Ю.Лермонтов,
советник налоговой службы II ранга

Сдаем налоговую отчетность без ошибок (часть 2).
Камеральная проверка налоговой декларации


Предисловие


В пособии освещена процедура, с которой регулярно сталкивается любой налогоплательщик, - представления налоговой отчетности в налоговый орган. Несмотря на очевидную простоту подобного рода мероприятия, налогоплательщик зачастую сталкивается с рядом проблем. Автор пособия рассматривает основные этапы приема, обработки, проверки представленных деклараций, дает рекомендации по наиболее спорным и актуальным вопросам, возникающим при сдаче налоговой отчетности.

В пособии приводится большое количество примеров, в том числе из арбитражной практики, приводятся ссылки на нормативные акты.

Пособие подготовлено с использованием нормативно-правовых актов по состоянию на 20.06.2005.

Автор надеется, что предлагаемое пособие будет полезно руководителям предприятий, бухгалтерам, аудиторам, налоговым консультантам, сотрудникам налоговых органов.

Оглавление всего пособия*

________________
     * К остальным частям пособия Вы можете перейти по ссылкам из оглавления - примечание "Кодекс".



1. Как правильно подать и заполнить декларацию?

1.1. Формы представления деклараций

1.2. Представление отчетности на бумажных носителях лично или через уполномоченного представителя, либо в виде почтового отправления

1.3. представление отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи либо на электронных носителях записи


1.3.1. Представление отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи

1.3.2. Представление отчетности в электронном на электронных носителях записи

1.4. Какой способ представления отчетности выбрать?     

1.5. На каких бланках подавать декларацию?

2. Камеральная проверка налоговой декларации


2.1. Общие вопросы проведения камеральной проверки

2.2. Мероприятия налогового контроля, проводимые в ходе проверки

2.3. Истребование дополнительных документов, в рамках камеральной проверки

2.4. Получение информации из банка о движении средств по счету налогоплательщика

2.5. Встречная налоговая проверка

2.6. Оформление результатов проверки

2.7. Вынесение решения по результатам проверки

2.8. Обжалование результатов камеральной проверки налоговой декларации

2.8.1. Досудебный порядок обжалования

2.8.2. Судебный порядок обжалования

2.9. Перспективы изменения процедуры камеральной проверки

3. Что Вас ждет, если Вы не представите декларацию?

3.1. Штрафы за непредставление декларации

3.1.1. Штрафы, накладываемые в соответствии с НК РФ

3.1.2. Штрафы, накладываемые в соответствии с КоАП РФ

3.2. Как уменьшить штраф?

3.3. Приостановление операций по счетам налогоплательщика

4 Внесение исправлений и представление уточненных деклараций

4.1. Общие положения

4.2.Как оформить уточненную декларацию?

4.3. Как избежать штрафных санкций при подаче уточненной декларации?

4.3.1. Освобождение от ответственности, за неуплату (неполную уплату сумм налога)

4.3.2. Освобождение от ответственности, за непредставление декларации

     

2. Камеральная проверка налоговой декларации

2.1. Общие вопросы проведения камеральной проверки  


Камеральная налоговая проверка является наиболее массовым видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам. Таким образом, камеральной проверке подвергаются, как правило, налоговые периоды текущего года деятельности налогоплательщика.

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности за совершение правонарушений.

Камеральная проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, которые представляются налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Но, налоговый орган может использовать и другие документы о деятельности налогоплательщика (например, информацию контрагентов налогоплательщика, полученную в ходе встречных проверок, информацию правоохранительных органов).

   
Внимание!

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями. При этом не требуется (как в случае  с выездной налоговой проверкой) какое-либо специального решения руководителя налогового органа.

Сроки проведения камеральной проверки.


Срок проведения проверки - три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки).

2.2. Мероприятия налогового контроля, проводимые в ходе проверки.


Проведение камеральной проверки выражается в проведении со стороны налогового органа следующих мероприятий:

- анализ сопоставимости показателей налоговой отчетности отчетного периода с аналогичными показателями предшествующего периода;

- сопоставление отчетных данных проверяемой декларации с другими формами отчетности;

- оценку достоверности отраженной в отчетности информации, на основе имеющихся у налогового органа информации о деятельности налогоплательщика;

- анализ динамики показателей налоговой отчетности с уровнем потребления налогоплательщиком тепловых, энергетических и других видов ресурсов;

- сопоставление данных отчетности с данными аналогичных налогоплательщиков.

 

Если в ходе вышеперечисленных мероприятий выявляются ошибки или противоречия в заполненной декларации (или расчете по налогу), налоговый орган должен проинформировать об этом налогоплательщика и предложить внести ему соответствующие изменения и (или) дополнения в налоговую отчетность. Если Вам такая возможность предоставлена не была, то это может повлечь в дальнейшем недействительность всех результатов проверки.

Пример.


Решение о доначислении налога признано неправомерным, так как налоговый орган, обнаружив факт включения в сумму вычетов размера налоговых вычетов прошлых периодов, не обратился к налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в налоговую декларацию

    Суть спора.


Налоговый орган принял решение о доначислении налога, пеней и привлечении к ответственности по результатам камеральной проверки налоговой декларации по НДС.     

Позиция налогового органа.


          На момент привлечения к ответственности налогоплательщик не обратился с исправленными налоговыми декларациями, решение принято в рамках полномочий налогового органа.

Позиция налогоплательщика.


При обнаружении ошибки налоговый орган должен был проинформировать налогоплательщика и предложить ему внести ему изменения в соответствующую декларацию.

Позиция суда.

Согласно абз. 3 ст.88 Налогового кодекса РФ в случае выявления проверкой ошибок в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

Для установления всех обстоятельств налоговый орган при проведении камеральной проверки наделен полномочиями по истребованию у налогоплательщика дополнительных сведений, а также по запрашиванию объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Таким образом, законодательство о налогах и сборах нацелено на выявление всех обстоятельств, повлекших внесение ошибочных сведений в налоговые декларации, а также на устранение данных ошибок посредством согласованных действий налогоплательщика и налогового органа.

По смыслу ст.ст.81, 88 Налогового кодекса РФ выполнение указанных требований обеспечивает принятие налоговым органом законного и обоснованного решения и исключение необоснованного ограничения прав граждан и организаций.

Следовательно, до принятия решения о доначислении НДС, пеней и взыскании штрафа налоговый орган должен был обратиться к налогоплательщику с требованием об устранении выявленных нарушений.

В то же время законодательство о налогах и сборах не предусматривает каких-либо обязательных реквизитов данного требования, как и его форму, а также порядок предъявления.

Таким образом, предъявление указанного требования является необходимым элементом порядка принятия решения по результатам камеральной налоговой проверки.

Поскольку данное требование налоговым органом не предъявлялось налогоплательщику, решение о доначислении налога, пеней и взыскании штрафа вынесено с нарушением установленной процедуры.

Также судом учтено, что в связи с неверным принятием сумм НДС к вычету за другой налоговый период реальный ущерб государственной казне причинен не был, поскольку налогоплательщик все же имел право на принятие указанных сумм к вычету и подтвердил его соответствующими документами.

Иначе говоря, по налоговым периодам, в которых спорные суммы должны были быть приняты к вычету, у налогоплательщика образовалась переплата, а по периоду, в котором данные суммы действительно приняты к вычету - недоимка.

Как указывается в п.11 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 10.12.1996 N 9, в таких случаях состав налогового правонарушения в действиях налогоплательщика отсутствует, поскольку недоимка по конкретному периоду восполняется переплатой в предшествующие периоды.

Кроме того, основанием для признания неправомерности привлечения к ответственности налогоплательщика послужило нарушение налоговым органом положения п.5 ст.101 Налогового кодекса РФ.

Из данной нормы следует, что налоговый орган обязан своевременно направить налогоплательщику решение и требование.

Однако налогоплательщику указанные акты были вручены лишь спустя месяц после истечения даты, до которой согласно решению и требованию должны были быть уплачены недоимка, пени и штраф.

При таких обстоятельствах у налогоплательщика отсутствовала возможность своевременно выполнить указанные решение и требование в случае согласия с ними (Постановление ФАС Поволжского округа от 30.09.2003 N А57-1246/03-7).

2.3. Истребование дополнительных документов, в рамках камеральной проверки..


Если Вы не внесли исправления в декларацию, то налоговый орган собирает доказательства совершения налогового правонарушения. Как правило, это выражается в истребовании у налогоплательщика и (или) его контрагентов сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления им налогов, а также в получении информации из банка об операциях по счетам налогоплательщика.

В соответствии с пунктом 1 статьи 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы.

Требования о предоставлении указанных документов должно содержать наименование и вид необходимых для проверки документов.

Требование подписывается должностным лицом налогового органа, проводящего проверку и вручается налогоплательщику под расписку с указанием даты вручения данного требования.     

 

Срок представления документов

     

Вы обязаны выдать налоговому органу информацию в пятидневный срок.

В каких случаях налоговый орган требует представить дополнительные документы?

Как правило, налоговый орган истребует дополнительные документы в следующих случаях:

- при наличии несоответствия показателей налоговой декларации текущего периода с аналогичными показателями предшествующих налоговых периодов;

- при несоответствии показателей проверяемой декларации показателям налоговых деклараций по другим налогам.

 

Кроме этого, документы, как правило, всегда истребуют при заявлении налогоплательщиком значительных налоговых вычетов по НДС.

В случае отказа налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых документов или непредставление их в пятидневный срок для него наступает ответственность, предусмотренная статьей 126 НК РФ.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс». Вы также можете приобрести документ прямо сейчас за 49 руб.
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs