Недействующий

     

Проект N 164989-4*
____________________________
*Согласно паспорту проекта,
проект внесен на рассмотрение
Государственной Думы. -
Примечание "КОДЕКС".


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в главу 23 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации


Статья 1  


Внести в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N32, ст.3340; 2001, N 1, ст.18; N23, ст.2289) следующие изменения:

1) в части 3 статьи 210 слова "предусмотрена налоговая ставка, установленная" заменить словами "предусмотрены налоговые ставки, установленные";

2) часть 1 статьи 224 изложить в следующей редакции:

"1. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, применяются следующие налоговые ставки:

Размер дохода физического лица

Налоговая ставка

До 300 000 рублей

13, 0 процента

От 300 001 рубля до 600 000 рублей

39 000 рублей + 18,0 процента с суммы, превышающей 300 000 рублей

Свыше 600 000 рублей

93 000 рублей + 30,0 процента с суммы, превышающей 600 000 рублей



3) в абзаце первом части 1 статьи 225 слова "налоговой ставке, установленной" заменить словами "налоговым ставкам, установленным";

4) в абзаце первом части 3 статьи 226 слова "применяется налоговая ставка, установленная" заменить словами "применяются налоговые ставки, установленные";

Статья 2


Настоящий Федеральный закон вступает в силу 1 января 2006 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

 Президент
     Российской Федерации
В.Путин

     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в главу
23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"



С 1 января 2001 года в Российской Федерации была установлена единая ставка налога на доходы физических лиц в размере 13,0 процента. До этого же времени действовала прогрессивная шкала ставки этого налога в зависимости от размера дохода физического лица.

Предложение о введении единой ставки налога на доходы физических лиц мотивировалось необходимостью легализации доходов физических лиц и увеличением объема налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации. Однако ожидания авторов введения единой ставки налога не оправдались. Так, с 2001 года по 2003 год поступления налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет увеличились с 255,8 млрд. рублей до 455,6 млрд. рублей, или в 1,8 раза. Денежные доходы населения в этот период возросли также в 1,8 раза. То есть рост поступлений в бюджет налога на доходы физических лиц произошел только за счет роста денежных доходов населения, а также за счет распространения этого налога на доходы военнослужащих и прокурорских работников.

Вместе с тем международный опыт говорит, что единая ставка налога на доходы физических лиц не применяется нигде, так как несправедлива. Например, в США максимальная ставка этого налога составляет 31 процент, во Франции - 54 процента, в Дании - 63 процента.

Кроме того, единая ставка налога на доходы физических лиц вступает в противоречие с регрессивной шкалой единого социального налога. Необходимо, чтобы регрессия ставок единого социального налога была тесно связана с прогрессией ставок налога на доходы физических лиц.

Предлагаемые в данном законопроекте ставки налога на доходы физических лиц в зависимости от их доходов направлены на выравнивание доходов населения, дифференциация которых в России чрезвычайно высока. В связи с увеличением доходов консолидированного бюджета Российской Федерации за счет увеличения поступлений от налога на доходы физических лиц можно будет увеличить заработную плату работников бюджетной сферы, пенсий, а также средства на оказание социальной помощи. Размер предлагаемых ставок умеренный, что не должно привести к стремлению сокрытия доходов.



    На N ИА-857 от 15 февраля 2005 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект федерального закона "О внесении изменений в главу 23 части
второй Налогового кодекса Российской Федерации"
, вносимый в
Государственную Думу депутатом Государственной Думы А.С.Ивановым



В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.

Законопроектом предусматривается изложить в новой редакции ряд норм главы 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым налог будет взиматься по трехступенчатой прогрессивной шкале ставок, вместо действующей единой налоговой ставки в размере 13 процентов, применяемой для основного вида доходов физических лиц - заработной платы.

Введение единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов одновременно с расширением круга налогоплательщиков способствовало легализации оплаты труда многими работодателями и в связи с этим увеличению налоговой базы. В последние годы темпы роста поступлений налога на доходы физических лиц превышают темпы общего роста налоговых поступлений. Доля этого налога в общей сумме налоговых платежей и других доходов, поступивших в консолидированный бюджет в 2004 году, составила 12,9 процента, против 9,5 процента в 2000 году. С введением единой ставки налога на доходы физических лиц была упрощена процедура уплаты налога.

В этих условиях Правительство Российской Федерации особое внимание будет уделять совершенствованию существующей системы взимания налога на доходы физических лиц, сохранению стабильности налоговой системы как фактора инвестиционной привлекательности Российской Федерации.

Из представленных материалов неясно, какое основание использовалось для расчетов налоговых ставок, поскольку в финансово-экономическом обосновании к законопроекту не указан официальный источник информации. При этом не учитывается возможность уклонения от налогообложения, усложнение налогового администрирования и увеличение расходов на него в связи с введением прогрессивной шкалы ставок налога на доходы физических лиц.

С введением новой редакции пункта 1 статьи 224 Кодекса следует привести в соответствие статью 218 Кодекса. В статье 1 законопроекта неверно указаны официальные источники опубликования Кодекса.

Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.

     Заместитель Председателя
     Правительства Российской Федерации
А.Жуков



Текст документа сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»