• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Действующий


Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

     
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     
от 18 мая 2004 года N 8

     
     
О действиях Правительства Российской Федерации по сокращению
 федеральных социальных обязательств и неотложных мерах профсоюза по
 защите трудовых прав и социально-экономических интересов работников
 образования и обучающихся



Заслушав и обсудив выступление председателя профсоюза Г.И.Меркуловой, ЦК профсоюза отмечает, что проведение широкомасштабных реформ в области социальной сферы затрагивает коренным образом интересы работников образования, обучающихся, всей системы образования.

Предполагаемые изменения и дополнения в действующее законодательство в части реформирования системы профессионального образования, подготовленные рабочей группой Центра стратегических разработок и Минобразованием России, предусматривают установление двух уровней высшего профессионального образования; введение единого государственного экзамена, новой системы подготовки специалистов для государственных и муниципальных нужд, образовательного кредита; расширение участия объединений работодателей в формировании направлений подготовки специалистов, разработке государственных образовательных стандартов профессионального образования и процедур контроля его качества.

Вместе с тем предлагается в законодательном порядке установить финансирование деятельности высших учебных заведений на основе государственных именных финансовых обязательств (ГИФО); в рамках законопроекта, направленного на обеспечение интеграции науки и образования, - предусмотреть расширение организационно-правовых форм юридических лиц в сфере образования и науки.

Обсудив предполагаемые изменения, ЦК профсоюза выражает несогласие с законодательным закреплением ГИФО как единственной формы нормативного финансирования в профессиональном образовании до завершения проводимого эксперимента и полагает необходимым в законодательном порядке установить ограничения на изменение организационно-правовых форм для образовательных учреждений, реализующих конституционные гарантии прав граждан на образование.

Участники пленума уверены, что реализация новой законодательной инициативы, предусматривающей участие в образовательной деятельности юридических лиц, имеющих различные организационно-правовые формы, неизбежно повлечет за собой ускорение процесса коммерциализации образования.

29 апреля 2004 года на заседании Правительства Российской Федерации был рассмотрен и в основном одобрен проект федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу нормативных правовых актов в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и отменой расходных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования".

Этот законопроект Правительство Российской Федерации планирует принять уже в 2004 году, в том числе во втором чтении - не позднее 1 июля 2004 года.

Пленум ЦК профсоюза выражает категорическое несогласие с тем, что предусматриваемые Правительством Российской Федерации изменения в действующее законодательство, значительно снижающие уровень гарантий населения на получение образования и фактически ликвидирующие действующую систему трудовых, социально-экономических гарантий и льгот работников образования, рассмотрены и в основном одобрены Правительством Российской Федерации без широкого обсуждения и в нарушение действующего законодательства - без рассмотрения в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Изменения коснулись федеральных законодательных актов в области образования и молодежной политики: Закона Российской Федерации "Об образовании", федеральных законов "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ", "О государственной поддержке молодежных и детских общественных организаций", "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации ".

Изменения затрагивают все уровни управления образованием (федеральный, субъекта РФ, местный/муниципальный) и касаются вопросов разграничения расходных полномочий в вопросах финансирования образовательных учреждений; установления нормативного финансирования; регулирования трудовых отношений и установления норм труда; установления компенсационных выплат на книгоиздательскую продукцию работникам образовательных учреждений; определения порядка предоставления социальной поддержки работникам образовательных учреждений по коммунальным услугам; социального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Выплату денежной компенсации педагогическим работникам на книгоиздательскую продукцию предлагается осуществлять не в соответствии с федеральным законом, а по решению и в размере, устанавливаемом органами власти субъекта РФ и органами местного самоуправления.

Отменяется Закон РСФСР от 21.12.90 N 438-1 "О социальном развитии села". Вместо установленного в настоящее время этим федеральным законом права педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности и первоочередное предоставление жилья впредь субъектам РФ и муниципальным образованиям предлагается самостоятельно определять меры социальной поддержки в области оплаты жилья и коммунальных услуг для педагогических работников, проживающих в сельской местности.

Для специалистов, работающих в сельской местности, отменяются льготы в части выплаты повышенных на 25% ставок (окладов), а также единовременное пособие на хозяйственное обзаведение молодым специалистам.

Наряду с Законом РСФСР "О социальном развитии села" предлагается признать полностью утратившими силу Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", федеральные законы "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования ", "О льготе на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях", "О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию ", постановление Верховного Совета Российской Федерации от 06.03.92 N 2464-1 "Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и о финансовой поддержке системы этих учреждений" и др.

Это, по мнению участников пленума, затрагивает ключевые вопросы государственной политики в сфере образования и требует правовой экспертизы, глубокого детального анализа и оценки социальных и правовых последствий принятия таких изменений.

Участники пленума считают, что намерения Минфина России привести все социальное законодательство в соответствие с Бюджетным и Налоговым кодексами Российской Федерации, а также с разработанными под руководством Д.Н.Козака федеральными законами по разграничению полномочий между всеми уровнями власти отражают одностороннюю позицию финансово-экономических ведомств, игнорирующих социальную значимость этих кардинальных изменений и устанавливающих приоритет финансовых правовых норм над нормами трудового права, фактически подменяя конституционные права гражданина и действующий уровень гарантий по их обеспечению финансовыми условиями.

Из законодательства в области образования исключаются все нормы и даже целые законы, действие которых приостанавливалось ежегодно при принятии законов о федеральном бюджете начиная с 2001 года. Таким образом, отменяются государственные гарантии финансирования образования (в долях бюджета и расходной его части), соотношение уровня оплаты труда работников образования с уровнем заработной платы в промышленности, доплаты на питание обучающихся, льготы по проезду иногородним студентам к месту обучения и т.д.

ЦК профсоюза вынужден признать, что изменения, вносимые Правительством Российской Федерации, являются свидетельством отказа государства признавать образование приоритетной сферой.

Отменяется предусмотренная законодательством в области образования возможность установления налоговых льгот для образовательных учреждений; не предусматривается стимулирование деятельности юридических и физических лиц, вкладывающих свои средства в развитие конкретных образовательных учреждений, системы образования в целом.

Ликвидация разноуровневого порядка бюджетного финансирования образовательных учреждений приведет к исключению возможности дополнительного финансирования федеральных образовательных учреждений из региональных или местных бюджетов, а следовательно, установления за счет этих средств дополнительных мер поддержки преподавателей и студентов вузов.

Крайне серьезную опасность для развития бюджетной сферы представляют изменения, касающиеся вопросов разграничения полномочий разных уровней власти в вопросах оплаты труда. Поправками предполагается распространить нормы федеральных законов по оплате труда работников бюджетной сферы и Трудового кодекса Российской Федерации (в части вопросов регулирования оплаты труда бюджетников) только на федеральные государственные учреждения. Нормы Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" предлагается распространить также исключительно на работников этих учреждений.

Таким образом, снимаются обязательства федерального бюджета по исполнению федеральных норм в области оплаты труда работников учреждений нефедеральной подчиненности.

В порядок формирования расходных обязательств федерального уровня, уровня субъекта РФ не будет входить обязательство по финансированию дефицита нижестоящего бюджета с целью обеспечения федеральных норм в области оплаты труда.

В случае отмены федеральных минимальных государственных гарантий по уровням оплаты труда работников всех профессионально-квалификационных групп в сфере образования передача полномочий по установлению этих уровней оплаты труда субъектам РФ и муниципалитетам фактически освободит их от необходимости выдерживать какие-либо обоснованные оптимальные соотношения в оплате простого и квалифицированного труда работников, не допускать дискриминации, в том числе по месту жительства.

Особую озабоченность участников пленума вызывают предложенные Минфином России изменения и дополнения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений, которые ставят установление объемов бюджетных обязательств по финансированию бюджетной сферы только в зависимость от возможностей бюджетов и предполагают отказ от определения этих обязательств на основе минимальных государственных социальных стандартов.

ЦК профсоюза констатирует, что в основном одобренные Правительством Российской Федерации 29 апреля т.г. законопроекты, формально декларируя цель реформирования бюджетного процесса и межбюджетных отношений, фактически снимают с федерального уровня ответственность за реализацию конституционных гарантий прав граждан в области образования, перекладывают на субъекты РФ и муниципалитеты федеральные мандаты без обеспечения реализации их дополнительными доходными источниками, открывают путь к приватизации образовательных учреждений, дальнейшей коммерциализации образовательной сферы, отменяют все федеральные льготы педагогическим работникам в сельской местности, студентам и обучающимся, в том числе сиротам. Это, по мнению ЦК профсоюза, неизбежно приведет к существенному снижению уровня социальной и правовой защищенности работников и обучающихся.

Участники пленума ЦК профсоюза считают необходимым проведение согласованных коллективных действий с целью защиты трудовых прав и социально-экономических интересов работников и обучающихся, в целом системы образования, защиты конституционных гарантий прав граждан в сфере образования.

Центральный комитет профсоюза

постановляет.

1. Поддержать заявление Совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ о социально-экономическом положении работников бюджетной сферы, о мерах Правительства Российской Федерации по сокращению федеральных социальных обязательств и дальнейших действиях ассоциации.

2. Направить телеграмму Президенту Российской Федерации В.В.Путину с предложением принять личное участие в налаживании социального диалога между федеральными органами законодательной и исполнительной власти и общероссийскими объединениями профсоюзов при рассмотрении вопросов, относящихся к сохранению федеральных социальных гарантий для работников образования и обучающихся, утрата которых способна нанести очевидный ущерб международному авторитету и национальной безопасности России.

3. Направить Министру образования и науки Российской Федерации А.А.Фурсенко настоящее постановление и предложить принять необходимые меры для сохранения уровня социальных гарантий и льгот, установленных действующим законодательством работникам образовательных учреждений и обучающимся, независимо от их подчиненности.

4. Объявить Всероссийскую акцию работников образования и обучающихся в рамках Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации в защиту трудовых прав и социально-экономических интересов работников образования и обучающихся с требованиями в адрес Правительства Российской Федерации и Федерального Собрания Российской Федерации:

- рассмотреть в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в установленном законодательством порядке до внесения в Государственную думу подготовленные Минфином России законопроекты по вопросам разграничения полномочий органов власти всех уровней и обеспечения сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации;

- внести в законопроекты по изменению системы оплаты труда работников бюджетной сферы положения, предусматривающие законодательное закрепление для отраслей, реализующих конституционные гарантии прав граждан, отраслевые системы федеральных государственных минимальных социальных гарантий (стандартов) в области оплаты труда;

- внести в законопроекты, направленные на расширение организационно-правовых форм образовательных учреждений, ограничения на изменение организационно-правовых форм для образовательных учреждений, реализующих конституционные гарантии прав граждан на образование;

- не допустить отмены Федерального закона "О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию", Закона РСФСР "О социальном развитии села", Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях";

- провести индексацию ставок заработной платы (окладов) работников образования и других бюджетных отраслей в 2004 году и повышение заработной платы (окладов) работникам бюджетной сферы в 2005 году не менее чем в 2 раза;

- не допустить принятия законодательных актов, ведущих к снижению уровня социальных гарантий и льгот, установленных действующим законодательством работникам образования и обучающимся.

5. Провести I этап Всероссийской акции работников образования и обучающихся 10 июня 2004 года в форме митингов, шествий, пикетирования у зданий Правительства Российской Федерации, Государственной думы в г.Москве с участием представителей территориальных организаций профсоюза, у зданий законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

6. Руководителям территориальных организаций профсоюза:

6.1. Провести широкую разъяснительную работу в коллективах образовательных учреждений о негативных последствиях реализации предлагаемых Правительством Российской Федерации мер по реформированию социальной сферы.

6.2. Довести до депутатов Государственной думы, избранных от каждого субъекта РФ, руководителей законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, представителей Президента Российской Федерации по всем федеральным округам, средств массовой информации позицию профсоюза по предлагаемым Правительством Российской Федерации реформам, непосредственно влияющим на социальную защищенность работников образования и обучающихся.

6.3. Добиваться установления и финансирования социальных гарантий и льгот на региональном и местном уровнях в рамках реализации реформы федеративных отношений и местного самоуправления при формировании нормативно-правовой базы субъектов РФ и органов местного самоуправления.

6.4. Обеспечить активное участие членов профсоюза в I этапе Всероссийской акции работников образования и обучающихся в форме митингов, шествий, пикетирования у зданий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, в направлении обращений в адрес федеральных органов власти.

Обеспечить участие представителей территориальных организаций профсоюза в пикетировании у зданий федеральных органов законодательной и исполнительной власти, у зданий Правительства Российской Федерации, Государственной думы в г.Москве.

7. Президиуму ЦК профсоюза, территориальным организациям профсоюза обеспечить всестороннее освещение в средствах массовой информации позиции профсоюза по предлагаемой Правительством Российской Федерации реформе, а также выдвигаемых в ходе акции требований общероссийских профсоюзов - членских организаций ассоциации.

8. В целях обеспечения выполнения обязательств федеральных органов исполнительной власти по повышению уровня реального содержания заработной платы и установления федеральных государственных минимальных гарантий по оплате труда работников образования выдвинуть в адрес Правительства Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации для рассмотрения в порядке, предусмотренном трудовым законодательством, и утвердить следующие требования.

- провести индексацию ставок заработной платы (окладов) работников образования в 2004 году и повысить заработную плату работникам образования в 2005 году не менее чем в 2 раза;

- законодательно закрепить отраслевую систему федеральных государственных минимальных социальных гарантий (стандартов) в области оплаты труда работников образования, реализующих конституционные гарантии прав граждан, а также закрепить в качестве государственных полномочий установление на уровне субъектов РФ повышенных на 25% ставок заработной платы (окладов) специалистам, работающим в сельской местности, с одновременной передачей необходимых финансовых средств на реализацию этих полномочий при регулировании межбюджетных отношений.

ЦК профсоюза незамедлительно направить требования профсоюза Правительству Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации.

9. Делегировать Президиуму ЦК профсоюза полномочия по утверждению состава представителей профсоюза, уполномоченных для участия в примирительных процедурах, а также право на объявление, организацию и проведение Всероссийской забастовки работников образования осенью 2004 года.

10. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на председателя профсоюза Г.И.Меркулову.

Председатель профсоюза
Г.И.Меркулова



Текст документа сверен по:

"Официальные документы
в образовании",
N 21, 2004 год

О действиях Правительства Российской Федерации по сокращению федеральных социальных обязательств и неотложных мерах профсоюза по защите трудовых прав и социально-экономических интересов работников образования и обучающихся

Название документа: О действиях Правительства Российской Федерации по сокращению федеральных социальных обязательств и неотложных мерах профсоюза по защите трудовых прав и социально-экономических интересов работников образования и обучающихся

Номер документа: 8

Вид документа: Постановление Общероссийского Профсоюза образования

Принявший орган: Общероссийский Профсоюз образования

Статус: Действующий

Опубликован: Официальные документы в образовании, N 21, 2004 год
Дата принятия: 18 мая 2004

Дата начала действия: 18 мая 2004
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах