Анализ информации о санитарно-эпидемиологических экспертизах, осуществляемых территориальными управлениями и учреждениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека свидетельствует о наличии недостатков и упущений в этой работе.
Перечень продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологической экспертизе, утвержден приказом Минздрава России от 15 августа 2001 года N 325, в приказе также выделена та часть продукции, санитарно-эпидемиологическая экспертиза которой проводится Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ранее - Департаментом Госсанэпиднадзора Минздрава России).
За период с 1 января 1998 года по 1 июля 2005 года на основании проведенных санитарно-эпидемиологических экспертиз было выдано 1518164 санитарно-эпидемиологических заключения, из них 1325916 - территориальными управлениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ранее - центрами Госсанэпиднадзора), 40193 - Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ранее - Департаментом Госсанэпиднадзора Минздрава России).
Как свидетельствует анализ, по-прежнему центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минобороны России, Федерального медико-биологического агентства (ФМБА), а также некоторыми территориальными управлениями Роспотребнадзора выдаются заключения на продукцию, не предназначенную для исключительного использования на подконтрольных им объектах, либо не подлежащую санитарно-эпидемиологической экспертизе, - на части кузова для легковых автомобилей, коробки передач, зеркала наружные для автомобилей, стальные штанги для пресса по переработке бумажных отходов, алюминиевые клипсы и петли для пищевой промышленности и т.п. (ЦГСЭН ФМБА); миски для животных, чехлы для бильярдных киев, манекены, рамки для фотографий деревянные и т.п. (ЦГСЭН Минобороны России), на шасси для седельного тягача, головки огнетушителей, автомобили, весла из алюминия, тракторы, ювелирные изделия и т.п. (территориальные управления по Тверской области, Санкт-Петербургу).
Свидетельством недостаточной квалификации специалистов и бесконтрольности со стороны руководителей территориальных управлений является то, что без наличия правовых оснований оформляются санитарно-эпидемиологические заключения на деятельность и продукцию, которые санитарными правилами не регламентированы. Так, территориальным управлением по г.Москве оформляются санитарно-эпидемиологические заключения на розничную торговлю сотовыми телефонами, аксессуарами, телефонными картами и т.п. Аналогичная ситуация сложилась в территориальном управлении по Приморскому краю, где 23,5% санитарно-эпидемиологических заключений выданы на продукцию, не подлежащую санитарно-эпидемиологической экспертизе. В территориальном управлении по Тверской области этот показатель составил 28,6%, в территориальном управлении по Республике Алтай - 40%, в территориальном управлении по Ростовской области - 29,4% и т.д.
Во многих территориях не соблюдается порядок выдачи свидетельств о государственной регистрации, санитарно-эпидемиологических заключений, который предусматривает, что решение о необходимости проведения экспертизы принимает территориальное управление, и оно же выдает свидетельства и заключения, ведет реестр выданных свидетельств о государственной регистрации, санитарно-эпидемиологических заключений, контролирует деятельность испытательных лабораторий (центров), осуществляющих исследования (испытания).
Не налажена должным образом система учета, выдачи и использования бланков санитарно-эпидемиологических заключений. Так, в 2004 году выдано для использования 432199 бланков, а выдано (по данным реестра) - 274525 (63,5%) санитарно-эпидемиологических заключений. В территориальном управлении по железнодорожному транспорту этот показатель составил 19,8%, в территориальном управлении по Смоленской области - 23%, по Новосибирской области - 9,4%.
В ряде регионов продолжается практика взимания платы за выдачу санитарно-эпидемиологических заключений на виды деятельности для целей лицензирования, а также в случаях, когда имеющихся в территориальном управлении материалов достаточно для принятия соответствующего решения без проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз. Нередко перечень видов деятельности, для осуществления которых требуется санитарно-эпидемиологическое заключение, необоснованно расширяется.
На основании изложенного предлагаю.
Руководителям территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
- впредь до издания типового регламента деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по государственной регистрации, оформлению санитарно-эпидемиологических заключений, в месячный срок разработать и утвердить временный регламент деятельности территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по государственной регистрации, оформлению санитарно-эпидемиологических заключений, предусмотрев в нем, что решение о необходимости проведения экспертизы принимает территориальное управление, оно же выдает свидетельства и заключения, ведет реестр выданных свидетельств о государственной регистрации, санитарно-эпидемиологических заключений, контролирует деятельность испытательных центров (лабораторий), осуществляющих исследования;
- установить систематический контроль за деятельностью центров гигиены и эпидемиологии и их филиалов, включая вопросы организации и осуществления санитарно-эпидемиологических экспертиз, правильности учета и расходования бланков строгой отчетности, своевременности и полноты внесения данных в реестр выданных свидетельств о государственной регистрации, санитарно-эпидемиологических заключений;
- установить строгий контроль за правильностью определения необходимости государственной регистрации, оформления санитарно-эпидемиологического заключения. Каждый случай направления на экспертизу продукции (вида деятельности) при отсутствии на них установленных обязательных требований расценивать как показатель недостаточной профессиональной подготовки специалиста, к виновным принимать меры дисциплинарного воздействия, включая перевод на работу, не связанную с выдачей свидетельств о государственной регистрации, оформлением санитарно-эпидемиологических заключений;
- выдачу санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности обязательным требованиям осуществлять как правило на безвозмездной основе, по материалам государственного санитарно-эпидемиологического надзора за действующим, вводимым в эксплуатацию объектом;
- не допускать взимания платы за предоставление гражданам, юридическим лицам, таможенным органам информации о необходимости санитарно-эпидемиологической оценки отдельных видов продукции
Главным государственным санитарным врачам министерств, ведомств принять меры к недопущению выдачи подчиненными учреждениями заключений на продукцию, не предназначенную для исключительного использования на подконтрольных объектах, либо не подлежащую санитарно-эпидемиологической экспертизе.
Руководителям территориальных управлений, главным врачам центров гигиены и эпидемиологии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, главным государственным санитарным врачам министерств, ведомств довести настоящее письмо до сведения специалистов территориальных управлений и их отделов, центров гигиены и эпидемиологии и их филиалов, учреждений (структурных подразделений) министерств и ведомств, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Руководитель
Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека
Г.Г.Онищенко
СООТНОШЕНИЕ
количества полученных бланков санитарно-эпидемиологических заключений
и оформленных санитарно-эпидемиологических заключений за 2004-2005 годы
За 2004 год
Отгружено бланков количество | Оформлено санитарно- | |
Территориальные учреждения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека | 432199 | 274525 |
ЦГСЭН Минобороны России | 13175 | 16859 |
Федеральное управление "Медбиоэкстрем" (ФМБА) | 12000 | 6826 |
Органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора на транспорте | 118547 | 55762 |
| ||
Отгружено бланков количество | Оформлено СЭЗ на продукцию за 2005 (по реестру) | |
Органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора на транспорте | 105990 | 21008 |
ЦГСЭН Минобороны России | 8000 | 9854 |
Федеральное управление "Медбиоэкстрем" (ФМБА) | 9000 | 9470 |
Территориальное управление (далее - ТУ) по Тверской обл. | 1500 | 406 |
ТУ по Брянской обл. | 2600 | 1205 |
ТУ по Смоленской обл. | 1700 | 391 |
ТУ по Ростовской обл. | 2400 | 1658 |
ТУ по Новосибирской обл. | 14200 | 1339 |
ТУ по Приморскому краю | 6600 | 1513 |
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ
(далее - СЭЗ), выданные за июнь 2005 года на продукцию,
не подлежащую санитарно-эпидемиологической экспертизе
Субъект Российской Федерации, ведомство | Количество оформленных санитарно- | Количество СЭЗ, не подлежащую санитарно- | % СЭЗ на продукцию, не подлежащую санэпидэкспертизе |
ТУ по Приморскому краю | 412 | 97 | 23,54368932 |
ТУ по Тверской области | 70 | 20 | 28,57142857 |
ТУ по Московской области | 638 | 62 | 9,717868339 |
ГУ по Смоленской области | 311 | 36 | 11,5755627 |
ТУ по Алтайскому краю | 209 | 48 | 22,96650718 |
ТУ по Республике Алтай | 5 | 2 | 40 |
ТУ по Новосибирской области | 302 | 8 | 2,649006623 |
ТУ по Ростовской области | 34 | 10 | 29,41176471 |
ТУ по Владимирской области | 624 | 116 | 18,58974359 |
ТУ по Оренбургской области | 255 | 10 | 3,921568627 |
ТУ по Волгоградской области | 187 | 30 | 16,04278075 |
В среднем по территориальным управлениям: | 18,81726549 | ||
Органы Федерального медико-биологического агентства | 88 | 63 | 71,59090909 |
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ НА ПРОДУКЦИЮ (П)
период - январь-июнь 2005 года (по состоянию на 22.07.2005)
Всего | по России | по областям, (Роспотребнадзор без жд) | |||||||||
МО (18) | ФМБА (65) | жд | на тран. (29) | Твер- | Брян- | Смо- | При- | Рос- | Ново- | ||
1. Пищевые продукты - продукты в натуральном или перера- | 10737 | 1969 | 2309 | 1827 | 2164 | 144 | 513 | 248 | 515 | 800 | 248 |
2. Товары для детей: игры и игрушки, одежда, постельное белье, обувь, учебные пособия, канцелярские товары, мебель, коляски, ранцы, искусственные полимерные и синтетические материалы для изготовления товаров детского ассортимента. | 1624 | 353 | 801 | 22 | 40 | 0 | 6 | 18 | 43 | 170 | 171 |
3. Материалы, оборудование, вещества, применяемые в практике хозяйственно- | 1376 | 327 | 1017 | 3 | 12 | 0 | 0 | 10 | 0 | 4 | 3 |
4. Парфюмер- | 245 | 25 | 63 | 57 | 33 | 0 | 0 | 4 | 2 | 18 | 43 |
5. Химическая и нефтехими- | 1367 | 758 | 342 | 17 | 45 | 0 | 0 | 5 | 89 | 98 | 13 |
6. Полимерные и синтетичес- | 5473 | 2679 | 777 | 25 | 289 | 20 | 127 | 52 | 330 | 505 | 669 |
7. Продукция машиностро- | 3443 | 1558 | 1455 | 73 | 128 | 100 | 52 | 24 | 6 | 15 | 32 |
8. Издатель- | 234 | 9 | 207 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 16 | 0 |
9. Изделия из натурального сырья, подвергаю- | 515 | 47 | 458 | 0 | 9 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 |
10. Материалы для изделий, контактирую- | 3751 | 1852 | 1113 | 2 | 440 | 3 | 4 | 0 | 230 | 3 | 104 |
11. Продукция, изделия, являющиеся источником ионизирующего излучения, в том числе генерирующе- | 4884 | 37 | 97 | 4703 | 9 | 5 | 0 | 0 | 0 | 1 | 32 |
12. Строитель- | 17276 | 221 | 804 | 14197 | 1140 | 72 | 503 | 27 | 298 | 14 | 0 |
13. Подвижные транспортные средства и продукция транспортного назначения | 235 | 13 | 24 | 81 | 41 | 62 | 0 | 0 | 0 | 14 | 0 |
15*. Средства индивидуаль- | 10 | 6 | 3 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
_______________ * Нумерация соответствует оригиналу. Примечание "КОДЕКС". | |||||||||||
Не указано | 23 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 23 |
ИТОГО | 51193 | 9854 | 9470 | 21008 | 4350 | 406 | 1205 | 391 | 1513 | 1658 | 1338 |
Текст документа сверен по:
рассылка