ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 февраля 2005 года N 138/947-4


О практике применения технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней при проведении выборов в 2004 году


Заслушав и обсудив информацию члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации В.А.Крюкова о практике применения технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней при проведении выборов в 2004 году, на основании пункта 9 статьи 21 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьи 6 Федерального закона "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации

постановляет:

1. Принять к сведению информацию о практике применения технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней при проведении выборов в 2004 году (прилагается).

2. Федеральному центру информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (В.В.Ященко) продолжить в 2005 году организационную и техническую работу, направленную на повышение эффективности применения технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней.

3. Управлению по работе с территориями Аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (В.А.Малышев) и Федеральному центру информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (В.В.Ященко) подготовить согласованный с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации график применения комплексов обработки избирательных бюллетеней при проведении выборов в 2005 году.

4. Возложить контроль за выполнением настоящего постановления на члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации В.А.Крюкова.

5. Опубликовать настоящее постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".

Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
А.А.Вешняков

Секретарь
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
O.K.Застрожная

     

     

Приложение
к постановлению Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
от 22 февраля 2005 года
N 138/947-4


О практике применения технических средств подсчета голосов - комплексов обработки избирательных бюллетеней при проведении выборов в 2004 году

          

Федеральный центр информатизации располагает 1100 комплексами обработки избирательных бюллетеней (КОИБ), которые в 2004 году применялись на выборах Президента Российской Федерации в городах Москве и Санкт-Петербурге, депутатов Тульской областной Думы четвертого созыва в городе Туле, главы администрации Волгоградской области в городе Волгограде - первый и второй тур, дополнительных выборах депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва по Преображенскому одномандатному избирательному округу N 199 в городе Москве, депутатов Архангельского областного Собрания депутатов в городах Архангельске, Северодвинске, Новодвинске и совмещенных с ними выборах муниципального уровня.

Большинство членов избирательных комиссий, избирателей, политических партий, кандидатов и наблюдателей, в том числе международных, положительно оценивают применение КОИБ.

Технология голосования с использованием КОИБ соответствует требованиям статьи 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и способствует повышению доверия избирателей, политических партий, кандидатов и наблюдателей к результатам выборов за счет следующих факторов:

- повышения открытости и оперативности подведения итогов голосования;

- исключения возможности ошибок и искажений при подсчете избирательных голосов и недопустимости фальсификации итогов голосования на избирательных участках;

- сокращения трудозатрат членов избирательных комиссий.

Протоколы участковых избирательных комиссий, полученные с помощью КОИБ, в основном вводятся в ГАС "Выборы" в течение 1,5-2 часов после закрытия избирательных участков, что в 2-5 раз быстрее, чем с участков, где проводился ручной подсчет голосов, особенно при проведении выборов нескольких уровней.

1. Нормативно-правовое обеспечение применения КОИБ


Порядок применения КОИБ регламентируется Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Инструкцией о порядке использования технических средств подсчета голосов - программно-технических комплексов обработки бюллетеней (КОИБ) при голосовании на выборах, референдуме в субъекте Российской Федерации, утвержденной постановлением ЦИК России.

Существующей нормативно-правовой базы достаточно для применения КОИБ на выборах.

2. Организация подготовки и применения КОИБ


Подготовка и применение КОИБ проводились на основании постановлений соответствующих комиссий и в соответствии с план-графиками, утверждаемыми избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, и включали в себя следующие основные мероприятия:

- доставку КОИБ в субъект Российской Федерации и на избирательные участки;

- обучение операторов КОИБ, председателей участковых и территориальных избирательных комиссий;

- подготовку линий связи для передачи данных между КОИБ и КСА территориальных избирательных комиссий;

- подготовку избирательных бюллетеней и печатей участковых избирательных комиссий;

- организацию технической поддержки накануне и в день голосования.

В целом выполнение мероприятий обеспечили качественную подготовку операторов и техническую готовность комплексов. Вместе с тем отмечены следующие недостатки:

- недостаточный уровень информационно-разъяснительной работы с избирателями, политическими партиями, кандидатами и наблюдателями по применению технических средств подсчета голосов. На проведение процедуры тестирования КОИБ и тренировки накануне дня голосования не приглашались доверенные лица кандидатов, представители политических партий. Разъяснительная работа через средства массовой информации практически не велась, а ограничивалась разовыми пресс-конференциями. Видеоролики для показа в электронных СМИ изготавливались только Избирательной комиссией Волгоградской области, Избирательной комиссией Тульской области и Московской городской избирательной комиссией. Как следствие отдельными представителями кандидатов от политических партий высказывалось необоснованное недоверие к КОИБ;

- нарушение правил транспортировки, погрузки и разгрузки КОИБ, что приводило к повреждениям комплексов (повреждено 15 КОИБ);

- сжатые сроки (две недели) между применением одних и тех же КОИБ в различных регионах приводят к ухудшению качества их подготовки к использованию, в частности, комплексы были доставлены в Избирательную комиссию Архангельской области после проверки на месте хранения по сокращенной программе. Как следствие 14 КОИБ на подготовительном этапе были забракованы;

- недостаточный контроль ФЦИ при ЦИК России за готовностью КОИБ к отправке (имели место случаи отсутствия чернил в картриджах принтеров, неукомплектованности соединительными кабелями и крепежными элементами);

- слабые знания отдельными операторами КОИБ требований избирательного законодательства к деятельности участковой избирательной комиссии (зафиксировано 14 случаев);

- несоблюдение участковыми комиссиями правил простановки подписей и печати при заверении избирательных бюллетеней (наблюдалось на 12 избирательных участках);

- недостаточный контроль за качеством тиража бюллетеней и выдача избирателям бюллетеней, имеющих типографский брак (зафиксировано на 10 избирательных участках);

- нечеткое соблюдение операторами инструкций по работе с КОИБ и несогласованные действия членов комиссии при возникновении нештатной ситуации (обрыв в сетевом кабеле между сканерами КОИБ), в результате чего на одном избирательном участке (г.Северодвинск) протокол об итогах голосования был получен на основе данных только одного сканера. Избирательная комиссия при подписании протокола на этот факт не обратила внимания;

- несоблюдение операторами порядка перевода комплекса из режима в режим (зафиксировано 23 случая);

- ошибки комиссии при вводе числовых значений строк верхней части протокола, при подсчете выданных избирателям бюллетеней на избирательном участке, при подсчете неиспользованных бюллетеней, в том числе при определении бюллетеней, использованных для тестирования и тренировки в качестве неиспользованных;

- низкое качество телефонных сетей для модемного соединения КОИБ с КСА территориальных избирательных комиссий.

3. Техническая готовность


КОИБ обеспечивает автоматизированный подсчет голосов избирателей при проведении выборов всех уровней в соответствии с действующим законодательством, печать итогового протокола участковой избирательной комиссии и его передачу в территориальную избирательную комиссию.

Точность правильного распознавания бюллетеней при соблюдении требований ГОСТа к типографскому качеству бюллетеней и отсутствии грубых ошибок избирателей соответствует техническим требованиям.

В 2004 году избирательные комиссии 26 раз принимали решение о проведении процедуры ручного пересчета голосов на избирательных участках. При этом в 20 случаях данные ручного подсчета голосов либо полностью соответствовали данным КОИБ, либо полученная разница по отдельным строкам протокола не превысила пределов, установленных законом.

В четырех случаях данные ручного подсчета не совпали с результатами автоматизированного подсчета на 4, 5, 9 и 12 единиц по недействительным бюллетеням, что не повлияло на распределение мест среди кандидатов. Основной причиной является типографский брак, который приводит к тому, что КОИБ автоматически распознает дефекты в квадратах бюллетеня и классифицирует их как отметки.

За время использования КОИБ не было зафиксировано ни одного факта несанкционированного доступа к данным, хранимым в КОИБ. Защита информации была обеспечена аппаратными, программными средствами и организационными мерами.

При соблюдении правил хранения, обслуживания и транспортирования, определенных технической документацией, КОИБ в целом характеризуется необходимой надежностью. Отдельные неисправности в работе КОИБ при проведении выборов (порядка 50 случаев) устранялись операторами и не приводили к отказам комплексов.

Наиболее вероятной причиной зафиксированных отказов в работе КОИБ (механические повреждения конструкций комплексов и тары, нарушение контактов в разъемах, всего 46 случаев) является нарушение требований при транспортировании и погрузочно-разгрузочных работах. Так как акты повреждений не были составлены, то причины определены по внешним признакам. Указанные отказы были обнаружены и устранены на подготовительном этапе.

В день голосования зафиксированы отказы в работе одного из двух сканеров КОИБ на 22 участках (менее 1 процента всех участков), которые не привели к срыву голосования.

За весь 2004 год зафиксирован только один случай выхода из строя двух сканеров КОИБ по причине отказа общего программного обеспечения (операционной системы Win WP), что составляет 0,06 процента от 3316 использовавшихся в течение года КОИБ.

В течение 2004 года только на двух избирательных участках участковые комиссии не смогли получить протокол об итогах голосования автоматизированным способом по причине отказа КОИБ, что составило 0,12 процента из всех случаев применения КОИБ.

По отзывам избирательных комиссий КОИБ прост в сборке и управлении. Вместе с тем за период эксплуатации расшатываются устройства фиксации винтовых соединений, мебельных креплений и внутренней перегородки накопителя, что создает неудобства при сборке. Причина - недостаточный уровень технического обслуживания КОИБ.

Выводы и предложения:

1. Практика применения КОИБ в 2004 году подтверждает целесообразность их применения при проведении выборов.

КОИБ позволяют оперативно обрабатывать информацию о результатах голосования (особенно при проведении на одной территории одновременно нескольких избирательных кампаний), абсолютно исключают возможность влияния членов избирательных комиссий на результаты голосования.

2. Для повышения эффективности подготовки и применения КОИБ предлагается провести комплекс следующих организационных и технических мероприятий.

2.1. Российскому центру обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Федеральному центру информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в первом полугодии 2005 года обеспечить изготовление учебного фильма и информационного видеоролика об использовании технических средств подсчета голосов в избирательном процессе.

2.2. Избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации:

- проводить подбор кандидатур для выполнения обязанностей операторов КОИБ с предварительной оценкой их знаний требований избирательного законодательства к деятельности участковой избирательной комиссии и обеспечивать контроль за подготовкой операторов. Обратить особое внимание на соблюдение ими инструкций по работе с КОИБ;

- в планах подготовки применения КОИБ на выборах предусматривать комплекс мероприятий по информационно-разъяснительной работе (размещение в СМИ информации о технических возможностях КОИБ, особенностях голосования с их использованием, предоставление возможности избирателям попрактиковаться в использовании КОИБ до проведения голосования, проведение пресс-конференций, приглашение доверенных лиц кандидатов и представителей политических партий на проведение тренировок накануне дня голосования и др.).

2.3. Федеральному центру информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации:

- в первом полугодии 2005 года провести проверку условий хранения, качества технического обслуживания и подготовки к транспортировке КОИБ;

- обосновать оптимальную величину времени проверки КОИБ после их применения на выборах и внести соответствующие изменения в эксплуатационную документацию;

- осуществлять контроль за подготовкой КОИБ к отправке в регионы;

- в первом полугодии 2005 года разработать технические решения по проверке качества изготовления бюллетеней, минимизации влияния типографского брака и снижения вероятности попадания в накопители КОИБ недействительных бюллетеней;

- согласовывать решения по использованию модемной связи для передачи данных КОИБ на КСА территориальных избирательных комиссий только в тех случаях, когда имеются гарантии обеспечения качественной телефонной связью;

- в первом полугодии 2005 года совместно с соответствующими управлениями Аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации представить предложения о возможности включения в комплект КОИБ технологического штампа.

3. Представляется целесообразным в случае обращения в ЦИК России давать разрешения соответствующим избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации приобретать КОИБ, изготавливаемые по заказу и в соответствии с требованиями ЦИК России, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Поручить ФЦИ при ЦИК России организовать эту работу и осуществлять контроль.

4. Предлагается использовать КОИБ 24 апреля 2005 года при проведении дополнительных выборов депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва по Брянскому одномандатному избирательному округу N 66, Брянская область.


Текст документа сверен по:

"Вестник Центральной
избирательной комиссии РФ",
N 2, 2005 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»