Недействующий

     

Проект N 68124-4

Вносится Советом народных депутатов
Кемеровской области


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменения в статью 243 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации


Статья 1. Внести в статью 243 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340, 3341; 2001, N 1, ст. 18; N 23, ст. 2289; N 33, ст. 3413, 3421, 3429; N 49, ст. 4564; N 53, ст. 5015; 2002, N 1, ст. 4; N 22, ст. 2026; N 30, ст. 3021, 3027, 3033; 2003, N 1, ст. 2, 6, 10, 11; N 19, ст. 1749; N 21, ст. 1958; N 22, ст. 2066; N 23, ст. 2174; N 26, ст. 2567; N 27, ст. 2700; N 28, ст. 2874, 2879, 2886) следующее изменение:

изложить абзац первый пункта 8 статьи 243 в следующей редакции:

8. Обособленные подразделения, начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения.:.

Статья 2 . Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении
изменения в статью 243 части второй
Налогового кодекса Российской Федерации"

Предложенный к рассмотрению законопроект предусматривает порядок уплаты единого социального налога обособленными подразделениями организаций по месту их нахождения.

В соответствии с пунктом 8 статьи 243 главы 24 Налогового кодекса Российской Федерации обязанности по уплате единого социального налога самостоятельно исполняют только обособленные подразделения организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет. В связи с этим уплата единого социального налога за обособленные подразделения организаций, не имеющие отдельного баланса и расчетного счета, производится централизованно по месту нахождения их головных организаций, которые практически все расположены в Москве.

Возникают сложности в обеспечении работников структурных подразделений гарантированной бесплатной медицинской помощью. В связи с тем, что договоры на обеспечение медицинской помощью заключаются в территориальных фондах обязательного медицинского страхования головной организацией по месту ее нахождения, выдача и продление страховых полисов работникам обособленных подразделений затягивается на несколько месяцев. В это время работники не могут получить гарантированную бесплатную медицинскую помощь, что неблагоприятно сказывается как на здоровье трудящихся, так и на работе предприятий в целом.

Подобная сложная ситуация также складывается с пенсионным страхованием работников, когда они не могут полноценно реализовать свои права по контролю за пенсионными накоплениями. В условиях, когда работник находится в городе Кемерово, а работодатель - в Москве, право на ознакомление застрахованного с данными персонифицированного учета по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не может быть реализовано.

Указанная проблема обозначена Кемеровской областной организацией общероссийского профсоюза работников связи на основании обращений трудящихся. Только ОАО "Ростелеком" насчитывает в своем составе более 60 обособленных подразделений на всей территории России с общей численностью работников более 27000 человек, уплачивает единый социальный налог централизованно по месту своего нахождения в городе Москве. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в части территориального фонда обязательного медицинского страхования уплачивают в Московский городской фонд обязательного медицинского страхования. В 2002-2003 годах в территориальном управлении N 4 Сибирского филиала ОАО "Ростелеком", расположенном в городе Кемерово, более 50 работников фактически были лишены гарантированной бесплатной медицинской помощи.

В экономике страны продолжаются структурные преобразования, в результате чего только в отрасли "Связь" созданы: ФГУП "РТРС" (г. Москва), ОАО "Ростелеком" (г. Москва), ФГУП "Почта России" (г. Москва), ОАО "Сибирьтелеком" (г. Новосибирск) с общей численностью работающих более 400 тыс. человек. На территории Кемеровской области функционируют их филиалы и структурные подразделения, в которых работает более 15 тысяч человек, и все они могут оказаться в подобной ситуации.

С целью обеспечения социальной защищенности работников, своевременного предоставления им гарантированной государством бесплатной медицинской помощи, выплат по социальному страхованию, обеспечения контроля за перечислением платежей в пенсионный фонд необходимо предусмотреть уплату единого социального налога по месту нахождения обособленных структурных подразделений организаций независимо от того, имеют они отдельный баланс и расчетный счет или не имеют.

Кроме того, в связи с принятием Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" упростилась процедура регистрации в территориальных фондах обязательного медицинского страхования страхователей-организаций по месту нахождения их обособленных подразделений. Поэтому предлагаемые Советом народных депутатов Кемеровской области изменения в статью 243 Налогового кодекса Российской Федерации будут дополнительно способствовать реализации положений, заложенных в вышеуказанном федеральном законе.


На N 281 от 28 января 2004 года

     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по проекту федерального закона "О внесении изменения
 в статью 243 части второй Налогового кодекса Российской Федерации",
вносимому в Государственную Думу Советом народных
депутатов Кемеровской области

В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.

Законопроектом предусматривается возложить на обособленные подразделения организаций, начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, обязанность по уплате единого социального налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения.

В соответствии с абзацем первым пункта 8 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации обязанности по уплате единого социального налога (авансовых платежей по налогу), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения, исполняют обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Предлагаемый порядок уплаты налога и представления отчетности обособленными подразделениями существенно усложнит администрирование налога.

Также следует учитывать, что согласно пункту 6 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации уплата единого социального налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Согласно пункту 1 статьи 863 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации при расчетах платежным поручением банк обязуется по поручению плательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести определенную денежную сумму на счет указанного плательщиком лица в этом или в ином банке в срок, предусмотренный законом или устанавливаемый в соответствии с ним, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета либо не определяется применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Таким образом, обособленные подразделения организации при исполнении обязанностей организации по уплате единого социального налога должны иметь расчетный счет.

Недостаточными являются доводы авторов законопроекта о том, что уплата единого социального налога централизованно по месту нахождения головной организации нарушает права работников обособленных подразделений на социальное обеспечение. Законодательством, регулирующим социальное страхование граждан, не установлена зависимость возникновения права на социальное обеспечение от места уплаты за застрахованное лицо единого социального налога.

Кроме того, статья 2 законопроекта не соответствует положениям статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающей иной порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.

Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.


Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
А.Жуков

Текст документа сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»