ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 16 августа 2005 года N 01-06/28048


О направлении Обзора правоприменительной практики



Для использования в практической деятельности направляем Обзор практики рассмотрения ФТС России жалоб физических и юридических лиц на решения, действия (бездействие) таможенных органов в сфере таможенного дела за первое полугодие 2005 года.

Заместитель руководителя
генерал-полковник таможенной службы
Ю.Ф.Азаров

     

     

Приложение
к письму ФТС России
от 16 августа 2005 года N 01-06/28048



1. Таможенный орган вправе потребовать представления сертификата о происхождении товаров, происходящих из стран, в отношении которых предоставлены тарифные преференции в рамках Общей системы преференций и ввозимых небольшими партиями (таможенной стоимостью эквивалентной не более 5000 долларов США), только в случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности заявленных сведений о происхождении товаров.

ООО "С-Ф" на таможенную территорию Российской Федерации был осуществлен ряд поставок небольших партий (таможенная стоимость каждой партии эквивалентна не более 5000 долларов США) товаров - цветочная продукция. Товары были оформлены обществом на таможенном посту Аэропорт Домодедово (грузовой) Домодедовской таможни и выпущены для свободного обращения. Поскольку страной происхождения и страной отправления товаров были заявлены относящиеся к числу развивающихся Эквадор и Колумбия, таможенные платежи в отношении товаров были рассчитаны в рамках преференциального режима: исходя из ставок ввозных таможенных пошлин, равных 75% от ставок, установленных в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация предусматривает режим наиболее благоприятствуемой нации. В ходе таможенного оформления сертификаты о происхождении товаров ООО "С-Ф" не представляло, руководствуясь пунктом 5 Правил определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций, утвержденных Соглашением государств - участников СНГ от 12.04.96, согласно которому в удостоверение происхождения небольших партий товаров (таможенной стоимостью эквивалентной не более 5000 долларов США) представление сертификата о происхождении товара по форме "А" не требуется.

После выпуска товаров Домодедовской таможней в адрес ООО "С-Ф" было направлено письмо с требованием о представлении сертификатов о происхождении товаров по форме "А", поскольку поставки обществом небольших партий товаров носили регулярный характер.

В связи с непредставлением указанных сертификатов таможней было выставлено требование об уплате таможенных платежей, пересчитанных исходя из базовой ставки таможенной пошлины. Данное требование было обжаловано ООО "С-Ф" в ФТС России. В ходе рассмотрения жалобы было установлено следующее.

По общему правилу, установленному статьей 37 Таможенного кодекса Российской Федерации, при декларировании ввозимых товаров, стране происхождения которых Российской Федерацией предоставлены тарифные преференции, одновременно с таможенной декларацией представляется документ, подтверждающий страну происхождения товаров. Исключение из этого правила предусмотрено, в частности, для случаев, когда представление документа, подтверждающего страну происхождения товаров, не требуется в соответствии с международными договорами или законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 названных выше Правил определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций документальным свидетельством удостоверения происхождения товара в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, является сертификат о происхождении товара по форме "А", который представляется при таможенном оформлении. В удостоверение происхождения небольших партий товаров (таможенной стоимостью эквивалентной не более 5000 долларов США) представление данного сертификата не требуется.

Абзацем 8 указанного пункта Правил предусмотрено право таможенного органа потребовать представления сертификата о происхождении товара в случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности заявленных сведений о происхождении товара. При этом таможенный орган обязан информировать декларанта о причинах необходимости его представления.

Учитывая изложенное, а также то, что в ходе таможенного оформления требование о представлении ООО "С-Ф" сертификата о происхождении товаров Домодедовской таможней не предъявлялось, а письмо, направленное в адрес декларанта уже после выпуска товаров для свободного обращения, не содержало обоснования сомнений относительно заявленной страны происхождения и указания на таможенные декларации, по которым следует представить дополнительные документы, требование Домодедовской таможни об уплате таможенных платежей ФТС России было признано неправомерным.

2. Отсутствие документального подтверждения произведенных таможенным органом расчетов транспортных расходов и указания на источник информации, используемой при корректировке заявленной декларантом таможенной стоимости, является нарушением статьи 15 Закона Российской Федерации от 21.05.93 N 5003-1 "О таможенном тарифе" и статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации и влечет отмену требования об уплате рассчитанных исходя из нее таможенных платежей.

В январе-феврале 2004 года ДГУП "Р-И" на таможенную территорию Российской Федерации из Литвы был ввезен и выпущен для свободного обращения товар. При этом таможенным органом была принята таможенная стоимость, определенная и заявленная декларантом согласно статье 19 Закона Российской Федерации от 21.05.93 N 5003-1 "О таможенном тарифе" по первому методу - по цене сделки с ввозимыми товарами.

В марте 2004 года по результатам проведенной проверки после выпуска товаров Зеленоградской таможней у декларанта и грузополучателя (ДГУП "Р-И"), а также у поставщика товаров были затребованы дополнительные документы для подтверждения сведений о таможенной стоимости. ДГУП "Р-И" указанное требование таможни выполнено не было, а анализ документов, представленных поставщиком товаров, показал, что базис поставки DAF - граница Российской Федерации не подтвержден, в заявленную таможенную стоимость не были включены транспортные расходы по доставке товаров.

Данные документальной проверки явились основанием для осуществления Зеленоградской таможней корректировки таможенной стоимости и выставления требования об уплате таможенных платежей. При этом расчет таможней стоимости транспортных расходов, подлежащих включению в структуру таможенной стоимости, документально подтвержден не был.

Действия Зеленоградской таможни по корректировке таможенной стоимости товаров были обжалованы ДГУП "Р-И" в ФТС России. В ходе рассмотрения данной жалобы отказ таможни в принятии заявленной декларантом таможенной стоимости и решение о необходимости ее корректировки путем изменения ее величины в рамках выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости были признаны правомерными.

Вместе с тем отсутствие документального подтверждения произведенных Зеленоградской таможней расчетов транспортных расходов и указания на источник информации, используемой при определении таможенной стоимости, зафиксированной в КТС, является нарушением статьи 15 Закона Российской Федерации от 21.05.93 N 5003-1 "О таможенном тарифе" и статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации. В этой связи определение Зеленоградской таможней таможенной стоимости в части расчета транспортных расходов по доставке товара было признано необоснованным, выставленное с его учетом требование об уплате таможенных платежей отменено.

3. Требование таможенного органа о представлении дополнительных документов и сведений в целях подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров затрагивает права и законные интересы лиц и влияет на сроки таможенного оформления. В этой связи такое требование должно быть мотивированным и содержать перечень документов либо указание сведений, которыми могут быть устранены возникшие у таможенного органа сомнения относительно заявленной таможенной стоимости.

ООО "П" на таможенную территорию Российской Федерации был ввезен товар - лаки и эмали фирмы "ПР". В целях таможенного оформления данного товара в Ростовскую таможню была подана ГТД с комплектом документов. Таможенная стоимость, заявленная обществом при декларировании товара, была определена с использованием метода по цене сделки с ввозимыми товарами.

По итогам проведенного контроля Ростовской таможней был направлен запрос о представлении ООО "П" дополнительных документов для подтверждения сведений о таможенной стоимости. По результатам анализа дополнительно представленных документов и сведений таможней было принято решение об отказе в принятии заявленной таможенной стоимости, в адрес общества направлено требование о корректировке названных выше сведений, установлен срок прибытия ООО "П" в таможню для принятия решения по таможенной стоимости. Поскольку в установленный срок заявитель не явился для принятия решения по таможенной стоимости, Ростовской таможней было принято самостоятельное решение по таможенной стоимости с применением резервного метода на основе имеющейся в таможне ценовой информации по однородным товарам.

Отказ Ростовской таможни от применения первого метода определения таможенной стоимости был обжалован ООО "П" в Южное таможенное управление, а затем в ФТС России. Решением ФТС России по жалобе общества корректировка Ростовской таможней таможенной стоимости и решение Южного таможенного управления по жалобе были признаны неправомерными.

Пункт 2 статьи 16 Закона Российской Федерации от 21.05.93 N 5003-1 "О таможенном тарифе" и пункт 4 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации предоставляют таможенным органам право запросить у декларанта дополнительные документы и сведения, подтверждающие заявленную таможенную стоимость, в случае возникновения сомнения относительно ее достоверности. Однако исходя из того, что требование о представлении дополнительных документов и сведений затрагивает права и законные интересы лиц и влияет на сроки таможенного оформления, такой запрос должен быть мотивированным и содержать перечень документов либо указание сведений, которыми могут быть устранены возникшие у таможенного органа сомнения. Вместе с тем в требовании Ростовской таможни о представлении дополнительных документов причины возникновения сомнений в заявленной таможенной стоимости и истребования данных документов указаны не были. Сам запрос документов, предусмотренных пп.2-5 приложения 1 к приказу ГТК России от 16.06.2003* N 1022, носил общий характер и не содержал уточнения, какие именно документы должны быть представлены лицом в подтверждение заявленной таможенной стоимости.

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "от 16.09.2003". - Примечание "КОДЕКС".


В соответствии с пунктом 15 Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденного приказом ГТК России от 05.12.2004* N 1399, при принятии решения о корректировке таможенной стоимости таможенным органом должны быть изложены обстоятельства неправомерности использования избранного декларантом метода определения таможенной стоимости и обоснование принятого решения.

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "от 05.12.2003". - Примечание "КОДЕКС".

Указанные в ДТС основания принятия Ростовской таможней решения о корректировке таможенной стоимости - неподтверждение комплектом документов заявленной таможенной стоимости, а также сомнение относительно достоверности представленных документов, без уточнения, какие именно документы, подтверждающие сведения о таможенной стоимости, отсутствуют и чем вызваны сомнения в достоверности представленных декларантом документов, - не были расценены как достаточные.

4. В качестве основы для исчисления таможенной пошлины по специфической ставке в отношении лесоматериалов, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации на основании внешнеторгового договора, предусматривающего оплату покупателем объема лесоматериалов без коры, должен приниматься объем фактически перемещаемых лесоматериалов с корой. В случае же исчисления таможенной пошлины в отношении указанных товаров по адвалорной ставке и при условии определения таможенной стоимости вывозимых товаров на основе цены сделки в качестве основы для исчисления таможенных платежей должна применяться стоимость товара, соответствующая оплачиваемому объему лесоматериалов без коры.

ООО "М." на таможенный пост Суоярвский Сортавальской таможни для таможенного оформления были представлены вывозимые обществом товары - неокоренные лесоматериалы. Согласно условиям внешнеторгового договора оплата за товары осуществлялась исходя из кубических метров лесоматериалов без коры. При исчислении таможенных платежей в отношении товаров общество руководствовалось письмом Сортавальской таможни, разъясняющим, что таможенные платежи должны исчисляться исходя их фактического количества перемещаемых товаров, то есть в рассматриваемом случае - лесоматериалов с учетом объема коры в кубических метрах.

Не согласившись с изложенной позицией Сортавальской таможни, ООО "М." обжаловало указанное письмо в Северо-Западное таможенное управление, а затем в ФТС России. По мнению заявителя, таможенные платежи должны взиматься с оплачиваемого объема лесоматериалов без коры, поскольку фактический объем перемещаемой древесины определяется условно, кора является неотъемлемой частью перемещаемых лесоматериалов и не имеет самостоятельной ценности.

В ходе рассмотрения жалобы ООО "М." ФТС России был сделан вывод, что окоренные и неокоренные лесоматериалы следует рассматривать как различные товары. В соответствии со статьей 319 Таможенного кодекса Российской Федерации таможенные пошлины, налоги уплачиваются в отношении товаров, которые фактически перемещаются через таможенную границу Российской Федерации.

Для исчисления таможенной пошлины по специфической ставке в качестве основы применяется количественная характеристика перемещаемых товаров. В случае таможенного оформления неокоренных лесоматериалов заявлению таможенному органу подлежит объем лесоматериалов с корой, поскольку именно в таком виде товар перемещается через таможенную границу Российской Федерации. Факт оплаты неокоренных лесоматериалов из расчета кубических метров товара без учета коры не может влиять на определение объема перемещаемых и заявляемых к таможенному оформлению лесоматериалов.

В то же время налоговой базой для целей исчисления таможенной пошлины по адвалорной ставке является таможенная стоимость товара. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 07.12.96 N 1461 "О Порядке определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации" таможенная стоимость вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров должна основываться на цене сделки, то есть цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате при продаже товаров на экспорт.

Таким образом, в случае исчисления таможенной пошлины исходя из специфической ставки за основу должен быть принят объем фактически перемещаемых лесоматериалов с учетом коры. В случае исчисления таможенной пошлины по адвалорной ставке, если условиями договора предусмотрена оплата покупателем объема лесоматериалов без коры и таможенная стоимость вывозимого товара определяется на основе цены сделки, в качестве основы для исчисления таможенных платежей должна применяться стоимость товара, соответствующая оплачиваемому объему.

На основании изложенного решением по жалобе ФТС России письмо Сортавальской таможни было признано правомерным только в части исчисления таможенной пошлины исходя из полного объема лесоматериалов (с учетом объема коры) в части применения специфической ставки таможенной пошлины (специфической составляющей комбинированной ставки), жалоба заявителя удовлетворена.

5. Распоряжение без разрешения таможенного органа товарами, ввезенными в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал, в форме передачи их в качестве предмета залога не является основанием для выставления требования об уплате условно начисленных таможенных платежей.

13.01.2005 Южным таможенным управлением по результатам специальной таможенной ревизии был выявлен факт распоряжения ООО "А" без разрешения таможенного органа товарами, ввезенными в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал и выпущенными условно с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей. Распоряжение товарами было осуществлено в форме передачи их в качестве предмета залога в обеспечение обязательств общества перед банком, тем самым была определена юридическая судьба вещи (возможное обращение на нее взыскания, переход права собственности). Арбитражным судом г.Москвы было вынесено решение о взыскании с ООО "А" задолженности за счет заложенного имущества, однако исполнение указанного решения впоследствии было приостановлено.

02.02.2005 материалы специальной таможенной ревизии были направлены в Ростовскую таможню для окончательного расчета и взыскания условно начисленных таможенных платежей, на основании чего Ростовской таможней в адрес ООО "А" было направлено требование об уплате таможенных платежей и пеней. Данное решение таможни было обжаловано обществом в ФТС России.

По итогам рассмотрения жалобы ФТС России было указано на необоснованность выводов Южного таможенного управления и Ростовской таможни о том, что распоряжение в форме передачи вышеуказанных товаров в качестве предмета залога является основанием для взыскания условно начисленных сумм таможенных платежей.

Ограничения по распоряжению условно выпущенными товарами, в том числе ввезенными на территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями, были установлены статьей 29 Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 года. Вместе с тем основания для взыскания таможенных платежей должны соответствовать законодательству, в период действия которого направляется требование об их уплате. Обнаружение факта распоряжения условно выпущенными товарами, а также направление требования об уплате таможенных платежей произошло после вступления в силу Таможенного кодекса Российской Федерации 2003 года.

В соответствии с пунктом 2 статьи 319 действующего Таможенного кодекса Российской Федерации в качестве основания для уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении условно выпущенных товаров установлено несоблюдение условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение. Согласно пункту 2 статьи 151 Кодекса условно выпущенные товары, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот, при этом в данной норме отсутствует ограничение по распоряжению указанными товарами.

Положения статей 150 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 37 Закона Российской Федерации от 21.05.93 N 5003-1 "О таможенном тарифе", устанавливающих льготы по уплате таможенных пошлин, налогов при ввозе товаров в качестве вклада иностранного инвестора в уставный капитал организации с иностранными инвестициями, также не содержат ограничений по распоряжению такими товарами.

Условия предоставления льгот в отношении данной категории товаров предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.96 N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями". Это следующие условия: товары не являются подакцизными; относятся к основным производственным фондам; ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного капитала. Пунктом 2 постановления определено только одно основание для возникновения обязанности по уплате таможенных платежей в отношении указанных товаров - их реализация.

Факт передачи товаров в качестве предмета залога, а также решение суда об обращении взыскания на заложенное имущество, с учетом того, что исполнение данного решения суда приостановлено и перемены собственника имущества не произошло, не является реализацией товаров.

Иные условия, установленные названным выше постановлением Правительства Российской Федерации, ООО "А" нарушены не были (товары, так же как и ранее, состоят на учете в качестве основных средств общества и используются в соответствии с их назначением), что отражено Южным таможенным управлением в акте специальной таможенной ревизии.

При таких обстоятельствах оснований для взыскания условно начисленных таможенных платежей за товары, ввезенные ООО "А" в качестве вклада в уставный капитал, не имелось.

6. Нарушение таможенным органом установленного срока возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей влечет начисление процентов на указанные суммы только в случаях, когда на момент подачи заявления о возврате факт излишней уплаты признается таможенным органом и спор относительно статуса денежных средств урегулирован.

ФТС России была рассмотрена жалоба гражданина А. на отказ Центральной акцизной таможни в выплате процентов, подлежащих начислению на сумму излишне уплаченных таможенных платежей при их возврате с нарушением установленного срока, и на решение Центрального таможенного управления по жалобе заявителя.

В ходе рассмотрения жалобы было установлено, что ранее, а именно 11.09.2003, заявитель обращался в Центральную акцизную таможню с заявлением о возврате денежных средств, излишне уплаченных им при таможенном оформлении автомобиля, однако сам факт излишней уплаты был установлен решением ГТК России от 05.07.2004 N 27-32/89. Фактический возврат указанных денежных средств был осуществлен Центральной акцизной таможней 09.09.2004 на основании заявления гражданина А. от 20.07.2004 после получения от него затребованных в соответствии с приказом ГТК России от 25.05.2004 N 607 "Об утверждении перечня документов и формы заявления" документов, необходимых для принятия решения о возврате (таможенных приходных ордеров с квитанцией банка, по которой производилась оплата, и документа контроля за доставкой товара).

20.09.2004 в Центральную акцизную таможню поступило заявление представителя гражданина А. о выплате процентов, подлежащих начислению на сумму излишне уплаченных таможенных платежей при их возврате с нарушением установленного срока. По мнению заявителя, проценты должны были начисляться за период с 12.10.2003 по 08.09.2004. В удовлетворении заявления гражданину А. Центральной акцизной таможней, а впоследствии и Центральным таможенным управлением было отказано.

В соответствии с пунктом 4 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации проценты на невозвращенную сумму излишне уплаченных таможенных платежей начисляются в случае нарушения установленного для возврата срока. Данный срок составляет один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов и включает в себя время, необходимое для рассмотрения заявления, принятия решения о возврате и фактического возврата денежных средств. Однако такой порядок распространяется на случаи, когда факт излишней уплаты признается таможенным органом и спора о возврате сумм излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов не возникает.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»