ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 апреля 1996 года N 87/720-II

О Едином порядке обработки итогов голосования и
составления протоколов участковых, территориальных
избирательных комиссий и избирательных комиссий
субъектов Российской Федерации
по выборам Президента Российской Федерации


В соответствии с частью первой статьи 15 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет:

1. Установить Единый порядок обработки итогов голосования и составления протоколов участковых, территориальных избирательных комиссий и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации по выборам Президента Российской Федерации (прилагается).

2. Настоящее постановление опубликовать в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и в "Российской газете".


                              Председатель Центральной избирательной
                                       комиссии Российской Федерации
                                                           Н.Т.Рябов

                                

 Секретарь Центральной избирательной
                                       комиссии Российской Федерации
                                                        А.А.Вешняков


Приложение
к постановлению Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
от 12 апреля 1996 года N 87/720-II

ЕДИНЫЙ ПОРЯДОК
обработки итогов голосования и составления
протоколов участковых, территориальных избирательных
комиссий и избирательных комиссий субъектов Российской
Федерации по выборам Президента Российской Федерации
(с изменениями и дополнениями от 19 июня 1996 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Текст документа с изменениями, внесенными:

постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 14 июня 1996 года N 102/819-II;     постановлением Центральной избирательной комиссии Российской

Федерации от 19 июня 1996 года N 104/823-II.
____________________________________________________________________

--------------------------------------------------------------------

Дополнения к Единому порядку см. Разъяснения о некоторых вопросах подготовки и проведения повторного голосования по выборам Президента Российской Федерации, утвержденные постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 19 июня 1996 года N 104/823-II.

--------------------------------------------------------------------

1. Подсчет голосов избирателей на
избирательном участке

1.1. Подсчет голосов избирателей на избирательном участке производится в день выборов сразу по истечении времени голосования непосредственно членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 52 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).

Подсчет голосов избирателей производится без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены члены участковой избирательной комиссии как с правом решающего, так и совещательного голоса, наблюдатели, в том числе иностранные (международные) наблюдатели, представители средств массовой информации, которые вправе присутствовать при подсчете голосов.

Подсчет голосов избирателей организует председатель участковой избирательной комиссии, в случае его отсутствия - заместитель председателя, а при его отсутствии - секретарь или иной член участковой избирательной комиссии, уполномоченный ею. При этом необходимо разместить столы, за которыми производится подсчет голосов избирателей, таким образом, чтобы обеспечивался полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии со стороны всех присутствующих при подсчете.

Для реализации требований Федерального закона и настоящего Единого порядка о гласности и открытости при подсчете голосов избирателей участковая избирательная комиссия вправе самостоятельно устанавливать форму работы с заполненными избирательными бюллетенями, в том числе такую, как оглашение содержания избирательного бюллетеня.

В помещении, где проводится подсчет голосов избирателей, рекомендуется вывесить для всеобщего обозрения форму протокола в увеличенном виде (можно использовать лист бумаги большого формата либо классную доску), в которую заносятся во время подсчета данные об итогах голосования.

Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования заполняется после проверки правильности произведенного подсчета голосов.

При заполнении строк протоколов участковой и территориальной избирательных комиссий, протокола избирательной комиссии субъекта Российской Федерации соответствующие цифры вносятся в предназначенные для этих целей клетки, которые подлежат обязательному заполнению. Если при заполнении протокола участковой избирательной комиссии количество цифр в строке окажется менее четырех, при заполнении протокола территориальной избирательной комиссии - менее шести, а при заполнении протокола избирательной комиссии субъекта Российской Федерации - менее семи, то в этих случаях в свободных клетках, стоящих в начале ряда, проставляются нули. Например:

      +-----------+ +-----------------+ +--------------------+
      ¦ 0¦ 9¦ 4¦ 3¦ ¦ 0¦ 0¦ 3¦ 5¦ 5¦ 2¦ ¦ 0¦ 6¦ 0¦ 1¦ 5¦ 8¦ 6¦
      +-----------+ +-----------------+ +--------------------+

1.2. Перед вскрытием избирательных ящиков члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и погашают неиспользованные избирательные бюллетени, например, путем срезания левого нижнего угла. Не допускается погашение неиспользованных избирательных бюллетеней путем повреждения правого верхнего угла избирательного бюллетеня, где поставлены печать и подписи членов участковой комиссии.

Число погашенных избирательных бюллетеней определяется как сумма чисел неиспользованных избирательных бюллетеней и избирательных бюллетеней, которые были возвращены избирателями в участковую избирательную комиссию как ошибочно заполненные (испорченные).

Число всех погашенных избирательных бюллетеней оглашается и заносится в протокол об итогах голосования (строка 5). Погашенные избирательные бюллетени упаковываются отдельно.

Далее оглашаются и вносятся в протокол:

число избирателей, внесенных в список избирателей, включая избирателей, внесенных в список дополнительно (строка 1), которое определяется подсчетом числа избирателей, внесенных в список по окончании голосования, и должно соответствовать числу избирателей, указанному в заверительной записи на последнем вкладном листе списка избирателей;

число избирательных бюллетеней, выданных избирательной комиссии (строка 2), которое должно соответствовать числу избирательных бюллетеней, переданных участковой избирательной комиссии согласно соответствующему акту передачи избирательных бюллетеней.

1.3. Подсчет голосов избирателей начинается с оглашения и внесения в протокол:

числа избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день выборов (строка 3), которое определяется путем подсчета числа подписей в списке избирателей в получении избирательного бюллетеня;

числа избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (строка 4), которое определяется подсчетом количества заявлений избирателей в письменной форме о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования с подписью избирателя в получении избирательного бюллетеня. Указанное число должно соответствовать числу отметок в графе "Особые отметки" списка избирателей о том, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования.

Правильность произведенных подсчетов избирательных бюллетеней проверяется по следующей методике:

число в строке 2 должно быть равно сумме чисел в строках 3, 4, 5.

1.4. После произведенных подсчетов председатель участковой избирательной комиссии проверяет неповрежденность печатей или пломб на избирательных ящиках и дает удостовериться в их неповрежденности членам участковой избирательной комиссии, наблюдателям и доверенным лицам. Избирательные ящики вскрываются поочередно: вначале переносные, затем - стационарные.

После вскрытия переносного избирательного ящика прежде всего отделяются избирательные бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные участковой избирательной комиссией. Число избирательных бюллетеней неустановленной формы оглашается, после чего они упаковываются отдельно и при подсчете числа голосов избирателей не учитываются.

В случае обнаружения в переносном избирательном ящике большего числа избирательных бюллетеней установленной формы, чем число заявлений избирателей в письменной форме о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования с подписями избирателей о получении избирательных бюллетеней, все избирательные бюллетени, находящиеся в данном переносном избирательном ящике, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными и упаковываются отдельно.

Этот факт с указанием числа бюллетеней, признанных по этому основанию недействительными, а также фамилий членов участковой избирательной комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования, отражается в акте участковой избирательной комиссии, который оглашается и прилагается к протоколу об итогах голосования.

1.5. Далее определяется число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках. При этом избирательные бюллетени неустановленной формы, находившиеся в переносных избирательных ящиках, не учитываются.

Число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы), оглашается и заносится в строку 6 протокола.

1.6. После вскрытия стационарных избирательных ящиков от избирательных бюллетеней отделяются бюллетени неустановленной формы. Число избирательных бюллетеней неустановленной формы оглашается, после чего они упаковываются отдельно и при подсчете числа голосов избирателей не учитываются.

Затем участковая избирательная комиссия приступает к подсчету числа избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках. При этом избирательные бюллетени неустановленной формы, находившиеся в стационарных избирательных ящиках, не учитываются.

Число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы), оглашается и заносится в строку 7 протокола.

Правильность произведенных подсчетов избирательных бюллетеней проверяется по следующей методике:

сумма чисел в строках 6 и 7 за вычетом числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными в соответствии с частью четвертой статьи 52 Федерального закона в связи с обнаружением в переносном избирательном ящике большего числа избирательных бюллетеней, чем число заявлений в письменной форме избирателей о проведении голосования вне помещения для голосования с подписями избирателей о получении избирательных бюллетеней, не может превышать суммы чисел в строках 3 и 4 (абзац в редакции постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 19 июня 1996 года N 104/823-II).

Далее избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных избирательных ящиков, сортируются на действительные и недействительные избирательные бюллетени.

Число действительных избирательных бюллетеней (строка 8) определяется путем подсчета избирательных бюллетеней, заполненных в точном соответствии с Федеральным законом "О выборах Президента Российской Федерации", по которым возможно установить волеизъявление избирателя. Их число оглашается и заносится в протокол.

Число недействительных избирательных бюллетеней, в том числе число избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций (строки 9 и 10), определяется путем подсчета избирательных бюллетеней, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, в частности таких, в которых любой знак (знаки) проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них. Недействительными признаются также избирательные бюллетени, в которых не вычеркнуты по указанию Центральной избирательной комиссии Российской Федерации данные о кандидате, снявшем свою кандидатуру, в том случае, если знак проставлен в квадрате справа от фамилии того кандидата, который снял свою кандидатуру.

В строку 9 включается и число избирательных бюллетеней, признанных решением участковой избирательной комиссии недействительными вследствие обнаружения в переносном избирательном ящике большего числа избирательных бюллетеней, чем число заявлений избирателей в письменной форме о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования с подписями избирателей о получении избирательных бюллетеней.

При возникновении сомнения в действительности избирательного бюллетеня участковая избирательная комиссия решает вопрос голосованием. При принятии решения о признании данного избирательного бюллетеня недействительным на его оборотной стороне указываются причины признания его недействительным. Эта запись заверяется подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии.

Недействительные избирательные бюллетени подсчитываются, их число оглашается и заносится в протокол.

Недействительные избирательные бюллетени упаковываются отдельно от других избирательных бюллетеней.

Правильность подсчета числа действительных и недействительных избирательных бюллетеней проверяется по следующей методике:

сумма чисел в строках 6 и 7 должна равняться сумме чисел в строках 8 и 9.

1.7. В графу 11 вносятся фамилии, имена, отчества кандидатов на должность Президента Российской Федерации, которые должны располагаться в том же порядке, что и в избирательном бюллетене.

Число голосов избирателей, поданных за каждого кандидата (графа 12), определяется поочередно по каждому кандидату путем подсчета действительных избирательных бюллетеней, в которых любой знак поставлен избирателем в квадрате справа от фамилии соответствующего кандидата.

Число голосов, поданных против всех кандидатов (строка 13), определяется путем подсчета действительных избирательных бюллетеней, в которых любой знак поставлен в квадрате, расположенном справа от строки "Против всех кандидатов".

Число голосов избирателей, поданных за каждого кандидата, и число голосов, поданных против всех кандидатов, оглашаются и заносятся в протокол.

Правильность подсчета голосов избирателей, поданных за кандидатов на должность Президента Российской Федерации и против всех кандидатов, проверяется по следующей методике:

число в строке 8 должно равняться сумме чисел в графе 12 и строке 13.

После этого оглашается и вносится в протокол число избирателей, проголосовавших на избирательном участке по открепительным удостоверениям, и число избирателей, получивших открепительные удостоверения на избирательном участке.

Число избирателей, проголосовавших на избирательном участке по открепительным удостоверениям, и число избирателей, получивших открепительные удостоверения на избирательном участке, определяется по количеству соответствующих отметок в списке избирателей. Число избирателей, получивших открепительные удостоверения на избирательном участке, должно соответствовать числу открепительных удостоверений, выданных избирателям на этом избирательном участке согласно Реестру выдачи открепительных удостоверений.

1.8. Протокол об итогах голосования составляется участковой избирательной комиссией с соблюдением следующих требований:

протокол составляется в трех экземплярах в присутствии всех членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей, в том числе иностранных (международных) наблюдателей, доверенных лиц кандидатов, представителей средств массовой информации. Каждый экземпляр подписывается в алфавитном порядке всеми членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Если при подписании протокола отсутствует член комиссии с правом решающего голоса, то в графе "подпись" указывается причина его отсутствия.

Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение, выраженное в письменной форме. В этом случае член комиссии в соответствующей строке протокола делает запись "особое мнение" и ставит свою подпись.

Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений.

1.9. После подписания протокола действительные и недействительные избирательные бюллетени, а также избирательные бюллетени неустановленной формы опечатываются раздельно в присутствии лиц, указанных в части первой пункта 1.8 настоящего Единого порядка.

К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения Федерального закона, поступившие в участковую избирательную комиссию в день голосования, а также принятые по ним решения избирательной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений участковой избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.

Второй экземпляр протокола вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, со списками членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, в том числе иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов избирателей, хранится у секретаря участковой избирательной комиссии до окончания ее работы.

Третий экземпляр протокола предоставляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации, а также любому гражданину Российской Федерации по его требованию.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»