Принято
постановлением
Государственной Думы
N 1454-IV ГД
21 января 2005 года

     


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАЯВЛЕНИЕ

     

О мерах по защите социальных прав и законных интересов граждан в связи с реализацией Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"



1 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).

Федеральный закон принимался в целях приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями, в соответствие с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой.

Для реализации Федерального закона в 2005 году на обеспечение мер социальной поддержки граждан предусмотрено выделение из консолидированного бюджета 301,2 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета на:

ежемесячные денежные выплаты - 99,9 млрд. рублей;

лекарственное обеспечение - 50,8 млрд. рублей;

санаторно-курортное лечение и проезд к месту лечения и обратно - 9,4 млрд. рублей;

оплату проезда в пригородном железнодорожном транспорте - 5,8 млрд.рублей;

обеспечение инвалидов протезно-ортопедическими изделиями и техническими средствами реабилитации - 4,6 млрд.рублей;

обеспечение мер социальной поддержки ветеранов труда и тружеников тыла - 11 млрд. рублей;

оплату жилищно-коммунальных услуг соответствующим категориям граждан - 27,1 млрд. рублей.

В 2005 году по сравнению с 2004 годом расходы консолидированного бюджета на обеспечение мер социальной поддержки граждан увеличились в 2,77 раза, федерального бюджета - в 4,6 раза. Так, в 2004 году на эти цели федеральным бюджетом было предусмотрено 45,4 млрд. рублей, бюджетами субъектов Российской Федерации - 63 млрд. рублей. В 2005 году федеральным бюджетом на обеспечение мер социальной поддержки граждан предусмотрено 208,6 млрд. рублей, бюджетами субъектов Российской Федерации - 92,6 млрд. рублей.

Однако при реализации Федерального закона имеют место случаи несоблюдения или реализации в неполном объеме мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом для соответствующих категорий граждан.

Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации были внесены изменения в Федеральный закон от 23 декабря 2003 года N 175-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2004 год", направленные на досрочное финансирование ежемесячных денежных выплат для соответствующих категорий граждан. Обеспеченность Пенсионного фонда Российской Федерации средствами на финансирование указанных выплат составила 100 процентов и равняется 8,9 млрд. рублей, что позволило в соответствии с установленным порядком до 31 декабря 2004 года территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации произвести указанные денежные выплаты одновременно с выдачей пенсий 8,5 млн. граждан, что составляет около 60 процентов от общего числа граждан, имеющих право на получение указанных выплат за счет средств федерального бюджета. 40 процентам указанных граждан данные выплаты будут произведены до 26 января 2005 года.

В некоторых субъектах Российской Федерации вследствие непринятия должных мер сложилась ситуация, когда с 1 января 2005 года отдельные льготы, предоставлявшиеся ранее соответствующим категориям граждан, отменены, а ежемесячные денежные выплаты не получены.

В ряде субъектов Российской Федерации не обеспечены выплаты соответствующих компенсаций, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в отношении ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий. По информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации, на 18 января 2005 года в Коми-Пермяцком автономном округе не завершена работа по выработке порядка реализации прав указанных граждан; в Республике Марий Эл ввиду отсутствия нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отдельных муниципальных образованиях не выплачивается денежная компенсация оплаты за проезд на общественном транспорте.

В некоторых субъектах Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления своими решениями отменили ряд установленных ими ранее льгот, в том числе право на бесплатный проезд на общественном транспорте, не заменив их необходимыми ежемесячными денежными выплатами, или установили указанные выплаты на уровне, не возмещающем утраченные льготы.

По информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации, такая ситуация сложилась в Республике Карелия, Воронежской, Псковской, Саратовской и Тульской областях. По мнению депутатов Государственной Думы, подобные действия органов государственной власти субъектов Российской Федерации не соответствуют требованию статьи 153 Федерального закона, согласно которой при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием Федерального закона нормативных правовых актов совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия их предоставления не могут быть ухудшены. Кроме того, Федеральным законом установлено, что при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях Федерального закона, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования.

Государственная Дума отмечает, что недостаточное взаимодействие Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при реализации Федерального закона и разъяснении его положений, касающихся мер социальной поддержки граждан, привело к возникновению социальной и политической напряженности в стране.

По информации Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в настоящее время медицинские и аптечные учреждения получили лекарственные средства на сумму 2,1 млрд. рублей для соответствующих категорий граждан. Однако в Государственную Думу поступают сведения о том, что в некоторых медицинских и аптечных учреждениях не предоставляется в полном объеме или полностью отсутствует обеспечение бесплатными лекарственными средствами граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в виде набора социальных услуг. Возникают серьезные технические трудности, вызванные усложненной формой специальных рецептурных бланков, нехваткой оргтехники и недостаточным программным обеспечением медицинских и аптечных учреждений, что создает в них дополнительные очереди. В ряде субъектов Российской Федерации необоснованно сокращено число медицинских учреждений, которые имеют право на выписку лекарственных средств соответствующим категориям граждан бесплатно или на льготных условиях.

Нуждается в уточнении перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, предоставляемых соответствующим категориям граждан бесплатно или на льготных условиях. В некоторых субъектах Российской Федерации больные хроническими заболеваниями, нуждающиеся в постоянной лекарственной терапии и не имеющие инвалидности, не обеспечиваются бесплатными лекарственными средствами, что является нарушением постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".

Не урегулирован вопрос предоставления денежных компенсаций оплаты за проезд на общественном транспорте военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов.

Острое недовольство граждан вызвали неподготовленность ряда органов государственной власти субъектов Российской Федерации к переходу на новую систему оказания соответствующим категориям граждан мер социальной поддержки и бюрократическая волокита, связанная с оформлением льготного статуса указанных граждан.

В некоторых регионах органы государственной власти субъектов Российской Федерации предложили открыть соответствующим категориям граждан специальные счета в уполномоченных банках для перечисления на них ежемесячных денежных выплат, что создало дополнительные сложности. Государственная Дума считает целесообразным производить ежемесячные денежные выплаты одновременно с выдачей пенсий через территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации рекомендует Правительству Российской Федерации:

в соответствии с поручением Президента Российской Федерации до 1 февраля 2005 года подготовить и внести в Государственную Думу проект федерального закона, обеспечивающий опережающее повышение базовой части трудовой пенсии по старости с 1 марта 2005 года на 36,5 процента, установив ее в размере 900 рублей;

до 15 февраля 2005 года подготовить и внести в Государственную Думу проект федерального закона, предусматривающий возможность предоставления через территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации ежемесячных денежных выплат гражданам, имеющим на них право в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в целях реализации Федерального закона изыскать возможность для оказания дополнительной финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

провести индексацию ежемесячных денежных выплат соответствующим категориям граждан с 1 августа 2005 года на сумму не ниже коэффициента инфляции за первое полугодие 2005 года;

рассмотреть вопрос об увеличении в 2005 году денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и заработной платы гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации;

ввести дифференцированные по субъектам Российской Федерации надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы для военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, обеспечивающие реальную компенсацию льгот;

в первом полугодии 2005 года подготовить предложения об индексации или о повышении пенсий гражданам, уволенным с военной службы;

поручить Федеральной антимонопольной службе, Федеральной службе по тарифам и Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с региональными энергетическими комиссиями до 1 февраля 2005 года провести проверку обоснованности повышения с 1 января 2005 года тарифов на жилищно-коммунальные услуги, транспорт и связь и о результатах проверки проинформировать Государственную Думу;

поручить Федеральной антимонопольной службе, Федеральной службе по тарифам, Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития обеспечить контроль за уровнем цен на лекарственные средства, отпускаемые соответствующим категориям граждан;

провести проверку ценообразования на лекарственные средства, предоставляемые соответствующим категориям граждан бесплатно или на льготных условиях, и о результатах проверки проинформировать Государственную Думу до 31 января 2005 года;

с учетом сложившейся практики назначения и выписки лекарственных средств проанализировать по итогам I квартала 2005 года утвержденный перечень лекарственных средств, предоставляемых соответствующим категориям граждан бесплатно или на льготных условиях, и при необходимости внести в него изменения и дополнения;

обеспечить выполнение постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", содержащего перечень заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются бесплатно;

решить вопросы о порядке исчисления и выплате процентных надбавок к заработной плате, стипендиям, пособиям для лиц, работающих и обучающихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

утвердить не позднее февраля 2005 года порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и трудовых пенсий по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно;

содействовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации в установлении порядка оказания мер социальной поддержки реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий;

при реализации Федерального закона соответствующим министерствам активизировать разъяснительно-информационную работу в целях доведения исчерпывающей информации до всех категорий граждан, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты за счет средств федерального бюджета;

усилить взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и постоянно координировать совместную работу по реализации Федерального закона, обеспечив единое социальное пространство.

Государственная Дума обращается к Генеральной прокуратуре Российской Федерации с предложением регулярно информировать депутатов Государственной Думы о нарушениях социальных прав и законных интересов граждан при реализации Федерального закона.

Государственная Дума поручает Счетной палате Российской Федерации провести до 1 апреля 2005 года проверку исполнения положений Федерального закона в части, касающейся мер социальной поддержки граждан.

Государственная Дума рекомендует органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

в январе 2005 года ускорить выплату ежемесячных денежных сумм, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

осуществлять ежемесячные денежные выплаты гражданам, имеющим на них право в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, через территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации после внесения изменений в законодательство Российской Федерации;

упростить порядок оформления документов, предоставляющих гражданам право на получение ими мер социальной поддержки, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, или предоставления льгот в натуральной форме;

вести активную разъяснительно-информационную работу по реализации Федерального закона среди граждан, имеющих право на получение ими мер социальной поддержки.

Государственная Дума рекомендует органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:

обеспечить возможность приобретения гражданами, пользовавшимися до 1 января 2005 года правом на бесплатный проезд на общественном транспорте, льготных проездных документов по стоимости, не превышающей размер выплаты, заменяющей данную льготу, определив единую стоимость проездного документа для каждой категории граждан, в отношении которых осуществляются меры социальной поддержки;

сохранить ранее действовавший порядок предоставления льготных проездных документов учащимся образовательных учреждений начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования, а также студентам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, на проезд на общественном транспорте.

Государственная Дума обращается к политическим партиям и общественным объединениям с предложением не призывать граждан к массовым акциям протеста, способным нанести ущерб экономике страны, парализовать нормальную работу транспорта и систем жизнеобеспечения. Подобные действия будут только препятствовать слаженной работе органов государственной власти и органов местного самоуправления в интересах скорейшего выхода из сложившейся ситуации.



Текст документа сверен по:

"Парламентская газета",

N 14, 26.01.2005

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»