Недействующий

     

Проект N 146799-3

Вносится депутатами
Государственной Думы


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений и дополнений в Федеральный
 конституционный  закон "О референдуме Российской Федерации"

Статья 1. Внести в Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 года N 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 42 ст. 3921) следующие изменения и дополнения:

1. Дополнить статью 9 абзацами 11 и 12 следующего содержания: "Места для сбора подписей в поддержку инициативы проведения референдума Российской Федерации определяются избирательной комиссией субъекта Российской Федерации либо по ее поручению иной нижестоящей комиссией.

Запрещается в процессе сбора подписей принуждать граждан ставить свои подписи и вознаграждать их за это в любой форме, а также осуществлять сбор подписей в процессе и в местах выдачи заработной платы. Грубое или неоднократное нарушение этих запретов может быть основанием для признания собранных подписей недействительными и (или) отказа в проведении референдума Российской Федерации".

2. Дополнить статьей IV следующего содержания:

"Статья II. Порядок осуществления проверки соответствия Конституции Российской Федерации вопросов, выносимых на референдум Российской Федерации Президент Российской Федерации в течение 10 дней со дня поступления к нему документов и приложенных к ним материалов направляет их в Конституционный Суд Российской Федерации.

Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" в форме запроса и оформляется его распоряжением.

Рассмотрение Конституционным Судом Российской Федерации дел о соответствии Конституции Российской Федерации действующих законов (законопроектов) и других вопросов государственного значения, выносимых на референдум Российской Федерации, осуществляется в порядке и сроки, установленные Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Пределы проверки Конституционным Судом Российской Федерации соответствия Конституции Российской Федерации действующего закона (законопроекта) и других вопросов государственного значения, выносимых на референдум Российской Федерации, устанавливаются статьей 86 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

В случае признания Конституционным Судом Российской Федерации вопросов, выносимых на референдум Российской Федерации, соответствующими Конституции Российской Федерации, Президент Российской Федерации обязан назначить референдум Российской Федерации не позднее 15 дней со дня поступления к нему решения Конституционного Суда Российской Федерации.

В случае признания Конституционным Судом Российской Федерации законопроекта или действующего закона (отдельных их положений), а также иных вопросов государственного значения, выносимых на референдум Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации все процедуры, предусмотренные настоящим Федеральным конституционным законом, прекращаются.".

3. Статью 12 изложить в следующей редакции:

"Статья 12. Назначение референдума Российской Федерации Референдум Российской Федерации назначает Президент Российской Федерации.

Президент Российской Федерации издает Указ о назначении референдума Российской Федерации, в котором определяет дату его проведения, при этом голосование может быть назначено на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования Указа.

Проведение выборов Президента Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления одновременно с проведением референдума Российской Федерации не допускается.".

Статья 2. Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального конституционного закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный
конституционный закон "О референдуме Российской Федерации"

В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации законы, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Данное конституционное требование в равной степени относится также и к законам, принимаемым на референдуме Российской Федерации. Вместе с тем, в Федеральном конституционном законе (далее - ФКЗ) "О референдуме Российской Федерации" проблеме соответствия Конституции Российской Федерации вопросов, выносимых на референдум, уделяется явно недостаточно внимания. В статье 12 рассматриваемого ФКЗ содержатся положения в соответствии с которыми Президент Российской Федерации направляет документы, касающиеся референдума в Конституционный Суд Российской Федерации, который в течение месяца должен изучить материалы, принять по ним решение и вернуть Президенту Российской Федерации.

Представляется, что положения данной статьи не содержат всего необходимого регулирования. Так,

1) Неясно содержание запроса Президента Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации (в ФКЗ дословно: "соответствующим запросом");

2) Совершенно недостаточно регулирование процедуры обращения с запросом и последующего его рассмотрения в Конституционном Суде Российской Федерации. Недостаточен также установленный Законом месячный срок для рассмотрения вопроса и принятия решения Конституционным Судом Российской Федерации по запросу Президента Российской Федерации. Между тем ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" отводит несколько месяцев на процедуру внесения, рассмотрения и принятия окончательного решения по запросам. Например, статья 41 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" устанавливает только для предварительного изучения обращения срок до двух месяцев, при этом предварительное изучение обращения судьями Конституционного Суда Российской Федерации является обязательной стадией;

3) Неясно по каким вопросам референдума (по законопроектам, действующим законам, принятии новой Конституции Российской Федерации, другим вопросам государственного значения) осуществляется проверка Конституционным Судом Российской Федерации и каковы пределы проверки (см. ст. 86 ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации");

4) Неясно, что необходимо предпринимать участникам организации и проведения процедуры референдума в случае признания, например, Конституционным Судом Российской Федерации неконституционными только части законопроекта (действующего закона), выносимых на референдум.

В этой связи представляется необходимым внести дополнения в Федеральный конституционный закон "О референдуме Российской Федерации", касающиеся процедуры организации проверки конституционности вопросов, выносимых на референдум.

В связи с принятием данного закона потребуется внести дополнения в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», касающиеся процедуры рассмотрения им дел о соответствии Конституции Российской Федерации действующих законов (законопроектов) и других вопросов государственного значения, выносимых на референдум Российской Федерации.

Решение данного вопроса находится в исключительном ведении Российской Федерации, поскольку вытекает их положений статьи 71 Конституции Российской Федерации.

Принятие указанного федерального закона не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.

Текст документа сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»