• Текст документа
  • Статус
Поиск в тексте
Действующий


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 6 мая 2004 года N 01-23/16455

     

О порядке перемещения через таможенную границу Российской
Федерации товаров физическими лицами



ГТК России рассмотрел запрос СЗТУ от 02.03.2004 N 07-01-16/3950р "О применении постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.2003 N 718" и сообщает следующее.

Основной целью деятельности таможенных органов Российской Федерации является обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Таможенное законодательство Российской Федерации, в части обязательности выполнения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, устанавливает одинаковые требования для ввоза в Российскую Федерацию товаров независимо от статуса лиц, перемещающих товары. Так, в соответствии с положениями статьи 12 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК России) все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу в порядке, установленном ТК России, за исключением случаев предусмотренных ТК России, иными федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

Процедура таможенного оформления установлена таким образом, что декларант обременен необходимостью составления сложных таможенных документов, а также обязанностью представления документов, подтверждающих заявленные сведения. При этом, в целях осуществления таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы Российской Федерации наделены комплексом полномочий: для проверки достоверности сведений, заявленных лицами таможенным органам; по применению принудительных мер.

Упрощенный порядок перемещения товаров физическими лицами не для коммерческих целей является изъятием из общих правил, установленных ТК России. Логика такого изъятия заключается в том, что физическим лицам, как правило, покупающим товары за границей в розничной сети в минимальных количествах для собственных нужд или удовлетворения потребностей своей семьи, предоставлено право совершать таможенные операции в предельно простом порядке. Единые ставки таможенных пошлин, налогов являются одним из основных элементов такого порядка. Данный "упрощенный" подход особенно очевиден при анализе статей 288 и 323 ТК России.

Так, положениями статьи 288 ТК России установлен упрощенный порядок определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых физическими лицами, согласно которому таможенная стоимость товаров заявляется физическим лицом, при декларировании товаров и подтверждается любыми документами, подтверждающими приобретение декларируемых товаров и их стоимость. При отсутствии документов и сведений, подтверждающих правильность определения таможенной стоимости, заявленной физическим лицом, таможенный орган может самостоятельно определить таможенную стоимость товаров на основании данных, указываемых в каталогах иностранных организаций, осуществляющих продажу товаров, либо на основе иной ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа в отношении подобных товаров.

Таким образом, порядок определения таможенной стоимости, установленный статьей 288 ТК России, учитывает специфику приобретения товаров физическими лицами для личного пользования, т.е. товаров, не предназначенных для предпринимательской деятельности. Эта специфика заключается в том, что такие товары приобретаются за счет личных средств, в отношении которых не ведется отчетность, к товарам не применяются меры валютно-банковского контроля.

Порядок определения, заявления и контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, установленный статьей 323 ТК России и разделами III-IV Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" (далее - Закон), применяется в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации для торгового оборота с заполнением грузовой таможенной декларации, декларации таможенной стоимости, а также с обязательным предоставлением для подтверждения заявленной таможенной стоимости внешнеторгового договора, счетов (инвойсов), банковских платежных документов и т.д. Кроме этого, для применения установленной Законом системы определения таможенной стоимости, основанной на международных нормах, требуются специальные знания и подготовка. К таким товарам также применяются меры валютно-банковского контроля, может проводиться таможенная ревизия после выпуска товаров и (или) транспортных средств.

Толкование правил упрощенного порядка таможенного оформления о том, что единые ставки таможенных платежей должны навязываться физическим лицам в тех случаях, когда сумма таможенных пошлин, налогов, исчисленных по этим ставкам выше, чем в торговом обороте, не соответствует сути и смыслу таможенного законодательства Российской Федерации, поскольку само по себе применение единых ставок не является способом увеличения собираемости таможенных платежей.

Таким образом, в случае выбора физическим лицом общего порядка таможенного оформления при декларировании, например, легкового автомобиля, таможенный орган не вправе препятствовать ему в этом, независимо от целей ввоза транспортного средства и статуса указанного лица. Это следует также из норм ТК России обязывающих декларанта подтверждать соблюдение условий таможенных режимов только в случаях, когда содержание заявленного таможенного режима предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Кроме того, следует учитывать, что общий порядок таможенного оформления (включая общий порядок определения и заявления таможенной стоимости) предполагает, что таможенные органы правомочны использовать все меры, предоставленные таможенным законодательством Российской Федерации для проверки достоверности сведений, заявленных для исчисления таможенных платежей, включая проверку достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств.

При рассмотрении вопроса о правомерности требования представления физическими лицами при помещении товаров и транспортных средств под таможенные режимы экспорта и выпуска для внутреннего потребления документов, подтверждающих их право заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью, необходимо учитывать следующие правовые аспекты.

К числу правомочий таможенных органов по истребованию документов, необходимых для таможенных целей при декларировании товаров и транспортных средств в соответствии со статьей 408 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК России) в частности отнесены правомочия: требовать документы, сведения, представление которых предусмотрено в соответствии с ТК России; проверять у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность; требовать от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в области таможенного дела. Так, таможенные органы вправе требовать, а декларант обязан представить документы и сведения, перечень которых установлен в соответствии со статьями 124, 131 ТК России.

Из положений статьи 124 ТК России следует, что в декларации должны быть заявлены сведения о товарах, об их таможенном режиме, сведения, необходимые для валютного контроля и другие сведения, необходимые для таможенных целей. Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства Российской Федерации.

Статьей 131 ТК России установлено, что при декларировании товаров в качестве основных документов предоставляются документы, подтверждающие сведения о декларанте и лицах, указанных в статье 16 ТК России. Необходимыми для таможенных целей документами, подтверждающими сведения о декларанте и лицах, указанных в статье 16 ТК России, являются только документы, устанавливающие правомочия лиц на совершение таможенных операций для выпуска товара и удостоверяющие личность указанных лиц. При этом документ, подтверждающий право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью, к таким документам не относится.

Аналогичный подход очевиден при таможенном оформлении экспресс-грузов. Так, при соблюдении условий, установленных подп.2 пункта 2 статьи 319 ТК России, а также условий, установленных подп."а" пункта 1 приказа ГТК России от 03.03.2003 N 203 "О декларировании товаров" (зарегистрирован Минюстом России 31.03.2003, рег. N 4347) в отношении ввозимых товаров таможенные пошлины и налоги не уплачиваются и применяется порядок таможенного оформления, установленный данным приказом. При этом, таможенные органы не требуют от декларанта (в случае если декларантом является физическое лицо) представления документов, подтверждающих его право заниматься предпринимательской деятельностью.

На основании изложенного требования таможенных органов о подтверждении физическими лицами правомочий на осуществление предпринимательской деятельности при таможенном оформлении товаров в общем порядке (вне зависимости от условий таможенного режима) неправомерны.

Статс-секретарь -
заместитель председателя Комитета
генерал-полковник таможенной службы
Ю.Ф.Азаров



Текст документа сверен по:

рассылка

     

О порядке перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров физическими лицами

Название документа: О порядке перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров физическими лицами

Номер документа: 01-23/16455

Вид документа: Письмо ГТК России

Принявший орган: ГТК России

Статус: Действующий

Опубликован: Документ опубликован не был
Дата принятия: 06 мая 2004

Дата начала действия: 06 мая 2004
Этот документ входит в профессиональные справочные системы «Техэксперт»
Узнать больше о системах