Комитет министров - государствам-членам относительно мер по
недопущению и сокращению чрезмерной рабочей нагрузки на суды

Рекомендация Комитета министров Совета Европы

от 16 сентября 1986 года N R (86) 12

(Российская юстиция, 1997, N 7)



Комитет министров, в соответствии с положениями статьи 15.b Устава Совета Европы,

учитывая возрастающее количество дел, направляемых на рассмотрение судов, что может препятствовать праву каждого гражданина на публичное разбирательство в разумные сроки, закрепленные в статье 6.1 Европейской конвенции о защите прав человека;

учитывая, в связи с этим, большое количество не относящихся к судопроизводству задач, которые должны выполнять судьи и количество которых в ряде стран имеет тенденцию к увеличению;

будучи убежден в необходимости ограничить количество не относящихся к судопроизводству задач, выполняемых судьями, а также сократить любую излишнюю рабочую нагрузку на суды для улучшения качества отправления правосудия; будучи также убежденным в необходимости постоянно обеспечивать равноправное распределение дел между судами и наиболее оптимальное использование их людских ресурсов,

предлагает правительствам государств-членов, кроме выделения судебным органам необходимых средств для эффективного рассмотрения возрастающего количества дел, находящихся в судах, и уменьшения круга не относящихся к судопроизводству задач, изучить целесообразность включения одной или нескольких следующих задач в их судебную политику:

I. содействовать, где это необходимо, примирению сторон как вне судебной системы, так до или в ходе судебного разбирательства.

С этой целью можно было бы рассмотреть следующие меры:

a. предусмотреть вместе с соответствующими стимулами процедуры примирения до судебного разбирательства или иные способы урегулирования споров вне его рамок;

b. возложить на судей в качестве одной из основных задач ответственность добиваться примирения сторон и заключения мирового соглашения по всем соответствующим вопросам до начала или на любой соответствующей стадии судебного разбирательства;

c. считать этическим долгом адвокатов или предложить компетентным органам признать в качестве такового принцип, согласно которому адвокаты должны добиваться примирения сторон до начала судебного разбирательства или на любой соответствующей стадии такого разбирательства.

II. не увеличивать, а постепенно уменьшать количество не имеющих к судебному разбирательству задач, возложенных на судей, поручая такие задачи другим лицам или органам.

В добавлении к настоящей рекомендации содержатся примеры не относящихся к судебному разбирательству задач, которые в некоторых странах в настоящее время выполняют судьи и от которых их можно было бы освободить, учитывая конкретные особенности каждой страны.

III. определить соответствующие органы, не входящие в судебную систему, в которые могут обращаться стороны для разрешения исковых споров на небольшие суммы и по вопросам некоторых конкретных областей права.

IV. с помощью необходимых средств и в соответствующих случаях принять меры для упрощения доступа к альтернативным способам разрешения споров и повышения их эффективности в качестве процедуры, заменяющей судебное разбирательство.

V. шире практиковать, если это еще не сделано, передачу дел на рассмотрение одного судьи в первой инстанции по всем соответствующим вопросам.

VI. пересматривать через регулярные промежутки времени компетенцию различных судов в отношении подсудности и характера различных исков с целью равномерного распределения рабочей нагрузки.

VII. оценивать возможное воздействие страхования судебных издержек на увеличение количества дел, передаваемых на рассмотрение судов, и принимать соответствующие меры, если будет установлено, что страхование судебных издержек поощряет возбуждение необоснованных исков.

Добавление к рекомендации N R (86) 12

     
Примеры не относящихся к судопроизводству задач, от которых
должны быть избавлены судьи в некоторых странах, с учетом
конкретных особенностей каждой страны


Заключение браков.

Составление договоров о семейной собственности.

Разрешение на публикацию извещений о браке.

Разрешение одному супругу представлять другого: взамен согласия супруга, который лишен возможности дать такое согласие.

Смена фамилии - смена имени.

Признание отцовства или материнства.

Управление собственностью недееспособных лиц.

Назначение законного представителя недееспособных совершеннолетних и отсутствующих лиц.

Согласие на приобретение собственности юридическими лицами.

Проверка бухгалтерских книг коммерсантов.

Ведение коммерческих списков:

коммерсантов,

компаний,

торговых марок,

транспортных средств,

судов, катеров и самолетов.

Выдача лицензии на ведение коммерческой деятельности.

Судебное вмешательство в выборы и референдумы, не предусмотренные конституцией.

Назначение судьи в качестве председателя или членом комитетов, в которых его присутствие необходимо с целью обеспечить беспристрастность комитета.

Сбор налогов и таможенных пошлин.

Сбор судебных гонораров.

Выполнение функций государственного нотариуса.

Принятие мер в отношении собственности умерших лиц.

Составление документов и актов гражданского состояния.

Земельный кадастр (контроль за регистрацией передачи собственности, ипотек).

Назначение арбитров, когда такое назначение требуется по закону.



Текст документа сверен по:

"Судебная система Российской Федерации".

Сборник нормативных актов, М., 2004 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»