ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПИСЬМО

от 4 августа 2005 года N 0100/6096-05-32


О санитарно-эпидемиологических экспертизах


Анализ информации о санитарно-эпидемиологических экспертизах, осуществляемых территориальными управлениями и учреждениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека свидетельствует о наличии недостатков и упущений в этой работе.

Перечень продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологической экспертизе, утвержден приказом Минздрава России от 15 августа 2001 года N 325, в приказе также выделена та часть продукции, санитарно-эпидемиологическая экспертиза которой проводится Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ранее - Департаментом Госсанэпиднадзора Минздрава России).

За период с 1 января 1998 года по 1 июля 2005 года на основании проведенных санитарно-эпидемиологических экспертиз было выдано 1518164 санитарно-эпидемиологических заключения, из них 1325916 - территориальными управлениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ранее - центрами Госсанэпиднадзора), 40193 - Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ранее - Департаментом Госсанэпиднадзора Минздрава России).

Как свидетельствует анализ, по-прежнему центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минобороны России, Федерального медико-биологического агентства (ФМБА), а также некоторыми территориальными управлениями Роспотребнадзора выдаются заключения на продукцию, не предназначенную для исключительного использования на подконтрольных им объектах, либо не подлежащую санитарно-эпидемиологической экспертизе, - на части кузова для легковых автомобилей, коробки передач, зеркала наружные для автомобилей, стальные штанги для пресса по переработке бумажных отходов, алюминиевые клипсы и петли для пищевой промышленности и т.п. (ЦГСЭН ФМБА); миски для животных, чехлы для бильярдных киев, манекены, рамки для фотографий деревянные и т.п. (ЦГСЭН Минобороны России), на шасси для седельного тягача, головки огнетушителей, автомобили, весла из алюминия, тракторы, ювелирные изделия и т.п. (территориальные управления по Тверской области, Санкт-Петербургу).

Свидетельством недостаточной квалификации специалистов и бесконтрольности со стороны руководителей территориальных управлений является то, что без наличия правовых оснований оформляются санитарно-эпидемиологические заключения на деятельность и продукцию, которые санитарными правилами не регламентированы. Так, территориальным управлением по г.Москве оформляются санитарно-эпидемиологические заключения на розничную торговлю сотовыми телефонами, аксессуарами, телефонными картами и т.п. Аналогичная ситуация сложилась в территориальном управлении по Приморскому краю, где 23,5% санитарно-эпидемиологических заключений выданы на продукцию, не подлежащую санитарно-эпидемиологической экспертизе. В территориальном управлении по Тверской области этот показатель составил 28,6%, в территориальном управлении по Республике Алтай - 40%, в территориальном управлении по Ростовской области - 29,4% и т.д.

Во многих территориях не соблюдается порядок выдачи свидетельств о государственной регистрации, санитарно-эпидемиологических заключений, который предусматривает, что решение о необходимости проведения экспертизы принимает территориальное управление, и оно же выдает свидетельства и заключения, ведет реестр выданных свидетельств о государственной регистрации, санитарно-эпидемиологических заключений, контролирует деятельность испытательных лабораторий (центров), осуществляющих исследования (испытания).

Не налажена должным образом система учета, выдачи и использования бланков санитарно-эпидемиологических заключений. Так, в 2004 году выдано для использования 432199 бланков, а выдано (по данным реестра) - 274525 (63,5%) санитарно-эпидемиологических заключений. В территориальном управлении по железнодорожному транспорту этот показатель составил 19,8%, в территориальном управлении по Смоленской области - 23%, по Новосибирской области - 9,4%.

В ряде регионов продолжается практика взимания платы за выдачу санитарно-эпидемиологических заключений на виды деятельности для целей лицензирования, а также в случаях, когда имеющихся в территориальном управлении материалов достаточно для принятия соответствующего решения без проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз. Нередко перечень видов деятельности, для осуществления которых требуется санитарно-эпидемиологическое заключение, необоснованно расширяется.

На основании изложенного предлагаю.

Руководителям территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

- впредь до издания типового регламента деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по государственной регистрации, оформлению санитарно-эпидемиологических заключений, в месячный срок разработать и утвердить временный регламент деятельности территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по государственной регистрации, оформлению санитарно-эпидемиологических заключений, предусмотрев в нем, что решение о необходимости проведения экспертизы принимает территориальное управление, оно же выдает свидетельства и заключения, ведет реестр выданных свидетельств о государственной регистрации, санитарно-эпидемиологических заключений, контролирует деятельность испытательных центров (лабораторий), осуществляющих исследования;

- установить систематический контроль за деятельностью центров гигиены и эпидемиологии и их филиалов, включая вопросы организации и осуществления санитарно-эпидемиологических экспертиз, правильности учета и расходования бланков строгой отчетности, своевременности и полноты внесения данных в реестр выданных свидетельств о государственной регистрации, санитарно-эпидемиологических заключений;

- установить строгий контроль за правильностью определения необходимости государственной регистрации, оформления санитарно-эпидемиологического заключения. Каждый случай направления на экспертизу продукции (вида деятельности) при отсутствии на них установленных обязательных требований расценивать как показатель недостаточной профессиональной подготовки специалиста, к виновным принимать меры дисциплинарного воздействия, включая перевод на работу, не связанную с выдачей свидетельств о государственной регистрации, оформлением санитарно-эпидемиологических заключений;

- выдачу санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности обязательным требованиям осуществлять как правило на безвозмездной основе, по материалам государственного санитарно-эпидемиологического надзора за действующим, вводимым в эксплуатацию объектом;

- не допускать взимания платы за предоставление гражданам, юридическим лицам, таможенным органам информации о необходимости санитарно-эпидемиологической оценки отдельных видов продукции

Главным государственным санитарным врачам министерств, ведомств принять меры к недопущению выдачи подчиненными учреждениями заключений на продукцию, не предназначенную для исключительного использования на подконтрольных объектах, либо не подлежащую санитарно-эпидемиологической экспертизе.

Руководителям территориальных управлений, главным врачам центров гигиены и эпидемиологии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, главным государственным санитарным врачам министерств, ведомств довести настоящее письмо до сведения специалистов территориальных управлений и их отделов, центров гигиены и эпидемиологии и их филиалов, учреждений (структурных подразделений) министерств и ведомств, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Руководитель
Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека
Г.Г.Онищенко

     

Приложение

     

     

Таблица 1


СООТНОШЕНИЕ
количества полученных бланков санитарно-эпидемиологических заключений
 и оформленных санитарно-эпидемиологических заключений за 2004-2005 годы


За 2004 год

Отгружено бланков количество

Оформлено санитарно-
эпидемиологических заключений на продукцию за 2004 (по реестру)

Территориальные учреждения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

432199

274525

ЦГСЭН Минобороны России

13175

16859

Федеральное управление "Медбиоэкстрем" (ФМБА)

12000

6826

Органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора на транспорте

118547

55762



За 2005 год

Отгружено бланков количество

Оформлено СЭЗ на продукцию за 2005 (по реестру)

Органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора на транспорте

105990

21008

ЦГСЭН Минобороны России

8000

9854

Федеральное управление "Медбиоэкстрем" (ФМБА)

9000

9470

Территориальное управление (далее - ТУ) по Тверской обл.

1500

406

ТУ по Брянской обл.

2600

1205

ТУ по Смоленской обл.

1700

391

ТУ по Ростовской обл.

2400

1658

ТУ по Новосибирской обл.

14200

1339

ТУ по Приморскому краю

6600

1513

     

     

Таблица 2


САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ
(далее - СЭЗ), выданные за июнь 2005 года на продукцию,
не подлежащую санитарно-эпидемиологической экспертизе

Субъект Российской Федерации, ведомство

Количество оформленных санитарно-
эпидемиологических заключений

Количество СЭЗ, не подлежащую санитарно-
эпидемиологической экспертизе

% СЭЗ на продукцию, не подлежащую санэпидэкспертизе

ТУ по Приморскому краю

412

97

23,54368932

ТУ по Тверской области

70

20

28,57142857

ТУ по Московской области

638

62

9,717868339

ГУ по Смоленской области

311

36

11,5755627

ТУ по Алтайскому краю

209

48

22,96650718

ТУ по Республике Алтай

5

2

40

ТУ по Новосибирской области

302

8

2,649006623

ТУ по Ростовской области

34

10

29,41176471

ТУ по Владимирской области

624

116

18,58974359

ТУ по Оренбургской области

255

10

3,921568627

ТУ по Волгоградской области

187

30

16,04278075

В среднем по территориальным управлениям:

18,81726549

Органы Федерального медико-биологического агентства

88

63

71,59090909

     

     

Таблица 3

 


САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ НА ПРОДУКЦИЮ (П)
период - январь-июнь 2005 года (по состоянию на 22.07.2005)

Всего

по России

по областям, (Роспотребнадзор без жд)

МО (18)

ФМБА (65)

жд
(112)

на тран. (29)

Твер-
ская

Брян-
ская

Смо-
лен.

При-
мор. край

Рос-
тов.

Ново-
сиб.

1. Пищевые продукты - продукты в натуральном или перера-
ботанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), буты-
лированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалко-
гольные напитки, жевательная резинка, а также продо-
вольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки.

10737

1969

2309

1827

2164

144

513

248

515

800

248

2. Товары для детей: игры и игрушки, одежда, постельное белье, обувь, учебные пособия, канцелярские товары, мебель, коляски, ранцы, искусственные полимерные и синтетические материалы для изготовления товаров детского ассортимента.

1624

353

801

22

40

0

6

18

43

170

171

3. Материалы, оборудование, вещества, применяемые в практике хозяйственно-
питьевого водоснаб-
жения.

1376

327

1017

3

12

0

0

10

0

4

3

4. Парфюмер-
но-
косметические средства, средства гигиены полости рта.

245

25

63

57

33

0

0

4

2

18

43

5. Химическая и нефтехими-
ческая продукция производст-
венного назначения, товары бытовой химии.

1367

758

342

17

45

0

0

5

89

98

13

6. Полимерные и синтетичес-
кие материалы, предназна-
ченные для применения в строительстве, на транспорте, а также для изготовления мебели, и других предметов домашнего обихода; химические нити и волокна, текстильные швейные и трикотажные материалы, содержащие химические волокна и текстильные вспомогатель-
ные вещества; искусственные и синтетичес-
кие кожи и текстильные материалы для обуви.

5473

2679

777

25

289

20

127

52

330

505

669

7. Продукция машиностро-
ения и приборо-
строения производст-
венного, медицинского и бытового назначения.

3443

1558

1455

73

128

100

52

24

6

15

32

8. Издатель-
ская продукция: учебные издания, пособия, дидактические материалы для общеобразо-
вательных средних и высших учебных заведений, книжные и журнальные издания для детей и подростков.

234

9

207

0

0

0

0

2

0

16

0

9. Изделия из натурального сырья, подвергаю-
щегося в процессе производства обработке (окраске, пропитке, воздействию ионизирую-
щего излучения и т.д.).

515

47

458

0

9

0

0

1

0

0

0

10. Материалы для изделий, контактирую-
щих с кожей человека

3751

1852

1113

2

440

3

4

0

230

3

104

11. Продукция, изделия, являющиеся источником ионизирующего излучения, в том числе генерирующе-
го, а также изделия и товары, содержащие радиоактивные вещества.

4884

37

97

4703

9

5

0

0

0

1

32

12. Строитель-
ное сырье и материалы, в которых гигиеническими нормативами регламенти-
руется содержание радиоактивных веществ, в том числе произ-
водственные отходы для повторной переработки и использования в народном хозяйстве, металлолом.

17276

221

804

14197

1140

72

503

27

298

14

0

13. Подвижные транспортные средства и продукция транспортного назначения

235

13

24

81

41

62

0

0

0

14

0

15*. Средства индивидуаль-
ной защиты

10

6

3

1

0

0

0

0

0

0

0

_______________

* Нумерация соответствует оригиналу. Примечание "КОДЕКС".

Не указано

23

0

0

0

0

0

0

0

0

0

23

ИТОГО

51193

9854

9470

21008

4350

406

1205

391

1513

1658

1338




Текст документа сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»