• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Действующий


СОВЕТ РОССИЙСКОГО СОЮЗА РЕКТОРОВ

     
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 мая 2005 года N 1

     
     
Основные направления интеграции образовательной и научной
деятельности, развития вузовской науки и образовательных центров



На основании всестороннего обсуждения основных направлений интеграции образовательной и научной деятельности, вопросов развития вузовской науки и образовательных центров, проведенного в рамках заседания Совета Российского союза ректоров с участием представителей Министерства образования и науки Российской Федерации, Российской академии наук, Федерального собрания Российской Федерации, руководства администрации и научно-педагогической общественности Белгородской области, участники заседания констатируют, что в стратегическом плане интеграцию образовательной и научной деятельности следует рассматривать в качестве ключевого фактора перехода страны на инновационный путь развития и формирования новой прогрессивной модели устойчивого развития общества - общества, основанного на знаниях.

В России процесс интеграции образования и науки опирается на глубокие исторические традиции. С момента создания отечественной академии наук и первых российских университетов их отношения строились и развивались на основе синтеза обучения и научных исследований и прошли путь от первых академических гимназий до всемирно известных университетских научных школ А.Г.Столетова, П.Л.Чебышева, Л.Н.Лебедева, В.И.Вернадского, Д.И.Менделеева, И.П.Павлова, Н.И.Пирогова, В.О.Ключевского и многих других.

Сегодня российское образование, интегрированное с научными исследованиями, - образование через исследования - получило признание во всем мире.

За последние десятилетия в Российской Федерации накоплен положительный опыт формирования различных форм интеграции науки и высшего образования, в их числе: базовые кафедры институтов Российской академии наук в ведущих высших учебных заведениях, кафедры вузов в научных институтах, технопарки, центры трансфера технологий и др.

В Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному собранию Российской Федерации от 26.05.2004 подчеркивается, что "развитие вузовской науки и крупных научно-образовательных центров должно стать приоритетной задачей".

Особое внимание вопросам интеграции науки, высшего образования и производства в едином территориальном комплексе в целях формирования условий для развития наукоемких производств Президент Российской Федерации акцентировал на совещании по вопросам развития информационных технологий в Новосибирском академгородке 11 января 2005 года.

По мнению Российского союза ректоров, перспективными направлениями государственного регулирования процесса интеграции высшего образования и науки должны стать:

1) совершенствование структуры и содержания нормативной правовой базы;

2) укрепление традиционных и создание новых прогрессивных институциональных и функциональных форм интеграции;

3) обеспечение адекватного бюджетного финансирования интеграционных процессов.

В целях формирования механизмов эффективного правового регулирования вопросов интеграции образования и науки целесообразно ускорить подготовку и внесение в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации соответствующего пакета поправок в действующее федеральное законодательство об образовании и науке (Закон РФ "Об образовании", федеральные законы "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "О науке и государственной научно-технической политике"), особое внимание уделив регламентации деятельности сложившихся организационных форм интеграции.

Поскольку образовательный процесс во всех высших учебных заведениях должен осуществляться во взаимосвязи с выполнением научных исследований и разработок, а полученные в результате научных исследований новые знания должны использоваться в научной и образовательной деятельности высшего учебного заведения, следует включить соответствующие нормы в предлагаемый пакет поправок.

В связи с тем, что вопросы интеграции образования и науки носят комплексный и в то же время многосторонний характер, Российский союз ректоров считает целесообразным разработать специальный законопроект "О государственной политике в области интеграции высшего образования и науки", в котором должны регламентироваться вопросы юридического статуса, функциональных полномочий, собственности, а также определяться источники финансирования как традиционных, так и новых институциональных форм интеграции.

С учетом предложений ректорского корпуса о необходимости подготовки Кодекса Российской Федерации об образовании данный законопроект потенциально будет способствовать оптимизации структуры нормативно-правовой базы системы образования в целом.

Важным фактором активизации процессов интеграции науки и высшего образования должно стать принятие федерального закона "Об особых экономических зонах", регламентирующего вопросы создания и функционирования технопарков, в которых будут развиваться инновационное и наукоемкое производство, информационные технологии и программирование.

Государственная политика в области интеграции образования и науки должна предусматривать как укрепление традиционных связей, так и развитие новых прогрессивных институциональных форм интеграции.

Главная особенность вузовского сектора науки заключается в его непосредственной взаимосвязи с образовательным процессом.

Проводимые в высших учебных заведениях фундаментальные и прикладные исследования составляют основу качественного образования, а для воспроизводства научных кадров и дальнейшего развития научных школ учебный процесс должен быть обязательно дополнен участием студентов и аспирантов в научных исследованиях, выполняемых в лабораториях университетов и институтов. Особенно в университетах, имеющих собственные научные подразделения и базирующихся на принципе единства науки и образования, могут быть обеспечены эффективная подготовка аспирантов и докторантов, повышение квалификации профессорско-преподавательских кадров.

Создание новых институциональных и функциональных форм и механизмов интеграции образования и науки должно осуществляться не путем формального слияния научно-исследовательских институтов и вузов (иначе это приведет к смешению функций или простому перераспределению имущества без каких-либо существенных позитивных эффектов для развития образования и науки), а с учетом сложившейся научно-образовательной инфраструктуры, потребностей в высококвалифицированных трудовых ресурсах и особенностей специализации вузов, научных учреждений и организаций.

При этом новые формы интеграции могут формироваться как на базе существующих университетов и других высших учебных заведений, так и на основе институтов Российской академии наук (РАН), государственных научных центров (ГНЦ).

В рамках усиления интеграционной роли высших учебных заведений целесообразно присвоить вузам, являющимся базовыми в своей сфере деятельности и в которых есть научные подразделения определенного статуса (НИИ, проблемные лаборатории и т.п.), выполняющие широкомасштабные исследования по приоритетным научным направлениям, особый статус научно-образовательных центров. При этом для сохранения базового коллектива научных сотрудников вместе с финансированием научной деятельности на конкурсной основе необходимо также сохранить сметное бюджетное финансирование научных институтов в структуре научно-образовательных центров.

Наличие штатных научных сотрудников в высших учебных заведениях позволит повысить эффективность и преемственность исследований, совершенствовать технологии, обеспечивать конкурентоспособность исследований и разработок, поддерживать на высоком уровне связи с другими образовательными, научными и производственными организациями, координировать междисциплинарные исследования, выполняемые одновременно несколькими подразделениями вуза, своевременно готовить проекты для участия в конкурсном финансировании.

Научно-исследовательские подразделения в высших учебных заведениях также являются основой для создания учебно-научных центров по приоритетным научным направлениям с участием институтов РАН, других научно-исследовательских институтов и ГНЦ, что будет способствовать привлечению более широкого круга ученых к образовательной деятельности и обеспечит приток молодых и перспективных кадров в научно-технологический комплекс страны.

В перечень мероприятий по государственной поддержке интеграционных процессов в научно-образовательной сфере целесообразно включить также вопросы создания филиалов университетов на базе наукоградов, крупных научных центров (при условии соблюдения лицензионных требований к образовательным учреждениям высшего профессионального образования); создания центров коллективного пользования научным оборудованием (в том числе на базе уникальных научных установок), телекоммуникационных сетей, совместных центров научно-технической информации, опытно-экспериментальных баз, испытательных полигонов и т.п.; введения практики подготовки магистров совместно с ведущими центрами РАН; развития системы "постдоков" в научно-образовательных и ведущих научных центрах.

Отечественная и мировая практика свидетельствуют, что экономическая и социальная отдача мероприятий по интеграции высшего образования и науки обычно наблюдается далеко не сразу, причем не всегда возможно заранее дать точную количественную оценку ожидаемого эффекта. В связи с этим возрастает роль целевой государственной финансовой поддержки процесса интеграции высшего образования и науки.

Однако в последние годы наблюдается обратная тенденция - снижение государственных расходов на поддержку и развитие вузовской науки, а также на целевые мероприятия по интеграции науки и высшего образования.

Общие затраты за счет всех источников финансирования на научные исследования и разработки, выполняемые вузами, составили в 2003 году лишь 4% от общего объема затрат на науку. Эта доля сохраняется практически на неизменном уровне в течение последнего десятилетия, хотя, к примеру, абсолютная численность докторов и кандидатов наук в составе профессорско-преподавательского персонала (соответственно 34,6 и 143,2 тыс. человек) в полтора-два раза превосходит аналогичную величину по российской науке в целом (22,6 и 79,8 тыс. человек).

Такое распределение финансирования радикально противоречит мировым тенденциям: удельный вес вузов в структуре затрат на науку в России в среднем втрое ниже, чем в США (13,6%), и почти впятеро, чем в странах Европейского союза (20,9%).

Наиболее эффективным методом финансирования интеграции высшего образования и науки является программно-целевой метод на основе соответствующих федерально-целевых программ (ФЦП). До 2005 года в этой области действовала ФЦП "Интеграция науки и высшего образования на 2002-2006 годы", основным источником финансирования которой являлся федеральный бюджет (70% от общего объема финансирования, предусмотренного по программе на весь период реализации).

Следует констатировать, что, несмотря на исключительную значимость программы, фактические объемы ее финансирования не позволили полностью обеспечить достижение и выполнение заявленных целей и задач по интеграции научной и образовательной деятельности. В период 2002-2004 годов с учетом инфляции бюджетные расходы на реализацию данной ФЦП снизились на 11%. Удельный вес ФЦП "Интеграция науки и высшего образования на 2002-2006 годы" в общих расходах федерального бюджета на высшее профессиональное образование и науку в 2004 году составил всего 0,22% (в 2002 году - 0,3%).

В настоящее время федеральная целевая программа "Интеграция науки и высшего образования" объединена с федеральной научно-технической программой "Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники ", в связи с чем существует большая вероятность снижения адресной направленности и реальных объемов финансирования мероприятий по интеграции науки и высшего образования.

Исходя из этого, Российский союз ректоров считает целесообразным просить Правительство Российской Федерации сохранить целевое бюджетное финансирование комплекса мероприятий по интеграции науки и высшего образования.

Среди первоочередных направлений финансирования целесообразно предусмотреть расходы на финансирование конкретных проектов по созданию научно-образовательных центров, центров коллективного пользования научным оборудованием, а также на проведение комплексного технико-экономического обоснования создания новых институциональных и функциональных форм интеграции высшего образования и науки в различных регионах России.

Ежегодные объемы финансирования мероприятий по интеграции высшего образования и науки из средств федерального бюджет, по мнению Российского союза ректоров, целесообразно увеличить до уровня 1500-2000 млн.рублей.

В целях совершенствования системы управления и координации интеграционными процессами между высшим образованием и наукой, развития вузовской науки, а также для обеспечения более высокой бюджетной эффективности соответствующих расходов Российский союз ректоров считает целесообразным рассмотреть вопрос о включении соответствующих статей в раздел "Полномочия" Положения о Федеральном агентстве по образованию и Положения о Федеральном агентстве по науке.

По итогам состоявшегося обсуждения Совет Российского союза ректоров

постановляет.

1. Просить Правительство Российской Федерации:

- включить вопрос об интеграции образования и науки в перечень основных приоритетов проекта программы социально-экономического развития Российской Федерации на перспективу (2005-2008 годы);

- ускорить подготовку и внесение в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации пакета поправок, регулирующих вопросы интеграции образования и науки;

- ускорить принятие Федерального закона "Об особых экономических зонах", регламентирующего вопросы создания и функционирования технопарков;

- рассмотреть возможность подготовки специального проекта федерального закона "О государственной политике в области интеграции высшего образования и науки", регламентирующего юридический статус, вопросы собственности, функциональные полномочия и источники финансирования традиционных и новых институциональных форм интеграции;

- сохранить целевое бюджетное финансирование комплекса мероприятий по интеграции науки и высшего образования, увеличив ежегодные объемы их финансирования до уровня 1500-2000 млн.рублей;

- рассмотреть вопрос о включении в Положение о Федеральном агентстве по образованию и Положение о Федеральном агентстве по науке статей, дополняющих перечень их полномочий вопросами управления и координации процесса интеграции образования и науки, а также вопросами поддержки и развития вузовской науки.

2. Советам ректоров вузов подготовить и представить:

- в Совместную рабочую группу Российского союза ректоров и Министерства образования и науки Российской Федерации по подготовке нормативных правовых актов в области образования и науки - предложения по совершенствованию законодательного обеспечения процесса интеграции высшего образования и науки с учетом специфики регулирования традиционных и новых институциональных форм интеграции в различных регионах России;

- в Совместную рабочую группу Российской союза ректоров и Министерства образования и науки Российской Федерации по оптимизации бюджетного процесса в сфере образования и науки - предложения по общим объемам и приоритетным направлениям финансирования интеграции науки и высшего образования в федеральном бюджете 2006 года и на перспективу до 2010 года.

Направить настоящее постановление членам Российского союза ректоров, в Совет при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию, полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах, в Правительство Российской Федерации, Федеральное собрание Российской Федерации, Российскую академию наук, администрацию Белгородской области.

Президент Российского союза ректоров,
ректор МГУ им.М.В.Ломоносова,
академик РАН
В.А.Садовничий



Текст документа сверен по:
"Официальные документы
в образовании",
N 25, сентябрь, 2005 год

Основные направления интеграции образовательной и научной деятельности, развития вузовской науки и образовательных центров

Название документа: Основные направления интеграции образовательной и научной деятельности, развития вузовской науки и образовательных центров

Номер документа: 1

Вид документа: Постановление Российского союза ректоров

Принявший орган: Российский союз ректоров

Статус: Действующий

Опубликован: Официальные документы в образовании, N 25, сентябрь, 2005 год
Дата принятия: 11 мая 2005

Дата начала действия: 11 мая 2005
Этот документ входит в профессиональные справочные системы «Кодекс»
Узнать больше о системах