ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

от 31 марта 2005 года N 31

     
Вопросы, связанные с применением Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и нормативных актов Банка России



1. Вправе ли резиденты выплачивать нерезидентам дивиденды в иностранной валюте по акциям российских эмитентов, являющихся внутренними ценными бумагами?

Статья 8 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) определяет порядок регулирования Центральным банком Российской Федерации валютных операций движения капитала. В соответствии с абзацем 1 части 8 статьи 8 Закона денежные расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с внутренними ценными бумагами осуществляются в валюте Российской Федерации, если иное не установлено Центральным банком Российской Федерации в целом или применительно к отдельным видам внутренних ценных бумаг.

Выплата нерезидентам дивидендов по акциям, выпущенным юридическими лицами - резидентами (эмитентами), не относится к валютным операциям движения капитала. Указанная выплата дивидендов также не относится к расчетам по операциям с внутренними ценными бумагами, указанным в абзаце 1 части 8 статьи 8 Закона, поскольку является выплатой распределенной прибыли акционерного общества по выпущенным акциям (внутренним ценным бумагам).

В связи с этим выплата нерезидентам дивидендов в иностранной валюте по акциям российских эмитентов, являющихся внутренними ценными бумагами, осуществляется резидентами без ограничений со своих текущих валютных счетов, открытых в уполномоченных банках.

2. Являются ли американские депозитарные расписки внешними ценными бумагами в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"? Распространяются ли требования Инструкции Банка России от 07.06.2004 N 116-И "О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов" на валютные операции с американскими депозитарными расписками (далее - АДР)?

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 1 Закона внешними ценными бумагами являются ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с указанным Федеральным законом к внутренним ценным бумагам.

На основании части 2 статьи 1 Закона используемые в нем институты, понятия и термины гражданского и административного законодательства, других отраслей законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 142 Гражданского кодекса Российской Федерации ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Необходимым условием для квалификации документа в качестве ценной бумаги в соответствии со статьей 144 Гражданского кодекса Российской Федерации является определение в законе или в установленном им порядке реквизитов ценной бумаги и требований к ее форме, несоблюдение которых влечет ее ничтожность.

Вместе с тем в соответствии со статьей 1186 Гражданского кодекса Российской Федерации право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей, определяется на основании международных договоров Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, других законов и обычаев, признаваемых в Российской Федерации. В том случае, когда невозможно определить право, подлежащее применению, применяется право страны, с которой гражданско-правовое отношение, осложненное иностранным элементом, наиболее тесно связано.

На основании изложенного считаем возможным отнести АДР к ценным бумагам в соответствии с правом страны, с которой гражданско-правовое отношение, осложненное иностранным элементом, наиболее тесно связано, если оно рассматривает данный финансовый инструмент в качестве ценной бумаги.

При проведении валютных операций с АДР резидентам необходимо руководствоваться требованиями Закона, Инструкции Банка России от 07.06.2004 N 116-И "О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов" (с последующими изменениями и дополнениями), а также Указания Банка России от 29.06.2004 N 1465-У "Об установлении требований о резервировании при зачислении денежных средств на специальные банковские счета и при списании денежных средств со специальных банковских счетов" (с последующими изменениями и дополнениями).

3. В связи с вступлением в силу Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" действуют ли ограничения на взимание уполномоченными банками платы за выполнение ими функций агентов валютного контроля?

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона валютное законодательство Российской Федерации состоит из Закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов.

Статьей 5 Закона установлено, что органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, которые для реализации функций, предусмотренных Законом, издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Банк России, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 22 Закона).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции, только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования. Акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций.

Таким образом, указы Президента Российской Федерации не отнесены Законом ни к актам органов валютного регулирования, ни к актам органов валютного контроля.

В соответствии со статьей 90 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция) Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции и федеральным законам. При этом в Конституции отсутствует перечень вопросов, подлежащих регулированию исключительно законом. Такие указы не должны противоречить Конституции и другим федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов.

Указы Президента Российской Федерации, касающиеся вопросов валютного регулирования и валютного контроля и принятые до вступления в силу Закона, по нашему мнению, подлежат применению в части положений, регламентирующих вопросы, не урегулированные на законодательном уровне, если данные положения не противоречат федеральным законам или регулирование соответствующих вопросов не отнесено Законом к компетенции органов валютного регулирования и органов валютного контроля.

В соответствии с положениями Закона уполномоченные банки вправе взимать плату за выполнение ими функций агентов валютного контроля, в том числе с клиентов, оформивших в этих банках паспорта сделок по внешнеторговым контрактам. При этом Законом ограничений по сумме взимаемого уполномоченными банками вознаграждения за осуществление ими функций агентов валютного контроля не установлено.

На основании вышеизложенного, а также с учетом статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации считаем, что уполномоченные банки вправе самостоятельно определять размер и порядок взимания платы за выполнение ими функций агентов валютного контроля.

4. К какому виду ценных бумаг (внутренним или внешним) относится выпущенный на территории Российской Федерации вексель, номинированный в иностранной валюте, без оговорки эффективного платежа в иностранной валюте и назначением места платежа Российской Федерации? В какой валюте (рублях или иностранной валюте) должна осуществляться оплата указанного векселя?

Согласно пункту 41 Положения о переводном и простом векселе, утвержденного Постановлением ЦИК и СНК СССР от 07.08.37 N 104/1341 (далее - Положение) и которое в соответствии с Федеральным законом от 11.03.97 N 48-ФЗ "О переводном и простом векселе" применяется на территории Российской Федерации, если вексель выписан в валюте, не имеющей хождения в месте платежа, то сумма может быть уплачена в местной валюте по курсу на день наступления срока платежа, за исключением случаев, когда векселедатель обусловил, что платеж должен быть совершен в определенной, указанной в векселе (оговорка эффективного платежа в какой-либо иностранной валюте).

В соответствии со статьей 77 Положения данное правило применяется и к простому векселю.

Следовательно, вексель, выписанный в иностранной валюте без оговорки эффективного платежа в иностранной валюте и назначением места платежа Российской Федерации, не создает обязанности платежа в иностранной валюте, а удостоверяет право на получение валюты Российской Федерации, и в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 1 статьи 1 Закона такой вексель относится к внутренним ценным бумагам.

В соответствии с частью 8 статьи 8 Закона денежные расчеты между резидентами, включая уполномоченные банки, и нерезидентами по операциям с внутренними ценными бумагами осуществляются в валюте Российской Федерации.

Следовательно, уполномоченный банк в соответствии с Положением может осуществить оплату предъявленного нерезидентом векселя, номинированного в иностранной валюте, без оговорки эффективного платежа в иностранной валюте, в валюте, используемой в месте платежа (в случае, если местом платежа является Российская Федерация, - в рублях).

5. Необходимо ли указывать очередность платежа в платежном поручении при осуществлении возврата суммы резервирования подразделением расчетной сети Банка России в соответствии с требованиями, установленными пунктами 3.6 и 3.7 Инструкции Банка России от 01.06.2004 N 114-И "О порядке резервирования и возврата суммы резервирования при осуществлении валютных операций" (далее - Инструкция)?

Исходя из анализа норм Инструкции счет по учету средств резервирования, открытый в Банке России и с которого осуществляется возврат суммы резервирования на корреспондентский счет уполномоченного банка, не является банковским счетом.

Правила об очередности списания денежных средств со счета, предусмотренные статьей 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, распространяются только на банковские счета. Поэтому указанные правила не распространяются на операции по списанию сумм резервирования, подлежащих возврату, со счета в Банке России на корреспондентский счет уполномоченного банка.

Кроме того, по счету по учету средств резервирования, открытому в Банке России, могут быть проведены только два вида операций - зачисление и возврат суммы резервирования, что не предполагает возможности возникновения ситуации недостаточности денежных средств на счете.

На основании вышеизложенного в платежном поручении Банка России на возврат суммы резервирования поле "Очередность платежа" не заполняется.


Текст документа сверен по:

"Официальные документы",
N 15, 19.04.2005

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»