Недействующий

   

ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ
между общероссийскими объединениями профсоюзов,
общероссийскими объединениями работодателей
и Правительством Российской Федерации
на 2005-2007 годы

от 29 декабря 2004 года

____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия.
См. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями
профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и
 Правительством Российской Федерации на 2008-2010 годы
от 28 декабря 2007 года

______________________________________________________________________

 

Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства Российской Федерации, именуемые в дальнейшем Сторонами, заключили на основании Трудового кодекса Российской Федерации настоящее Генеральное соглашение (далее - Соглашение), устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне в 2005-2007 годах и совместные действия Сторон по их реализации.

Стороны в числе приоритетных целей Соглашения ставят проведение в предстоящий период социально-экономической политики, обеспечивающей право работников на достойный труд, повышение качества жизни работников и их семей, резкое сокращение масштабов бедности на основе повышения эффективности отечественной экономики, увеличения валового внутреннего продукта.

Стороны намерены развивать свои взаимоотношения на основе принципов социального партнерства, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдать определенные Соглашением обязательства и договоренности.

I. В области экономической политики *I)

1. Стороны считают, что в предстоящий период экономическая политика государства должна быть ориентирована на инновационное обновление структуры российской экономики, создание условий, обеспечивающих повышение ее конкурентоспособности и динамичное развитие.

В этих целях Стороны считают необходимым:

1.1. Провести совместную работу по разработке и реализации проектов программ социально-экономического развития отраслей отечественной экономики, направленных на повышение их конкурентоспособности, рост производства, обеспечение социальных гарантий работникам.

1.2. Реализовать меры, обеспечивающие улучшение инвестиционного климата, в том числе за счет:

проведения кредитно-финансовой политики, направленной на повышение стабильности банковской системы, расширение возможностей использования сбережений и пенсионных накоплений граждан на цели инвестиций;

совершенствования системы и механизмов стимулирования организаций, осуществляющих капитальные вложения в модернизацию и развитие производства;

совершенствования института защиты прав интеллектуальной собственности, развития системы стимулов для венчурного инвестирования.

1.3. Обеспечить содействие техническому перевооружению организаций за счет снижения (отмены) ввозных таможенных пошлин на не производимое в России оборудование.

1.4. Осуществить в 2005 году подготовку нормативных правовых актов, направленных на:

рациональное использование и охрану природных ресурсов, оптимизацию платежей за природные ресурсы с целью увеличения доходной части бюджетов всех уровней для решения социально-экономических задач развития Российской Федерации;

ужесточение мер по предотвращению расхищения и бесконтрольной торговли природными ресурсами, в том числе лесосырьевыми, рыбными и другими ресурсами.

1.5. В области бюджетной политики Стороны исходят из необходимости формирования эффективной бюджетной системы, ее ориентации на стимулирование экономического роста и снижение социального неравенства, повышение эффективности расходования бюджетных средств в рамках четко определенных приоритетов.

1.5.1. Стороны принимают на себя обязательства проводить консультации в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Российская трехсторонняя комиссия) по основным социальным параметрам прогноза социально-экономического развития и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год (в соответствии с согласованным Сторонами перечнем социально-экономических показателей согласно приложениям N 1 и 2) до рассмотрения их в Правительстве Российской Федерации.

1.5.2. Разработать и реализовать меры, направленные на обеспечение своевременного бюджетного финансирования выполнения работ (услуг) по государственному оборонному заказу, недопущение задолженности по выплате заработной платы в организациях, выполняющих работы (услуги) по государственному оборонному заказу.

1.5.3. Рассмотреть вопрос о порядке финансирования из федерального бюджета расходов на отчисления на основании коллективных договоров денежных средств на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу для федеральных государственных учреждений, не имеющих средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

1.5.4. Провести мониторинг соблюдения норм трудового законодательства организациями, выполняющими работы (услуги) по реализации федеральных целевых программ.

1.6. В области тарифной политики Стороны исходят из необходимости соблюдения баланса, обеспечивающего как эффективное функционирование субъектов естественных монополий, так и стимулирование снижения энерго- и ресурсоемкости экономики, поддержание конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, минимизацию негативного влияния изменения цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий на инфляционные процессы и уровень жизни населения.

Стороны считают необходимым:

обеспечить информирование социальных партнеров и проведение консультаций в Российской трехсторонней комиссии по вопросам формирования прогнозных тарифов на топливно-энергетические ресурсы и услуги транспорта;

предусматривать установление предельных уровней изменения цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий синхронно с подготовкой проекта федерального бюджета на очередной год, с определением мер по адресной социальной поддержке низкодоходных групп населения;

рассматривать в Российской трехсторонней комиссии социальные последствия, связанные с проведением реформ в сфере естественных монополий.

1.7. Определять и реализовывать меры, обеспечивающие повышение гарантий прав собственности, устранение избыточного влияния государства на механизмы формирования отношений, складывающихся внутри рынка, в том числе по:

дальнейшему развитию законодательства о саморегулируемых организациях, техническом регулировании;

введению административных регламентов, обеспечивающих создание прозрачной системы регулирования процедур предоставления государством услуг организациям и физическим лицам;

проведению анализа влияния принятых решений по снижению административных барьеров в экономике с учетом упразднения избыточных и дублирующих функций государственного регулирования.

1.8. Создавать условия для развития малого предпринимательства, ремесленничества, крестьянских (фермерских) хозяйств, включая совершенствование законодательства в области малого предпринимательства, создание комплексной системы его поддержки, введение упрощенных форм отчетности.

1.9. Способствовать расширению возможностей органов местного самоуправления в области развития сети муниципальных организаций, связанных с оказанием услуг и производством товаров для населения.

1.10. Реализовать в предстоящий период меры, направленные на:

дальнейшее разделение социальной ответственности государства, работодателей и работников, передачу в ходе административной реформы ряда государственных функций саморегулируемым организациям, объединениям работодателей и объединениям профсоюзов;

изучение и внедрение в практику организаций социальной отчетности;

развитие конструктивных отношений организаций и объединений работодателей с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам социального развития, совместной разработки и реализации социальных программ.

1.11. Стороны считают, что реформирование налоговой системы не должно приводить к ухудшению материального положения и качества жизни населения.

В предстоящий период Стороны реализуют меры по:

повышению стабильности законодательства в сфере налоговой политики на среднесрочный период;

направленности налоговой системы на стимулирование роста конкурентоспособности, создание благоприятных условий для инвестирования и развития бизнеса;

упрощению налоговой системы и общему снижению объемов налогов на предпринимательство, в том числе по снижению ставки и усовершенствованию порядка начисления и уплаты налога на добавленную стоимость, обеспечению своевременности возмещения этого налога по экспортным операциям и применению налогового вычета по данному налогу при осуществлении капитальных затрат в том налоговом периоде, в котором данные затраты были произведены.

1.12. Предварительно рассматривать в Российской трехсторонней комиссии подготавливаемые Правительством Российской Федерации налоговые законопроекты, затрагивающие интересы работников и работодателей в сфере социально-трудовых отношений, с целью проведения экспертизы возможных социальных последствий их принятия.

1.13. Рекомендовать при заключении отраслевых тарифных соглашений и коллективных договоров использовать дополнительные доходы организаций, образующиеся в результате снижения ставок единого социального налога, на повышение заработной платы работников и погашение имеющейся задолженности по выплате заработной платы.

1.14. По вопросу вступления России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) исходить из необходимости обеспечения максимально выгодной для страны интеграции в мировое экономическое пространство и недопущения негативных экономических и социальных последствий членства России в ВТО.

В этих целях Стороны считают необходимым:

при проведении переговоров по присоединению России к ВТО исходить из необходимости защиты интересов товаропроизводителей и поставщиков услуг Российской Федерации, решения общенациональной задачи повышения конкурентоспособности российской экономики и ее отраслей;

регулярно рассматривать в Российской трехсторонней комиссии информацию Правительства Российской Федерации о ходе переговоров и об условиях присоединения России к ВТО;

принимать меры, направленные на защиту внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции.

1.15. Провести мониторинг выявления неэффективных (убыточных) организаций, имеющих общегосударственную значимость, с целью их возможной реструктуризации и разработки программ социальной поддержки работников.

II. Заработная плата, доходы и уровень жизни населения *II)

2. Стороны считают необходимым в предстоящий период разработать и реализовать комплекс мер, обеспечивающих повышение уровня реальной заработной платы работников в соответствии с количеством и качеством труда, ежегодное увеличение доли фонда оплаты труда в валовом внутреннем продукте, уменьшение масштабов бедности.

В этих целях Стороны обязуются:

2.1. Рекомендовать при заключении отраслевых и региональных соглашений устанавливать минимальные тарифные ставки (оклады) в организациях внебюджетного сектора экономики на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения соответствующего субъекта Российской Федерации.

2.2. Рассмотреть целесообразность перехода на определение минимальной заработной платы в соответствии с принципами Европейской социальной хартии.

2.3. При определении минимальной тарифной ставки (оклада) работников организаций ориентироваться на оптимальный для современного состояния экономики удельный вес тарифа в заработной плате не менее 50 процентов.

2.4. Российская трехсторонняя комиссия ежегодно, до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной год, разрабатывает Единые рекомендации по системе оплаты труда работников организаций бюджетной сферы.

2.5. В I квартале 2005 года определить меры, в том числе связанные с принятием законодательных и иных нормативных правовых актов, направленных на обеспечение прав работников на своевременную и в полном объеме оплату труда.

2.6. Разработать предложения по совершенствованию механизма реализации положений Трудового кодекса Российской Федерации об основных государственных гарантиях по оплате труда работников и обеспечении повышения уровня реального содержания заработной платы.

2.7. Определить порядок актуализации потребительской корзины.

2.8. Подготовить в 2005 году и внести предложения по законодательному обеспечению равных условий для выполнения работодателем обязанностей перед работниками по выплате заработной платы и перед государством по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды в случае недостаточной платежеспособности работодателя (за исключением банкротства работодателя).

III. Развитие рынка труда и содействие занятости населения *III)

3. Стороны, признавая своей целью на предстоящий период повышение эффективности рынка труда, считают необходимым объединить усилия в решении задач легализации рынка труда и трудовой миграции, предотвращения негативных последствий реструктуризации отраслей экономики, повышения качества и создания новых эффективных рабочих мест, сохранения и развития кадрового потенциала и обязуются:

3.1. Обеспечить контроль за выполнением мероприятий по реализации Концепции действий на рынке труда на 2003 - 2005 годы, совместно разработать и реализовать Концепцию действий на рынке труда на 2006 - 2007 годы в увязке со среднесрочной программой социально-экономического развития на предстоящий период.

3.2. Обеспечить бюджетное финансирование реализации мероприятий по проведению активной политики занятости населения в Российской Федерации, уделив особое внимание реструктурируемым отраслям экономики и регионам с напряженной ситуацией на рынке труда.

Осуществлять разработку и реализацию работодателями социальных планов в организациях реструктурируемых отраслей экономики с участием службы занятости.

3.3. Содействовать осуществлению мер, направленных на создание и сохранение рабочих мест в сельском хозяйстве, в том числе на развитие лизинга техники и оборудования, микрокредитования на селе, стимулирование создания сельскохозяйственных кооперативов, развитие самозанятости населения (народных промыслов и ремесел).

3.4. Предусматривать в федеральном бюджете средства, обеспечивающие своевременную и в полном объеме выплату пособий по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

3.5. Обеспечить проведение социальной экспертизы проектов государственных, отраслевых и региональных социально-экономических программ в части их влияния на создание и сохранение рабочих мест.

3.6. Ежегодно рассматривать в Российской трехсторонней комиссии выполнение мероприятий по содействию занятости населения, осуществлению миграционной политики, проекты финансирования мероприятий по проведению активной политики в области занятости населения в Российской Федерации, регионах и отраслях экономики.

3.7. Способствовать созданию эффективных рабочих мест с достойной заработной платой и безопасными условиями труда и ежегодно проводить их мониторинг.

3.8. Не допускать снижения уровня обеспечения социально-экономических прав граждан при совершенствовании нормативно-правовой базы по проблемам занятости населения.

3.9. Подготовить и рассмотреть в 2005 году предложения по обязательному социальному страхованию на случай потери работы.

3.10. Правительство Российской Федерации ежегодно при формировании федерального бюджета проводит в Российской трехсторонней комиссии консультации по размерам минимальной и максимальной величин пособия по безработице.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»