Недействующий

О внесении изменения в пункт 1 статьи 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту "О внесении изменения в пункт 1 статьи 218
части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

(в части увеличения размера стандартных налоговых
вычетов на детей и внесения приемных родителей в число налогоплательщиков, имеющих
право на стандартный налоговый вычет)

В соответствии подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщикам, являющимися родителями или супругами родителей, опекунами и попечителями, установлены стандартные налоговые вычеты в размере 300 рублей на каждого ребенка. Одиноким родителям этот вычет удвоен и составляет сейчас 600 рублей.

Действующая льгота добавляет к бюджету семьи (одинокому родителю) на содержание одного ребенка 78 рублей в месяц.

Эта мера направлена на поддержку малообеспеченных семей. Данный налоговый вычет действует до того момента, пока доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом, не превысит 20 тысяч рублей. Эта норма установлена в середине 2000 года.

За 2001-2003 годы потребительские цены на товары и услуги возросли более чем на 50%. В том числе на хлеб и хлебобулочные изделия цены увеличились на 54%, на молоко и молочные продукты - почти на 40%. А эти продукты являются основными в рационе питания малообеспеченных слоев населения.

За указанный период минимальный размер оплаты труда увеличился со 132 рублей до 600 рублей, т.е. в 4.5 раза. А величина прожиточного минимума в среднем по Российской Федерации выросла с 850 рублей (по старой методике) до 2143 рублей, т.е. в 2.5 раза.

Таким образом, налогоплательщик, который имел месячный доход в объеме среднего размера оплаты труда, в 2000 году достигал «потолка» в 20 000 рублей через 8,8 месяца, а в 2003 году он достигал его уже через 3,6 месяца. Пример: Семья состоит из матери, отца и двоих детей.

Оба родителя в 2003 году имеют месячные доходы, равные величине прожиточного минимума - по 2143 рубля. Каждый из них через 9,5 месяцев достигал потолка в 20000 рублей.

За год доход их семьи составит 2143 руб. х 12 мес. х 2 = 51432 рубля.

Среднедушевой доход (на каждого члена этой семьи) в месяц составил 51432 рубля : 4 : 12 = 1071.5 рубля, что почти в 2 раза ниже величины прожиточного минимума.

Данный законопроект направлен на частичное возмещение малообеспеченным семьям расходов на содержание детей, связанных с ростом потребительских цен на товары и услуги. Эта одна из мер решения приоритетной социальной задачи, поставленной Президентом Российской Федерации, - преодоление бедности в стране.

Внесенный законопроект предусматривает:

1. увеличить налогоплательщикам налоговый вычет до 600 рублей на каждого ребенка. В итоге на одного ребенка такая налоговая льгота «сэкономит» семье 156 рублей. А для многодетной семьи (3 и более детей) эта мера может стать ощутимым вкладом в семейный бюджет. На троих детей эта сумма составит 468 рублей.

2. Увеличить с 20 000 рублей до 40 000 рублей суммарный размер дохода, до достижения которого этот налоговый вычет применяется.

Эта мера приведет к тому, что налогоплательщик, имеющий средний размер оплаты труда в 5512 рублей (по данным на конец 2003 года) достигнет предельной его суммы через 7.2 месяца.

Предлагаемые изменения в Налоговый кодекс направлены на социальную поддержку лиц с невысокими доходами. Это подтверждается расчетами. Для того чтобы иметь право пользоваться данной льготой в течение всего года, налогоплательщик не должен (в среднем) превышать в месяц доход в размере 3300 рублей. Это на 2200 рублей меньше, чем средняя начисленная заработная плата в 2003 году. А если на его иждивении находится хоть один ребенок, то их среднедушевой доход составит всего 1600 рублей в месяц. А это ниже величины прожиточного минимума лиц трудоспособного возраста и примерно равно прожиточному минимуму ребенка.

3. Кроме того, законопроектом предлагается распространить льготы по стандартным вычетам на детей и на приемных родителей.

Институт приемной семьи (закрепленный в Семейном кодексе Российской Федерации) является эффективной мерой передачи детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, и имеет большое социальное значение.

Для того чтобы придать стимул к росту числа детей, принятых на воспитание в приемные семьи, законопроектом предлагается предоставить приемным родителям те же льготы по данному налогу, которые уже распространены на родителей (супругов родителей), опекунов и попечителей.

Внося эту норму в законопроект учитывалось, что затраты на ребенка в приемной семье: - на его содержание, воспитание, дополнительные формы обучения - во много раз превышают расходы на содержание детей в интернатных учреждениях.

4. В предложении первом слова "работодателем" заменяются на слова "налоговым агентом", поскольку налог на доходы физических лиц начисляется не только на доходы от заработной платы, а на все доходы, полученные налогоплательщиком в отчетном периоде.

Работодатель (по Трудовому кодексу Российской Федерации) - это физическое или юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником.

Налоговый агент - это лицо, на которое возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов (статья 24 части первой Налогового кодекса).

Для целей налогообложения следует использовать понятие "налоговый агент".

     

     На N 3.6-23/335 от 1 июля 2004 г.