Недействующий

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в связи
с совершенствованием разграничения полномочий"


Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 22 июля 2005 года N Пр-1175, направлен на реализацию решений Государственного совета Российской Федерации от 2 июля 2005 года и продолжает процесс совершенствования федерального законодательства в связи с разграничением полномочий между уровнями публичной власти.

Основные подходы к разграничению полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления были определены федеральными законами от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"" и от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепил разграничение полномочий применительно к отраслевому законодательству.

Законодательное закрепление новой модели наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (Федеральный закон от 11 декабря 2004 года N 159-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации") предполагает более высокую степень согласованности действий и решений федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и повышает степень ответственности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации за реализацию единой государственной политики в регионах.

В связи с этим было признано целесообразным обеспечить развитие законодательства в направлении расширения круга полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Реализация на практике отдельных норм названых выше актов федерального законодательства также выявила ряд задач, решение которых находится в сфере дальнейшего разграничения полномочий.

Законопроект вносит изменения в федеральные законы по двум основным направлениям и предусматривает:

- перераспределение полномочий между уровнями публичной власти субъектов Российской Федерации;

- предоставление органам государственной власти субъектов Российской Федерации, при наличии финансовых возможностей и за счет средств собственных бюджетов, за исключением субвенций федерального бюджета, права:

осуществлять дополнительные меры по социальной защите населения;

участвовать в реализации полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения, если это указано в федеральных законах;

осуществлять дополнительные полномочия по иным вопросам, если такая возможность предусмотрена в федеральных законах.

Законопроект состоит из 35 статей.

Статья 1 вносит изменения в Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Предлагаемые изменения направлены на закрепление, в соответствии с решениями Государственного совета Российской Федерации, перечня дополнительных полномочий субъектов Российской Федерации.

Соответствующие изменения предлагается так же внести в положения, устанавливающие перечень имущества, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации.

Законопроектом также предлагается дополнить статью 26_3 дополнительными частями, определяющими право субъектов Российской Федерации осуществлять правовое регулирование по всем вопросам, указанным в данной статье, осуществлять меры дополнительной социальной защиты граждан, а также участвовать, в случаях определенных в федеральных законах, в решении иных вопросов по предметам совместного ведения и ведения Российской Федерации.

Статья 2 вносит изменения в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации".

Изменения направлены на предоставление органам государственной власти субъектов Российской Федерации, возможности осуществлять правовое регулирование в области занятости, а также участвовать в организации и проведении общественных работ.

Статья 3 вносит дополнения в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании", направленные, в основном, на предоставление органам государственной власти субъектов Российской Федерации права осуществлять те полномочия в области образования, которые ими осуществлялись ранее, в том числе:

лицензирование, аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений, за исключением образовательных учреждений, лицензирование, аттестация и государственная аккредитация которых отнесены к компетенции Российской Федерации;

организация проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, по образовательным программам основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию (за исключением федеральных государственных образовательных учреждений, а также государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования);

проведение аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений, а также работников органов управления образованием субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

право осуществления надзора и контроля в области образования и исполнения государственных образовательных стандартов за муниципальными органами управления образованием, образовательными учреждениями вне зависимости от форм собственности, за исключением федеральных образовательных учреждений.

Статья 4 вносит изменения в Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", предоставляющие органам государственной власти субъектов Российской Федерации возможность участия в осуществлении, в том числе путем осуществления финансирования, мер государственной поддержки объектов культурного наследия вне зависимости от категории их историко-культурного значения.

Одновременно законопроектом уточняются вопросы местного значения муниципальных образований в соответствии с изменениями, вносимыми в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 30 законопроекта).

Статья 5 вносит изменения в Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-I "О ветеринарии", предполагающие передачу органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий по:

участию в реализации федеральных мероприятий на территории субъекта Российской Федерации;