России, службами (отделами) охраны труда железных дорог, руководителями служб (отделов) железных дорог, отделами (секторами) охраны труда отделений железных дорог, руководителями предприятий и учреждений федерального железнодорожного транспорта;

ведомственными органами контроля и надзора (инспекцией котлонадзора МПС России, энергетическим надзором МПС России, ведомственной охраной МПС России).

2.2. Контроль и надзор ведомственными органами надзора.

2.2.1. Контроль и надзор за правильностью изготовления, установкой и безопасной эксплуатацией объектов котлонадзора на федеральном железнодорожном транспорте осуществляется инспекцией котлонадзора в соответствии с Положением об инспекции котлонадзора Министерства путей сообщения Российской Федерации.

2.2.2. Контроль и надзор за техническим состоянием электроустановок, электрических станций, трансформаторных и тяговых подстанций, электрических сетей, внутренних электропроводок и отдельных токоприемников у потребителей и за обеспечением безопасного обслуживания электрических установок и устройств осуществляется специально назначенными работниками ведомственного надзора хозяйства электрификации и энергоснабжения МПС России в соответствии с Положением об энергетическом надзоре на федеральном железнодорожном транспорте.

2.2.3. Контроль и надзор за соблюдением пожарной безопасности осуществляется ведомственной охраной МПС России в соответствии с Положением о ведомственном пожарном надзоре на железнодорожном транспорте.

2.3. Комплексные и целевые проверки.

2.3.1. Комплексные и целевые проверки состояния охраны труда проводятся на основании результатов ежегодных статистических отчетов, анализа производственного травматизма и состояния охраны труда на железных дорогах, в отделениях железных дорог, на предприятиях, в организациях и учреждениях федерального железнодорожного транспорта.

2.3.2. Комплексные проверки проводятся с целью контроля за состоянием условий и охраны труда на железных дорогах, предприятиях и в учреждениях федерального железнодорожного транспорта.

2.3.3. Комплексные проверки на железных дорогах проводит Управление охраны труда МПС России совместно с департаментами и управлениями МПС России по планам, утвержденным заместителем министра путей сообщения Российской Федерации, курирующим вопросы охраны труда.

Комплексные проверки каждой железной дороги должны проводиться не реже одного раза в пять лет.

2.3.4. Целевые проверки в зависимости от их объема и характера могут проводиться как комиссиями, так и отдельными руководителями или специалистами, которые прошли обучение и проверку знаний по охране труда.

Целевые проверки проводятся для контроля за состоянием отдельных вопросов охраны труда, хода выполнения приказов, указаний и распоряжений МПС России и железных дорог, отраслевого тарифного соглашения и коллективных договоров в части охраны труда, выполнения намеченных мероприятий по результатам комплексных проверок.

2.3.5. Департаменты и управления МПС России проверяются Управлением охраны труда по графику, утвержденному заместителем Министра путей сообщения Российской Федерации, курирующим вопросы охраны труда.

2.3.6. Департаменты и управления МПС России проводят целевые проверки хозяйств, предприятий, организаций и учреждений железных дорог комиссией по планам, утвержденным заместителями Министра путей сообщения Российской Федерации. Целевые проверки хозяйств каждой железной дороги должны проводиться не реже одного раза в пять лет.

2.3.7. Руководители железной дороги проводят комплексные и целевые проверки в отделениях железной дороги, на предприятиях и в учреждениях железной дороги по планам, утвержденным начальником железной дороги. Организацию проверок и руководство их проведением осуществляют службы (отделы) охраны труда железных дорог.

2.3.8. Службы (отделы) охраны труда железных дорог проводят целевые проверки в отраслевых службах управления дорог, соответствующих отделах отделений железных дорог, на подведомственных предприятиях и учреждениях железной дороги по планам, утвержденным главным инженером железной дороги.

2.3.9. Для проведения комплексных проверок на соответствующих уровнях создаются комиссии:

- Управлением охраны труда МПС России с участием руководителей и специалистов департаментов и управлений МПС России, представителей органов ведомственного надзора, работников служб (отделов) охраны труда железных дорог, работников отраслевых служб железных дорог и других руководителей и специалистов, прошедших обучение и проверку знаний по охране труда;

- службой (отделом) охраны труда железной дороги с участием представителей органов ведомственного надзора, руководителей и работников отраслевых служб, отделов (секторов) охраны труда, отделений железных дорог и других руководителей и специалистов, прошедших обучение и проверку знаний по охране труда.

2.3.10. О проведении комплексной проверки не позднее, чем за две недели до ее начала издается указание, в котором должны быть определены объект проверки, состав комиссии и сроки проведения проверки.

2.3.11. Результаты проверки предприятий и учреждений МПС России рассматриваются руководителями предприятий или учреждений, а в случае необходимости - заместителем Министра, курирующим данные предприятия, учреждения.

2.3.12. Результаты комплексной проверки дороги, проводимой Управлением охраны труда МПС России, рассматриваются на совещании у руководителя железной дороги, а в случае необходимости - в МПС России.

Результаты целевой проверки рассматриваются на совещании у руководителя дороги или службы железной дороги.

Результаты комплексной и целевой проверок должны оформляться актом (справкой, предписанием), включающим предложения (рекомендации) по устранению обнаруженных недостатков и улучшению организации работы по охране труда.

2.3.13. Руководитель проверяемой железной дороги, отделения железной дороги, предприятия и учреждения железной дороги, предприятия и учреждения федерального железнодорожного транспорта по результатам комплексной и целевой проверок в течение двух недель издает приказ (указание) с разработанными мероприятиями по устранению недостатков, сроков их выполнения и направляет перечень разработанных мер в адрес проводивших проверку.

2.3.14. Отчеты о выполнении намеченных мероприятий по устранению выявленных в ходе проверки недостатков представляются в адреса органов, проводивших проверки, ежеквартально до полного выполнения мероприятий.

2.4. Оперативный контроль.

2.4.1. Оперативный контроль за состоянием охраны труда должен проводиться руководителями и специалистами департаментов и управлений МПС России, руководителями и инженерно-техническими работниками служб (отделов) железных дорог и отделений железных дорог при выезде на предприятия, в учреждения железных дорог и в их подразделения, а руководителями учреждений МПС России - при посещении подчиненных им предприятий.

2.4.2. Основными задачами оперативного контроля являются: выявление нарушений должностных обязанностей руководителями и специалистами в области охраны труда, нормативов участия в работе по охране труда, а также соблюдения условий труда и его безопасности на рабочих местах.

2.4.3. Результаты проверки должны оформляться актом (справкой), один экземпляр которого(ой) передается руководителю проверяемого предприятия или учреждения для устранения выявленных недостатков, а второй экземпляр остается у проверяющего.

2.4.4. Оперативный контроль за соблюдением работниками путевого и других хозяйств требований безопасности при нахождении на пути при приеме, отправлении и пропуске поездов осуществляется в соответствии с положениями предприятий и организаций федерального железнодорожного транспорта по организации работы системы информации "Человек на пути".

2.5. Трехступенчатый контроль.

2.5.1.1. Трехступенчатый контроль является основной формой контроля администрацией предприятия за состоянием охраны труда на рабочих местах в подчиненных подразделениях, а также соблюдением должностными лицами и работниками Кодекса законов о труде Российской Федерации, Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", стандартов безопасности труда, норм, правил, инструкций и иных нормативных правовых актов по охране труда.

2.5.1.2. Основная задача трехступенчатого контроля состоит в организации выполнения всего комплекса мероприятий по охране труда, определении ответственных за своевременную проверку состояния охраны труда и устранения недостатков, выявленных на трех последовательных ступенях.

2.5.1.3. Результаты трехступенчатого контроля отражаются в журнале трехступенчатого контроля (приложение N 1 к настоящему Положению), который ведется в подразделениях предприятия (цех, участок, околоток и др.). Журнал трехступенчатого контроля должен храниться на предприятии в течение одного года с даты внесения последней записи.

2.5.1.4. Ответственными за организацию и проведение трехступенчатого контроля в зависимости от структуры предприятия являются:

на первой ступени - непосредственный руководитель работ (бригадир, старший по группе, дежурный по станции и др.);

на второй ступени - руководитель подразделения предприятия (начальник цеха, старший мастер (мастер) участка, околотка и др.);

на третьей ступени - руководитель предприятия (завод, депо, станция, дистанция и др.).

2.5.1.5. Конкретный порядок проведения трехступенчатого контроля на предприятиях, в учреждениях и обособленных структурных подразделениях железных дорог, на предприятиях и в учреждениях федерального железнодорожного транспорта устанавливается стандартом железной дороги, стандартом предприятия и обособленного структурного подразделения железной дороги, а также предприятия и учреждения федерального железнодорожного транспорта, разработанным в соответствии с настоящим Положением и рекомендациями соответствующих департаментов и управлений МПС России, учреждений МПС России применительно к местным условиям, особенностям организационной структуры, специфике и характеру производства.

2.5.2. Первая ступень контроля.

2.5.2.1. Первая ступень контроля осуществляется ежедневно (ежесменно) непосредственным руководителем работ (бригадиром, старшим по группе, дежурным по станции и др.), как в начале, так и в течение всего рабочего дня (смены).

2.5.2.2. В начале рабочего дня (смены) необходимо проверять:

устранение нарушений, выявленных предыдущей проверкой;

состояние рабочих мест, наличие необходимых для работы исправного инструмента и приспособлений;

состояние проходов и проездов;

безопасность производственного оборудования, грузоподъемных и транспортных средств, других машин и механизмов;

наличие оградительных, защитных и предохранительных средств;

исправность вентиляции, освещения, наличие и исправность средств индивидуальной и коллективной защиты;

правильность складирования материалов, заготовок, приспособлений;

наличие у работников удостоверений, нарядов-допусков, других документов на выполнение работ с повышенной опасностью;

наличие необходимых средств пожаротушения.

2.5.2.3. В течение рабочего дня (смены) необходимо контролировать:

соблюдение работниками требований инструкций по охране труда;

наличие, исправность и правильность использования работниками средств индивидуальной защиты;

соблюдение работниками правил электробезопасности при работе в электроустановках и с электроинструментом;

соблюдение работниками правил эксплуатации грузоподъемных кранов, сосудов, работающих под давлением;

соблюдение других правил безопасности труда, предусмотренных для работ на данном участке.

2.5.2.4. Устранение нарушений должно проводиться немедленно после их выявления под надзором непосредственного руководителя работ.

Если нарушения, выявленные на первой ступени, не могут быть устранены силами бригады или группы, непосредственный руководитель работ (бригадир, старший по группе, дежурный по станции и др.) обязан доложить об этом руководителю подразделения предприятия (начальнику цеха, старшему мастеру (мастеру) участка, околотка и др.), который совместно с непосредственным руководителем работ должен наметить и принять меры по устранению выявленных нарушений и, в частности, определить сроки и лиц, ответственных за их устранение, и сделать запись в журнале трехступенчатого контроля.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»