МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ

от 1 декабря 2004 года N ПК-7


[Об отдельных вопросах реализации национальной образовательной политики в системе общего образования]

1. Об актуальных направлениях национальной образовательной политики в системе общего образования в условиях его модернизации

Заслушав и обсудив доклад начальника отдела дополнительного и этнокультурного образования Департамента государственной политики в сфере образования Л.И.Ефремовой, коллегия отмечает, что в системе российского образования вопрос о реализации национальной образовательной политики относится к числу самых приоритетных. Именно в школьном возрасте формируются такие базовые мировоззренческие позиции, как национальная самоидентификация, отношение к другим народам и культурам, национальным и иным традициям. Огромное значение в этих процессах принадлежит освоению родного языка и других языков, функционирующих в социуме. Адекватное решение национальных проблем образования играет исключительно важную роль в консолидации многонационального общества, формировании установок толерантного сознания, предотвращении ксенофобии и дискриминации, особенно в такой стране, как Российская Федерация, в период формирования гражданского общества и общегражданской идентичности.

Минобрнауки России уделяет особое внимание вопросу реализации национальной образовательной политики в системе общего образования. Законы РФ "Об образовании", "О языках народов Российской Федерации"; Концепция национального образования в России предоставили субъектам РФ большие возможности по расширению функций родных языков, а также использованию содержания образования для предъявления и утверждения своей национальной и культурной идентичности.

Утвержденный приказом Минобразования России от 09.02.98 N 322 Базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, содержащий инвариантную (федеральную) и вариативную (национально-региональную) части, позволил обеспечить сохранение и развитие изучаемых родных (нерусских) языков, а также существенно увеличить их количество.

Сегодняшний динамизм развития российского общества и государства, глубина и сложность происходящих процессов выдвигают на первый план задачи консолидации российского общества, формирования российской общегражданской идентичности, сохранения единого образовательного пространства, борьбу с ксенофобией и дискриминацией по национальному и конфессиональному признаку.

Дальнейшее продвижение к содержательному и организационному решению данных проблем требует в первую очередь разработки и введения функциональных уровней владения государственными и родными языками и определения объема учебного времени на изучение государственного русского, государственных республиканских и родных языков. Это позволит не только существенно разгрузить учащихся всех возрастных групп, но и сделает изучение языков функционально оправданным, а их знание - социально востребованным.

Помимо вопросов языковой политики следует обратить особое внимание на подход к отбору содержания образования и согласованное определение и интерпретацию ценностей национальных культур и событий национальной истории, а также на выработку механизмов сопряжения федерального и регионального (национально-регионального) компонентов. Это является необходимым условием для сохранения и развития дружбы и взаимопонимания между народами, общегражданской идентичности и конкурентоспособности личности в современном многонациональном российском обществе.

Для реализации системного подхода к решению поставленных выше задач необходимо принятие концепции национальной образовательной политики в системе общего образования в условиях его модернизации и программы ее реализации, а также создание консультативного совета по национальной образовательной политике при Министерстве образования и науки Российской Федерации.

Коллегия решила.

1. Принять к сведению доклад "Об актуальных направлениях национальной образовательной политики в системе общего образования в условиях его модернизации на 2004-2010 годы".

2. Одобрить в основном Приоритетные направления по национальной образовательной политике в системе общего образования в условиях его модернизации на 2004-2010 годы.

3. Департаменту государственной политики в сфере образования (Калине И.И.) доработать Приоритетные направления по национальной образовательной политике в системе общего образования в условиях его модернизации на 2004-2010 годы с учетом высказанных замечаний в срок до 1 февраля 2005 года.

4. Рекомендовать руководителям органов управления образованием организовать обсуждение Приоритетных направлений по национальной образовательной политике в системе общего образования в условиях его модернизации на 2004-2010 годы с участием учреждений сферы образования, национально-культурных автономий и других общественных организаций.

Материалы по итогам обсуждения направить в Департамент государственной политики в сфере образования в срок до 1 марта 2005 года.

5. Департаменту государственной политики в сфере образования (Калине И.И.):

5.1. Внести до 1 февраля 2005 года предложения по персональному составу консультативного совета по национальной образовательной политике при Министерстве образования и науки Российской Федерации.

5.2. Представить до 1 апреля 2005 года доработанный проект Приоритетных направлений реализации национальной образовательной политики в системе общего образования в условиях его модернизации.

6. Департаменту государственной политики в сфере образования (Калине И.И.) совместно с Институтом национальных проблем образования (Кузьминым М.Н.) до 1 февраля 2005 года доработать концепцию государственной национальной образовательной политики с учетом опыта реализации в субъектах РФ национально-регионального (этнокультурного) компонента содержания общего образования.

7. Заместителю министра Свинаренко А.Г. обеспечить руководство, контроль и оказание содействия при выполнении решений, принятых на заседании коллегии Минобрнауки России.

2. О работе министерства по формированию общего пространства Россия - ЕС в области науки и образования

Заслушав и обсудив доклад директора Департамента международного сотрудничества и информационного обеспечения в образовании и науке В.В.Ничкова по вопросу "О работе министерства по формированию общего пространства Россия - ЕС в области науки и образования", коллегия отмечает, что министерством предприняты значительные усилия по формированию договорно-правовых и организационных механизмов, необходимых для налаживания и развития взаимовыгодного сотрудничества с ЕС по приоритетным направлениям науки и образования. С 2004 года возобновлено на очередные 5 лет Соглашение между Правительством Российской Федерации и ЕС о сотрудничестве в области науки и технологий. Функционируют смешанные и созданные при участии и (или) под эгидой министерства российские структуры по координации и сопровождению данного сотрудничества, включая Комитет Россия - ЕС по сотрудничеству в области науки и образования, рабочие группы по наиболее актуальным проблемам взаимодействия, а также сеть национальных контактных точек по каждому из приоритетных направлений сотрудничества в сфере науки и технологий. В рамках указанных механизмов проводится предметная работа по согласованию конкретных приоритетов сотрудничества.

В образовательной сфере развернута работа по интеграции России в европейское пространство высшего образования (Болонский процесс*). В целях активизации этой работы в министерстве формируется инфраструктура управления и координации участия в реализации принципов Болонского процесса. Тем самым создан задел, необходимый для дальнейшей целенаправленной деятельности по наращиванию сотрудничества с ЕС в области науки и образования и выполнению решений Санкт-Петербургского и Московского саммитов 2003-2004 годов по формированию 4 общих пространств Россия - ЕС в части, касающейся пространства по науке и образованию.

________________

* В 1999 году была подписана Болонская декларация.


В ходе цикла совместных консультаций с ЕС согласован проект Совместного плана действий по формированию 4-го пространства по разделам наука и образование и подтверждена возможность вынесения его на одобрение в ходе предстоящего саммита Россия - ЕС.

Проводимая министерством работа по формированию общего пространства в области науки и образования отвечает задачам, поставленным в Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, и приоритетам, установленным Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании " и Законом РФ "Об образовании".

Вместе с тем коллегия отмечает, что предстоящее принятие Совместного плана действий по 4-му пространству в части, касающейся науки и образования, потребует осуществления ряда конкретных мер по практической реализации положений, предусмотренных Совместным планом действий.

Коллегия

решила.

1. Принять к сведению доклад "О работе министерства по формированию общего пространства Россия - ЕС в области науки и образования".

2. Одобрить в целом проект Совместного плана действий по формированию общего пространства Россия - ЕС в области науки и образования и рекомендовать представить его для последующего одобрения на очередном саммите Россия - ЕС.

3. Департаменту международного сотрудничества и информационного обеспечения в образовании и науке (Ничкову В.В.) совместно с Департаментом государственной политики в сфере науки, инноваций и интеллектуальной собственности (Ливановым Д.В.), Департаментом государственной политики в сфере образования (Калиной И.И.), Департаментом по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей (Апатенко С.Н.) продолжить консультации с ЕС по определению новых механизмов сотрудничества с ЕС с учетом возможностей, открывающихся с созданием общего пространства науки и образования.

4. Департаменту международного сотрудничества и информационного обеспечения в образовании и науке (Ничкову В.В.) совместно со Сводным департаментом экономики и финансов (Петровым А.Ю.), при участии заинтересованных департаментов министерства, Федерального агентства по науке и инновациям (Мазуренко С.Н.) и Федерального агентства по образованию (Балыхина Г.А.) в срок до 10 февраля 2005 года разработать предложения по возможному порядку софинансирования российских участников исследовательских и образовательных проектов ЕС, подпадающих под приоритеты федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники", Федеральной программы развития образования и федеральной целевой программы "Молодежь России".

5. Департаменту международного сотрудничества и информационного обеспечения в образовании и науке (Ничкову В.В.) совместно с заинтересованными департаментами министерства, Федеральным агентством по науке и инновациям (Мазуренко С.Н.), Федеральным агентством по образованию (Балыхиным Г.А.), Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Болотовым В.А.) и при участии руководителей национальных контактных точек по тематическим направлениям сотрудничества с ЕС в срок до 15 января 2005 года провести анализ текущего состояния сотрудничества с ЕС в сфере науки и образования, осуществляемого по линии министерства, и подготовить предложения по позиции Минобрнауки России на переговорах с Евросоюзом по вопросам реализации Совместного плана действий с учетом формируемой Евросоюзом 7-й Рамочной программы.

6. Департаменту международного сотрудничества и информационного обеспечения в образовании и науке (Ничкову В.В.), Департаменту государственной политики в сфере образования (Калине И.И.) совместно с Федеральным агентством по образованию (Балыхиным Г.А.) подготовить предложения по упорядочению российского участия в программах Европейского союза "ТЕМПУС", "ЭРАСМУС МУНДУС" на основе приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации.

7. Департаменту международного сотрудничества и информационного обеспечения в образовании и науке (Ничкову В.В.) в срок до 20 декабря 2004 года подготовить приказ по утверждению обновленного состава сети национальных контактных точек по 6-й Рамочной программе.

8. Департаменту международного сотрудничества и информационного обеспечения в образовании и науке (Ничкову В.В.) в срок до 20 декабря 2004 года обеспечить выполнение решений Правительственной комиссии по вопросам экономической интеграции по подготовке предложений к отчету о ходе сотрудничества с Евросоюзом за второе полугодие 2004 года и плану действий по сотрудничеству с Евросоюзом на первое полугодие 2005 года, включая запуск Постоянного совета по партнерству на уровне министров образования и науки.

Министр
А.Фурсенко


Текст документа сверен по:

"Официальные документы в образовании",

N 6, февраль, 2005 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»