МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 14 сентября 2001 года N 18-52-960ин/18-15


О рекомендациях по организации образовательного процесса при дистанционном обучении
 в образовательных учреждениях среднего профессионального образования



Управление среднего профессионального образования Минобразования Российской Федерации в соответствии с Программой развития дистанционного образования в системе среднего профессионального образования в 2000-2005 годах (письмо Минобразования России от 21.11.2000 N 16-51-301/16-13), приказом Минобразования России от 17.07.2000 N 2211 "О проведении эксперимента в средних специальных учебных заведениях" разработало и направляет для практического применения Рекомендации по организации образовательного процесса при дистанционном обучении в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

Управление среднего
профессионального образования
Минобразования России

     

Приложение
к письму Управления среднего
профессионального образования
Минобразования России
от 14 сентября 2001 года N 18-52-960ин/18-15

РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации образовательного процесса при дистанционном обучении
в образовательных учреждениях среднего профессионального образования

     

1. Общие положения

1.1. Настоящие Рекомендации разработаны в соответствии с утвержденной 15.06.2000 Минобразованием России Программой развития дистанционного образования в системе среднего профессионального образования в 2000-2005 годах (письмо Минобразования России N 16-51-301/16-13 от 21.11.2000) и результатами эксперимента "Апробация и внедрение технологий дистанционного образования в системе среднего профессионального образования на основе инвариантной модели дистанционного образования" (приказ Минобразования России от 17.07.2000 N 2211).

1.2. Дистанционное обучение (ДО) в системе среднего профессионального образования (СПО) реализуется на основе заочной формы получения образования, экстерната, сочетания различных форм получения образования (обучения), может быть составляющей очно-заочной (вечерней) и очной форм обучения.

При дистанционном обучении для реализации основной профессиональной образовательной программы по конкретной специальности СПО студенты принимаются и зачисляются на обучение по одной из указанных выше форм получения образования.

1.3. Для обеспечения дистанционного обучения при реализации основной профессиональной образовательной программы по конкретной специальности СПО используются учебно-методические пособия и материалы, а также программы подготовки и повышения квалификации преподавателей и администрации образовательных учреждений, рекомендованные Координационным советом Минобразования России по вопросам реализации Программы развития дистанционного образования в системе среднего профессионального образования в 2000-2005 годах (далее - Координационный совет Программы).

1.4. Дистанционное обучение по основной профессиональной образовательной программе организуется, как правило, при обучении на базе среднего (полного) общего образования.

1.5. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по конкретной специальности при дистанционном обучении определяется выбранной формой обучения и может быть сокращен за счет сочетания различных форм (заочной и экстерната, очной и экстерната, очно-заочной и экстерната) и при наличии у студентов соответствующего ранее полученного профессионального образования.

1.6. Начало учебного года устанавливается образовательным учреждением самостоятельно. Окончание учебного года определяется выполнением рабочего учебного плана по конкретной специальности для дистанционного обучения (далее - рабочий учебный план). Рабочий учебный план разрабатывается образовательным учреждением на основе государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников (далее - Государственные требования) и примерного учебного плана дистанционного обучения по конкретной специальности СПО (далее - примерного учебного плана), рекомендованного Координационным советом Программы.

Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает также график учебного процесса.

1.7. Реализация составляющих дистанционное обучение видов учебной деятельности предполагает объединение учебных дисциплин основной профессиональной образовательной программы по конкретной специальности СПО в интегрированные междисциплинарные комплексы (МДК). МДК формируются на основе циклов дисциплин (общепрофессионального, специального, ОГСЭ и ЕН) путем упорядочения и интеграции содержания этих дисциплин с соблюдением Государственных требований.

Оформление итогов обучения (промежуточной и итоговой аттестации) в документах об образовании осуществляется отдельно по каждой из дисциплин, входящих в состав МДК, в соответствии с установленными требованиями.

1.8. Программы дисциплин, не вошедших в МДК, могут быть реализованы в форме экстерната, в порядке, определенном постановлением Госкомвуза России от 31.05.95 N 2 "Об утверждении Положения об экстернате в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования Российской Федерации".

Факультативные дисциплины в рабочем учебном плане не предусматриваются.

1.9. Организация дистанционного обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования предполагает их участие в системе мониторинга качества дистанционного образования в соответствии с рекомендациями Координационного совета Программы.

2. Организация учебного процесса при дистанционном обучении

2.1. При дистанционном обучении осуществляются следующие виды учебной деятельности: самостоятельное изучение учебного материала, презентации (обзорные, установочные занятия), тьюториалы, интенсивная школа, консультации, текущая аттестация, промежуточная аттестация, курсовые работы (проекты), производственная (профессиональная) практика, итоговая государственная аттестация.

2.2. Самостоятельное изучение учебного материала составляет основу дистанционного обучения. Время на самостоятельное изучение учебного материала определяется рабочим учебным планом в соответствии с примерным учебным планом.

2.3. Продолжительность обязательных учебных (аудиторных) занятий в учебном году определяется рабочим учебным планом в соответствии с примерным учебным планом. Продолжительность обязательных учебных (аудиторных) занятий не должна превышать 8 часов в день.

2.4. Образовательное учреждение проводит презентации в начале каждого курса. Продолжительность презентаций определяется образовательным учреждением, а отводимое на них время может быть включено в общую продолжительность обязательных учебных (аудиторных) занятий.

2.5. Основной формой организации очных (аудиторных) групповых занятий в средних специальных учебных заведениях при дистанционном обучении является тьюториал, проводимый с целью:

- определения и формирования умений применять полученные теоретические знания при решении практических задач;

- корректировки умений самостоятельной работы с учебными и учебно-методическими материалами;

- освоение методов коллективной работы и обмена опытом;

- определения полноты знаний, полученных студентами в результате самостоятельного освоения МДК.

Тьюториал фиксируется в рабочем учебном плане, плане занятий на учебный год и индивидуальном учебном графике в соответствии с примерным учебным планом.

2.6. Тьюториал, как правило, проводится в форме активных и интенсивных практических занятий, моделирующих будущую профессиональную деятельность студента (деловых игр, "мозгового штурма", "изучения случая"). План тьюториала может включать также лабораторные работы, выполнение которых самостоятельно невозможно, текущую и промежуточную аттестацию, консультации.

2.7. Образовательное учреждение с учетом специфики специальности и в соответствии с примерным учебным планом может перенести на самостоятельное выполнение практические занятия (часть практических занятий), заменить лабораторные занятия (отдельные лабораторные занятия) на практические занятия.

2.8. Консультации могут быть групповыми, индивидуальными, письменными, очными. Для обеспечения консультаций используются все доступные образовательному учреждению и студентам современные информационные и коммуникационные технологии и технические средства, о чем делается пояснение к рабочему учебному плану.

Консультации по каждой дисциплине, изучаемой в данном учебном году, планируются из расчета не менее одного часа в год на каждого студента и проводятся как во время самостоятельной работы, так и в период обязательных аудиторных занятий.

2.9. Система аттестации студентов при дистанционном обучении основывается на рейтинговом (накопительном) принципе оценки достижений студентов. Аттестационные работы выполняются студентами по преимуществу в письменной форме. При проведении промежуточной и итоговой аттестации следует отдавать предпочтение комплексным междисциплинарным экзаменам (формам аттестации). Аттестационный план основной профессиональной образовательной программы по конкретной специальности СПО формируется образовательным учреждением самостоятельно в соответствии с Государственными требованиями и примерным учебным планом и включается в рабочий учебный план. Рейтинговая оценка достижений студентов осуществляется в соответствии с рекомендациями Координационного совета Программы.

2.10. Промежуточная аттестация включает: экзамены, зачеты, контрольные аттестационные работы (КАТР), курсовые работы (проекты). Формы и порядок промежуточной аттестации выбираются образовательным учреждением самостоятельно, в соответствии с рекомендациями Координационного совета Программы.

Текущая аттестация проводится в форме КАТР, рекомендованных Координационным советом Программы, с использованием контрольных аттестационных материалов, входящих в состав МДК.

Учебное заведение имеет право по согласованию с Координационным советом Программы разрабатывать и вводить собственные аттестационные и методические материалы с учетом особенностей специальности и контингента обучающихся.

Успешно выполненные КАТР являются основой промежуточной аттестации (зачетов, экзаменов), могут быть зачтены как лабораторные работы или практические занятия по отдельным дисциплинам рабочего учебного плана, включенным в МДК.

Особенности проведения промежуточной аттестации отражаются в рабочем учебном плане, индивидуальном учебном графике.

В конце каждого года (курса) обучения проводится годовой (курсовой) письменный интегрированный экзамен. На проведение годового (курсового) письменного интегрированного экзамена отводится не более шести часов на группу. Число членов экзаменационной комиссии, проверяющих экзаменационные работы, должно быть не менее трех человек. На проверку одной работы предусматривается не менее 2 часов.

2.11. Внеаудиторные КАТР подлежат обязательному письменному рецензированию. Рецензирование КАТР осуществляется тьютором (преподавателем-консультантом) и включает в себя содержательные комментарии и анализ выполненной КАТР, рекомендации по дальнейшему изучению предмета. Рассылка КАТР студентам, получение от них выполненных работ и рассылка рецензий на КАТР должны осуществляться в максимально сжатые сроки с использованием всех доступных образовательному учреждению и студентам современных информационных и коммуникационных технологий и технических средств.

Каждая внеаудиторная КАТР проверяется и рецензируется тьютором в срок не более семи дней. Общий срок нахождения контрольной работы в образовательном учреждении не должен превышать двух недель. Результаты проверки фиксируются в журнале учета контрольных работ и в учебной карточке студента, копии не менее 5% внеаудиторных КАТР по истечении контрольного срока отсылаются для проведения мониторинга качества дистанционного образования в Координационный совет Программы.

По зачтенным работам тьютор может проводить собеседование для выяснения возникших при рецензировании вопросов.

Образовательное учреждение имеет право разрешить прием на рецензирование контрольных работ, выполненных за пределами установленных графиком учебного процесса сроков.

Результаты выполнения КАТР служат допуском для прохождения промежуточной аттестации, оценка за выполнение КАТР учитывается при определении оценки по итогам промежуточной аттестации.

По ряду дисциплин выполнение КАТР является достаточным для зачета с учетом их содержания и уровня сложности и в соответствии с рекомендациями Координационного совета Программы.

2.12. Особенностью организации производственной (профессиональной) практики студентов при дистанционном обучении является возможность реализации программы практики через программу интенсивных индивидуальных и групповых практических занятий (тьюториалов и интенсивных школ), в том числе осуществляемых с применением телекоммуникаций (виртуально), на основе моделирования будущей профессиональной деятельности.

2.13. Итоговая государственная аттестация (ИГА) осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями по организации и проведению ИГА, рекомендованными Координационным советом Программы.

2.14. Непосредственно перед сдачей итоговых экзаменов по отдельным дисциплинам или итогового междисциплинарного экзамена по специальности проводится интенсивная школа, которая представляет собой организованную интенсивную очную совместную обучающую деятельность всех проходящих ИГА студентов, направленную на решение коллективной квалификационной профессиональной задачи. Итоги интенсивной школы учитываются при выставлении оценки за итоговые экзамены по отдельным дисциплинам или итоговый междисциплинарный экзамен по специальности и могут служить основанием для повышения оценки за преддипломную (квалификационную) практику. Интенсивные школы проводятся на основе материалов и методик, рекомендованных Координационным советом Программы.

3. Порядок проведения учебного процесса при дистанционном обучении

3.1. Виды учебной деятельности, календарные сроки выполнения КАТР, проведения тьюториалов, интенсивной школы, преддипломной практики, ИГА указываются в разрабатываемом образовательным учреждением индивидуальном учебном графике, который выдается (высылается) студентам в начале каждого учебного года (семестра).

3.2. Образовательное учреждение может направлять в места расположения значительного числа студентов тьюторов для проведения тьюториалов, выездных школ, консультаций, приема курсовых работ (проектов), зачетов.

3.3. Студентам, не выполнившим индивидуальный график учебного процесса и не переведенным на следующий курс, образовательное учреждение может устанавливать конкретные сроки повторной промежуточной аттестации.

Студенту, отчисленному из образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию по соответствующим специальностям, в том числе и при его переходе (переводе) в другое образовательное учреждение, выдается академическая справка.

Другие вопросы, связанные с организацией образовательного процесса при дистанционном обучении, решаются образовательным учреждением самостоятельно по согласованию с Координационным советом Программы.

4. Требования к обеспечению образовательного процесса при дистанционном обучении

4.1. Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности при дистанционном обучении должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (МДК), и опыт проведения междисциплинарных занятий. Преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере. Все преподаватели, реализующие основные профессиональные образовательные программы по специальности в дистанционной форме, а также сотрудники администрации образовательного учреждения, занятые в организации дистанционного обучения, проходят курс переподготовки и повышения квалификации по программам Института проблем развития среднего профессионального образования (в 1999-2000 годах - НМЦ СПО), рекомендованным Координационным советом Программы.

4.2. Исходя из особенностей дистанционного обучения, образовательное учреждение обязано обеспечить каждого обучающегося, осваивающего основные профессиональные программы по специальности в дистанционной форме, комплектом учебников, учебно-методических и методических пособий для самостоятельного обучения по всем циклам дисциплин в соответствии с нормативом 1 экз. на одного студента. Комплект должен включать в себя, с учетом возможностей различных носителей информации и средств презентации, учебники, учебно-методические и методические пособия, аттестационные и контрольные материалы, по содержанию соответствующие полному перечню дисциплин основной профессиональной образовательной программы, входящих в МДК, содержать разработки и рекомендации по всем видам занятий и аттестации. По дисциплинам, не вошедшим в МДК и осваиваемым студентами в форме экстерната, каждый обучающийся обеспечивается списком обязательной и дополнительной литературы, методическими рекомендациями, аттестационными и контрольными материалами.

Образовательное учреждение обеспечивает каждого обучающегося доступом к дополнительной литературе и периодике по дисциплинам общепрофессионального и специального циклов дисциплин в необходимом объеме, предполагаемом основными профессиональными образовательными программами, в форме электронных библиотек удаленного доступа или компактных библиотек на электронных носителях.

4.3. Для обеспечения доступа студентов к учебно-методическим и аттестационным материалам при проведении очных групповых занятий и аттестации, а также для обеспечения эффективной работы тьюторов и администраторов (кураторов) групп дистанционного обучения образовательное учреждение, реализующее дистанционное обучение, должно располагать техническим оборудованием, включающим не менее 10 имеющих выход в Интернет компьютеров класса не ниже IBM 486, аудио- и видеомагнитофоны, позволяющие демонстрировать учебные материалы на соответствующих носителях, иметь собственное виртуальное представительство в информационно-образовательной среде системы открытого образования Российской Федерации или быть представленным на корпоративном сайте, рекомендованном Координационным советом Программы.




Текст документа сверен по:

Нормативно-правовая база

образовательных учреждений,

2-е издание, 2004 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»