Недействующий


Проект N 130518-4

Принят Государственной Думой
 9 декабря 2005 года



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации
 об административных правонарушениях
         


Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; 2005, N 10, ст. 762; N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2719, 2721) следующие изменения:

1) абзац второй статьи 8.1 изложить в следующей редакции:

"влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.";

2) абзац второй статьи 8.2 изложить в следующей редакции:

"влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.";

3) абзац второй статьи 8.3 изложить в следующей редакции:

"влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.";

4) в статье 8.4:

абзац второй части 1 изложить в следующей редакции:

"влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.";

абзац второй части 2 изложить в следующей редакции:

"влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до одной тысячи пятисот минимальных размеров оплаты труда.";

абзац второй части 3 изложить в следующей редакции:

"влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.";

5) главу 8 дополнить статьей 8.41 следующего содержания:

"Статья 8.41. Невнесение в установленные сроки платы
за негативное воздействие на окружающую среду


Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до шестидесяти минимальных размеров оплаты труда;

на юридических лиц - от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.";

6) в части 1 статьи 23.29 слова "статьей 8.39" заменить словами "статьями 8.39, 8.41".

Президент
Российской Федерации
     В.Путин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях"



Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" направлен на увеличение размеров административных штрафов, установленных за административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.

В настоящее время размеры административных штрафов, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за такие правонарушения, как несоблюдение экологических требований при осуществлении разных видов производственной деятельности на различных этапах, несоблюдение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, нарушение законодательства об экологической экспертизе, установлены в следующих пределах: для граждан - от 3 до 20 минимальных размеров оплаты труда (далее - МРОТ); для должностных лиц - от 5 до 50 МРОТ; для юридических лиц - от 50 до 500 МРОТ.

Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 3.5 КоАП РФ, административный штраф за нарушение законодательства об охране окружающей природной среды может быть установлен в следующем размере: для должностных лиц - до 200 МРОТ; для юридических лиц - до 5000 МРОТ.

Необходимость повышения размеров административных штрафов за вышеназванные правонарушения вызвана рядом обстоятельств.

С момента вступления в силу КоАП РФ прошло более двух лет, и сформировавшаяся правоприменительная практика дает основание сделать некоторые выводы. Одна из основных задач законодательства об административных правонарушениях, установленная статьей 1.2 КоАП РФ, - предупреждение административных правонарушений - не выполняется в связи с низкими размерами административных штрафов за правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования.

Анализ статистических данных, опубликованных в государственных докладах Министерства природных ресурсов Российской Федерации о состоянии окружающей природной среды Российской Федерации, показывает, что количество правонарушений, квалифицируемых по статьям 8.1, 8.2 и 8.4 КоАП РФ, с каждым годом возрастает. Причины данного обстоятельства могут быть различны, однако, одной из них является низкая эффективность превенции привлечения к ответственности в связи с размерами налагаемых штрафов.

Общественная опасность правонарушений в области охраны окружающей среды, особенно при несоблюдении в процессе деятельности предприятий - природопользователей экологических требований в целом и о проведении экологической экспертизы в частности, наносит значительный вред компонентам природной среды. При этом необходимо учитывать, что виновные в совершении указанных правонарушений всегда ознакомлены с такими требованиями, поскольку осуществляют свою деятельность на профессиональной основе, зачастую являясь экологами или главными инженерами предприятий. Соответственно, эти лица умышленно нарушают экологические требования, желая сэкономить время и средства предприятий.

Кроме того, возрастает количество правонарушений, связанных с осуществлением деятельности с отступлением от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы (часть 2 статьи 8.4 КоАП РФ). В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае:

реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;

внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Выявить факт изменения или отступления от документации, прошедшей процедуру государственной экологической экспертизы, в ряде случаев достаточно сложно. Как правило, о них знает лишь лицо, осуществляющее соответствующую деятельность. Таким образом, предъявляя контролирующим органам положительное заключение экологической экспертизы, виновное лицо обманным путем избегает привлечения к ответственности, что является более общественно опасным поведением, чем осуществление деятельности вообще без прохождения данной процедуры. В условиях непроведения государственной экологической экспертизы (часть 1 статьи 8.4 КоАП РФ) правонарушение очевидно.

Законопроектом предлагается установить достаточно широкие пределы размеров административных штрафов для юридических лиц. Назначение наказания должно производиться с учетом объема производства, ведущегося с нарушением экологических требований, и не должно преследовать цели разорения предприятия.

Законопроект предусматривает также дополнение главы 8 КоАП РФ новой статьей 8.41 "Несвоевременное внесение или невнесение платы за загрязнение окружающей среды".

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Плата за загрязнение окружающей природной среды взимается с юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, включая совместные предприятия с участием иностранных юридических лиц и граждан, которым предоставлено право ведения производственно-хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:

выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

загрязнение недр, почв;

размещение отходов производства и потребления;

загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;

иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 года N 344 утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.

В соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632, "перечисление средств осуществляется природопользователями в сроки, устанавливаемые территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации".

В Порядке направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета Российской Федерации (утв. Минприроды России N 04-15/61-638, Минфином России N 19, Госналогслужбой России N ВГ-6-02/10 3 марта 1993 года; зарегистрировано в Минюсте России 27 мая 1993 года N 262) установлено, что природопользователи определяют и согласовывают с соответствующими территориальными органами Минприроды России на год с поквартальной разбивкой величину платы за загрязнение окружающей природной среды и представляют налоговым органам по месту нахождения природопользователя до 1 февраля текущего года сведения по утвержденной форме.

Плата за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ осуществляется за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а плата за превышение их (лимитные и сверхлимитные) - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя. По истечении квартала при-родопользователи определяют и согласовывают с территориальными органами Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации фактические размеры платы за загрязнение окружающей природной среды и не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют налоговым органам по месту нахождения природопользователя расчет по утвержденной форме.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 23 декабря 2003 года N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" в 2004 году плата за негативное воздействие на окружающую среду распределяется по следующим нормативам:

в доходы федерального бюджета - 20 процентов поступлений;

в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации - 80 процентов поступлений.

Указанным Федеральным законом установлено, что нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, действовавшие в 2003 году, применяются в 2004 году с коэффициентом 1,1.

Таким образом, федеральный и региональные бюджеты недополучают в результате невнесения платы за загрязнение окружающей среды значительные суммы денежных средств.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" требования в области охраны окружающей среды - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами и иными актами. Следовательно, одно из экологических требований - платность негативного воздействия. В КоАП РФ ответственность за несоблюдение экологических требований установлена в статье 8.1. Данная статья является общей и применяется в случае невозможности квалификации совершенного противоправного деяния в области охраны окружающей среды и природопользования по специальной норме.

Внесение в КоАП РФ специального состава правонарушения - невнесение платы за загрязнение окружающей среды - позволит повысить эффективность применения мер административной ответственности за совершение данного правонарушения, усилить превентивную роль закона в деле охраны окружающей среды.

Привлечение к административной ответственности по статье 8.41 будут осуществлять государственные инспектора по охране природы, осуществляющие государственный экологический контроль.

Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.


Московская городская Дума

Редактор проекта:
депутат
В.П.Иванов
928-75-01

Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации

На N 2.12-17/69 от 7 февраля 2005 г.


ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона N 130518-4 "О внесении изменений
в Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях"
, внесенный Московской городской Думой


В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.

Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 8.1. 8.2 и 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и дополнить указанный Кодекс статьей 8.41.

Суть законопроекта заключается в увеличении размеров административных штрафов за правонарушения в области охраны окружающей среды и в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также во внесении в Кодекс специального состава правонарушения - несвоевременное внесение или невнесение платы за загрязнение окружающей среды.

При этом в части 1 статьи 8.41 законопроекта предлагается установить ответственность за несвоевременное внесение платы за загрязнение окружающей среды, а в части 2 статьи 8.41 законопроекта - за невнесение платы за загрязнение окружающей среды, что приведет к конкуренции между этими частями, так как невнесение платы уже предполагает несвоевременность ее внесения.

Необходимо при этом отметить, что редакция статьи 8.41 законопроекта не соответствует Федеральному закону "Об охране окружающей среды", которым установлена плата за негативное воздействие на окружающую среду, а не плата за загрязнение окружающей среды.

Исходя из изложенного Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии учета высказанных замечаний.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
      А.Жуков



Текст документа сверен по:

рассылка          

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»