• Текст документа
  • Статус

Проект N 115946-4*
___________________________
*Согласно паспорту проекта,
проект принят в третьем чтении.-
Примечание "КОДЕКС".



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в Федеральный конституционный закон
"О судебной системе Российской Федерации"

Статья 1. Внести в Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 1, ст. 1; 2001, N 51, ст. 4825) следующие изменения:

1) второе предложение статьи 14 изложить в следующей редакции: “Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда - 70 лет.”;

2) часть 2 статьи 15 изложить в следующей редакции:

“2. Полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.”.

Статья 2. Положение статьи 14 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации” (в редакции настоящего Федерального конституционного закона) о предельном возрасте пребывания в должности судьи федерального суда распространяется на всех судей федеральных судов, не достигших на день вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона возраста 65 лет, за исключением судей федеральных судов, назначенных на должность в первый раз сроком на три года.

Статья 3. Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В.Путин


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проектам федеральных конституционных законов
"О внесении изменений в Федеральный конституционный
закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"

и "О внесении изменения в статью 14 Федерального
конституционного закона "О судебной системе
Российской Федерации"
, а также к проекту федерального
закона "О внесении изменений в Закон Российской
Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"
и
федеральные законы "О мировых судьях в Российской
Федерации"
и "О внесении изменений и дополнений в
Закон Российской Федерации "О статусе судей в
Российской Федерации"

Проектами предусматривается установление в законах, касающихся судебной системы и статуса судей, единого для всех судей в Российской Федерации предельного возраста пребывания в должности судьи - 70 лет. Проекты направлены на обеспечение единства статуса судей в Российской Федерации, усиление гарантий самостоятельности и независимости судебной власти.

Ограничение срока полномочий сохраняется для судей федеральных судов, которые согласно пункту 2 статьи 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в первый раз назначаются на должность сроком на три года, по истечении указанного срока они могут быть назначены на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения ими предельного возраста пребывания в должности судьи. Ограничение срока полномочий сохраняется также для мировых судей, которые согласно пункту 3 статьи 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статье 7 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" в первый раз назначаются (избираются) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. Проектами предусмотрено, что при повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет, до достижения им предельного возраста пребывания в должности мирового судьи - 70 лет.

Проектом федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" предусмотрено, что положение о предельном возрасте пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации распространяется на всех действующих судей Конституционного Суда Российской Федерации, избранных до вступления в силу Конституции Российской Федерации или назначенных на должность Советом Федерации.

Конституцией Российской Федерации в пункте 5 раздела второго определено, что после вступления в силу Конституции судьи всех судов Российской Федерации сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны. Из данного переходного положения следует, что оно распространяется на всех судей, срок полномочий которых устанавливался законом, действовавшим на момент их избрания. Статьей 15 Закона РСФСР от 12 июля 1991 года "О Конституционном Суде РСФСР" предусматривалось, что полномочия судей Конституционного Суда РСФСР не ограничены определенным сроком. В связи с этим не противоречит указанному конституционному положению распространение нормы о предельном возрасте пребывания в должности на всех действующих судей Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе избранных до вступления в силу Конституции, что обеспечивает выравнивание их правового статуса.

Проектом федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и федеральные законы "О мировых судьях в Российской Федерации" и "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" предлагается новая редакция пункта 4 статьи 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", согласно которой субъектам Российской Федерации предоставляется право самим решать вопрос об установлении срока полномочий или предельного возраста пребывания в должности судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проекты федеральных конституционных законов "О внесении
изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном
Суде Российской Федерации"
и "О внесении изменения в статью 14
Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской
Федерации"
, проект федерального закона "О внесении изменений в
Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"
и федеральные законы "О мировых судьях в Российской Федерации" и
"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации
"О статусе судей в Российской Федерации"
, вносимые в Государственную
Думу Президентом Российской Федерации

В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрены указанные законопроекты.

Проекты направлены на обеспечение единства статуса судей в части установления единого для всех судей предельного возраста пребывания в должности - 70 лет.

В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией.

В то же время особенности правового положения отдельных категорий судей в настоящее время не позволяют говорить о реальном единстве статуса судей.

Так, одной из гарантий независимости судей является неограниченный срок их полномочий (пункт 1 статьи 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"), однако по отношению к судьям Конституционного Суда Российской Федерации срок полномочий ограничен 15 годами (статья 12 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").

Различен также предельный возраст пребывания судьи в должности. Для судей Конституционного Суда Российской Федерации он определен в 70 лет, для остальных судей предельный возраст пребывания в должности - 65 лет.

Принятие проекта устранит неравенство статуса судей Конституционного Суда Российской Федерации по отношению к федеральным и мировым судьям в вопросе предельного возраста нахождения в должности, обеспечит реальное единство статуса судей, гарантии их самостоятельности и независимости.

Реализация проекта потребует дополнительных расходов федерального бюджета в связи с предполагаемым увеличением размера выходного пособия при прекращении полномочий судьи из расчета месячного заработка за каждый полный год его работы (пункт 3 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации") и расширением круга лиц, получающих ежемесячную надбавку к заработной плате в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания (статья 3 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппарата судов Российской Федерации"). Вместе с тем, эти расходы могут быть компенсированы за счет экономии средств, предусматриваемых на выплату ежемесячного пожизненного содержания судей, поскольку продолжающим работать судьям вместо пожизненного содержания будет выплачиваться надбавка в размере 50 процентов такого содержания от суммы, получаемой ими при выходе в отставку.

Принимая во внимание требования пункта 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, законопроекты должны содержать положения, определяющие источники и порядок финансирования соответствующих расходов. Однако такие нормы в законопроектах отсутствуют.

С учетом изложенного Правительство Российской Федерации поддерживает законопроекты при учете высказанного предложения.


Председатель
Правительства Российской Федерации
М.Фрадков


Текст документа сверен по:
рассылка

О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации"

Название документа: О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации"

Номер документа: 115946-4

Вид документа: Проект Федерального закона

Принявший орган: Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

Опубликован: Документ опубликован не был
Дата принятия: 05 апреля 2005

Заказать демонстрацию

Этот документ входит в профессиональную справочную систему «Помощник Юриста: Профессионал». Узнать больше о системе