ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПИСЬМО

от 8 апреля 2005 года N 0100/2569-05-32


О пресечении правонарушений при дистанционном способе продажи товара



Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обращает внимание территориальных управлений, что в последнее время значительно возросло количество обращений граждан по поводу обмана и введения их в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товаров, реализуемых вне стационарных мест торговли, посредством ознакомления потребителей с предложенным описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах и т.п., а также посредством электронных средств массовой информации и средств связи (телерадиореклама, почтовая связь, Интернет).

Учитывая, что подобная форма продажи (особенно через электронные средства связи) получает все большее распространение, в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" Федеральным законом от 21.12.2004 N 171-ФЗ была введена статья 26.1 "Дистанционный способ продажи товаров", призванная упорядочить соответствующие отношения между продавцами и покупателями и обеспечить последним дополнительную защиту, в первую очередь, за счет возложения на хозяйствующих субъектов дополнительных обременений в части реализации потребителями безусловного права на отказ от исполнения договора купли-продажи.

Поскольку в большинстве случаев защита нарушенных потребительских прав граждан в рамках гражданского судопроизводства все еще недостаточно совершенна и эффективна, а в отдельных случаях затруднена или просто невозможна по причине умышленного несоблюдения со стороны продавцов соответствующих обязательных требований законодательства о защите прав потребителей, связанных, в частности, с доведением до потребителей полной, необходимой и достоверной информации о продавце (что зачастую не позволяет даже идентифицировать и определить надлежащего ответчика по делу), для Роспотребнадзора приобретает особую значимость решение вопросов организации целенаправленной деятельности по контролю и надзору за соблюдением требований, предъявляемых к дистанционному способу продажи товаров, и выработки связанной с этим системы превентивных мер.

Как показывает анализ обращений граждан, поступающих в Федеральную службу, до 70% жалоб потребителей, пожелавших воспользоваться услугами дистанционной торговли, приходится на факты обмана при продаже биологически активных добавок к пище (БАД) и товаров медицинского назначения, которые, как правило, в конечном итоге реализуются по месту нахождения покупателя, т.е. непосредственно на дому у потребителя. При этом, зачастую, в результате сознательного введения потребителей в заблуждение относительно истинных потребительских свойств этих товаров причиняется вред их жизни и здоровью, что является особенно недопустимым.

В этой связи территориальным управлениям Роспотребнадзора при рассмотрении жалоб и обращений граждан по фактам введения их в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товаров, реализуемых дистанционным способом, при нарушении права потребителей на получение необходимой и достоверной информации о товаре и самом продавце (изготовителе) и включении в договор купли-продажи условий, ущемляющих установленные законом права потребителя, а также в ходе проведения соответствующих контрольно-надзорных мероприятий в целях недопущения и пресечения нарушений потребительского законодательства, необходимо исходить из нижеследующего:

1. Пункт 2 статьи 26.1 Закона РФ "О защите прав потребителей" возлагает на продавца обязанность до заключения договора предоставить потребителю информацию об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

При этом указанная информация согласно требованиям, содержащимся в п.1 ст.10 Закона, должна быть достоверной и обеспечивать возможность правильного выбора товара (т.е. исключать возможность введения его в заблуждение).

Более того, в момент доставки товара потребителю в письменной форме должна быть предоставлена необходимая информация о товаре в объеме требований, предусмотренных п.2 ст.10 Закона, а также информация о порядке и сроках возврата товара, предусмотренная п.4 ст.26.1 Закона, отсутствие которой порождает для продавца гражданско-правовые последствия, закрепленные в абз.2 п.4 той же ст.26.1.

Полное или частичное отсутствие названной информации, свидетельствующее о нарушении права потребителей на ее получение, может служить основанием для привлечения продавца к административной ответственности по ч.1 ст.14.8 КоАП РФ, а при определенных основаниях - по ст.14.7 КоАП РФ "Обман потребителей".

2. С учетом соответствующих положений ст.437 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предложения заключить договор купли-продажи в порядке, установленном ст.26.1 Закона РФ "О защите прав потребителей" (т.е. дистанционным способом продажи товаров), адресованные неопределенному кругу лиц, следует рассматривать как публичную оферту, а сведения, предусмотренные п.2 ст.26.1 Закона РФ "О защите прав потребителей", - как условия, необходимые (существенные) для заключения договоров данного вида (ст.432 ГК РФ).

3. Поскольку в целом положения ст.26.1 Закона РФ "О защите прав потребителей" по своему буквальному содержанию являются общими требованиями, регламентирующими дистанционный способ продажи товаров, безусловная обязанность их соблюдения со стороны юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, непосредственно осуществляющих продажу товаров названным способом, должна корреспондироваться в том числе с императивными нормами иных правовых актов (с учетом положений ст.422 ГК РФ, ст.1 и ст.26 Закона РФ "О защите прав потребителей") в части самой возможности использовать этот способ для реализации тех или иных товаров.

В этой связи для субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих или желающих осуществлять розничную продажу товаров дистанционным способом, является обязательным соблюдение соответствующих норм, закрепленных в абзаце 2 п.4 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.98 N 55 (с последующими изменениями и дополнениями), не допускающих вне стационарных мест торговли продажу продовольственных товаров (за исключением мороженого, безалкогольных напитков и пива, кондитерских и хлебобулочных изделий в упаковке изготовителя товара), лекарственных препаратов, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, оружия и патронов к нему, экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм.

При этом, принимая во внимание, что перечень соответствующих исключений из общей номенклатуры продовольственных товаров, разрешенных к продаже вне стационарных мост торговли, является закрытым, особое внимание в ходе осуществления соответствующей контрольно-надзорной деятельности следует уделить фактам реализации посредством дистанционной продажи БАД, относящихся к пищевым продуктам, и соблюдению продавцами помимо вышеизложенных также и соответствующих положений СанПиН 2.3.2.1290-0 "Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище".

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "СанПиН 2.3.2.1290-03". - Примечание "КОДЕКС".


При выявлении со стороны должностных и юридических лиц нарушений указанных правовых норм в отношении них в установленном порядке необходимо применять меры административной ответственности, предусмотренные ст.14.15 КоАП РФ "Нарушение правил продажи отдельных видов товаров" или (при несоблюдении определенного санитарными правилами порядка реализации БАД) ч.2 ст.14.4 КоАП РФ.

4. В ходе практической деятельности, связанной с пресечением нарушений прав потребителей со стороны хозяйствующих субъектов, осуществляющих дистанционную продажу товаров (особенно при рассмотрении соответствующих жалоб и обращений потребителей или при выявлении в инициативном порядке публичной оферты, не соответствующей обязательным требованиям, закрепленным в п.2 ст.26.1 Закона РФ "О защите прав потребителей"), среди прочего может возникать необходимость осуществления определенных действий, направленных на установление точного наименования продавца и его местонахождения, иногда сопряженных со значительными временными затратами. В этом случае следует проводить административное расследование в порядке, установленном ст.28.7 КоАП РФ.

В рамках административного расследования должностным лицам, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении, следует практиковать направление необходимых поручений и запросов (ст.26.9 КоАП РФ) и вынесение определений об истребовании соответствующих сведений, необходимых для разрешения дела, имея в виду, что неповиновение законному требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей, влечет административную ответственность по ч.1 ст.19.4 КоАП РФ.

В то же время при принятии решения о проведении административного расследования следует учитывать, что применительно к полномочиям, реализуемым Роспотребнадзором, и согласно ч.1 ст.28.7 КоАП РФ оно возможно лишь после выявления административного правонарушения в области законодательства о защите прав потребителей (а также законодательства о рекламе - с учетом соответствующего правопреемства контрольно-надзорных функций по ст.14.3 КоАП РФ, ранее осуществляемых Госторгинспекцией) и не может проводиться по административным правонарушениям в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируемой санитарным законодательством.

С учетом вышеизложенного и принимая во внимание необходимость формирования эффективной единообразной правоприменительной практики по рассматриваемому вопросу, территориальным управлениям Роспотребнадзора необходимо:

1. В течение второго и третьего кварталов 2005 года в плановом порядке провести контрольно-надзорные мероприятия в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров дистанционным способом посредством размещения соответствующих предложений на региональном (местном, кабельном) телевидении, в эфире FM-радиостанций, на Интернет-сайтах и т.д. с нарушением соответствующих требований действующего законодательства, обеспечивая по каждому факту выявленного нарушения применение мер административного воздействия;

2. При наличии соответствующих жалоб и обращений потребителей возбуждать дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении виновных должностных и юридических лиц (имея в виду, что требования потребителей имущественного характера согласно ст.11 ГК РФ подлежат рассмотрению только в рамках гражданского судопроизводства и в административном порядке рассматриваться не должны);

3. В ходе работы, направленной на предупреждение и профилактику нарушений потребительского законодательства при дистанционной продаже товаров, организовать в средствах массовой информации регулярное информирование потребителей о соответствующих новациях, связанных с введением в Закон РФ "О защите прав потребителей" ст.26.1.

Обобщенную информацию о проделанной работе (с указанием общего числа проверок и выявленных фактов правонарушений, сведений о принятых административных мерах (в разрезе соответствующих статей КоАП РФ) и числе наложенных и взысканных (добровольно уплаченных) штрафов (их сумме), количестве рассмотренных жалоб и обращений потребителей, с описанием структуры нарушений и т.д.) с приложением копий не менее двух наиболее показательных административных дел из числа полностью завершенных представить в Роспотребнадзор не позднее 20 сентября 2005 года.

Руководитель
Г.Г.Онищенко


Текст документа сверен по:

"Домашний адвокат",

N 15, 2005 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»