Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 27 сентября 2004 года N 1244-р


[Об одобрении Концепции использования информационных
технологий в деятельности федеральных органов
государственной власти до 2010 года]

(с изменениями на 10 марта 2009 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2005 года N 1068-р (Собрание законодательства Российской Федерации, N 31, 01.08.2005);

распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2006 года N 1599-р (Собрание законодательства Российской Федерации, N 48, 27.11.2006);

распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года N 1913-р (Собрание законодательства Российской Федерации, N 52, 29.12.2008, (ч.II));

постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 года N 219 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 12, 23.03.2009).

____________________________________________________________________



1. Одобрить прилагаемую Концепцию использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года.

2. Утвердить прилагаемый план мероприятий по реализации Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года.

3. Рекомендовать заинтересованным федеральным органам государственной власти учитывать положения Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года при формировании и реализации проектов и программ, содержащих мероприятия по разработке и использованию информационных технологий.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков

     

ОДОБРЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 27 сентября 2004 года N 1244-р

КОНЦЕПЦИЯ
использования информационных технологий в деятельности
 федеральных органов государственной власти до 2010 года

(с изменениями на 10 марта 2009 года)

     

Введение

Настоящая Концепция разработана Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации во исполнение решения Правительства Российской Федерации (протокол заседания Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2003 года N 33, раздел II, пункт 2).

В соответствии с настоящей Концепцией разработан план мероприятий по ее реализации.

     

1. Цели и задачи Концепции

Настоящая Концепция определяет основные приоритеты, принципы и направления реализации единой государственной политики в сфере использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти в соответствии с задачами модернизации государственного управления.

Основной целью использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти является повышение эффективности механизмов государственного управления на основе создания общей информационно-технологической инфраструктуры, включающей государственные информационные системы и ресурсы, а также средства, обеспечивающие их функционирование, взаимодействие между собой, населением и организациями в рамках предоставления государственных услуг.

Государственная политика в сфере использования информационных технологий в государственном управлении призвана обеспечить координацию деятельности федеральных органов государственной власти по созданию государственных информационных систем и повышение эффективности бюджетных расходов в этой сфере.

В результате реализации государственной политики ожидается формирование эффективной системы предоставления государственных услуг на основе использования информационных технологий (далее - "электронное правительство").

Использование информационных технологий в государственном управлении и развитие информационно-технологической инфраструктуры федеральных органов государственной власти осуществляются в соответствии с планом создания "электронного правительства".

     

2. Анализ уровня использования информационных технологий


Настоящая Концепция основана на результатах анализа основных проблем в сфере использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти, учитывает мировой опыт и сложившуюся практику их применения в государственном управлении.

     

Предпосылки внедрения информационных технологий

В настоящее время сложились благоприятные условия для совершенствования системы государственного управления, повышения качества предоставления государственных услуг населению и организациям, повышения результативности и прозрачности работы государственного аппарата, последовательного искоренения коррупции на основе широкого применения информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти.

Реализуемые в настоящее время программы социально-экономического развития и модернизации системы государственного управления предусматривают мероприятия, направленные на:

повышение квалификации государственных служащих и уровня технической оснащенности государственной службы;

обеспечение информационной открытости и прозрачности процедур разработки и принятия государственных решений, реализации прав граждан на доступ к информации о деятельности федеральных органов государственной власти;

формирование современной телекоммуникационной инфраструктуры на территории страны;

обеспечение роста объемов финансирования государственных программ и проектов, предусматривающих использование информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти;

распространение опыта успешного использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти.

Данные мероприятия создают необходимые предпосылки для широкого внедрения и использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти.

     

Уровень использования информационных технологий
в деятельности федеральных органов государственной власти

Внедрение информационных технологий в деятельность федеральных органов государственной власти осуществляется интенсивными темпами. В ряде государственных органов созданы основы информационно-технологической инфраструктуры, формируется организационно-методическое и кадровое обеспечение эффективного использования информационных технологий.

Важную роль в повышении эффективности использования информационных технологий играет федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 года N 65, реализация которой позволяет сформировать необходимые предпосылки для внедрения информационных технологий на качественно новом уровне.

Растет численность сотрудников федеральных органов государственной власти, обеспеченных персональными компьютерами, отвечающими современным требованиям. В большинстве федеральных органов государственной власти созданы территориально распределенные компьютерные сети, в том числе имеющие доступ в сеть Интернет. Доля затрат на закупку программного обеспечения и услуги системной интеграции в структуре бюджетных расходов на использование информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти увеличивается, что в целом отражает развитие функциональных возможностей и повышение сложности используемых в деятельности федеральных органов государственной власти информационных систем и ресурсов.

В структуре федеральных органов государственной власти образованы органы, ответственные за формирование и реализацию государственной политики в сфере использования информационных технологий, формируется основа системы межведомственной координации государственных программ и проектов использования информационных технологий, определен порядок создания координационных и совещательных органов в этой сфере. Повышается качество управления процессами использования информационных технологий. Значительное число федеральных органов государственной власти реализует соответствующие программы, большинство из них имеет квалифицированный персонал, на который возложена ответственность за создание и внедрение ведомственных информационных систем и ресурсов.

Успешно реализуются проекты внедрения автоматизированных информационных систем в сфере электронного документооборота, управления материально-техническими, финансовыми и кадровыми ресурсами, а также проекты интеграции государственных информационных ресурсов между собой в рамках внедрения электронных административных регламентов предоставления государственных услуг.

Создаются прикладные системы информационно-аналитического обеспечения, формируются базы данных по основным направлениям деятельности федеральных органов государственной власти.

Федеральные органы государственной власти создают и используют интернет-сайты для размещения информации о своей деятельности, а также для предоставления услуг и обеспечения интерактивного информационного обслуживания граждан и организаций.

Проводимая ежегодно оценка эффективности использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти является основой для уточнения направлений реализации государственной политики и корректировки государственных программ и проектов в этой сфере.

     

3. Основные задачи повышения эффективности использования
информационных технологий

Государственная политика в сфере использования информационных технологий направлена на решение следующих основных задач:

реализация стратегических приоритетов в использовании информационных технологий в государственном управлении, формирование единого механизма межведомственной координации реализации государственных программ и проектов создания государственных информационных систем и ресурсов в соответствии с целями социально-экономического развития;

формирование общей информационно-технологической инфраструктуры для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти;

распространение практики предоставления гражданам и организациям доступа к открытой информации о деятельности федеральных органов государственной власти, соответствующим государственным информационным ресурсам, в том числе через сеть Интернет;

организация интерактивного информационного обслуживания граждан и организаций с использованием современных информационных технологий;

обеспечение информационной безопасности деятельности федеральных органов государственной власти и элементов информационно-технологической инфраструктуры;

развитие единой защищенной телекоммуникационной инфраструктуры для государственных нужд, системы удостоверяющих центров в области электронной цифровой подписи и электронной среды взаимодействия, обеспечивающей эффективный межведомственный информационный обмен;

разработка стандартов в сфере использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти, создания государственных информационных систем, их интеграции и совместного использования в рамках создания общего информационного пространства федеральных органов государственной власти;

централизованное создание общих государственных информационных ресурсов (регистров, кадастров, реестров, классификаторов), содержащих полную, непротиворечивую, достоверную, актуальную информацию, необходимую для выполнения основных функций государственного управления, обеспечения доступности соответствующих данных на межведомственном уровне, а также для граждан и организаций в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации;

построение единой системы управления процессом использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти, обеспечивающей эффективную межведомственную координацию реализуемых государственных программ и проектов, их согласованное и взаимоувязанное выполнение в соответствии с основными приоритетами социально-экономического развития;

распространение на уровне федеральных органов государственной власти практики долгосрочного планирования государственных программ и проектов использования информационных технологий, повышение эффективности управления их выполнением;

увеличение объемов, объединение и централизация закупок однотипной продукции в сфере информационных технологий в интересах федеральных органов государственной власти для получения эффекта экономии на масштабе;

создание единой системы мониторинга и контроля эффективности использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти;

реализация комплексных программ подготовки и повышения квалификации государственных служащих в части использования информационных технологий, развитие необходимой образовательной инфраструктуры и методического обеспечения;

совершенствование законодательной и иной нормативной правовой базы в целях повышения эффективности использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти с учетом международной практики;

защита интеллектуальной собственности, недопущение использования в деятельности федеральных органов государственной власти программного обеспечения, не имеющего соответствующей лицензионной поддержки.

     

4. Приоритеты в использовании информационных технологий

Широкое применение информационных технологий в сфере государственного управления позволяет повысить эффективность:

межведомственного взаимодействия;

предоставления государственных услуг населению и организациям;

персональной и коллективной работы сотрудников федеральных органов государственной власти.

Определение приоритетов в использовании информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти осуществляется на основе оценки возможности получения значимого социально-экономического результата и объема соответствующих ресурсов.

Приоритеты в использовании информационных технологий в сфере государственного управления уточняются на регулярной основе в соответствии с актуальными задачами социально-экономического развития.

     

Приоритеты в области социально-экономического развития

В соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу определяются следующие приоритеты использования информационных технологий:

в бюджетной сфере: повышение эффективности и прозрачности бюджетного процесса, деятельности контрольно-счетных органов по предупреждению, обнаружению и расследованию финансовых нарушений на основе создания комплексной системы формирования и экспертизы проектов федерального бюджета, учета и анализа доходов и расходов, а также других параметров исполнения федерального бюджета, обеспечения государственного финансового контроля, предоставления доступа гражданам и организациям к открытой информации о федеральном бюджете в соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах;

в налоговой сфере: повышение эффективности механизмов налогового администрирования, упрощение выполнения налоговых обязанностей, сокращение размеров потерь бюджетов всех уровней, связанных с уклонением налогоплательщиков от выполнения ими налоговых обязанностей, улучшение обслуживания налогоплательщиков на основе создания комплексной системы учета налогоплательщиков и мониторинга их деятельности, системы информационно-аналитического обеспечения налоговых проверок, формирования и представления налоговых деклараций в электронном виде в соответствии с государственными программами развития и модернизации налоговых органов;

в сфере внешнеэкономической деятельности: повышение собираемости таможенных платежей, сокращение времени, необходимого для таможенного оформления и контроля, повышение эффективности таможенного контроля и борьбы с таможенными правонарушениями на основе создания комплексной системы учета участников внешнеэкономической деятельности и анализа их деятельности, информационно-аналитического обеспечения правоохранительной деятельности в таможенной сфере и внедрения комплексной системы управления рисками, развития систем электронного декларирования;

в сфере развития предпринимательства и конкуренции на товарных рынках: повышение эффективности выявления и пресечения действий федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции, создание реестров хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара доминирующую долю, создание системы мониторинга и анализа экономической конъюнктуры на товарных рынках, состояния конкурентной среды на товарных и финансовых рынках, контроля концентрации капитала на финансовых рынках, системы информационной поддержки и взаимодействия с субъектами предпринимательской деятельности, их информирования о возможностях использования антимонопольного законодательства;

в сфере развития финансовой инфраструктуры: повышение эффективности регулирования финансовых рынков и контроля за их участниками, снижение издержек, связанных с контролем и налогообложением субъектов финансового рынка, развитие учетной системы прав на ценные бумаги, обеспечение раскрытия информации об акционерах компаний, получение достоверной информации о профессиональных участниках рынка ценных бумаг и их деятельности, развитие инфраструктуры хранения и обработки информации о фондовом рынке;

в сфере рынка земли и недвижимости: исключение раздельного кадастрового учета земельных участков и объектов градостроительной деятельности, а также технического учета зданий, строений и сооружений, совершенствование системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, увеличение количества объектов налогообложения на основе формирования единого кадастра объектов недвижимости, обеспечения доступа к нему граждан и организаций, а также организации электронного документооборота между всеми участниками процесса регистрации и учета сделок с объектами недвижимости;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»