ПАРТНЕРСТВО ЕС/РОССИЯ.
СОВЕТ СОТРУДНИЧЕСТВА. О ПЛАНЕ СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ
ПО БОРЬБЕ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ

     
Брюссель, 29 марта 2000 года



Как это изложено в ПРИЛОЖЕНИИ, 27 марта 2000 года Совет Европейского союза принял План действий Европейского союза. Данный План действий был разработан при тесном сотрудничестве с российскими полномочными структурами.

В целях укрепления стремления по установлению крепкого и эффективного сотрудничества между Европейским союзом и Российской Федерацией в области внутренних дел и юстиции, Совету сотрудничества Россия - Европейский союз предлагается утвердить данный План действий в качестве Плана совместных действий в интересах обеспечения его успешной реализации.

ПЛАН СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА И
РОССИИ ПО БОРЬБЕ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ

     
     Совет Европейского союза


Во исполнение Единой стратегии Европейского союза в отношении России, утвержденной на заседании Европейского союза в Кельне в июне 1999 года,

Принимая во внимание Стратегию развития отношений между Российской Федерацией и Европейским союзом на среднесрочную перспективу (2000-2010), принятую Российской Федерацией,

Принимая во внимание План действий Европейского союза по борьбе с организованной преступностью, одобренный Европейским советом на заседании в Амстердаме в июне 1997 года, особенно в части Рекомендации N 4,

Принимая во внимание Стратегию Европейского союза по борьбе с наркотиками (2000-2004), утвержденную Европейским советом в декабре 1999 года,

Также принимая во внимание то, что Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией (СПС) вступило в силу 1 декабря 1997 года,

Учитывая Специальную федеральную программу, нацеленную на активизацию борьбы с преступностью, 1999-2000 годов, одобренную Правительством Российской Федерации 10 марта 1999 года, и особенно положения, касающиеся борьбы с организованной преступностью,

Подчеркивая приверженность Совета к демократии, правам человека и законности, и зная о том, что организованная преступность представляет собой серьезную угрозу этим ценностям, так как она проникает, заражает и коррумпирует правительственные структуры, законные коммерческие и финансовые предприятия, а также общество на всех его уровнях,

Принимая во внимание требования Европейской конвенции защиты прав человека и основных свобод от 1950 года, а также другие международные инструменты в области прав человека,

Будучи полным решимости бороться с организованной преступностью и улучшать международное сотрудничество с Российской Федерацией в целях решения данной задачи и вместе с тем, уважая целиком и полностью права человека и различные международные конвенции, относящиеся к области защиты данных прав,

Принимая во внимание совещания по организованной преступности офицеров связи государств-членов, работающих в России,

Учитывая результаты семинаров по сотрудничеству между ЕС и Россией в области миграции и судебной системы, состоявшихся в июле 1999 года в Лаппенранте,

Имея в виду результаты работы в области борьбы с организованной преступностью, проделанной в рамках соответствующего подкомитета, созданного в соответствии с СПС,

Принимая во внимание выводы, сделанные в ходе международной конференции Россия - Европейский союз по борьбе с организованной преступностью, состоявшейся 15-16 декабря 1999 года в Хельсинки,

Учитывая результаты саммита Россия - Европейский союз, проходившего 22 октября 1999 года в Хельсинки,

Принимая во внимание тот факт, что в рамках других международных организаций, таких как ООН, Совет Европы и СГБМ, также проводится значительная работа по борьбе с организованной преступностью,

Учитывая выводы, сделанные на международной конференции на уровне министров государств - участников "восьмерки" по борьбе с транснациональной организованной преступностью, состоявшейся в октябре 1999 года в Москве,

Принимает данный План совместных действий по борьбе с организованной преступностью в отношении Российской Федерации.

А. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     

I. Введение и предыстория Плана


В целях укрепления партнерства между Европейским союзом и Российской Федерацией Европейский совет на заседании, состоявшемся в июне 1999 года в Кельне, подчеркнул свою приверженность к установлению прочного и эффективного сотрудничества с Российской Федерацией в сфере юстиции и внутренних дел. В этой связи было признано необходимым разработать План действий, включающий в себя ряд совместных мероприятий по борьбе с организованной преступностью.

В пункте 59и итогового документа Европейского совета в Тампере от 15-16 октября 1999 года подчеркивается необходимость интегрированного и последовательного подхода к созданию зоны безопасности, свободы и правосудия в государствах-членах, принимая при этом во внимание международный аспект и привлекая для той цели все полномочные структуры и инструменты.

В дополнение План действий Европейского союза по борьбе с организованной преступностью, одобренный Советом в Амстердаме в июне 1997 года, признал необходимость развития отношений и более тесного сотрудничества с Российской Федерацией. Подтверждением этому служит Рекомендация N 4, призывающая к разработке Советом и Комиссией конкретных предложений, направленных на улучшение сотрудничества, например с Европолом. Более того, в СПС содержатся ссылки на осуществление сотрудничества между европейскими сообществами, государствами-членами и Российской Федерацией в области борьбы с противоправными действиями, включая отмывание денег и незаконный оборот наркотиков.

Важность дальнейшего эффективного развития сотрудничества между Европейским союзом и Российской Федерацией также подчеркивалась в ходе многочисленных международных совещаний с участием представителей правоохранительных органов и других структур, ведущих активную борьбу с организованной преступностью. Аналогичные выводы были сделаны в результате работы, проделанной другими международными и региональными организациями, включая "восьмерку", Совет Европы и Группу СГБМ по борьбе с оргпреступностью.

Российская Федерация приняла Стратегию развития отношений между Российской Федерацией и Европейским союзом на среднесрочную перспективу (2000-2010).

Один из элементов данной Стратегии касается сотрудничества в правоохранительной области и относится непосредственно к установлению оперативного взаимодействия со структурами Европейского союза в сфере борьбы с транснациональной организованной преступностью, включая борьбу с отмыванием денег и незаконным оборотом наркотиков.

II. Основы Плана


Данный План действий в определенной степени способствует Единой стратегии Европейского союза в отношении России, утвержденной Европейским советом в Кельне. Единая стратегия подтвердила, что у России и Европейского союза имеется общая заинтересованность в оптимизации сотрудничества в сфере борьбы с общими проблемами, включая организованную преступность. В данном контексте Европейский союз обозначил свое намерение улучшить данное сотрудничество путем создания необходимых инструментов и форм сотрудничества между компетентными органами, а также путем обмена специалистами. В дополнение к этому Союз выразил готовность поделиться соответствующим опытом, особенно в совершенствовании правовой базы и развитии деятельности компетентных учреждений. В Единой стратегии также указывается на то, что План должен быть сфокусирован на проведении совместных мероприятий с Россией в области борьбы с организованной преступностью, включая контрмеры по борьбе с коррупцией и отмыванием денег, незаконным оборотом наркотиков, торговлей людьми и нелегальной иммиграцией. Также был представлен пока еще не полный список специальных вопросов, которые следует рассмотреть в рамках данного Плана.

III. Общие принципы


Как предусмотрено Единой стратегией, данный План действий нацелен на развитие тесного сотрудничества между Европейским союзом, государствами-членами и Российской Федерацией в сфере борьбы с организованной преступностью. Данное сотрудничество предусматривает проведение ряда соответствующих мероприятий, при этом особое внимание должно быть уделено сотрудничеству в правоохранительной и судебной сферах с тем, чтобы осуществлять борьбу с организованной преступностью в широком масштабе. Также следует обратить внимание на значительную роль профилактических мероприятий в борьбе с организованной преступностью, поскольку они позволяют ограничить ту среду, в которой действует организованная преступность.

Более того, следует учитывать работу, уже проделанную отдельными государствами-членами, и работу, выполненную в рамках других международных организаций, а также вероятность возникновения потребности в координации данного рода деятельности. В соответствии с положениями Единой стратегии следует пересмотреть существующие программы, инструменты и осуществляемые мероприятия и планы с тем, чтобы обеспечить их преемственность в отношении данной Стратегии и, если в этом возникнет необходимость, внести соответствующие изменения.

Организованная преступность оказывает все возрастающее влияние на законную деловую коммерческую деятельность, осуществляемую между государствами-членами и Российской Федерацией. В особенности, организованная преступность прибегает к использованию правомерного коммерческого пространства с целью сокрытия своей деятельности - например, используя зарегистрированные в законном порядке компании. Одним из инструментов, применяемых организованной преступностью, является использование двойных инвойсов, что наносит России большие убытки и, одновременно, создает условия для проникновения организованной преступности в сферу законного бизнеса как в рамках Союза, так и в рамках Российской Федерации. Организованные преступные группировки, действующие на территории государств - членов Союза и Российской Федерации, в значительной мере осуществляют сотрудничество во всех сферах преступной деятельности, особенно это касается торговли людьми, наркотиками, оружием и похищенной собственностью, а также отмывания денег, коррупции, преступлений в сфере высоких технологий, финансовых преступлений и нелегальной иммиграции. В первую очередь, данный План действий нацелен на борьбу именно с этими видами преступлений.

В. Сферы сотрудничества

     

I. Сотрудничество в судебной области


i) Обеспечение сотрудничества в судебной области

Предпосылкой успешного осуществления данного Плана, а также его приоритетным направлением является улучшение международного сотрудничества в судебной области.

Следует приложить необходимые усилия для создания соответствующих правовых рамок для осуществления сотрудничества в данной области.

Для этой цели потребуется:

Российской Федерации следует оказывать поддержку с тем, чтобы она стала частью каждого из этих инструментов; особый приоритет при этом следует отдавать конвенциям о выдаче, взаимной помощи в уголовных делах, отмыванию денег и коррупции. Российским властям также следует оказывать поддержку с тем, чтобы они имели возможность сотрудничать с другими странами в соответствии с международно принятыми стандартами, изложенными, например, в 40 рекомендациях Целевой группы по изучению финансовых мер, касающихся отмывания денег (ФАТФ); ратификация и полная реализация международных инструментов о защите прав человека.

ii) Рамки сотрудничества в судебной области

С тем чтобы повысить эффективность участия России в сотрудничестве в судебной области, касающейся борьбы с организованной преступностью, Европейский союз будет проводить с Россией работу, направленную на то, чтобы:

1) судебные органы Российской Федерации могли уделять особое внимание приоритетным направлениям. Данные направления могут совместно определяться и регулярно пересматриваться Российской Федерацией и Европейским союзом, например, на основе ежегодного отчета Евросоюза о ситуации с организованной преступностью. Примером приоритетных направлений могут служить преступления в финансовой сфере, такие как отмывание денег, торговля людьми с целью принуждения их к проституции, а также другими целями, торговля наркотиками, оружием и взрывчатыми веществами, похищенной собственностью (включая угнанные автомобили и похищенные произведения искусств), коррупция, фальшивомонетничество, нелегальная иммиграция, преступления в сфере высоких технологий, например с использованием компьютеров, а также преступления, наносящие серьезный вред окружающей среде;

2) в Российской Федерации были организованы и запущены в действие центральные контактные пункты для осуществления сотрудничества в судебной области;

3) судебные органы Российской Федерации установили контакт со своими коллегами в государствах-членах, а также с Европейской судебной сетью.

Опираясь на данные положения, Европейский союз окажет России помощь в:

4) разработке процедур, учитывающих передовой опыт в осуществлении международного сотрудничества в судебной области;

5) регулярном проведении совещаний и семинаров с целью передачи передового опыта в осуществлении сотрудничества в судебной области;

6) обучении лиц, осуществляющих данное сотрудничество на практике, например, посредством обмена специалистами;

7) разработке совместно с государствами-членами учебного пособия по сотрудничеству в судебной области между государствами-членами и Российской Федерацией, а также документа, освещающего все положительные моменты и достижения данного сотрудничества;

8) проведении совместных действий, направленных на обеспечение сотрудничества в области оказания правовой помощи на основе соответствующих рекомендаций ФАТФ и нацеленных на оптимизацию работы с офшорными центрами в третьих странах.

II. Сотрудничество правоохранительных органов


i) Рамки сотрудничества

С целью дальнейшего развития программ повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов, а также общей эффективности деятельности правоохранительных органов Союз примет меры по разработке совместных с уполномоченными органами Российской Федерации договоренностей, включая следующее:

1) правоохранительные органы Российской Федерации уделят особое внимание приоритетным вопросам. Эти вопросы могут быть совместно определены Российской Федерацией и Европейским союзом, например, на основе ежегодного отчета ЕС о ситуации с организованной преступностью, составляемого совместно с Европолом. Обзор этих вопросов должен производиться регулярно. Примеры возможных приоритетных областей включают борьбу с преступлениями в финансовой сфере, такими как отмывание денег, торговлей людьми с целью сексуальной эксплуатации, а также другими целями, незаконным оборотом наркотиков, оружия и взрывчатых веществ, похищенного имущества (включая угнанные транспортные средства и похищенные предметы искусства), борьбу с коррупцией, фальшивомонетничеством, незаконной иммиграцией, преступлениями в сфере высоких технологий, такими как компьютерная преступность, и серьезными экологическими преступлениями;

2) государства - члены Европейского союза и правоохранительные органы Российской Федерации могут обмениваться технической, оперативной и стратегической информацией и данными по широкому спектру проблем организованной преступности, учитывая необходимость гарантировать соблюдение законодательных и других мер при выполнении соответствующих требований конфиденциальности и защиты информации в отношении оперативных и стратегических данных, предоставляемых правоохранительным органам Российской Федерации;

3) должны быть определены централизованные контактные группы в Российской Федерации для обмена информацией с правоохранительными структурами государств - членов ЕС;

4) следует разработать единые принципы, которые в случае серьезных преступлений с участием организованных преступных групп позволят компетентным органам Российской Федерации и Европейского союза применять специальные следственные техники, такие как контролируемые поставки;

5) необходимо организовывать курсы повышения квалификации для персонала правоохранительных органов Российской Федерации с целью выработки эффективного механизма международного сотрудничества;

6) необходимо проводить совместные заседания экспертов правоохранительных органов государств - членов ЕС и Российской Федерации, осуществляющих свою деятельность в области борьбы с организованной преступностью, например, с целью интенсификации обмена информацией по тенденциям организованной преступности, или по другим актуальным проблемам, или, в соответствующих случаях, для обсуждения расследований, проводимых в отношении деятельности организованных преступных групп, представляющих взаимный интерес;

7) необходимо совместно с государствами - членами ЕС организовывать программы обмена экспертами правоохранительных органов для развития сотрудничества;

8) следует усилить контроль на границе с целью максимально эффективного пресечения незаконного оборота наркотиков;

9) необходимо обеспечить финансовые организации соответствующими правилами и руководствами для сообщения о подозрительных сделках в компетентные уполномоченные органы сбора финансовой информации и для оказания всесторонней поддержки правоохранительным органам при подозрении в отмывании денег;

10) обмен информацией о подозрительных сделках может, в соответствующих случаях, производиться между органами сбора финансовой информации государств - членов ЕС и соответствующей инстанцией Российской Федерации, принимая во внимание необходимость гарантировать принятие законодательных и прочих мер для соблюдения должной конфиденциальности и выполнения требований по защите информации в отношении данных, предоставляемых правоохранительным органам Российской Федерации;

11) особое внимание будет уделяться обеспечению достоверности информации, которая может способствовать борьбе с организованной преступностью (например, регистрационные списки владельцев транспортных средств);

12) необходимо направить особые усилия на оказание содействия людям, стремящимся выйти из состава организованных преступных групп, а также на предоставление гарантий защиты людям, сотрудничающим с судебными органами;

13) необходимо организовывать информационные кампании и международные программы, направленные на предотвращение и сокращение организованной преступности, наряду с подготовкой Европейской стратегии по предупреждению организованной преступности, осуществляемой во взаимодействии между Европейской комиссией и Европолом;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»