Недействующий

О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", Федеральный закон "Об акционерных обществах" и Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесения изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", Федеральный закон "Об акционерных обществах" и Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг"

Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", Федеральный закон "Об акционерных обществах" и Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (далее - законопроект) направлен на создание правовых условий для осуществления первоначального публичного размещения акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции (далее - первоначальное публичное размещение).

Существо первоначального публичного размещения заключается в размещении акций (ценных бумаг, конвертируемых в акции) акционерного общества, число акционеров которого до этого было незначительным, широкому кругу инвесторов и, обычно, выводе этих акций на фондовую биржу. Обычно первоначальное публичное размещение осуществляется в связи с тем, что дальнейшее развитие акционерного общества, расширение и модернизация его производства становятся невозможными без привлечения значительных инвестиций, которые могут быть предоставлены только на фондовом рынке, и поэтому является важным способом получения инвестиций и выхода компании на фондовый рынок.

В России в настоящее время отсутствуют необходимые законодательные условия для осуществления первоначальных публичных размещений.

Одной из черт первоначального публичного размещения является то, что цена размещения ценных бумаг определяется в ходе размещения - по результатам сбора предложений от инвесторов. Данный порядок ценообразования является наилучшим с точки зрения определения цены как можно больше соответствующей рыночной стоимости для акционерных обществ, чьи акции не имеют публичного обращения, что и свойственно первоначальному публичному размещению. Однако использованию данного порядка ценообразования при размещении ценных бумаг препятствует предусмотренный Федеральным законом "Об акционерных обществах" порядок реализации преимущественного права акционерами.

Федеральный закон "Об акционерных обществах" (п.2 статьи 41) предусматривает, что, осуществляя преимущественное право, акционеры должны направить в акционерное общество заявление с приложением документа об оплате приобретаемых ими акций. При этом в соответствии с законом цена размещения акций по преимущественному праву может быть ниже цены размещения иным лицам не более чем на 10 процентов (п.2 статьи 36). Данные положения закона означают, что цена размещения должна быть известна до начала размещения, и если и может увеличиться для сторонних инвесторов, то не более чем на 10 процентов. Таким образом, закон исключает реальную возможность ценообразования в ходе размещения, а также ставит акционеров в худшее положение по сравнению со сторонними инвесторами, поскольку для последних может быть установлен иной, более длительный срок оплаты акций.

С учетом этого законопроект уточняет порядок осуществления преимущественного права. Законопроект (п.4 статьи 2) сохраняет в качестве общего правила обязанность акционеров приложить к заявлению об осуществлении преимущественного права документ об оплате акций (эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции), однако допускает, что условия размещения конкретного выпуска могут предусматривать, что цена размещения определяется после окончания срока действия преимущественного права. В последнем случае законопроект сокращает минимальный срок действия преимущественного права до 20 дней. Данный подход позволяет сформировать цену размещения в ходе размещения - по результатам сбора предложений о приобретении ценных бумаг и приближает срок сбора заявлений к обычному для первоначального публичного размещения сроку сбора предложений о приобретении ценных бумаг. Необходимо отметить, что при этом акционеры не лишаются преимуществ в приобретении акций по сравнению с иными инвесторами и сохраняют возможность приобретения акции (эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции) по цене до 10% ниже, чем цена размещения иным инвесторам. Кроме того, они получают возможность приобрести ценные бумаги на равных с остальными инвесторами условиях оплаты, причем для того, что бы обеспечить их интересы законопроект предусматривает минимальный срок оплаты ценных бумаг - 5 дней с момента раскрытия информации о цене размещения.

Еще одной чертой первоначального публичного размещения является то, что ценные бумаги, размещенные в результате первоначального публичного размещения, поступают в публичное обращение на фондовой бирже. В этом случае инвесторы обычно заинтересованы в том, чтобы обращение размещенных ценных бумаг началось в кратчайшие сроки после их размещения. Это в настоящее время затрудняется процедурой регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг, предусмотренной Федеральным законом "О рынке ценных бумаг". Согласно закону (статья 20) обращение ценных бумаг запрещено до регистрации отчета об итогах выпуска. Срок такой регистрации оставляет 14 дней, но может быть продлен для проведения проверок. Кроме того, отказ в регистрации отчета об итогах выпуска приводит к признанию выпуска несостоявшимся.

Между тем, участие в первоначальном публичном размещении брокера и контроль, осуществляемый при листинге ценных бумаг фондовой биржей, которые как профессиональные участники рынка ценных бумаг подчиняются специальному регулированию и надзору, позволяет рассчитывать на соблюдение условий размещения ценных бумаг, установленных как законодательством, так и эмитентом. Это в свою очередь позволяет отказаться от осуществления надзора за соблюдением условий размещения со стороны федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг и возможности аннулирования государственной регистрации выпуска ценных бумаг в административном порядке.

С учетом этого регистрационный порядок предлагается заменить на уведомительный. Законопроект (п.5 статьи 1) предусматривает, что в случае, если ценные бумаги, размещенные при посредничестве брокера, допущены к листингу, они освобождаются от регистрации отчета об итогах выпуска, а вместо него в регистрирующий орган направляется уведомление об итогах выпуска. Одновременно законопроект предусматривает, что в этом случае запрет на обращение ценных бумаг действует до даты представления в регистрирующий орган уведомления о листинге (п.7 статьи 1), а также то, что срок исковой давности об оспаривании эмиссии исчисляется с даты раскрытия информации о предоставлении уведомления в регистрирующий орган (п.6 статьи 1).

Кроме того, для того, что бы согласовать уведомительный порядок с правилами внесения изменений в устав акционерного общества, предусмотренный Федеральным законом "Об акционерных обществах", законопроект вводит обязанность федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг ведение государственного реестра эмиссионных ценных бумаг (п.9 статьи 1, п.2 статьи 3) и предусматривает, что внесение изменений в устав акционерного общества по результатам размещения дополнительных акций осуществляется на основании выписки из такого государственного реестра (п.1 статьи 2).

Кроме того, законопроект предусматривает ряд изменений, направленных на обеспечение защиты интересов инвесторов при размещении ценных бумаг. Он дополняет Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" требованием о раскрытии в проспекте ценных бумаг информации о вознаграждениях профессиональных участников рынка ценных бумаг, оказывающих услуги по размещению ценных бумаг (п.3 статьи 1), а также расширяет полномочия федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг по установлению требований, направленных на снижение конфликта интересов профессиональных участников рынка ценных бумаг при размещении ценных бумаг (п.9 статьи 1).

Законопроект (п.4 статьи 1) предусматривает, что при размещении эмитент может закрепить за собой право выбрать среди инвесторов, подавших предложения о приобретении ценных бумаг, тех, кому такие ценные бумаги будут размещены. Это обеспечивает для эмитента, осуществляющего первоначальное публичное предложение, возможность влиять на складывающуюся в результате такого размещения структуру акционеров и при этом в сочетании с правилом о рыночной стоимости размещения ценных бумаг не дискриминировать участников размещения, предложивших лучшую цену размещения.

Наконец, законопроект предусматривает ряд уточнений в порядке принятия решений о выпуске ценных бумаг, конвертируемых в акции, приравнивая его к порядку принятия решений о размещении акций (п.2 и п.5 статьи 2), а также в правилах составления списка лиц, имеющих преимущественное право (п.3 статьи 2).

Законопроект подготовлен с учетом российского и зарубежного опыта размещения ценных бумаг, и в частности первоначального публичного размещения ценных бумаг (initial public offering - IРО).

Предусмотренный законопроектом подход позволяет стимулировать не только привлечение инвестиций в российские акционерные общества, но и выход ценных бумаг российских эмитентов на фондовые биржи.


Текст документа сверен по:

рассылка