Заслушав и обсудив доклад руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки В.А.Болотова, коллегия отмечает, что во исполнение постановления Правительства РФ от 29.11.2003 N 725 "О продлении на 2004 год срока проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена" и в соответствии с решением коллегии Минобразования России от 14.10.2003 N 14 "Об итогах проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена в 2001-2003 годах и планах его организации на 2004 год" Минобрнауки России совместно с органами управления образованием субъектов РФ и образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования (далее - вузы и ссузы) проведен эксперимент по введению единого государственного экзамена (далее - эксперимент).
Основными целями введения единого государственного экзамена (ЕГЭ) являются обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования, повышение объективности итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений.
В 2004 году акцент был сделан на апробацию нескольких технологий проведения ЕГЭ, повышение качества контрольных измерительных материалов (далее - КИМ) за счет расширения участия представителей профессионального образования в их разработке и экспертизе, совершенствование информационного обеспечения поступающих в вузы и ссузы.
В соответствии с установленными целями и задачами в ходе эксперимента в 2004 году:
- разработаны и апробированы в 65 субъектах РФ 3 модификации технологии проведения ЕГЭ; возросло количество участников ЕГЭ с 752 тыс.человек в 2003 году до 982 тысяч, вузов и их филиалов - с 464 до 946, ссузов и их филиалов - с 928 до 1530. С 29 федеральными министерствами и ведомствами согласовано участие подведомственных им образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования. Участие регионов было добровольным. Увеличение количества участников (регионов, выпускников, вузов и ссузов) является косвенным свидетельством его успешности;
- обновлены нормативные документы и инструктивные материалы, регламентирующие процедуру и содержание ЕГЭ, работу государственных экзаменационных и конфликтных комиссий субъектов РФ, организацию приема в вузы, ссузы и др.;
- разработаны 665 оригинальных вариантов КИМ по 14 общеобразовательным предметам, позволивших обеспечить проведение ЕГЭ для 1746467 человек;
- создана информационная инфраструктура из федерального и 63 региональных центров обработки информации; вузам и ссузам предоставлена возможность проверять свидетельства о результатах ЕГЭ в федеральной базе свидетельств; разработана и включена в апробацию автоматизированная единая система конкурсного приема в вузы;
- на федеральном и региональном уровнях подготовлены специалисты, обеспечивающие проведение ЕГЭ (организаторы, операторы, системные администраторы, члены предметных комиссий и др.);
- подтверждена возможность независимой и объективной оценки уровня знаний выпускников и использование результатов единого государственного экзамена при доработке стандартов общего образования, образовательных программ и создании нового поколения учебной литературы;
- родители и дети получили объективные основания для выбора школы, что заметно повысило конкуренцию между школами, особенно ярко это проявилось в регионах, которые перешли на систему подушевого финансирования (Ярославская, Самарская области; Республика Чувашия и др.);
- проведена работа с вузами и ссузами по участию в эксперименте (по разработке правил приема, по организации приема и зачисления по результатам ЕГЭ, работе с федеральной базой свидетельств о результатах ЕГЭ, мониторингу обучения и др.);
- впервые с введением ЕГЭ абитуриентам предоставлена возможность заочного участия в конкурсе (без выезда к месту расположения вуза);
- реально повысилась доступность высшего образования для жителей удаленных районов и сельской местности и число поступающих в вузы;
- анализ успеваемости студентов первого курса показал, что корреляция между результатами ЕГЭ и итогами зимней сессии выше, чем соответствующая зависимость между результатами вступительных испытаний в традиционной форме и успеваемостью студентов.
Результаты медико-психологического исследования состояния выпускников в ходе проведения государственной (итоговой) аттестации и вступительных испытаний в вузы и ссузы в форме ЕГЭ и традиционной форме показали отсутствие статистически значимых различий в состоянии выпускников и абитуриентов.
Итоги эксперимента в 2004 году подтвердили возможность достижения целей, поставленных перед ЕГЭ.
Вместе с тем в процессе проведения ЕГЭ были выявлены следующие недостатки:
- в некоторых заданиях КИМ допущены ошибки и неточности: из 16225 заданий, которые были в экзаменационных вариантах, выявлено 35 ошибок (0,2%), 11 из которых повлияли на изменение результатов выпускников;
- в ходе надзора за процедурой проведения ЕГЭ и анализа работ выпускников выявлены отдельные случаи умышленного нарушения процедуры ЕГЭ.
В 2005 году будет продолжена работа по следующим вопросам:
- разработка нормативной правовой базы для обеспечения проведения ЕГЭ в штатном режиме;
- корректировка КИМ (в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами общего образования и, в частности, проработка вопросов проверки общеучебных навыков и умений выпускников);
- развитие организационно-технологических процедур проведения ЕГЭ (продолжение апробации компьютерной формы проведения ЕГЭ, автоматизированной информационной системы "Экзамен", совершенствование бланочной технологии, процедур апелляций, повышение объективности проверки открытых заданий и др.);
- для повышения доверия общественности к ЕГЭ - расширение практики привлечения общественных наблюдателей, участия представителей вузов и ссузов на всех этапах организации подготовки и проведения эксперимента;
- усовершенствование в рамках эксперимента методик мониторинга качества обучения.
Для участия в эксперименте в 2005 году поступили заявки от 78 субъектов РФ, в том числе от всех 65 регионов - участников эксперимента 2004 года.
Для решения поставленных задач и с учетом накопленного опыта представляется необходимым:
- в 2005-2006 годах завершить апробацию процедуры и технологии ЕГЭ во всех субъектах РФ, сохранив за ними право выбора схем участия (количество предметов, обязательность (добровольность) участия в ЕГЭ выпускников и учреждений);
- в 2006-2008 годах осуществить поэтапное введение ЕГЭ в штатный режим на всей территории России с учетом мнения участников эксперимента.
Коллегия
решила.
1. Отметить большую работу, проведенную органами управления образованием субъектов РФ, советами ректоров вузов и директоров ссузов, участвовавших в эксперименте.
2. Департаменту государственной политики в сфере образования (И.И.Калине) совместно со Сводным департаментом экономики и финансов (А.Ю.Петровым), Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (В.А.Болотовым), Федеральным агентством по образованию (Г.А.Балыхиным) в срок до 15 ноября 2004 года обеспечить представление в Правительство РФ согласованного проекта постановления Правительства РФ "О поэтапном введении единого государственного экзамена на территории Российской Федерации".
3. Утвердить План координации работ по подготовке и проведению эксперимента по введению единого государственного экзамена в 2005 году (приложение).
4. Федеральному агентству по образованию (Г.А.Балыхину) по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (В.А.Болотовым) в срок до 20 декабря 2004 года подготовить проект приказа об участии в эксперименте вузов, ссузов и филиалов, расположенных на территории субъектов РФ - участников эксперимента 2005 года, определив, что вступительные испытания в форме и по материалам ЕГЭ и зачисление организуются вузами, ссузами и филиалами, ранее принимавшими участие в эксперименте, на все направления подготовки (специальности), а впервые участвующими в эксперименте и 2005 году - на не менее 50% от общего числа направлений подготовки (специальностей).
5. Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки (В.А.Болотову) совместно с Федеральным агентством по образованию (Г.А.Балыхиным) в срок до 30 ноября 2004 года организовать взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, имеющими в своем ведении образовательные учреждения, по обеспечению участия подведомственных вузов и ссузов в ЕГЭ.
6. Федеральному агентству по образованию (Г.А.Балыхину) в срок до 30 декабря 2004 года проработать вопрос обеспечения иногородних абитуриентов, поступающих в вузы Москвы и Санкт-Петербурга, местами проживания в общежитии на период их обучения.
7. Рекомендовать органам управления образованием субъектов РФ принять согласованное решение о распределении компетенции и ответственности между органами управления образованием субъектов РФ, образовательными учреждениями профессионального образования, а также муниципальными органами управления образованием при проведении ЕГЭ.
Министр
А.А.Фурсенко
ПЛАН
координации работ по подготовке и проведению эксперимента
по введению единого государственного экзамена в 2005 году
N | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Нормативное правовое, инструктивное обеспечение эксперимента по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) | |||
1.1 | Согласование и внесение проекта постановления Правительства РФ "О поэтапном введении единого государственного экзамена на территории Российской Федерации" | Ноябрь 2004 года | Минобрнауки России, |
1.2 | Подготовка проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части введения ЕГЭ | Январь 2005 года | Минобрнауки России, |
1.3 | Подготовка и согласование проекта Положения о проведении ЕГЭ в штатном режиме | Август 2005 года | Минобрнауки России, |
1.4 | Подготовка и утверждение инструктивно-методических документов, регулирующих процедуру проведения ЕГЭ | Октябрь 2004 года - январь 2005 года | Рособрнадзор |
2. Мероприятия по утверждению участников эксперимента по введению ЕГЭ | |||
2.1 | Приказ Минобрнауки России "Об участии субъектов Российской Федерации в эксперименте по введению ЕГЭ в 2005 году" | Октябрь 2004 года | Минобрнауки России, |
2.2 | Согласование мероприятий с федеральными министерствами и ведомствами по участию в ЕГЭ подведомственных вузов и ссузов | Ноябрь 2004 года | Рособрнадзор |
2.3 | Приказ об участии вузов и ссузов в эксперименте по введению ЕГЭ в 2005 году | Ноябрь 2004 года | Минобрнауки России, |
2.4 | Приказы о проведении эксперимента по введению ЕГЭ по каждому субъекту Федерации (78) | Ноябрь 2004 года - январь 2005 года | Рособрнадзор |
3. Мероприятия по подготовке контрольных измерительных материалов (далее - КИМ) для проведения ЕГЭ | |||
3.1 | Разработка и утверждение основных документов, определяющих структуру и содержание КИМ по 14 общеобразовательным предметам с учетом предложений региональных предметных комиссий, профессионального сообщества и анализа статистических данных ЕГЭ: | Октябрь 2004 года | Минобрнауки России, |
3.2 | Проведение конкурсов КИМ по 14 общеобразовательным предметам | 2004-2005 годы | Рособрнадзор, |
3.3 | Разработка КИМ по 14 общеобразовательным предметам для проведения ЕГЭ 2005 года | Ноябрь - май 2005 года | Рособрнадзор, |
4. Мероприятия по организационно-технологическому обеспечению проведения ЕГЭ | |||
4.1 | Доработка и утверждение технологии проведения ЕГЭ | Ноябрь 2004 года - март 2005 года | Рособрнадзор, |
4.2 | Апробация технологии проведения ЕГЭ, проведение пробного экзамена | Апрель 2005 года | Рособрнадзор, |
4.3 | Проведение ЕГЭ | Май - август 2005 года | Рособрнадзор, |
5. Мероприятия по формированию распределенных информационных баз данных федерального и регионального уровней и обеспечению информационной безопасности | |||
5.1 | Доработка и утверждение структуры, форматов и порядка сбора данных для проведения ЕГЭ | Ноябрь 2004 года | Рособрнадзор, |
5.2 | Создание РЦОИ и проведение каналов связи в 14 субъектах, вступивших в эксперимент в 2005 году | Октябрь 2004 года - март 2005 года | Рособрнадзор, |
5.3 | Доработка, совершенствование и опытная эксплуатация системы единого конкурсного приема в вузы | Декабрь 2004 года - август 2005 года | Рособрнадзор, |
5.4 | Организация работы с федеральной базой свидетельств (далее - ФБС) | Декабрь 2004 года - август 2005 года | Рособрнадзор |
5.5 | Утверждение мероприятий и методик обеспечения информационной безопасности на федеральном и региональном уровнях, в том числе по защите сетей передачи данных и баз данных КИМ, ФБС, РЦОИ | Январь 2005 года | Рособрнадзор, |
5.6 | Обеспечение работы портала информационной поддержки ЕГЭ и взаимодействие с региональными сайтами и сайтами вузов и ссузов | Весь период | Рособрнадзор |
5.7 | Обеспечение надзора за проведением ЕГЭ в субъектах РФ | Апрель - июль 2005 года | Рособрнадзор |
6. Мероприятия по организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области подготовки и проведения эксперимента | |||
6.1 | Организация межрегиональных совещаний в округах (г.Санкт-Петербург, г.Хабаровск) | Декабрь 2004 года | Минобрнауки России, |
6.2 | Организация международной конференции по вопросам контроля качества образования | Декабрь 2004 года | Рособрнадзор |
6.3 | Проведение совещания с федеральными министерствами и ведомствами | Декабрь 2004 года | Рособрнадзор |
6.4 | Проведение обучающих семинаров | Октябрь 2004 года - апрель 2005 года | Рособрнадзор |
7. Мероприятия по материально-техническому, финансовому обеспечению ЕГЭ и проведению научно-исследовательских работ (октябрь 2004 года - март 2005 года) | |||
7.1 | Формирование проектов федеральных целевых программ и технических заданий на выполнение работ по: | Октябрь 2004 года | Рособрнадзор, |
- разработке КИМ для ЕГЭ; | |||
- организационно-технологическому обеспечению ЕГЭ; | |||
- закупке аппаратно-программных средств, проведению каналов связи и информационному сопровождению; | |||
- мониторингу эксперимента; | |||
- подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров; | |||
- научно-методическому и организационно-технологическому обеспечению процедур проведения ЕГЭ |
Текст документа сверен по:
"Официальные документы в образовании",
N 6, февраль, 2005 год