Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 27 декабря 2005 года N 350

Об утверждении Санитарных правил в лесах Российской Федерации

(с изменениями на 5 апреля 2006 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа МПР России от 19 ноября 2007 года N 301
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом МПР России от 5 апреля 2006 года N 72.

____________________________________________________________________


В соответствии со статьей 98 Лесного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 5, ст.610; 201, 3 53 (ч.I), ст.5030; 2002, N 30, ст.3033; N 52 (ч.I), ст.5132; N 50, ст.4857; N 52 (ч.I), ст.5038; 2004, N 35, ст.3607; N 52 (ч.I), ст.5276; 2005, N 1 (ч.I), ст.25; 2005, N 19, ст.1752; 2005, N 30 (ч.II), ст.3122)

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Санитарные правила в лесах Российской Федерации.

2. Признать недействующими приказы Федеральной службы лесного хозяйства России:

от 15 января 1998 года N 10 "Об утверждении Санитарных правил в лесах Российской Федерации", зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации 27 января 1998 года, регистрационный N 1458;

от 24 декабря 1998 года N 214 "О внесении изменений в Санитарные правила в лесах Российской Федерации", зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации 14 января 1999 года, регистрационный N 1681;

от 12 января 1999 года N 5 "Об утверждении Санитарных правил в лесах, расположенных на территории Московской области", зарегистрированный Министерством юстиции Российской Федерации 15 марта 1999 года, регистрационный N 1730.


Министр
Ю.П.Трутнев


Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

16 марта 2006 года,

регистрационный N 7592

     

     

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом МПР России
от 27 декабря 2005 года N 350

     
САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА
в лесах Российской Федерации

(с изменениями на 5 апреля 2006 года)

 I. Общие положения

1. Настоящие Санитарные правила в лесах Российской Федерации (далее - Санитарные правила) устанавливают цели, виды лесозащитных мероприятий, порядок их проведения и санитарные требования, обеспечивающие сохранение биологической устойчивости лесных насаждений при ведении лесного хозяйства и лесопользовании в лесах Российской Федерации, а также при производстве работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и лесопользованием.

2. Настоящие Санитарные правила обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами.

3. В соответствии со статьей 93 Лесного кодекса Российской Федерации выполнение комплекса лесозащитных мероприятий на территории лесного фонда Российской Федерации (далее - лесной фонд) и в лесах, не входящих в лесной фонд, обеспечивают федеральный орган исполнительной власти в области лесного хозяйства, федеральный орган исполнительной власти по надзору в сфере природопользования и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Защита лесов осуществляется наземными и авиационными методами лесхозами федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства, базами авиационной охраны лесов и другими организациями федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства (далее - организации Рослесхоза) или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также федеральным органом исполнительной власти по надзору в сфере природопользования и его территориальными органами*.

_______________

* Статья 92 Лесного кодекса Российской Федерации.

4. Ведение лесного хозяйства, все виды лесопользования должны осуществляться в соответствии с принципами устойчивого развития лесов и сохранения биологического разнообразия.

Защита лесов осуществляется с учетом их природных особенностей, целевого назначения, экологической и экономической ценности и представляет собой систему мероприятий, направленных на сохранение устойчивости лесов, предотвращение ущерба от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения лесов, на снижение потерь от вредителей и болезней леса, иных вредных воздействий природного и антропогенного характера.

Ущерб, нанесенный лесному фонду Российской Федерации (далее - лесной фонд) и лесам, не входящим в лесной фонд, из-за нарушения требований настоящих Санитарных правил, должен быть возмещен в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Защита лесов строится на основе лесозащитного районирования и принципах сохранения биоразнообразия и устойчивого управления.

В парках, лесопарках и мемориальных насаждениях наряду с выполнением общих требований настоящих Санитарных правил осуществляют индивидуальную защиту отдельных деревьев.

6. Лесозащитные мероприятия осуществляются в соответствии с настоящими Санитарными правилами и другими нормативными правовыми актами по защите лесов, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесного хозяйства.

II. Лесозащитное районирование территории

7. Защита лесов строится на основе лесозащитного районирования. Разработка схем лесозащитного районирования производится федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства. Результатом лесозащитного районирования является распределение территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, по зонам напряженности лесопатологической ситуации: низкой, слабой, средней и сильной.

Основным критерием для выделения лесопатологических районов или зон служит степень вредоносности лесопатологических факторов, которая определяется через частоту их проявления и через ущерб от их воздействия. Кроме этого, учитываются целевые функции лесов, оценка их экологического и хозяйственного значения, состав и уровень воздействия патогенных факторов.

8. Для каждой зоны напряженности лесопатологической ситуации определяются требования к точности и достоверности лесопатологической информации, к периодичности проведения лесопатологических обследований, к перечню необходимых лесозащитных мероприятий.

9. Границы зон напряженности лесопатологической ситуации целесообразно соотносить с административным делением территорий.

III. Виды лесозащитных мероприятий в лесном фонде и лесах,
не входящих в лесной фонд

10. Лесозащитные мероприятия составляют комплекс мер, обязательных к выполнению всеми физическими и юридическими лицами, и направленных на выявление очагов вредителей и болезней леса, ограничение их распространения, локализацию их очагов, на профилактику возникновения таких очагов, а также на предотвращение экономического ущерба лесному хозяйству, вызываемого развитием вредителей, болезней леса и другими негативными факторами естественного и антропогенного происхождения.

Лесозащитные мероприятия проводятся в лесах всех групп и категорий защитности лесов первой группы. В лесах, расположенных на территории особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ), лесозащитные мероприятия осуществляются в соответствии с установленным режимом пользования для данных ООПТ.

11. Защита лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, осуществляется путем проведения следующих лесозащитных мероприятий:

лесопатологических обследований и лесопатологического мониторинга;

надзора за развитием вредителей и болезней леса;

разработки авиационных и наземных мер по борьбе с вредителями и болезнями леса;

организации работ по профилактике болезней леса и ликвидации очагов вредителей и болезней леса;

санитарно-оздоровительных мероприятий;

государственного контроля за осуществлением перечисленных мероприятий.

IV. Лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг

12. Объектами лесопатологических обследований и лесопатологического мониторинга являются лесной фонд и не входящие в лесной фонд леса, преимущественно находящиеся в стадии ослабления или под воздействием постоянно действующего патологического фактора, а также сами эти факторы.

13. Лесопатологические обследования - мероприятия, проводимые с целью определения характеристик санитарного состояния насаждений или характеристик неблагоприятных факторов, воздействующих на данное насаждение.

14. Лесопатологические обследования делятся на текущие, экспертные, экспедиционные и аэровизуальные.

Текущее обследование проводится в рамках плановых работ по лесопатологическому мониторингу.

Экспертные обследования проводятся по заказу лесопользователей, или территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства, или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, или иных лиц для получения требуемых характеристик санитарного состояния лесов на определенной незначительной по площади территории.

Экспедиционные и аэровизуальные лесопатологические обследования проводятся в целях выявления санитарного и лесопатологического состояния лесов и назначения лесозащитных мероприятий на территории крупных лесных массивов.

Экспедиционные лесопатологические обследования делятся на два вида (наземные и авиадесантные) в зависимости от цели обследования, района работ, особенностей объекта работ, экологического и хозяйственного значения лесов.

Наземные экспедиционные лесопатологические обследования проводятся в устроенных лесах в зоне интенсивного ведения лесохозяйственной и промышленной деятельности.

Авиадесантные экспедиционные лесопатологические обследования проводятся в многолесных удаленных районах.

15. Все виды лесопатологических обследований выполняются организациями Рослесхоза.

16. Технология проведения лесопатологических обследований определяется методическими рекомендациями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства.

17. Лесопатологический мониторинг (далее - ЛПМ) - система постоянных наблюдений за состоянием лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, а также за неблагоприятными факторами, влияющими на это состояние.

18. Основными целями ЛПМ являются:

оценка состояния лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд;

обоснование лесозащитных мероприятий, необходимых для улучшения их состояния;

сбор информации для осуществления государственного управления в сфере лесного хозяйства, государственной статистической и отраслевой отчетности в области защиты лесов;

прогноз развития лесопатологической ситуации для своевременного принятия решений.

19. Лесопатологический мониторинг включает в себя:

регулярные и выборочные наблюдения за состоянием объектов мониторинга;

аэрокосмический мониторинг состояния лесов.

20. Районирование территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, по целям, методам и средствам ведения лесопатологического мониторинга ведется на ландшафтно-экологической основе.

21. Набор необходимых элементов ЛПМ и видов лесопатологических обследований для конкретной территории определяется в соответствии с лесозащитным районированием.

На территориях, подпадающих под действие международных соглашений в области контроля за состоянием лесов и экологического мониторинга, ЛПМ включает необходимые элементы, определяемые международными обязательствами Российской Федерации.

Надзор за развитием вредителей и болезней леса является составной частью регулярных наблюдений.

22. Аэрокосмический мониторинг выполняется в рамках осуществления системы регулярных выборочных наблюдений за состоянием объектов мониторинга или как разовое мероприятие в случае возникновения массовых повреждений лесов.

23. По результатам ЛПМ и обследований формируются и поддерживаются базы данных локального, регионального и федерального уровней.

Формы учета лесопатологической информации, структура базы данных, программное обеспечение и технические средства определяются федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства.

Структура показателей лесопатологического и санитарного состояния лесов должна быть унифицирована.

V. Надзор за развитием вредителей и болезней

24. Целью надзора за появлением и распространением вредителей и болезней и других неблагоприятных факторов является получение информации о текущем состоянии и их динамики.

В результате анализа полученной при надзоре информации составляют прогноз вероятного повреждения объектов лесозащиты и принимаются решения о необходимости проведения лесозащитных мероприятий.

25. Общий надзор (лесопатологические наблюдения) - мероприятие, проводимое организацией, ведущей лесное хозяйство, в целях своевременного обнаружения ухудшения санитарного и лесопатологического состояния лесов.

Результатом лесопатологических наблюдений является листок сигнализации (приложение 1), который в 10-дневный срок после проведения наблюдений передается в организации Рослесхоза.

В месячный срок после оформления листков сигнализации организации Рослесхоза обязаны проверить данные лесопатологических наблюдений и в случае необходимости подготовить необходимые документы по обоснованию лесозащитных мероприятий.

VI. Разработка авиационных и наземных мер по борьбе с вредителями и болезнями леса (истребительные мероприятия)

26. Авиационные и наземные меры по борьбе с вредителями и болезнями леса (истребительные мероприятия) - комплекс мер, проводимый в очагах вредителей и болезней леса с целью снижения их влияния на состояние насаждений, а также сокращения экономического и экологического ущерба, причиняемого вредителями и болезнями леса.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»