ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
от 31 августа 2004 года N 0100/1130-04-32
Министерство внутренних дел Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ
И НАЛОГОВЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ
от 17 августа 2004 года N 1/5333
ПИСЬМО
О взаимодействии при осуществлении надзора
(контроля) за производством и оборотом БАД
В последние годы значительно возросли производство и оборот биологически активных добавок к пище (БАД) как отечественного производства, так и ввоз БАД к пище импортного производства. По данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, на 1 января 2004 года зарегистрировано 4609 биологически активных добавок к пище (2001 год - 1212, 2002 год - 1566, 2003 год - 1831).
Вместе с этим увеличилось число обращений и жалоб граждан на недостоверную рекламу БАД относительно их свойств, приводящую к обману населения, необоснованное назначение врачами биологически активных добавок к пище вместо лекарственных средств, нарушений правил продажи БАД (доставка на дом с курьером и т.д.).
Основными нарушениями при производстве и обороте БАД являются:
- реализация биологически активных добавок к пище, в т.ч. в аптечной сети, без сопроводительных документов - регистрационных удостоверений (или санитарно-эпидемиологических заключений) и удостоверений о качестве и безопасности (на каждую партию продукции);
- несоответствие информации на этикетке, согласованной при регистрации, требованиям действующего законодательства;
- несоответствие продукции по содержанию основных биологически активных веществ, декларированных производителем в технической документации, на этикетках;
- различные нарушения при рекламе БАД;
- нарушение условий реализации БАД.
Одна из основных проблем в области оборота биологически активных добавок к пище по-прежнему связана с вопросами рекламы БАД и реализации БАД с помощью прямых продаж (сетевые компании, телемагазины и т.п.).
В соответствии с СанПиН 2.3.2.1290-03 "Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)" розничная торговля БАД может осуществляться только через аптечные учреждения (аптеки, аптечные магазины, аптечные киоски и др.), специализированные магазины по продаже диетических продуктов, продовольственные магазины (специальные отделы, секции, киоски), таким образом, иные продажи (дистанционные, сетевые и др.) не предусмотрены действующим законодательством в области оборота БАД. Кроме того, в Правила продажи отдельных видов товаров (постановление Правительства РФ от 19 января 1998 года N 55) 6 февраля 2002 года внесены изменения, в соответствии с которыми разносная торговля БАД как пищевыми продуктами является недопустимой.
В соответствии с действующим законодательством производитель БАД для средств массовой информации может представлять сведения только о той продукции, которая прошла государственную регистрацию (санитарно-эпидемиологическую экспертизу), а информация о составе, свойствах, действии на здоровье человека и условиях применения должна соответствовать согласованной при регистрации. Недостоверная реклама вводит в заблуждение потребителя относительно свойств биологически активных добавок к пище.
В настоящее время широко распространена реклама, в т.ч. через средства массовой информации, которая содержит неподтвержденные данные о составе и свойствах продукта, рекомендациях по применению (включая перечень заболеваний), отсутствии противопоказаний. Подобная реклама связана с дистанционными продажами БАД (телемагазины, реклама БАД по радио с последующей доставкой покупателю), продажа БАД через дистрибьюторов (сетевой маркетинг), что является нарушением действующих нормативных документов.
Нарушение требований относительно рекламы БАД и условий реализации приводит к многочисленным жалобам потребителей, а также к распространению продуктов, не прошедших санитарно-эпидемиологическую экспертизу, фальсифицированных БАД, а также реализацию продуктов по поддельным документам.
Проанализировав основные нарушения действующего санитарного законодательства при производстве и обороте БАД в целях стабилизации ситуации, ужесточения требований за нарушения законодательства в области производства и оборота БАД,
предлагаем:
- осуществлять обмен информацией по вопросам производства и оборота биологически активных добавок к пище;
- организовать совместные проверки предприятий по производству и обороту БАД по соблюдению норм действующего законодательства, обратив особое внимание на наличие производственного контроля на предприятии, соблюдение при производстве БАД СанПиН 2.3.2.1290-03 "Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)";
- центрам госсанэпиднадзора проводить исследования БАД и оказывать практическую помощь территориальным органам МВД и Госнаркоконтроля по определению основных биологически активных веществ, декларированных фирмой-производителем, с целью выявления фальсифицированных и некачественных продуктов, а также обучение методам контроля, изложенным в "Руководстве по методам контроля качества и безопасности биологически активных добавок к пище";
- при выявлении нарушений при производстве и обороте БАД, в т.ч. при выявлении незаконных способов реализации БАД (сетевой маркетинг, доставка БАД "на дом" с курьером и т.п.), в полной мере использовать права, предоставленные действующим законодательством;
- выявленные факты нарушений, итоги проверок заслушивать на совместных заседаниях различных уровней для принятия соответствующих решений, направленных на недопущение на потребительский рынок продукции, не отвечающей нормативным требованиям, повышение ответственности руководителей организаций за соблюдением санитарных норм и правил в области производства и оборота БАД;
- по выявленным фактам нарушений при производстве и обороте БАД готовить совместную информацию для средств массовой информации по информированию населения о выявленных фальсифицированных и некачественных продуктах, нарушениях законодательства о рекламе, незаконных способах реализации БАД (сетевой маркетинг, доставка БАД на дом с курьером, почтой и т.п.).
Руководитель Федеральной службы
по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
Г.Г.Онищенко
Начальник Федеральной службы
по экономическим и налоговым
преступлениям
С.В.Веревкин-Рахальский
Текст документа сверен по:
"Новая аптека", N 12, 2004