• Текст документа
  • Статус
Действующий

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ

от 13 октября 2004 года N ПК-3


Об итогах проведения эксперимента по введению единого государственного
экзамена в 2004 году и задачах эксперимента на 2005 год


Заслушав и обсудив доклад руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки В.А.Болотова, коллегия отмечает, что во исполнение постановления Правительства РФ от 29.11.2003 N 725 "О продлении на 2004 год срока проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена" и в соответствии с решением коллегии Минобразования России от 14.10.2003 N 14 "Об итогах проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена в 2001-2003 годах и планах его организации на 2004 год" Минобрнауки России совместно с органами управления образованием субъектов РФ и образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования (далее - вузы и ссузы) проведен эксперимент по введению единого государственного экзамена (далее - эксперимент).

Основными целями введения единого государственного экзамена (ЕГЭ) являются обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования, повышение объективности итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений.

В 2004 году акцент был сделан на апробацию нескольких технологий проведения ЕГЭ, повышение качества контрольных измерительных материалов (далее - КИМ) за счет расширения участия представителей профессионального образования в их разработке и экспертизе, совершенствование информационного обеспечения поступающих в вузы и ссузы.

В соответствии с установленными целями и задачами в ходе эксперимента в 2004 году:

- разработаны и апробированы в 65 субъектах РФ 3 модификации технологии проведения ЕГЭ; возросло количество участников ЕГЭ с 752 тыс.человек в 2003 году до 982 тысяч, вузов и их филиалов - с 464 до 946, ссузов и их филиалов - с 928 до 1530. С 29 федеральными министерствами и ведомствами согласовано участие подведомственных им образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования. Участие регионов было добровольным. Увеличение количества участников (регионов, выпускников, вузов и ссузов) является косвенным свидетельством его успешности;

- обновлены нормативные документы и инструктивные материалы, регламентирующие процедуру и содержание ЕГЭ, работу государственных экзаменационных и конфликтных комиссий субъектов РФ, организацию приема в вузы, ссузы и др.;

- разработаны 665 оригинальных вариантов КИМ по 14 общеобразовательным предметам, позволивших обеспечить проведение ЕГЭ для 1746467 человек;

- создана информационная инфраструктура из федерального и 63 региональных центров обработки информации; вузам и ссузам предоставлена возможность проверять свидетельства о результатах ЕГЭ в федеральной базе свидетельств; разработана и включена в апробацию автоматизированная единая система конкурсного приема в вузы;

- на федеральном и региональном уровнях подготовлены специалисты, обеспечивающие проведение ЕГЭ (организаторы, операторы, системные администраторы, члены предметных комиссий и др.);

- подтверждена возможность независимой и объективной оценки уровня знаний выпускников и использование результатов единого государственного экзамена при доработке стандартов общего образования, образовательных программ и создании нового поколения учебной литературы;

- родители и дети получили объективные основания для выбора школы, что заметно повысило конкуренцию между школами, особенно ярко это проявилось в регионах, которые перешли на систему подушевого финансирования (Ярославская, Самарская области; Республика Чувашия и др.);

- проведена работа с вузами и ссузами по участию в эксперименте (по разработке правил приема, по организации приема и зачисления по результатам ЕГЭ, работе с федеральной базой свидетельств о результатах ЕГЭ, мониторингу обучения и др.);

- впервые с введением ЕГЭ абитуриентам предоставлена возможность заочного участия в конкурсе (без выезда к месту расположения вуза);

- реально повысилась доступность высшего образования для жителей удаленных районов и сельской местности и число поступающих в вузы;

- анализ успеваемости студентов первого курса показал, что корреляция между результатами ЕГЭ и итогами зимней сессии выше, чем соответствующая зависимость между результатами вступительных испытаний в традиционной форме и успеваемостью студентов.

Результаты медико-психологического исследования состояния выпускников в ходе проведения государственной (итоговой) аттестации и вступительных испытаний в вузы и ссузы в форме ЕГЭ и традиционной форме показали отсутствие статистически значимых различий в состоянии выпускников и абитуриентов.

Итоги эксперимента в 2004 году подтвердили возможность достижения целей, поставленных перед ЕГЭ.

Вместе с тем в процессе проведения ЕГЭ были выявлены следующие недостатки:

- в некоторых заданиях КИМ допущены ошибки и неточности: из 16225 заданий, которые были в экзаменационных вариантах, выявлено 35 ошибок (0,2%), 11 из которых повлияли на изменение результатов выпускников;

- в ходе надзора за процедурой проведения ЕГЭ и анализа работ выпускников выявлены отдельные случаи умышленного нарушения процедуры ЕГЭ.

В 2005 году будет продолжена работа по следующим вопросам:

- разработка нормативной правовой базы для обеспечения проведения ЕГЭ в штатном режиме;

- корректировка КИМ (в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами общего образования и, в частности, проработка вопросов проверки общеучебных навыков и умений выпускников);

- развитие организационно-технологических процедур проведения ЕГЭ (продолжение апробации компьютерной формы проведения ЕГЭ, автоматизированной информационной системы "Экзамен", совершенствование бланочной технологии, процедур апелляций, повышение объективности проверки открытых заданий и др.);

- для повышения доверия общественности к ЕГЭ - расширение практики привлечения общественных наблюдателей, участия представителей вузов и ссузов на всех этапах организации подготовки и проведения эксперимента;

- усовершенствование в рамках эксперимента методик мониторинга качества обучения.

Для участия в эксперименте в 2005 году поступили заявки от 78 субъектов РФ, в том числе от всех 65 регионов - участников эксперимента 2004 года.

Для решения поставленных задач и с учетом накопленного опыта представляется необходимым:

- в 2005-2006 годах завершить апробацию процедуры и технологии ЕГЭ во всех субъектах РФ, сохранив за ними право выбора схем участия (количество предметов, обязательность (добровольность) участия в ЕГЭ выпускников и учреждений);

- в 2006-2008 годах осуществить поэтапное введение ЕГЭ в штатный режим на всей территории России с учетом мнения участников эксперимента.

Коллегия

решила.

1. Отметить большую работу, проведенную органами управления образованием субъектов РФ, советами ректоров вузов и директоров ссузов, участвовавших в эксперименте.

2. Департаменту государственной политики в сфере образования (И.И.Калине) совместно со Сводным департаментом экономики и финансов (А.Ю.Петровым), Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (В.А.Болотовым), Федеральным агентством по образованию (Г.А.Балыхиным) в срок до 15 ноября 2004 года обеспечить представление в Правительство РФ согласованного проекта постановления Правительства РФ "О поэтапном введении единого государственного экзамена на территории Российской Федерации".

3. Утвердить План координации работ по подготовке и проведению эксперимента по введению единого государственного экзамена в 2005 году (приложение).

4. Федеральному агентству по образованию (Г.А.Балыхину) по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (В.А.Болотовым) в срок до 20 декабря 2004 года подготовить проект приказа об участии в эксперименте вузов, ссузов и филиалов, расположенных на территории субъектов РФ - участников эксперимента 2005 года, определив, что вступительные испытания в форме и по материалам ЕГЭ и зачисление организуются вузами, ссузами и филиалами, ранее принимавшими участие в эксперименте, на все направления подготовки (специальности), а впервые участвующими в эксперименте и 2005 году - на не менее 50% от общего числа направлений подготовки (специальностей).

5. Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (В.А.Болотову) совместно с Федеральным агентством по образованию (Г.А.Балыхиным) в срок до 30 ноября 2004 года организовать взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, имеющими в своем ведении образовательные учреждения, по обеспечению участия подведомственных вузов и ссузов в ЕГЭ.

6. Федеральному агентству по образованию (Г.А.Балыхину) в срок до 30 декабря 2004 года проработать вопрос обеспечения иногородних абитуриентов, поступающих в вузы Москвы и Санкт-Петербурга, местами проживания в общежитии на период их обучения.

7. Рекомендовать органам управления образованием субъектов РФ принять согласованное решение о распределении компетенции и ответственности между органами управления образованием субъектов РФ, образовательными учреждениями профессионального образования, а также муниципальными органами управления образованием при проведении ЕГЭ.

Министр
А.А.Фурсенко

Приложение. План координации работ по подготовке и проведению эксперимента по введению единого государственного экзамена в 2005 году

Приложение
к решению коллегии
Минобрнауки России
от 13 октября 2004 года N ПК-3

N
п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

2

3

4

1. Нормативное правовое, инструктивное обеспечение эксперимента по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ)

1.1

Согласование и внесение проекта постановления Правительства РФ "О поэтапном введении единого государственного экзамена на территории Российской Федерации"

Ноябрь 2004 года

Минобрнауки России,
Рособрнадзор,
Рособразование

1.2

Подготовка проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части введения ЕГЭ

Январь 2005 года

Минобрнауки России,
Рособрнадзор

1.3

Подготовка и согласование проекта Положения о проведении ЕГЭ в штатном режиме

Август 2005 года

Минобрнауки России,
Рособрнадзор,
Рособразование

1.4

Подготовка и утверждение инструктивно-методических документов, регулирующих процедуру проведения ЕГЭ

Октябрь 2004 года - январь 2005 года

Рособрнадзор

2. Мероприятия по утверждению участников эксперимента по введению ЕГЭ

2.1

Приказ Минобрнауки России "Об участии субъектов Российской Федерации в эксперименте по введению ЕГЭ в 2005 году"

Октябрь 2004 года

Минобрнауки России,
Рособрнадзор

2.2

Согласование мероприятий с федеральными министерствами и ведомствами по участию в ЕГЭ подведомственных вузов и ссузов

Ноябрь 2004 года

Рособрнадзор

2.3

Приказ об участии вузов и ссузов в эксперименте по введению ЕГЭ в 2005 году

Ноябрь 2004 года

Минобрнауки России,
Рособрнадзор,
Рособразование

2.4

Приказы о проведении эксперимента по введению ЕГЭ по каждому субъекту Федерации (78)

Ноябрь 2004 года - январь 2005 года

Рособрнадзор

3. Мероприятия по подготовке контрольных измерительных материалов (далее - КИМ) для проведения ЕГЭ

3.1

Разработка и утверждение основных документов, определяющих структуру и содержание КИМ по 14 общеобразовательным предметам с учетом предложений региональных предметных комиссий, профессионального сообщества и анализа статистических данных ЕГЭ:

- разработка и утверждение спецификаций по 14 общеобразовательным предметам;

- разработка и утверждение демонстрационных вариантов КИМ по 14 общеобразовательным предметам

Октябрь 2004 года

Минобрнауки России,
Рособрнадзор,
организации-исполнители

3.2

Проведение конкурсов КИМ по 14 общеобразовательным предметам

2004-2005 годы

Рособрнадзор,
организации-исполнители

3.3

Разработка КИМ по 14 общеобразовательным предметам для проведения ЕГЭ 2005 года

Ноябрь - май 2005 года

Рособрнадзор,
организации-исполнители

4. Мероприятия по организационно-технологическому обеспечению проведения ЕГЭ

4.1

Доработка и утверждение технологии проведения ЕГЭ

Ноябрь 2004 года - март 2005 года

Рособрнадзор,
организации-исполнители

4.2

Апробация технологии проведения ЕГЭ, проведение пробного экзамена

Апрель 2005 года

Рособрнадзор,
организации-исполнители

4.3

Проведение ЕГЭ

Май - август 2005 года

Рособрнадзор,
организации-исполнители

5. Мероприятия по формированию распределенных информационных баз данных федерального и регионального уровней и обеспечению информационной безопасности

5.1

Доработка и утверждение структуры, форматов и порядка сбора данных для проведения ЕГЭ

Ноябрь 2004 года

Рособрнадзор,
организации-исполнители

5.2

Создание РЦОИ и проведение каналов связи в 14 субъектах, вступивших в эксперимент в 2005 году

Октябрь 2004 года - март 2005 года

Рособрнадзор,
Рособразование,
организации-исполнители

5.3

Доработка, совершенствование и опытная эксплуатация системы единого конкурсного приема в вузы

Декабрь 2004 года - август 2005 года

Рособрнадзор,
Рособразование

5.4

Организация работы с федеральной базой свидетельств (далее - ФБС)

Декабрь 2004 года - август 2005 года

Рособрнадзор

5.5

Утверждение мероприятий и методик обеспечения информационной безопасности на федеральном и региональном уровнях, в том числе по защите сетей передачи данных и баз данных КИМ, ФБС, РЦОИ

Январь 2005 года

Рособрнадзор,
организации-исполнители

5.6

Обеспечение работы портала информационной поддержки ЕГЭ и взаимодействие с региональными сайтами и сайтами вузов и ссузов

Весь период

Рособрнадзор

5.7

Обеспечение надзора за проведением ЕГЭ в субъектах РФ

Апрель - июль 2005 года

Рособрнадзор

6. Мероприятия по организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области подготовки и проведения эксперимента

6.1

Организация межрегиональных совещаний в округах (г.Санкт-Петербург, г.Хабаровск)

Декабрь 2004 года

Минобрнауки России,
Рособрнадзор,
Рособразование

6.2

Организация международной конференции по вопросам контроля качества образования

Декабрь 2004 года

Рособрнадзор

6.3

Проведение совещания с федеральными министерствами и ведомствами

Декабрь 2004 года

Рособрнадзор

6.4

Проведение обучающих семинаров

Октябрь 2004 года - апрель 2005 года

Рособрнадзор

7. Мероприятия по материально-техническому, финансовому обеспечению ЕГЭ и проведению научно-исследовательских работ (октябрь 2004 года - март 2005 года)

7.1

Формирование проектов федеральных целевых программ и технических заданий на выполнение работ по:

Октябрь 2004 года

Рособрнадзор,
Рособразование

- разработке КИМ для ЕГЭ;

- организационно-технологическому обеспечению ЕГЭ;

- закупке аппаратно-программных средств, проведению каналов связи и информационному сопровождению;

- мониторингу эксперимента;

- подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров;

- научно-методическому и организационно-технологическому обеспечению процедур проведения ЕГЭ



Текст документа сверен по:
"Официальные документы в образовании",
N 6, февраль, 2005 год
     

Об итогах проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена в 2004 году и задачах эксперимента на 2005 год

Название документа: Об итогах проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена в 2004 году и задачах эксперимента на 2005 год

Номер документа: ПК-3

Вид документа: Решение коллегии Минобрнауки России

Принявший орган: Коллегия Минобрнауки России

Статус: Действующий

Опубликован: Официальные документы в образовании, N 6, февраль, 2005 год
Дата принятия: 13 октября 2004

Дата начала действия: 13 октября 2004
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах