• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий

Министерство транспорта Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО

ПРИКАЗ

от 20 октября 2004 года N ВБ-85


О государственной аттестации государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования дорожного хозяйства



В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 года N 3266-1 (в редакции от 05.03.2004), графиком аттестации государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования дорожного хозяйства в период с 27 сентября по 1 октября 2004 года проведена аттестационная экспертиза государственных образовательных учреждений "Астраханский автомобильно-дорожный колледж" и "Томский автомобильно-дорожный техникум".

Экспертизу проводили комиссии, в состав которых входили специалисты Федерального дорожного агентства, представители органов управления образованием субъектов Российской Федерации, руководящие работники организаций дорожного хозяйства, преподаватели образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования.

В результате проведенной работы по аттестации государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования учреждений дорожного хозяйства установлено, что содержание, качество и уровень подготовки, а также кадровое, информационное, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса по представленным к аттестации профессиональным образовательным программам в целом соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта. Качество подготовки выпускников по результатам промежуточных и итоговых испытаний, срезов знаний, отчетов государственных аттестационных комиссий и отзывам потребителей кадров характеризуется как вполне достаточное. Вместе с тем отмечены отдельные недостатки в деятельности образовательных учреждений, которые отрицательно влияют на организацию учебного процесса.

На основании представленных материалов аттестационных экспертиз и выводов аттестационных комиссий

приказываю:

1. Утвердить заключения о государственной аттестации государственных учреждений среднего профессионального образования хозяйства:

- государственного образовательного учреждения "Астраханский автомобильно-дорожный колледж" согласно приложению 1 к настоящему приказу;

- государственного образовательного учреждения "Томский автомобильно-дорожный техникум" согласно приложению 2 к настоящему приказу.

2. Аттестовать государственные образовательные учреждения "Астраханский автомобильно-дорожный колледж" и "Томский автомобильно-дорожный техникум" сроком на 5 лет по профессиональным образовательным программам специальностей среднего профессионального образования базового и повышенного уровней, реализуемых в полном объеме:

2.1. Государственное образовательное учреждение "Астраханский автомобильно-дорожный колледж" по профессиональным образовательным программам специальностей:

- N 2905 "Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов" (базовый и повышенный уровни);

- N 1705 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" (базовый и повышенный уровни);

- N 1706 "Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования" (базовый и повышенный уровни);

- N 0601 "Экономика и бухгалтерский учет" (базовый и повышенный уровни);

- N 0602 "Менеджмент" (базовый уровень);

- N 3404 "Стандартизация и сертификация продукции" (базовый уровень);

2.2. Государственное образовательное учреждение "Томский автомобильно-дорожный техникум" по профессиональным образовательным программам специальностей:

- N 2905 "Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов" (базовый уровень);

- N 1705 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" (базовый уровень);

- N 1706 "Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования" (базовый уровень);

- N 0601 "Экономика и бухгалтерский учет" (базовый уровень).

3. Руководителям вышеназванных образовательных учреждений принять меры по устранению недостатков, отмеченных в ходе работы аттестационной экспертизы.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника Управления кадров и организационного развития Н.И.Бурносова.

Врио руководителя
В.А.Букреев

Приложение 1. Заключение по аттестационной экспертизе государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Астраханский автомобильно-дорожный колледж"

Приложение 1
к приказу Федерального
дорожного агентства
от 20 октября 2004 года N ВБ-85



В соответствии с распоряжением Федерального дорожного агентства от 16 сентября 2004 года N ВБ-58 "О проведении аттестационной экспертизы государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования" комиссией, в состав которой входили представители Федерального дорожного агентства, Департамента образования Астраханской области, Совета директоров ССУЗов Астраханской области, Учебно-методического совета средних специальных учебных заведений Росавтодора, преподаватели средних специальных учебных заведений, специалисты организаций дорожного хозяйства, в период с 27 сентября по 1 октября 2004 года проведена аттестационная экспертиза государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Астраханский автомобильно-дорожный колледж".

Аттестационная экспертиза проведена в соответствии с Программой аттестации средних специальных учебных заведений. Основанием для проведения аттестации явились решение педагогического совета колледжа, заявление колледжа на проведение аттестации и материалы самообследования, обсужденные на педагогическом совете.

В ходе работы комиссией осуществлена проверка соблюдения требований, установленных лицензией, дана оценка содержания основных профессиональных образовательных программ, условий их реализации, качества подготовки выпускаемых специалистов в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Оценена динамика развития колледжа за последние пять лет. Проведена экспертиза квалификации педагогического коллектива, методического обеспечения учебного процесса, состояния материально-технической и учебно-лабораторной базы. Проведен контроль знаний студентов, оценена работа подразделений. Даны рекомендации по совершенствованию работы колледжа с целью повышения качества подготовки специалистов.

1. Общие сведения об образовательном учреждении


Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования "Астраханский автомобильно-дорожный колледж" является правопреемником Астраханского автомобильно-дорожного техникума, преобразованного в колледж приказом Российского государственного концерна по проектированию, строительству, реконструкции и содержанию автомобильных дорог от 07.12.90 N 17-ор. Колледж зарегистрирован в установленном порядке Регистрационной палатой администрации г.Астрахани (свидетельство о государственной регистрации от 19 апреля 1994 года N 61, серия ЦАРП/РПК, рег.N 2043, дата выдачи 2 октября 2001 года, код ОКПО 03442678, ИНН 3015009636).

Астраханский автомобильно-дорожный колледж является государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования федерального подчинения, имеющим статус юридического лица и реализующим профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровней.

Государственным органом управления колледжем, выполняющим функции Учредителя, является Федеральное дорожное агентство Министерства транспорта Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.08.2004 N 1139-р).

Юридический адрес колледжа: 414000 г.Астрахань, ул.Тургенева, 4.

Колледж является юридическим лицом, имеет отдельный баланс, расчетный счет и печать с изображением герба Российской Федерации и своим наименованием.

2. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности


Колледж в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.10.96 N 12-ФЗ, "Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения)", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2001 года N 160, в редакции постановления от 31 марта 2003 года N 175, нормативными актами Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Уставом колледжа, утвержденным Федеральной дорожной службой от 15 апреля 1999 года и зарегистрированным в Регистрационной палате Администрации города Астрахани 14 мая 1999 года, регистрационный номер 61 "Б", серия ЦАРП.

В соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности в сфере профессионального образования от 21 мая 2004 года, серия А N 086518, выданной Департаментом образования Астраханской области, государственному образовательному учреждению среднего профессионального образования "Астраханский автомобильно-дорожный колледж" дано право на ведение образовательной деятельности в сфере среднего профессионального образования по 8 специальностям:

2905 - Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов;

1706 - Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования;

1705 - Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта;

0601 - Экономика и бухгалтерский учет;

2301 - Организация обслуживания в сфере сервиса;

2908 - Строительство мостов;

0602 - Менеджмент;

3404 - Стандартизация и сертификация продукции

и 29 направлениям дополнительного образования и профессиональной подготовки.

Анализ выполнения требований, предусмотренных лицензией, показал следующее: предельный контингент обучающихся, приведенный к очной форме обучения, составляет 1900 человек (по факту - 1494), обучение проводится в одну смену, численность преподавателей с высшим образованием в составе педагогических работников при реализации образовательных программ повышенного уровня составляет 95,6% (норматив 95%), обеспеченность обязательной учебной литературой 1,0 экз./чел (норматив - 0,5), общая площадь, приходящаяся на одного студента приведенного к очной форме обучения, составляет 14,06 мО государственной аттестации государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования дорожного хозяйства (норматив 9,5 мО государственной аттестации государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования дорожного хозяйства).

Колледж имеет государственную аккредитацию. Свидетельство о государственной аккредитации выдано Российским дорожным агентством от 28 июня 2000 года N 55-0283. Аккредитационные показатели колледжа превышают установленные пороговые значения.

В Астраханском автомобильно-дорожном колледже разработана и реализуется структура управления колледжем и качеством подготовки специалистов в соответствии с серией стандартов ISO 9000.

В структуру колледжа входят:

1. Органы управления: Совет колледжа, педагогический совет, методический совет, Совет по профилактике правонарушений, профсоюзный комитет.

2. Структурные подразделения: учебный отдел, отдел учебно-производственной работы, методический отдел, отдел по воспитательной и социально-педагогической работе, отдел дополнительного образования и Региональный учебный центр, отдел физкультурно-массовой и спортивной работы, административно-хозяйственный отдел, бухгалтерия, отдел кадров, канцелярия, отдел маркетинга и связи с работодателем.

В состав учебного отдела входят пять дневных отделений (дорожно-строительное, дорожно-механическое, автомеханическое, экономическое, подготовительное) и заочное отделение, в их состав - соответствующие цикловые методические комиссии специальных дисциплин специальностей 2905, 1706, 1705, 0601, 0602, 3404; учебная часть; Ахтубинский филиал колледжа; учебные кабинеты и лаборатории; архив. Отдел учебно-производственной работы в своем составе имеет цикловую методическую комиссию мастеров производственного обучения, учебно-производственную базу, центр профессионального воспитания. Методический отдел состоит из методической службы, в состав которой входят шесть цикловых методических комиссий (естественно-научного цикла дисциплин, физико-математического цикла дисциплин, гуманитарно-филологических дисциплин, общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общих профессиональных дисциплин, физической культуры и безопасности жизнедеятельности), а также методисты и методические кабинеты по специальностям. Методический отдел имеет в своем составе ОПТ (отдел информационных технологий), СИЦ (справочно-информационный центр), Творческую лабораторию по развитию исследовательской и научной деятельности, представительства ВолГАСУ и ВолГТУ, библиотеку. В отдел по воспитательной и социально-педагогической работе входят: Совет студенческого самоуправления, социально-психологическая служба, школа педагогического мастерства кураторов, молодежный досуговый центр, центр гражданско-патриотического воспитания, центр по формированию здорового образа жизни, пять исследовательско-досуговых центров, радиоцентр, газета.

Общее руководство колледжем осуществляется Советом колледжа, непосредственное управление - директором.

Система управления колледжем обеспечивает нормальное функционирование и взаимодействие всех структурных подразделений.

Экспертиза показала наличие необходимых организационно-распорядительных документов. Деятельность структурных подразделений регламентируется соответствующими Положениями и должностными инструкциями. Лицензионные нормативы соблюдены по всем показателям. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Вместе с тем необходимо оперативно в соответствии с изменениями законодательных и нормативных актов вносить изменения в распорядительные документы. Также рекомендуется разработать Положение о планировании самостоятельной работы студентов и Положение об отделе маркетинга и связи с работодателем.

В целом сложившая система управления колледжем оценивается положительно.

3. Структура подготовки специалистов


За период своего существования колледж подготовил около 30 тысяч специалистов.

На момент аттестации колледж осуществляет подготовку по 6 специальностям среднего профессионального образования. По всем специальностям реализуется базовый уровень, по 4 из них (1705, 1706, 2905, 0601) в том числе и повышенный уровень.

Все 6 специальностей: 2905, 1706,1705, 0601, 0602, 3404 представлены к аттестации.

Специальности 2301 - "Организация обслуживания в сфере сервиса" и 2908 - "Строительство мостов" не реализуются.

Общий контингент студентов составляет 1828 человек. По очной форме обучается 1457 чел., по заочной - 371 чел. Из общего контингента очной формы обучения на условиях полного возмещения затрат обучается 448 чел. (30,7%).

Также колледж ведет обучение 150 человек на подготовительном отделении и 28 человек в профильном классе школы.

Контингент студентов в разрезе специальностей и уровней подготовки следующий:

2905 "Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов" - базовый уровень 456 человек;

2905 "Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов" - повышенный уровень -18 человек;

1706 "Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования" (по отраслям) - базовый уровень - 354 человека;

1706 "Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования" (по отраслям) - повышенный уровень - 16 человека;

1705 "Техническое обслуживание автомобильного транспорта" - базовый уровень - 624 человека;

1705 "Техническое обслуживание автомобильного транспорта" - повышенный уровень - 22 человека;

0601 "Экономика и бухгалтерский учет" (по отраслям) - базовый уровень - 206 человек;

0601 "Экономика и бухгалтерский учет" (по отраслям) - повышенный уровень -16 человек;

0602 "Менеджмент" (по отраслям) - базовый уровень 69 человек;

3404 - "Стандартизация и сертификация продукции" базовый уровень - 47 человек.

Выпуск специалистов в 2004 году составил 443 человек, в том числе по очной форме обучения - 360 человек.

Анализ ситуации трудоустройства выпускников колледжа по специальностям свидетельствует о росте востребованности специалистов со средним специальным образованием.

Часть выпускников (19,5%) получают рабочие места по специальности по результатам производственной (профессиональной) практики. Колледжем заключены договора с базовыми предприятиями ЗАО "Центр испытания, внедрения стандартизации, сертификации и метрологии", областным управлением "Астраханьавтодор", областным управлением "Астраханьтрансавто" ТУП "Астраханьавтодорремстрой" и т.д. о прохождении студентами производственной практики с возможностью последующего трудоустройства выпускников колледжа в указанных организациях по соответствующей специальности.

32% выпускников продолжают обучение в ВУЗах города Астрахани и в представительствах Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета и Волгоградского государственного технического университета.

По данным Департамента службы занятости. выпускники колледжа не стоят на учете по трудоустройству. Это свидетельствует о том, что выпускники колледжа востребованы на рынке труда.

Реализуемые в колледже специальности по формам обучения, нормативным срокам обучения соответствуют выданной лицензии.

В целом структура подготовки специалистов в колледже отвечает потребностям отраслевого и регионального рынков труда. Необходимо продолжить работу по совершенствованию механизма социального партнерства, заключению долгосрочных договоров с предприятиями на прохождение производственной практики с последующим трудоустройством выпускников.

4. Содержание подготовки специалистов


Учебный процесс в колледже организован на основе требований ГОС СПО в соответствии с утвержденными учебными планами. Учебные планы по всем аттестуемым специальностям прошли экспертизу отдела лицензирования, аттестации и аккредитации Департамента образования Астраханской области. Учебно-нормативная база включает все необходимые документы: учебные планы, рабочие программы дисциплин, графики учебного процесса, планы проведения семинарских и практических занятий, перечень лабораторных работ, учебно-методические комплексы, контрольные тестовые материалы, в том числе для самоконтроля знаний.

Учебные планы всех специальностей отражают уровни, формы, нормативные сроки обучения, перечень дисциплин по выбору студентов.

Объем учебного времени по циклам дисциплин и по видам учебных занятий выдержан в соответствии с требованиями ГОС СПО.

По всем дисциплинам действующих учебных планов имеются рабочие программы, в которых развернуто содержание основных разделов учебных дисциплин в соответствии с требованиями ГОС СПО. Все программы имеют внутренние и внешние рецензии. Хорошо разработана тематика самостоятельной работы, конкретизированы виды и формы заданий. Содержание рабочих учебных программ позволяет сделать вывод о наличии межпредметных связей.

За 5 лет разработаны 245 рабочих программ, 183 методических указаний к проведению лабораторных и практических работ, по выполнению курсовых и дипломных проектов, обучающих программ. Преподавателями активно используются такие средства обучения, как олимпиады, деловые учебные игры. Ведется активная работа по освоению блочно-модульного метода обучения с использованием информационных технологий, а также коллективного творчества, проблемного и развивающего обучения.

На педагогическом совете колледжа рассматриваются вопросы управления процессом адаптации и социализации студентов колледжа, дифференцированного, личностно-ориентированного подхода в обучении, как одного из эффективных и прогрессивных методов учебно-воспитательного процесса, психолого-педагогических аспектов учебно-воспитательного процесса, анализа внедрения в учебный процесс компьютерного обеспечения не только в курсовом и дипломном проектировании и на специальных предметах, но и на дисциплинах гуманитарного, естественнонаучного циклов, личностно-ориентированного подхода при изучении гуманитарных дисциплин, преемственности преподавания учебного материала.

В колледже, в соответствии с планом учебно-воспитательной работы, проводятся семинары, конференции, занятия педлектория, заседания методического совета. Преподаватели колледжа принимают участие в городских конференциях, методических объединениях по дисциплинам, конкурсах профессионального мастерства "Преподаватель года", и педчтениях по различным проблемам.

Производственное обучение студентов проводится согласно графику учебного процесса. Прохождение технологической и преддипломной практик на производстве колледж обеспечивает за счет тесной взаимосвязи с базовыми предприятиями: ЗАО "Центр испытания, внедрения стандартизации, сертификации и метрологии", областным управлением "Астраханьавтодор", областным управлением "Астраханьтрансавто", ГУЛ "Астраханьавтодорремстрой", их подразделениями в районах области, а также Государственной налоговой инспекцией. Связь с предприятиями основана на принципах социального партнерства и направлена на формирование стратегии развития учебного заведения, изучение рынка труда, кадровое и материально-техническое обеспечение. Руководители и ведущие специалисты базовых предприятий являются председателями или членами государственных аттестационных комиссий, принимают участие в консультировании и рецензировании дипломных проектов.

Программы практики выполняются по содержанию и по продолжительности. Организация и проведение учебной, квалификационной, преддипломной практик и стажировок соответствует требованиям государственного образовательного стандарта.

Вместе с тем рекомендуется активизировать работу заведующих отделениями в период производственной практики с целью обеспечения единства производственного обучения и воспитательного процесса.

Учебный процесс в достаточной мере обеспечен учебной литературой и пособиями. Общий фонд библиотеки насчитывает более 54000 экземпляров. За истекшие 5 лет приобретено 3833 экземпляра учебной литературы, выписывается 18 наименований периодической литературы. Однако недостаточно современных учебников по специальностям 2905, 1706.

Необходимо обратить внимание на подготовку авторских курсов лекции по техническим и экономическим специальностям, в т.ч. на электронных носителях.

Обеспечивающим цикловым методическим комиссиям (естественного научного цикла, цикла общих профессиональных дисциплин и общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин) необходимо больше сотрудничать с выпускающими цикловыми методическими комиссиями (ЦМ..… специальных дисциплин специальностей 2905, 1706, 1705, 0601, 0602, 3404) созданию совместных проектов и учебных пособий с использованием современных информационных технологий.

В целом содержание подготовки специалистов по всем специальностям соответствуют требованиям ГОС СПО и оценивается положительно.

5. Качество подготовки специалистов


Прием в колледж производится в соответствии с нормативными документами Минобразования и науки России на основе вступительных испытаний, в процессе которых реализуются требования конкурсного отбора.

Прием студентов в колледж проводится на базе основного общего и среднего (полного) общего образования.

Абитуриенты по всем специальностям сдают два конкурсных экзамена: русский язык (письменно) - изложение; математика (устно).

Абитуриенты, поступающие на обучение с полным возмещением затрат, проходят вступительные испытания в форме собеседования по русскому языку и математике.

Задания, предлагаемые на вступительных испытаниях, составляются в соответствии с учетом требований и содержания учебных программ по математике (алгебре и геометрии) и русскому языку основного общего и среднего (полного) общего образования. Критерии оценки вступительных испытаний составлены на основе действующих нормативных документов.

С целью адаптации и повышения качества знаний абитуриентов организовано подготовительное отделение, на котором ежегодно обучается, в среднем, ….. слушателей. На подготовительном отделении планируется и организуется профориентационная работа, которая осуществляется через средства массовой информации, проведение бесед в выпускных классах школ города и области, встречи с родителями школьников на родительских собраниях.

Оценка знаний студентов осуществлялась на основе выполнения контрольных срезов знаний при самообследовании и при аттестационной экспертизе.

По итогам тестирования при самообследовании, в общем, по колледжу были получены следующие результаты:

- по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин до отличных и хороших оценок составляет от 6,9% до 41,7% неудовлетворительных оценок от 8% до 10%, средний бал по колледжу составляет 3,44;

- по циклу математических и естественнонаучных дисциплин доля отличных хороших оценок составляет от 7% до 43%, неудовлетворительных - от 8% до 3….. средний бал по колледжу составляет 3,26;

- по циклу общепрофессиональных дисциплин доля отличных и хороших оценок составляет от 8% до 30,4%, неудовлетворительных - от 13% до 29%, средний бал по колледжу составляет 3,55;

- по циклу специальных дисциплин доля отличных и хороших оценок - от 7% до 35%, неудовлетворительных - от 13% до 28%, средний бал 3,28;

- По циклу общеобразовательных дисциплин доля отличных и хороших оценок - от 9% до 34,6%, неудовлетворительных 12% до 17%, средний бал по колледжу составляет 3,34.

По итогам контрольного тестирования при аттестационной экспертизе, в общем по колледжу, были получены следующие результаты:

- по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин доля отличных и хороших оценок составляет от 10% до 74%, неудовлетворительных - от 0% до 20%

- по циклу математических и общих естественнонаучных дисциплин доля отличных и хороших оценок составляет от 10 до 45%, неудовлетворительных от 6,6% до 21%.

- по циклу общепрофессиональных дисциплин доля отличных и хороших оценок составляет от 11 до 49%, неудовлетворительных от 4% до 21%.

- по циклу специальных дисциплин доля отличных и хороших оценок составляет от 15 до 49%, неудовлетворительных 8,7% до 11,4%.

Сравнение итогов тестирования при самообследовании и при аттестационной экспертизе показало, в целом, их соответствие.

Степень подготовленности выпускников к выполнению требований ГОС СПО выявляется в результате итоговой аттестации выпускников, которая проводится в соответствии с утвержденным Госкомвузом России от 27.12.95 N 10 "Положением об итоговой государственной аттестации выпускников".

Итоговая государственная аттестация осуществляется государственными аттестационными комиссиями, организуемыми в колледже по каждой профессиональной образовательной программе, в состав которых входят не менее 5 человек. Председателями комиссий являются руководители и ведущие высококвалифицированные специалисты из базовых предприятий города Астрахани, а также кандидаты наук и профессора Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета и Волгоградского государственного технического университета.

В соответствии с "Положением об итоговой государственной аттестации выпускников" в колледже разработаны программы итоговой государственной аттестации выпускников по всем специальностям.

Для выпускников базового уровня подготовки специальностей 0601, 0602 предусмотрен Итоговый комплексный государственный экзамен (ИГЭ); для выпускников специальностей 2905, 1706, 1705, 3404 - защита дипломного проекта.

Для выпускников повышенного уровня подготовки специальностей 2905, 1706, 1705 предусмотрен Итоговый комплексный государственный экзамен (ИГЭ); для выпускников специальности 0601 - защита дипломного проекта.

Итоговый комплексный экзамен по специальности учитывает требования к содержанию отдельных дисциплин, а также общие требования к выпускнику, предусмотренные государственным образовательным стандартом по специальности. Перечень и содержание итогового междисциплинарного экзамена определены Программой итоговой государственной аттестации. Сроки определены учебным планом и графиком учебного процесса.

Экзаменационные материалы целостно отражают объем проверяемых теоретических знаний и практических умений в соответствии с государственными требованиями и дополнительными требованиями по специальности.

Выпускные квалификационные работы выполняются в форме дипломного проекта по реальным заданиям предприятий и учреждений города и способствуют систематизации и закреплению знаний студента по специальности при решении конкретных задач, а также выявляют уровень подготовки выпускника к самостоятельной работе.

Председателями Государственных аттестационных комиссий по специальностям 0601, 0602 отмечается рациональность реализации комплексного экзамена в 2 этапа, позволяющая всесторонне проверить теоретическую и практическую подготовку выпускников. Председатели ГАК отмечают, что уровень подготовки выпускников Астраханского автомобильно-дорожного колледжа соответствует требованиям ГОС СПО по специальностям подготовки. Ответы большинства выпускников на комплексных экзаменах носят полный и развернутый характер, выполненные практические задания четкие, обоснованные и профессионально грамотные. Итоги защиты дипломных проектов (работ) показывают хороший уровень подготовки по аттестуемым специальностям. Темы проектов актуальны, соответствуют запросам действующих предприятий, направлены на решение актуальных проблем в области производства и экономики.

Имеются положительные отзывы и благодарственные письма с предприятий, где работают выпускники колледжа и где студенты проходили производственную практику.

Отзывы предприятий и анализ востребованности выпускников колледжа свидетельствуют о качественном уровне подготовки специалистов.

В колледже выдержаны условия, определяющие качество подготовки специалистов. Колледж располагает для этого необходимым кадровым потенциалом, который в состоянии обеспечить проведение образовательного процесса на достаточно высоком уровне.

Выпускники колледжа востребованы на предприятиях города Астрахани, Астраханской области и соседних регионов.

6. Потенциал образовательного учреждения

6.1. Кадры

В результате целенаправленной кадровой работы администрации колледжа по привлечению специалистов, способных обеспечить качество образовательного процесса, колледж располагает необходимым кадровым потенциалом.

В колледже работают 91 штатных преподавателя. Из них имеют высшую квалификационную категорию 39 преподавателей (42,8% от общего количества), первую - 26 преподавателей (28,5% от общего количества), вторую - 12 преподавателей (12% от общего количества), не имеют квалификационной категории -14 преподавателей (15% от общего количества). С высшим образованием - 87 преподавателей (95,6% от общего количества). В составе преподавателей и сотрудников колледжа 5 заслуженных учителей школы Российской Федерации. 27 преподавателей и сотрудников колледжа награждены отраслевыми наградами: знаком "Почетный дорожник России" - 8, знаком "Почетный работник транспорта РФ" - 1, знаком "Почетный работник среднего профессионального образования РФ" - 5, значком "Почетный автотранспортник - 2", "Отличник народного просвещения" - 8, "За отличные успехи в среднем специальном образовании" - 3.

Педагогический стаж свыше 15 лет имеют 66 чел. (72,5% от общего числа), от 5 до 1 лет - чел. 14 (15,4%), до 5 лет - 11(12%) преподавателей и сотрудников колледжа, имеющих педагогическую нагрузку. Средний возраст преподавателей 49 лет. 4 преподавателя являются аспирантами.

В колледже ежегодно проводятся занятия педлектория, "Школы начинающего преподавателя". Преподаватели колледжа принимают участие в городских и областных семинарах, конференциях, педчтениях. За межаттестационный период более 50% преподавательского состава прошли обучение, в том числе на ФПК - 27 чел., стажировку - 1 чел. Также преподаватели активно обучаются на семинарах. Вычислительную технику в образовательном процессе используют 42% преподавателей. Большое внимание уделяется обучению преподавателей использованию вычислительной техники в учебном процессе.

В колледже проводится планомерная работа по привлечению на преподавательскую работу, особенно на специальные дисциплины, молодых специалистов с высшем образованием, в основном из числа бывших выпускников колледжа.

Качественный состав преподавательского коллектива обеспечивает подготовку специалистов по реализуемым профессиональным образовательным программам на заявленном уровне. Вместе с тем рекомендуется продолжить работу по внедрению в учебный процесс информационных технологий, повышению компьютерной грамотности преподавателей; совершенствовать работу по повышению квалификации преподавателей специальных и общих профессиональных в дисциплин в области информационных технологий, в т.ч. путем стажировок на предприятиях города и области.

6.2. Материально-техническая база

Материально-техническая база колледжа общей площадью 21882 мО государственной аттестации государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования дорожного хозяйства включает в себя учебно-производственную базу, общежитие, в т.ч.: учебно-производственные мастерские - 2190 мО государственной аттестации государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования дорожного хозяйства; актовый зал на 300 посадочных мест - 750 мО государственной аттестации государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования дорожного хозяйства; столовую на 150 посадочных мест - 480 мО государственной аттестации государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования дорожного хозяйства; медпункт - 94 мО государственной аттестации государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования дорожного хозяйства; спортивный зал - 494 мО государственной аттестации государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования дорожного хозяйства; библиотеку с читальным залом на 80 посадочных мест с книгохранилищем общей площадью 498 мО государственной аттестации государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования дорожного хозяйства, другие помещения (аудитории, служебные кабинеты, вспомогательные помещения) - 17376 мО государственной аттестации государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования дорожного хозяйства.

Колледж располагает 70 учебными кабинетами, из них 61 специализированным, оборудованным учебным и специальным оборудованием, 6 лабораториями для проведения лабораторных и практических занятий, специализированными мастерскими для проведения учебных практик: слесарной, токарной, сварочной, по ТО и ремонту двигателей внутреннего сгорания, автомобилей, дорожно-строительных машин.

Все участки мастерских оснащены гаражным оборудованием. Станочный парк имеет в наличии 22 единицы токарных, фрезерных, заточных, настольно-сверлильных, расточных станков. Имеются 16 верстаков, оборудованных тисками, 2 электрических и 1 гидравлический подъемников, 3 стенда для обкатки двигателей, оптический стенд для регулировки углов установки передних колес легковых автомобилей, кузнечный горн, 4 сварочных аппарата. Все участки мастерских имеют приточно-вытяжную вентиляцию.

Парк учебных автомобилей составляет 5 единиц, из дорожно-строительной техники имеются: трактор Т-100 с навесным оборудованием, трактор "Беларусь", трактор "ДТ-75", трактор "ЮМТЗ-80".

Колледж имеет 120 персональных компьютеров. В период с 1999 по 2003 год было приобретено 22 персональных компьютера на базе процессоров Intel Pentium II и выше, (Intel Pentium III - 14 шт., Intel Pentium IV - 8 шт., ноутбук на базе процессора Intel Pentium III - 1 шт., на базе процессора Intel Pentium IV - 1 шт.). Компьютеры объединены в единую локальную сеть с выделенным двухпроцессорным сервером и обеспечены необходимыми программными продуктами. Имеется высокоскоростной выделенный канал, одновременно обеспечивающий доступ в Internet всех компьютеров (терминалов). Колледж имеет свой сайт. Работает электронная почта колледжа.

В образовательном процессе широко используются телевизоры, видеомагнитофоны, аудиомагнитофоны, 1 мультимедийный проектор, 1 широкоформатный принтер для дипломного проектирования и 1 цифровой множитетель. В справочно-информационном центре имеется большая база учебных видеофильмов, электронных нормативно-технических документов и конспектов лекций.

В колледже имеются 7 компьютерных классов. На 100 студентов приведенного контингента приходится 8 компьютеров (норматив для колледжей - 5).

В колледже функционирует справочно-иформационный центр и отдел информационных технологий.

Все рабочие места структурных подразделений колледжа оснащены оргтехникой и связью. В марте 2004 года все здания и сооружения колледжа прошли лицензионную экспертизу на соответствие санитарным и противопожарным нормам с положительным заключением.

Общая балансовая стоимость производственных фондов, зданий и сооружений составляет - 67003255 руб. Стоимость оборудования и технических средств составляет - 17235504 руб.

Неустановленного и неиспользованного оборудования нет.

Уровень оснащения кабинетов, лабораторий, мастерских учебно-производственной базы колледжа соответствует требованиям государственного образовательного стандарта СПО, утвержденным учебным планам и рабочим программам.

Вместе с тем необходимо продолжить работу по оснащению образовательного процесса современным оборудованием и средствами обучени

я.

6.3. Научно-исследовательская и творческая деятельность

В целях повышения эффективности научно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса, совершенствования методики и качества проведения занятий, повышения профессионального уровня педагогического коллектива в Астраханском автомобильно-дорожном колледже разработана система методической работы, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта, составной частью которой является научно-исследовательская и творческая деятельность.

Развитие и повышение научного и творческого потенциала педагогического коллектива осуществляется в русле следующих аспектов: деятельного, содержательного, организационного, управленческого.

Главной задачей деятельного аспекта является повышение профессионального мастерства, научного и творческого потенциала педагогического коллектива. Для решения этой задачи используются массовые (методические советы, педагогические семинары, практические конференции) формы работы.

Преподаватели ежегодно участвуют в областных конкурсах "Преподаватель года", на котором представляют свои формы работы. За отчетный период призерами конкурса "Преподаватель года" стали пять преподавателей колледжа.

Для подготовки специалистов, отвечающих современным требованиям производства, все ЦМК спецдисциплин установили взаимосвязь с производственными предприятиями. При направлении студентов на производственную и преддипломную практику им выдается индивидуальное задание на выполнение исследовательской работы по новым направлениям работы предприятий, а также по теме дипломного проекта.

По завершении практик ЦМК спецдисциплин проводят научно-практические конференции по материалам исследований студентов. Материалы исследований используются в дипломном проектировании.

Научная и творческая деятельность преподавателей оказывает положительное влияние на качество подготовки специалистов. Под руководством преподавателей - аспирантов и соискателей, работающих в колледже, работы студентов представляются на конкурсы различного уровня:

- исследовательская работа по дисциплине "История" заняла 1-е место в областном конкурсе научно-исследовательских работ.

- исследовательская работа по литературному краеведению представлена на Всероссийском конкурсе "Т.Г.Шевченко и русская культура".

- исследовательская работа студентов по дисциплине "Экология" приняла участие в конкурсе исследовательских работ студентов "Будущее края в наших руках" (2002 год).

- исследовательская студенческая работа до дисциплине "Экономика организации" получила специальный приз в номинации "За методологический подход в научной работе" на четвертой Всероссийской олимпиаде развития Народного хозяйства России в г.Москве (2003 год), Преподаватели-аспиранты принимают участие в различных конференциях, проводимых в области и стране: во II Международной научно-практической конференции в 2003 году, в 2003 году - в Итоговой научной конференции АГУ со статьей "К вопросу о модели профессиональной компетентности менеджера", в 2001 году - в Итоговой научной конференции АГПУ со статьей "О результатах процесса формирования профессиональной компетентности управляющего персонала", в 2000 году - в Итоговой научной конференции АГПУ со статьей "Творческий потенциал руководителя как качество управленческой деятельности". В 2003 году рамках в Недели науки преподаватели колледжа участвовали в работе научно-практического семинара "Актуальные проблемы методики воспитания в биологическом образовании", в 2003 году - в научно-практической конференции в Астраханском государственном университете по правовой тематике, в 2003 году - в работе семинара на базе Астраханского инженерно-строительного института с пятью докладами по педагогической, инженерной и экономической тематике. В 2001 году в Государственной медицинской академии опубликована статья "Профессиональная компетентность как фактор управления педагогическим процессом в ВУЗе".

Содержательный аспект научно-исследовательской и творческой деятельности педагогического коллектива включает в себя создание научно-методических комплексов по предметам, методических пособий, рекомендаций, исследования по вопросам организации и методики образовательного процесса, овладение техническими средствами обучения и средствами обеспечения информационных технологий.

Огромную помощь в работе преподавателям при создании УМК оказывают созданные в колледже Справочно-информационный центр и Отдел информационных технологий. Для каждой цикловой комиссии в Отделе информационных технологий выделяется время для проведения Интернет-метод часа.

Творческая работа преподавателей и студентов осуществляется на достаточном уровне. Следует продолжать работу по повышению и использованию научного и творческого потенциала преподавателей.

7. Воспитательная работа


Основу воспитательной политики Астраханского автомобильно-дорожного колледжа составляет программа развития, принципами которой являются: гуманистический характер воспитания; приоритеты общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

В качестве основных направлений воспитательной работы определены: развитие творческих способностей студентов, обеспечение физического, эстетического, нравственного, интеллектуального развития, познание жизни, самих себя, других людей с помощью активного вовлечения студентов в разнообразную деятельность. Наряду с этим создаются условия для развития организаторских способностей и задатков, психологических свойств личности, решения проблем социальной адаптации студентов.

В колледже создан отдел, ответственный за воспитательную работу. Разработаны локальные акты, регламентирующие воспитательную деятельность. Возглавляет отдел заместитель директора по воспитательной работе. В отделе работают педагог-организатор по патриотическому воспитанию, два социальных педагога, два психолога, председатель методического объединения кураторов с педстажем до 10 лет, художественный руководитель, хореограф, педагог дополнительного образования, воспитатель общежития, заведующие музеями колледжа, кураторы.

Колледж тесно взаимодействует с отделом по молодежной политике Управления по связям с общественностью администрации города, с Комитетом по делам семьи, детства и молодежи Администрации области. Участвует в мероприятиях, планируемых на уровне Администрации области.

В колледже работает студенческий совет, который является органом общественного самоуправления студентов. Основные направления работы студенческого самоуправления: учебно-организационное, культурно-воспитательное, досуговое.

Заключены договора на проведение мероприятий с картинной галереей имени Кустодиева, с областным краеведческим музеем; приобретена хорошая аппаратура для молодежного центра; постоянно проводятся традиционные мероприятия в актовом зале, созданы условия для работы поискового отряда.

В целях воспитания используются возможности учебно-воспитательного процесса. В планах работы ЦМК отражены мероприятия нравственных, психолого-педагогических аспектов профессиональной деятельности будущих специалистов. В рабочие учебные планы введена дисциплина по выбору "Культурология".

Колледж принимает активное участие во всех мероприятиях, организуемых Росавтодором среди автомобильно-дорожных ССУЗов России.

Департаментом общего и профессионального образования Администрации Астраханской области в декабре 2002 года - марте 2003 года был проведен конкурс "Модели организации воспитательной работы в учебных заведениях профессионального образования". Итоги конкурса подведены Департаментом образования Астраханской области на августовском педсовете. Колледж по итогам занял 1-е место. За активное участие в молодежном фестивале колледж награжден дипломом. В колледже выпускается многотиражная газета "Дорога в жизнь".

В колледже созданы условия для внеучебной работы со студентами, организации воспитательной работы со студентами и формирования стимулов развития личности. Воспитательная работа ведется на высоком профессиональном уровне. Оценка показателя воспитательной работы: "Отличная".

8. Замечания


По результатам работы комиссией сделаны следующие замечания:

- усилить работу по выпуску электронных пособий, в целях компенсирования недостаточного выпуска современной учебной литературы по дисциплинам общего профессионального и специального циклов специальностей 1706 и 2905;

- требуется доукомплектование приборами и оборудованием общих профессиональных и специальных дисциплин специальности 3404.

9. Рекомендации


В целях дальнейшего совершенствования работы колледжа по повышению качества подготовки специалистов рекомендуется:

- продолжить работу по развитию материально-технической базы, в том числе по оснащению специальности 3404 оборудованием, тренажерами и другой аппаратурой;

- шире использовать информационные технологии в преподавании дисциплин общего профессионального и специального циклов, внедрять в учебный процесс Internet-технологии, совершенствовать формы и методы обучения и контроля знаний студентов, уделяя особое внимание использованию контролирующих программ при проведении текущего контроля;

- усилить работу по техническому творчеству студентов;

- активизировать работу в направлении расширения сферы социального партнерства в образовании: целевой подготовке студентов по заказам предприятий;

- продолжить работу по расширению библиотечного фонда;

- активизировать работу по повышению квалификации начинающих преподавателей, пришедших с производства и из высших учебных заведений;

- продолжить работу по содействию в трудоустройству выпускников колледжа, в том числе с использованием возможностей Интернета и информационных технологии.

10. Общие выводы


Рассмотрев представленные колледжем материалы самообследования, проведя экспертизу его деятельности, аттестационная комиссия пришла к следующим выводам:

1. Содержание основных профессиональных образовательных программ подготовки по представленным к аттестации специальностям, в основном соответствует требованиям ГОС СПО.

2. Условия реализации основных профессиональных образовательных программ подготовки подкреплены необходимым учебно-методическим обеспечением, достаточным для ведения образовательной деятельности по заявленному уровню.

3. Качество подготовки студентов по итогам проведения контрольных опросов на этапе самообследования и государственной аттестационной экспертизы, результатам итоговой аттестации выпускников и отзывам потребителей специалистов соответствует требованиям ГОС СПО.

4. Рекомендовать аттестовать государственное образовательное учреждение "Астраханский автомобильно-дорожный колледж" сроком на пять лет по специальностям СПО, заявленным к аттестации.

5. Директору Астраханского автомобильно-дорожного колледжа А.Г.Круглову принять меры по устранению замечаний, сделанных в ходе аттестации.

Начальник Управления
кадров и организационного развития
Федерального дорожного агентства
Н.И.Бурносов

Председатель аттестационной комиссии,
консультант Управления кадров и
организационного развития
Федерального дорожного агентства
Н.A.Левченко

Приложение 2. Заключение по аттестационной экспертизе государственного образовательного учреждения "Томский автомобильно-дорожный техникум"

Приложение 2
к приказу Федерального
дорожного агентства
от 20 октября 2004 года N ВБ-85


В соответствии с приказом Федерального дорожного агентства N ВБ-58 от 16.09.2004 "О проведении государственной аттестации средних специальных учебных заведений дорожного хозяйства" комиссией, в состав которой входили представители Комитета высшего и среднего образования Администрации Томской области, Совета директоров средних специальных учебных заведений Томска, специалисты средних специальных и высших учебных заведений, а также предприятий потребителей кадров с 27 сентября по 1 октября 2004 года проведена аттестационная экспертиза Томского автомобильно-дорожного техникума.

Аттестационная экспертиза проведена в соответствии с программой аттестации средних специальных учебных заведений. Основанием для проведения аттестации явились решение педагогического совета техникума, заявление о проведении аттестации и материалы самообследования, рассмотренные на педагогическом совете.

В ходе работы осуществлена проверка соблюдения лицензионных нормативов, проведен контроль знаний студентов, дана оценка содержания основных профессиональных образовательных программ, проанализирована динамика развития техникума за 1999-2004, оценены квалификация педагогического коллектива, методическое обеспечение учебного процесса, состояние материально-технической и учебно-лабораторной базы. Представлены рекомендации по совершенствованию работы техникума с целью повышения качества подготовки специалистов и их соответствия требованиям Государственного образовательного стандарта.

1. Общие сведения об образовательном учреждении


Томский автомобильно-дорожный техникум является государственным образовательным учреждением федеральной подчиненности, имеющим статус юридического лица и реализующим образовательные программы среднего профессионального образования. Государственным органом управления техникумом, выполняющим функции Учредителя, является Федеральное дорожное агентство. Томский автомобильно-дорожный техникум был создан в 1930 году на базе строительного техникума, реорганизованного в Томский дорожный техникум, в 1964 году получил наименование автомобильно-дорожный, последовательно подчиняясь Минавтошосдору РСФСР, Росавтодору, Министерству транспорта Российской Федерации, Федеральному дорожному агентству.

В 2002 году в г.Барнауле был открыт филиал (лицензия А N 068396, от 26 июня 2002 года).

Юридический адрес техникума: 634062, г.Томск, ул.Суворова, 5.

Техникум является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный счет и печать с изображением Герба Российской Федерации и своим наименованием.

2. Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности


В своей деятельности техникум руководствуется Конституцией Российской Федерации, Указами Президента, постановлениями Правительства, Законом Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ, нормативными документами Минобразования и науки России, Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), приказами Федерального дорожного агентства, Государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования, Уставом техникума, утвержденным приказом ФДС России 15.05.99 и зарегистрированным Томской регистрационной палатой N 19797 н/5416 от 01.07.99 и локальными актами.

Томский автомобильно-дорожный техникум ведет образовательную деятельность в соответствии с лицензией серии А N 024229, peг. N 152 от 24.09.2004 по 4 специальностям среднего профессионального образования:

- 2905 "Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов";

- 1705 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта";

- 1706 "Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования" (по отраслям);

- 0601 "Экономика и бухгалтерский учет" (по отраслям).

За период своего существования техникум подготовил более 13 тысяч специалистов (из них: 350 выпускников получили дипломы с отличием) для нужд дорожно-транспортного комплекса региона.

Анализ выполнения лицензионных нормативов показал следующее: предельный контингент обучающихся, приведенный к очной форме обучения, составляет 965 чел. (норматив - 1100), доля преподавателей с высшим образованием 100% (норматив 90%), обеспеченность обязательной учебной литературой 1,0 экз./чел. (норматив - 1,0), общая площадь вместе с арендуемой на одного студента, приведенного к очной форме обучения, составляет 13,8 мО государственной аттестации государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования дорожного хозяйства.

Техникум имеет следующую структуру: дирекция техникума, учебная часть, дневное отделение, заочное отделение, административно-хозяйственная часть, бухгалтерия, отдел кадров, учебный гараж, учебно-производственные мастерские, автодром, библиотека, общежитие, методический кабинет, столовая, медпункт, подготовительные курсы, региональный учебный центр по повышению квалификации и переподготовке специалистов, архив.

За аттестуемый период введены в действие актовый зал и музей техникума. Общее руководство техникумом осуществляется Советом техникума, непосредственное управление - директором.

Структурные подразделения осуществляют свою деятельность на основе Положений, утвержденных директором техникума.

Экспертиза организационно-правового обеспечения образовательной деятельности техникума показала наличие необходимых организационно-распорядительных документов и регламентируется соответствующими Положениями и должностными инструкциями и осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Лицензионные нормативы соблюдены по всем показателям. Взаимодействие всех структурных подразделений следует считать эффективным. В целом сложившая система управления техникумом оценивается положительно.

3. Структура подготовки специалистов


К аттестации представляются 4 специальности базового уровня:

- 2905 "Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов";

- 1706 "Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования" (по отраслям);

- 1705 "Техническое обслуживание автомобильного транспорта"

- 0601 "Экономика и бухгалтерский учет" (по отраслям).

Общий контингент студентов составил 1262 человека. Обучение очное - 902 чел. и заочное - 360 чел. Из общего контингента очного обучения - 384 чел. (42,6%), заочного - 24 чел. (6,7%) обучаются на условиях полного возмещения затрат.

Ведется подготовка и переподготовка по профилю специальностей по 5 направлениям дополнительного образования, за 1999-2004 годы подготовлено 394 машиниста дорожных машин и подъемно-транспортного оборудования, лаборантов дорожно-строительных лабораторий, мастеров и других работников дорожного комплекса региона, свыше 700 водителей категорий "В", "ВС".

Прием студентов в техникум проводится на базе основного общего (специальности 1705, 1706, 2905) со сроком обучения 3 года 10 месяцев и среднего (полного) общего образования (специальности 1706, 1705, 2905, 0601) со сроками обучения 2 года 10 месяцев и 1 год 10 месяцев соответственно.

За аттестуемый период в структуре подготовки произошли следующие изменения: увеличился контингент студентов на 48% за счет обучения студентов с полным возмещением затрат, открыты 2 специальности - 1706 и 0601, курсы подготовки водителей транспортных средств категорий "В" и "С", филиал в г.Барнауле.

В целом структура подготовки специалистов в техникуме отвечает потребностям регионального рынка труда.

Ведущаяся в техникуме подготовка по специальностям, формы и нормативные сроки обучения соответствуют выданной лицензии.

4. Содержание подготовки специалистов


Образовательный процесс организован в соответствии с ГОС СПО по специальностям, примерными и рабочими учебными планами, примерными и рабочими программами, графиком учебного процесса и на основе комплексного плана работы техникума на учебный год.

Рабочие учебные планы включают перечень дисциплин федерального, отраслевого и регионального компонентов, дисциплины по выбору студентов.

Объем учебного времени по циклам дисциплин и соотношение теоретического и практического обучения соответствует требованиям ГОС СПО.

Практическое обучение студентов проводится согласно графику учебного процесса на основе разработанных рабочих программ. Учебная практика осуществляется как на базе техникума, так и предприятиях. Основными базами для прохождения производственной (профессиональной) практики являются предприятия различной формы собственности: ОАО "Дорремстрой", Комбинат благоустройства, ОАО "Автоколонна N 1974", ЗАО Фирма "Кедр", ДРСУ районов области, ОГУП "Томскавтотранс".

Руководство практикой осуществляют преподаватели техникума и квалифицированные специалисты предприятий.

Для методического обеспечения образовательного процесса в техникуме действует методический совет и созданы 6 цикловых комиссий:

- математических и естественнонаучных дисциплин;

- гуманитарных и социально-экономических дисциплин;

- общепрофессиональных дисциплин;

- спецдисциплин специальности 2905;

- спецдисциплин специальностей 1705, 0601;

- спецдисциплин специальности 1706.

Заседания методического совета и цикловых комиссий ведутся в соответствии с планами работы, на них рассматриваются направления работы педагогического коллектива, вопросы организации методического обеспечения образовательного процесса, качества подготовки выпускников, педагогические технологии, воспитательная работа, обобщается и распространяется опыт работы преподавателей, обсуждаются и утверждаются авторские и рабочие программы дисциплин, учебно-методические комплексы.

Практически по всем дисциплинам действующих учебных планов имеются рабочие программы, в которых развернуто содержание основных разделов учебных дисциплин в соответствии с требованиями ГОС СПО. Все программы имеют внутренние и внешние рецензии. Разработана тематика самостоятельной работы, конкретизированы виды и формы заданий, разработаны методические указания к проведению лабораторных и практических работ, по выполнению курсовых и дипломных проектов. Содержание рабочих учебных программ позволяет сделать вывод о наличии межпредметных связей. Преподавателями активно используются такие формы обучения, как олимпиады, деловые учебные игры, научно-практические конференции, внедряются инновационные педагогические технологии.

Особое внимание уделяется проблемно-поисковым и практическим методам обучения, требующим активной мыслительной деятельности студентов, творческого поиска, анализа собственного опыта и накопленных знаний, а также умения обобщать частные знания и решения. Проводятся научно-методические семинары, занятия школы передового опыта, научно-практические конференции, на которых освещаются вопросы организации групповых и индивидуальных форм работы на учебных занятиях, использования традиционных и инновационных подходов в обучении, проводятся уроки-конкурсы, уроки-викторины, уроки-аукционы.

Введение в действие государственного образовательного стандарта нового поколения потребовало существенного пополнения, а по ряду дисциплин разработки нового содержания и дальнейшего развития учебно-методического обеспечения. Увеличилось количество учебно-методических разработок. Преподаватели участвуют в разработке и рецензировании учебных программ, ведут работу по созданию учебно-методических комплексов дисциплин.

Учебный процесс в достаточной мере обеспечен учебными пособиями. Общий фонд библиотеки насчитывает 49900 экземпляров. За межаттестационный период приобретено 2660 экземпляров учебной литературы, ежегодно выписывается до 30 наименований периодической литературы.

В техникуме проводится большая работа по компьютеризации учебного процесса и внедрению информационных технологий в учебную деятельность. Проведена модернизация имеющегося оборудования, что позволило активно применять на занятиях новейшее программное обеспечение. В образовательном процессе используются телевизоры, видеомагнитофоны, аудиомагнитофоны (имеется большая база учебных видеофильмов и аудиокассет), компьютерный мультимедийный проектор. В техникуме имеются 3 компьютерных класса.

Повышение компьютерной грамотности студентов проводится в процессе изучения дисциплин учебного плана, выполнения курсовых и дипломных проектов на базе прикладных компьютерных программ.

В целом содержание подготовки специалистов соответствуют требованиям ГОС СПО по всем специальностям и оценивается положительно.

Однако недостаточно современной учебной литературы по специальностям 1705, 1706, 2905. Необходимо обратить внимание на разработку методических рекомендаций по курсовому и дипломному проектированию, а также требуется совершенствование и расширение программно-информационного обеспечения учебного процесса.

5. Качество подготовки специалистов


Прием в техникум осуществляется на основе вступительных испытаний, а также с учетом результатов ЕГЭ по математике и русскому языку.

Абитуриенты, поступающие на обучение с полным возмещением затрат, проходят вступительные испытания в форме тестирования по математике.

Задания, предлагаемые на вступительных испытаниях, составлены на основе действующих нормативных документов и приближены по форме и содержанию к ЕГЭ.

С целью адаптации и повышения качества знаний абитуриентов организованы подготовительные курсы, на которых ежегодно обучается в среднем 60 слушателей.

Профориентационная работа осуществляется через средства массовой информации (справочные издания, радио, газеты, ярмарки учебных мест в Технопарке, в г.Северске и районах области). Администрация и преподаватели проводят профориентационные беседы в выпускных классах, с родителями абитуриентов на родительских собраниях.

Для оценки качества знаний студентов были проведены контрольные срезы знаний при самообследовании и при аттестационной экспертизе.

По итогам контрольного тестирования при самообследовании были получены следующие результаты:

- по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин доля отличных и хороших оценок составляет от 27,0% до 76,0%, неудовлетворительных оценок - от 0,0% до 28,0%;

- по циклу математических и естественнонаучных дисциплин доля отличных и хороших оценок составляет от 26,0% до 48,0%, неудовлетворительных - от 0,0% до 26,0%;

- по циклу общепрофессиональных дисциплин доля отличных и хороших оценок составляет от 7,0% до 47,0%, неудовлетворительных - от 2,0% до 24,0%;

- по циклу специальных дисциплин доля отличных и хороших оценок - от 26,0% до 63,0%, неудовлетворительных - от 0,0% до 26,0%.

При аттестационной экспертизе были получены следующие результаты:

- по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин доля отличных и хороших оценок составляет от 34,0% до 51,0%, неудовлетворительных - от 3,0% до 14,0%;

- по циклу математических и общих естественнонаучных дисциплин доля отличных и хороших оценок составляет от 19,0% до 37,0%, неудовлетворительных - от 3,0% до 17,0%;

- по циклу общепрофессиональных дисциплин доля отличных и хороших оценок составляет от 19,0% до 30,0%, неудовлетворительных - от 8,0% до 24,0%;

- по циклу специальных дисциплин доля отличных и хороших оценок составляет от 33,0% до 48,0%, неудовлетворительных - от 4,0% до 17,0%.

Организация и проведение учебной, технологической, квалификационной и преддипломной практик соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта. Программы практики выполняются в полном объеме по содержанию и по продолжительности.

Вместе с тем рекомендуется активизировать работу заведующих отделениями в период производственной практики с целью обеспечения единства производственного обучения и воспитательного процесса, усилить контроль со стороны преподавателей, проверяющих практику.

Итоговая государственная аттестация осуществляется государственными аттестационными комиссиями, организуемыми в техникуме по каждой профессиональной образовательной программе, в составе не менее 5 человек. Председателями комиссий являются высококвалифицированные специалисты предприятий города Томска.

В соответствии с Положением об итоговой государственной аттестации в техникуме разработаны программы итоговой государственной аттестации выпускников по 4 специальностям. Программой определен вид итоговой государственной аттестации, объем времени на подготовку и проведение аттестации, сроки и необходимые экзаменационные материалы, а также определены условия подготовки и процедура проведения аттестации, критерии оценки уровня и качества подготовки выпускника.

Для выпускников специальности 0601 предусмотрен итоговый комплексный Государственный экзамен (ИГЭ); для выпускников специальностей 2905, 1706, 1705 - защита дипломного проекта.

Итоговый комплексный экзамен по специальности учитывает требования к содержанию отдельных дисциплин, а также общие требования к выпускнику, предусмотренные Государственным образовательным стандартом по специальности. Перечень и содержание итогового междисциплинарного экзамена определены Программой итоговой государственной аттестации. Сроки определены учебным планом и графиком учебного процесса.

Экзаменационные материалы целостно отражают объем проверяемых теоретических знаний и практических умений в соответствии с Государственными требованиями и дополнительными требованиями по специальности. Форма проведения экзамена: 1 этап - проверка теоретических знаний; 2 этап - проверка практических умений по дисциплинам общепрофессионального цикла и решение профессионально-ситуационных задач.

Выпускные квалификационные работы (ВКР) выполняются в форме дипломного проекта по специальностям 2905, 1706, 1705 (базовый уровень). ВКР выполняются по реальным заданиям, способствуют систематизации и закреплению знаний студента по специальности при решении конкретных задач, а также выясняют уровень подготовки выпускника к самостоятельной работе.

Председателями Государственных аттестационных комиссий по специальности 0601 отмечается рациональность реализации комплексного экзамена в 2 этапа, позволяющего всесторонне проверить теоретическую и практическую подготовку выпускников. Ответы большинства выпускников на комплексных экзаменах носят полный и развернутый характер, выполненные практические задания четкие, обоснованные и профессионально грамотные.

Итоги защиты дипломных проектов показывают хороший уровень подготовки по аттестуемым специальностям. Темы проектов актуальны, соответствуют запросам действующих предприятий, направлены на решение актуальных проблем в области производства и экономики. Многие дипломные проекты получили высокую внешнюю оценку и рекомендованы для внедрения в производство.

Квалификация преподавателей техникума позволяет осуществлять подготовку и выпуск специалистов с высоким уровнем профессиональных знаний, умений и конкурентоспособных на рынке труда.

Анализ ситуации трудоустройства выпускников техникума по специальностям свидетельствует о росте востребованности специалистов со средним специальным образованием. Часть выпускников (25%) получают рабочие места по результатам производственной (профессиональной) практики, 30% продолжают обучение в ВУЗах.

Имеются положительные отзывы и благодарственные письма с предприятий, где работают выпускники техникума и где студенты проходили производственную практику (ОАО "Дорремстрой", Комбинат благоустройства, ОАО "Автоколонна N 1974", ЗАО Фирма "Кедр" и т.д.)

По данным департамента службы занятости, выпускники техникума не стоят на учете. Это свидетельствует о том, что выпускники техникума востребованы на рынке труда.

Анализ востребованности выпускников техникума свидетельствует о качественном уровне подготовки специалистов. Отзывы с предприятий говорят о хорошей профессиональной подготовке студентов и выпускников техникума.

Необходимо проводить работу по составлению долгосрочных договоров с предприятиями на прохождение производственной практики с последующим трудоустройством выпускников.

В техникуме выдержаны условия, определяющие качество подготовки специалистов. Техникум располагает для этого необходимым кадровым потенциалом, который в состоянии обеспечить проведение образовательного процесса на достаточно высоком уровне.

Выпускники техникума востребованы на предприятиях города Томска и региона.

6. Потенциал образовательного учреждения

6.1. Кадры


В результате целенаправленной кадровой работы администрации техникума по привлечению специалистов, способных обеспечить качество образовательного процесса, техникум располагает необходимым кадровым потенциалом.

В техникуме работают 64 преподавателя. Штатных преподавателей 60 чел. (94%), из них имеют высшую квалификационную категорию 27 (45,6%), первую - 6 (10%), вторую - 2 (3,3%), не имеющих категорию - 25 (41,7%). С высшим образованием - 60 (100%). Совместителей - 4 (6%). Педагогический стаж выше 15 лет имеют 20 (35,1%) преподавателей, от 5 до 15 лет - 15 (26,3%), до 5 лет - 25 (41,7%). Средний возраст преподавателей 42 года.

В техникуме работает школа начинающего педагога, школа передового опыта, многие преподаватели повышают квалификацию в институте учителя, МАДИ, ТГАСУ, ТГУ.

Вычислительную технику в образовательном процессе используют 40% преподавателей.

Формирование педагогического состава производится директором. Распределение преподавателей с высшей квалификационной категорией между цикловыми комиссиями равномерно.

Качественный состав преподавательского коллектива по реализуемым основным образовательным программам обеспечивает подготовку специалистов на заявленном уровне. Рекомендуется продолжить работу по повышению компьютерной грамотности всех преподавателей; совершенствовать работу по повышению квалификации преподавателей спецдисциплин путем стажировок на предприятиях.

6.2. Материально-техническая база


Для подготовки специалистов по образовательным программам в техникуме созданы условия, соответствующие лицензионным требованиям ведения образовательной деятельности.

В настоящее время на балансе техникума находится следующее недвижимое имущество:

здание по адресу: 634062, г.Томск, ул.Суворова, 5, общей площадью 9814 мО государственной аттестации государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования дорожного хозяйства, в т.ч.:

- учебно-производственные мастерские;

- актовый зал на 120 посадочных мест;

- столовая на 40 посадочных мест;

- медпункт;

- спортивный зал;

- библиотека с читальным залом на 30 посадочных мест.

Техникум имеет 66 персональных компьютера (ПК), из них в учебном процессе используются 56. Компьютеры объединены в локальную сеть с необходимыми программными продуктами. Работает электронная почта техникума: E-mail: tomskiyadt@mail.tomsknet.ru

На 100 студентов приведенного контингента приходится 6,8 компьютеров (норматив - 5).

По специальностям подготовки техникум располагает: 8 лабораториями для проведения лабораторных работ и демонстрации опытов, и 29 кабинетами с учебным и специализированным оборудованием, соответствующим специфике кабинетов, учебно-производственными мастерскими с оборудованием для проведения учебных практик по специальностям - 1706 "Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования" (по отраслям) и 1705 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта".

Учебно-производственные мастерские включают в себя три участка: слесарно-механический, станочный и сварочный. Оборудования достаточно для выполнения программы практик.

В спортивном зале проводятся учебные занятия, работают спортивные секции. Занятия по плаванию проводятся в бассейне спорткомплекса "Кедр".

Все рабочие места структурных подразделений техникума оснащены оргтехникой и телефонной связью.

Здание техникума в 2004 году прошло экспертизу на соответствие санитарным и противопожарным нормам. Имеются соответствующие заключения.

Общая балансовая стоимость производственных фондов, зданий и сооружений составляет - 46,2 млн.руб.

Общая площадь помещений учебного заведения - 13273 тыс.мО государственной аттестации государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования дорожного хозяйства.

Площадь учебно-лабораторной базы - 8759 тыс.мО государственной аттестации государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования дорожного хозяйства.

Стоимость учебно-лабораторного оборудования - 7,535 млн.руб., в т.ч. приходящаяся на одного студента - 8000 руб.

Стоимость вычислительной техники 1,283 млн.руб.

Неустановленного и неиспользованного оборудования нет.

Уровень оснащения лабораторий и кабинетов техникума достаточен для ведения учебного процесса в соответствии с учебными планами и рабочими программами.

Рекомендуется продолжить работу по развитию материально-технической базы техникума.

6.3. Учебно-методическая работа


Учебно-методическая работа, содержание и пути ее реализации отражаются в основных методических задачах, определяемых для всего коллектива на каждый учебный год, планах педагогического совета, методического совета, цикловых комиссий.

Основными методическими задачами являются:

- приведение методического обеспечения учебных дисциплин в соответствие с требованиями ГОС СПО;

- повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых инновационных технологий;

- совершенствование комплексной программы воспитания студентов, формирование высоких моральных качеств будущего специалиста;

- обобщение и распространение опыта творчески работающих преподавателей.

Методический совет техникума регулярно рассматривает и решает вопросы:

- организация и проведение курсового и дипломного проектирования, актуальность тематики проектов;

- анализ итоговой государственной аттестации по специальностям;

- состояние практического обучения, связь с потребителями специалистов.

В техникуме организовано 6 цикловых комиссий, работа которых ведется на основе планов. Важнейшими формами работы являются: составление рабочих и авторских программ учебных дисциплин, поурочных технологических карт; учебно-методических комплексов дисциплин; разработка рекомендаций по организации и проведению лабораторных работ и практических занятий; разработка текущего контроля знаний и промежуточной аттестации по дисциплинам.

Для активизации познавательной деятельности студентов преподавателями техникума используется наряду с традиционными формами ведения уроков элементы передовых технологий: деловые игры; уроки-аукционы; урок-презентация; уроки-экскурсии.

Каждая цикловая комиссия проводит ежегодно "неделю комиссии", включающую такие формы работы, как КВН и олимпиады по дисциплинам цикла, тематические классные часы, технические конференции.

Целью всех проводимых мероприятий является повышение эффективности учебного процесса, стимулирование студентов закреплять и расширять знания, прививать интерес к выбранной профессии.

Педагогический коллектив пополняется молодыми преподавателями, в связи с этим в техникуме функционирует "школа начинающего преподавателя". Задача школы - помочь преподавателю успешно овладеть мастерством, сократить период становления.

Учебно-методическая работа педагогического коллектива обеспечивает заявленный уровень подготовки специалистов и соответствует требованиям ГОС СПО.

7. Воспитательная работа


Воспитательной работе студентов в техникуме уделяется большое внимание. Нормативно-правовые документы определяют единство воспитания и обучения. В соответствии с ними, а также с общими профессиональными и квалификационными требованиями к качеству личности специалиста, изложенными в ГОС СПО, в техникуме разрабатывается план воспитательной работы, который предусматривает нравственное, трудовое, правовое, эстетическое, патриотическое, профессиональное воспитание, спортивно-оздоровительную деятельность, работу с родителями. Заведующие отделениями работают по планам, которые составляют на основе общего плана воспитательной работы техникума.

В техникуме имеется актовый зал на 120 посадочных мест, музыкальная аппаратура, аудио- и видеотехника. Музыкальный студенческий коллектив принимает активное участие в культурно-массовых мероприятиях техникума, а также в конкурсах и концертах.

Проводятся экскурсии в музеи города, посещаются театры, организуются выставки праздничных газет, плакатов, рисунков, проводится большое количество лекций сотрудниками художественного и краеведческого музеев.

Большое внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни. В техникуме проводится работа по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения. Пропаганда здорового образа жизни осуществляется на лекциях и в ходе бесед с врачами.

Режим занятий и учебная нагрузка составлены с учетом санитарно-гигиенических и возрастных норм.

В техникуме работает спортивный зал, проводятся соревнования, дни здоровья. Преподаватели физвоспитания техникума проводят беседы о здоровом образе жизни, о роли физической культуры в сохранении здоровья. Проводится смотр рефератов на оздоровительную и спортивную тему.

В воспитательной работе педагогический коллектив техникума исходит из того, чтобы воспитывать и развивать в каждом воспитаннике личностные качества гражданина России.

Ежегодно студенты и преподаватели участвуют в торжественных городских мероприятиях, проводимые в рамках города и посвященных Дню Победы.

Студенты в течение учебного года и во время каникул оказывают помощь в формировании и сохранении материальной базы кабинетов, лабораторий, учебно-производственных мастерских, участвуют в проведении косметического ремонта кабинетов, восстановлении оборудования, мебели.

Правовая культура формируется в ходе изучения разделов и тем дисциплины "Основы права", а также при встречах студентов с работниками РОВД Октябрьского р-на г.Томска.

Библиотека является информационным и культурно-просветительным подразделением техникума и проводит большую культурно-массовую работу.

В техникуме созданы необходимые условия для внеаудиторной работы со студентами и личностно-ориентированного обучения.

Организация и проведение воспитательной работы оценивается положительно. Рекомендуется больше внимания уделять организации студенческого самоуправления, организовать централизованное руководство воспитательной работой в техникуме.

8. Общие выводы


Рассмотрев представленные техникумом материалы самообследования, проведя экспертизу его деятельности, аттестационная комиссия пришла к следующим выводам:

1. Содержание основных профессиональных образовательных программ подготовки по представленным к аттестации специальностям в основном соответствуют требованиям ГОС СПО.

2. Квалификация педагогического коллектива, методическое обеспечение учебного процесса, состояние материально-технической и учебно-лабораторной базы отвечают предъявляемым требованиям и позволяют осуществлять подготовку специалистов на заявленном уровне.

3. Качество подготовки выпускников по итогам контрольных срезов на этапе самообследования и государственной аттестационной экспертизы, результатам итоговой аттестации и отзывам потребителей специалистов соответствует требованиям ГОС СПО.

4. В целях дальнейшего совершенствования работы техникума по повышению качества подготовки специалистов рекомендуется:

- продолжить работу по развитию материально-технической базы; внедрению информационных технологий в преподавание дисциплин общепрофессионального и специального циклов;

- усилить работу в направлении расширения сферы социального партнерства, целевой подготовки студентов по заказам предприятий;

- продолжить работу по увеличению и обновлению библиотечного фонда; созданию в библиотеке электронного каталога;

- обратить внимание на проработку вопросов обеспечения безопасности жизнедеятельности и экологии в дипломных проектах;

- продолжить работу по повышению компьютерной грамотности преподавателей и сотрудников, совершенствованию форм и методов преподавания и контроля знаний студентов, внедрению в учебный процесс Internet-технологий;

- создать банк лицензионных программ по специальным дисциплинам.

5. Рекомендовать аттестовать государственное образовательное учреждение "Томский автомобильно-дорожный техникум" сроком на пять лет по специальностям СПО, заявленным к аттестации.

6. Директору Томского автомобильно-дорожного техникума В.М.Силаеву принять меры по устранению замечаний, сделанных в ходе аттестации.

Начальник Управления кадров
и организационного развития
Федерального дорожного агентства
Н.И.Бурносов

Председатель комиссии:
председатель УМС Росавтодора
заслуженный учитель РФ,
к.ф.-м.н., профессор
С.Я.Некрестьянова



Текст документа сверен по:
рассылка
     

О государственной аттестации государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования дорожного хозяйства

Название документа: О государственной аттестации государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования дорожного хозяйства

Номер документа: ВБ-85

Вид документа: Приказ Росавтодора (Федерального дорожного агентства)

Принявший орган: Росавтодор (Федеральное дорожное агентство)

Статус: Действующий

Опубликован: Документ опубликован не был
Дата принятия: 20 октября 2004

Дата начала действия: 20 октября 2004
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах