ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 30 сентября 2004 года N 01-06/2037


О направлении обзора судебной практики по делам по искам о возмещении
вреда (убытков), причиненного незаконными решениями, действиями (бездействием)
таможенных органов и их должностных лиц


Направляем для сведения и использования в работе правовых подразделений (служб, отделов, отделений, юрисконсультов) и иных заинтересованных подразделений таможенных органов обзор судебной практики по делам о возмещении вреда (убытков), причиненного незаконными решениями, действиями (бездействием) таможенных органов и их должностных лиц.

Заместитель руководителя
генерал-полковник таможенной службы
Ю.Ф.Азаров

     

     

Приложение

     
Обзор судебной практики по делам о возмещении вреда (убытков),
 причиненного незаконными решениями, действиями (бездействием)
 таможенных органов и их должностных лиц



1. Примеры из судебной практики по делам с участием таможенных органов по искам о возмещении вреда (убытков), причиненного в период хранения товаров на складах временного хранения.

В судебной практике таможенных органов достаточно распространены споры по искам юридических и физических лиц о возмещении вреда (убытков), причиненного в период хранения на складе временного хранения товаров:

- изъятых в рамках производства по делу о нарушении таможенных правил (делу об административном правонарушении) (далее - дело о НТП (об АП));

- обращенных в федеральную собственность по результатам рассмотрения дела о НТП (об АП);

- в ходе таможенного оформления.

Данную подкатегорию споров хотелось бы рассмотреть на примере нескольких арбитражных дел по искам:

- ООО "Ветеран ТС" к Министерству финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), ГТК России, Алтайской таможне о взыскании убытков в возмещение издержек по хранению товара, изъятого в ходе производства по делу об АП и помещенного на склад временного хранения (далее - СВХ);

- ООО "ФК Росмаркет" к Красноярской таможне, ГТК России, ДГУП "Ростэк-Красноярск" о взыскании долга за хранение товаров на СВХ;

- Кармирян С.Г. к Туапсинской таможне, ГТК России, СВХ "ОК Ямал" ОАО "Запсибгазпром" о взыскании материального ущерба, причиненного ей в результате ненадлежащего хранения автомашины.     

1) ООО "Ветеран ТС" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к Алтайской таможне, ГТК России о взыскании убытков в возмещение издержек по хранению товара, изъятого таможенным органом в ходе производства по делу об АП и помещенного на СВХ, владельцем которою является истец.

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 02.04.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.07.2004, в удовлетворении заявленных требований ООО "Ветеран ТС" было отказано.

Как следует из материалов дела, 19.04.2003 работниками Рубцовского таможенного поста на СВХ на хранение были помещены товары в количестве 128 мест общим весом 10219 кг, принадлежащие гр-ну Е.В.Кайгородцеву.

11.06.2003 Алтайской таможней вынесено постановление о прекращении производства по делу об АП; товар со склада выдан собственнику - Е.В.Кайгородцеву без оплаты последним стоимости услуг по хранению товара, так как в соответствии с постановлением по делу об АП издержки за хранение товаров были отнесены на федеральный бюджет, согласно ст.24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд отметил следующее.

Пунктом 1 Положения о временном хранении товаров и транспортных средств под таможенным контролем, утвержденного приказом ГТК России от 23.03.2001 N 290, зарегистрированного в Минюсте России 11.07.2001 N 2795 (далее - Положение), установлен порядок взаимодействия перевозчика, владельца СВХ, лица, перемещающего товары, и таможенного органа Российской Федерации при временном хранении товаров и транспортных средств под таможенным контролем, а также порядок их помещения на СВХ, учета, хранения, выдачи и сроков временного хранения.

Согласно п.130 Положения неотъемлемой частью процедуры использования СВХ является обязательство владельца СВХ по хранению помещаемых таможенным органом на склад товаров и транспортных средств:

- являющихся вещественными доказательствами по делу о НТП (об АП);

- конфискованных, изъятых, арестованных;

- переданных в качестве предмета залога или имущества, на которое был наложен обоснованный или необоснованный арест.

В таких случаях хранение должно осуществляться на безвозмездной основе в отдельной зоне для товаров и транспортных средств, изъятых в ходе производства по делам о НТП (об АП).

Заявляя подобные требования, истец полагал, что указанные условия хранения вещественных доказательств, помещенных таможенным органом на хранение на СВХ, после принятия КоАП России неприменимы. Следовательно, понесенные им расходы подлежат возмещению на основании статей 124, 125, 126, 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК России), ст.158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК России), ст.24.7 КоАП России.

Суд посчитал доводы истца необоснованными, указав на следующее.

Согласно ст.24.7 КоАП России издержки по делу об административном правонарушении состоят из:

1) сумм, выплачиваемых свидетелям, понятым, специалистам, экспертам, переводчикам;

2) сумм, израсходованных на хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств.

В случае прекращения производства по делу о НТП (об АП), совершенного физическим или юридическим лицом, издержки по делу о НТП (об АП) относятся на счет федерального бюджета.

Рассматривая спор, суд отметил, что по общему правилу нормы статей КоАП России регулируют взаимоотношения, возникающие между лицами, являющимися участниками производства по делам об AП.

Истец к таким участникам не относится, следовательно, его требования не могут быть основаны на указанной выше норме закона.

По мнению суда, требования истца фактически вытекают из гражданских правовых отношений, возникших между ним и Алтайской таможней - поклажедателем.

Данный вывод подтверждается и положениями ст.118 Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 года (далее - ТК России 1993 года), в соответствии с которыми в случаях, если расходы на хранение осуществляются за счет  средств федерального бюджета, они возмещаются владельцу СВХ таможенными органами в пределах необходимых и документально подтвержденных затрат, произведенных владельцем СВХ при хранении товара.

Истец принял условия предложенной ему процедуры использования СВХ, предусматривающей хранение товаров, помещенных таможенным органом на СВХ на безвозмездной основе и без возмещения расходов на хранение, следовательно, заявленные требования ООО "Ветеран ТС" необоснованны.

С учетом изложенного Арбитражный суд Алтайского края в удовлетворении заявленных истцом требований отказал.


2) ООО "Росмаркет" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края к Красноярской таможне, ГТК России с иском о взыскании долга за хранение товаров на СВХ.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 15.03.2004, оставленным в силе постановлением апелляционной инстанции от 13.07.2004, в удовлетворении исковых требований отказано.

Как следует из материалов дела, на основании постановления Красноярской таможни по делу о НТП были конфискованы товары, являющиеся непосредственным объектом таможенного правонарушения.

Ранее данные товары были помещены на СВХ, владельцем которого является истец, АО "Норильский комбинат" в соответствии со ст.150 ТК России 1993 года и договором хранения, заключенным последним с истцом.

Истец, указывая на то, что АО "Норильский комбинат", оплатив хранение товаров на СВХ по 09.04.99, а с 10.04.99 отказавшись исполнять указанную обязанность по причине вступления в законную силу постановления по делу о НТП, делает вывод, что тем самым, на основании положений статей 896, 899, 906 ГК России, обязанность по оплате хранения на СВХ возникла у Красноярской таможни, как поклажедателя.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд сделал следующие выводы.

Непосредственные объекты правонарушений находятся под таможенным контролем и подлежат помещению на СВХ (ст.145 ТК России). При этом деятельность владельцев СВХ и территория СВХ находятся под таможенным контролем, осуществляемым в формах, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации (ст.180 ТК России).

Согласно ст.307 ГК России в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника  исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в ГК России.

Как следует из материалов дела, таможенный орган участвовал в передаче и помещении товара на СВХ, но не являлся поклажедателем товара. С учетом этого, а также ввиду отсутствия договорных отношений между истцом и ответчиком, что не оспаривается истцом, между сторонами не возникли обязательственные отношения по хранению по смыслу, установленному гражданским законодательством Российской Федерации.

Обосновывая исковые требования, истец исходил из того факта, что товары на СВХ помещены таможней на основании актов приема-передачи, т.е. на гражданско-правовых условиях хранения товаров. Правовым основанием взыскания вознаграждения (оплаты) за хранение товаров на СВХ, по мнению истца, являются сложившиеся между таможенным органом и владельцем СВХ гражданско-правовые отношения. Однако такое определение реальных правоотношений, возникших между истцом и ответчиком, по мнению суда, является неверным.

Согласно ст.2 ГК России, к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Как органы исполнительной власти, таможенные органы осуществляют государственный контроль и надзор в области таможенного дела; отношения между таможенными органами и лицом, осуществляющим деятельность в таможенной сфере, являются административно-правовыми и регулируются нормами специального (таможенного) законодательства Российской Федерации. В силу указанного таможенный орган, организовывая контроль за функционированием СВХ и обеспечивая помещение на них товаров, участвует в указанных процедурах как государственный орган управления со статусом управомоченного субъекта в указанных административно-таможенных правоотношениях, а не в каком-либо ином статусе, к примеру, поклажедателя, хранителя, основанном на нормах гражданского законодательства Российской Федерации.

Деятельность же должностных лиц от имени таможни в гражданско-правовом статусе в качестве органа юридического лица или представителя юридического лица возможна в порядке, регламентированном гражданским законодательством Российской Федерации. Оформление правомочий на совершение юридически значимых действий, влекущих возникновение, изменение, прекращение гражданских прав и обязанностей, регулируется правилами, предусмотренными статьями 48, 53, 153, 185 ГК России.

По мнению суда, ссылка истца на акт приема-передачи товаров и транспортных средств от 20.04.98, как на основание возникновения гражданско-правовых отношений между ним и Красноярской таможней не может быть принята во внимание по следующим причинам.

Перемещение товара с СВХ "Морское агентство в порту "Дудинка" на СВХ ООО "ФК "Росмаркет" осуществлялось не только на основании предписания начальника таможенного поста от 19.03.98, но и указания начальника ПО "Норильскснаб" от 26.03.97 о переадресовке груза. Таким образом, товар, находящийся под таможенным контролем, был перемещен по желанию его владельца (ПО "Норильскснаб") на основании разрешения (предписания) начальника таможенного органа. Помещение товара на СВХ осуществлено в соответствии со ст.143 ТК России 1993 года по кратким декларациям с дополнительным оформлением отношений между товаропередающей и товаропринимающей организациями актом передачи товара от 20.02.98.

После помещения товара на СВХ, принадлежащий ООО "ФК "Росмаркет", между последним и владельцем товара (АО "Норильский комбинат") заключен договор хранения от 24.11.98 (далее - Договор хранения), т.е. оформлены гражданско-правовые отношения по хранению товара в порядке ст.150 ТК России 1993 года.

Кроме того, суд указал на то, что не может быть принята во внимание ссылка истца на ст.313 ГК России, согласно которой, по его мнению, он принимал оплату за хранение от АО "Норильский комбинат", как третьего лица, на которое указанная обязанность была возложена таможней. Однако анализ материалов дела свидетельствует о том, что таможенный орган никаких своих обязательств по оплате хранения на АО "Норильский комбинат" не возлагал, счета на оплату выставлялись истцом не таможенному органу, а поклажедателю по договору - АО "Норильский комбинат". Правоотношения по условиям хранения товаров, сложившиеся между АО "Норильский комбинат" и ООО "ФК "Росмаркет" по Договору хранения не могут быть распространены на Красноярскую таможню, как на лицо, не являющееся стороной данного договора, не принимавшее на себя условия, на которых он заключен, и не имеющее с АО "Норильский комбинат" каких-либо иных отношений, за исключением административно-правовых.

Доводы заявителя о том, что доказательством соблюдения письменной формы Договора хранения является акт передачи товаров и транспортных средств от 20.04.98, были отклонены судом как недостаточно обоснованные по следующим причинам.

В соответствии со ст.420 ГК России договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении, прекращении гражданских прав и обязанностей. Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (ч.1 ст.432 ГК России) и выражение согласованной воли всех его сторон (ч.3 ст.154 ГК России).

Материалами дела не установлено, что сделки совершались со стороны таможенного органа, как юридического лица, его органом или представителем, уполномоченным на заключение таких сделок. Акт передачи товаров и транспортных средств от 20.04.98, как документ, опосредующий прием-передачу товаров, находящихся под таможенным контролем, с одного СВХ на другой и подписанный, в том числе должностным лицом таможенного органа, не уполномоченного в гражданско-правовом смысле на заключение сделок, не может расцениваться как документ, подтверждающий факт сложившихся договорно-правовых отношений между истцом и таможней. Должностное лицо таможенного органа участвовало в подписании акта передачи товаров и транспортных средств от 20.04.98 как представитель органа исполнительной власти, осуществляющего таможенный контроль за товарами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации, а не как сторона договора хранения. Подтверждением указанного служит тот факт, что должностное лицо таможенного органа не подписывало приложение к акту передачи товаров и транспортных средств как неотъемлемую часть документов, оформляющих "сделку", то есть не удостоверяло условия, характерные для передачи товаров на хранение в рамках гражданско-правовых отношений, а удостоверяло обеспеченность сохранности товаров и соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем при их перемещении по территории России и помещении на СВХ.

Также, по мнению суда, не основано на законе суждение истца, что принятие на хранение вещи, удостоверенное сохранной распиской, квитанцией, свидетельством или иным документом, подписанным хранителем, является письменной формой договора (ч.2 ст.887 ГК России). Указанная норма относится только к реальным договорам хранения (ч.1 ст.886 ГК России). Для организаций, осуществляющих в качестве профессиональной деятельности хранение имущества, принадлежащего иным лицам, тем более между юридическими лицами, заключение договора в письменной форме является обязательным согласно ст.161, ч.2 ст.886, ч.1 ст.887 ГК России. Последствия несоблюдения формы договора предусмотрены ч.3 ст.887 ГК России.

Кроме того, по мнению суда, следует иметь в виду, что в соответствии со ст.24.7 КоАП России в случаях, если расходы на хранение относятся на счет средств федерального бюджета, они возмещаются владельцу склада временного хранения таможенными органами в пределах необходимых и документально подтвержденных затрат, произведенных владельцем СВХ при хранении товаров. Однако указанная норма предусматривает возмещение расходов (затрат), но никак не вознаграждение (оплату) услуг по хранению товаров. При этом указанные расходы, понесенные владельцем СВХ, должны находиться в пределах необходимости и подлежат возмещению только при документальном подтверждении произведенных затрат.

Рассмотрев настоящее дело, суд сделал вывод о том, что действия Красноярской таможни по реализации товара, обращенного в федеральную собственность, осуществлялись в строгом соответствии с действующими нормативно-правовыми актами.

В соответствии со ст.398 ТК России 1993 года товары, обращенные в федеральную собственность, подлежали реализации через торговые предприятия, в том числе создаваемые ГТК России. Порядок реализации конфискованных товаров был регламентирован приказом ГТК России oт 15.01.98 N 18 "О реализации конфискованных товаров". Во исполнение данного приказа Красноярской таможней с ДГУП "Ростэк-Красноярск" был заключен договор комиссии на реализацию товара.

С учетом изложенного суд в удовлетворении заявленных требований ООО "ФК "Росмаркет" отказал.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»