МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 6  апреля 2004 года N 26/188-6и


О дополнительных мерах по соблюдению права на образование
детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии



Управление специального образования Министерства образования Российской Федерации обращает внимание органов управления образованием на необходимость дополнительных мер по соблюдению права на образование детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии в связи с начинающимся в апреле комплектованием специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (классов, групп) на 2004-2005 учебный год и проводимыми в этих целях освидетельствованиями психолого-медико-педагогическими комиссиями (далее - ПМПК) указанных детей.

Право ребенка-инвалида на получение образования и реабилитацию в условиях наибольшей социальной интеграции в системе общего образования закреплено Конвенцией ООН о правах ребенка, рядом других международных правовых норм и законодательством Российской Федерации.

Управление просит принять меры для обеспечения каждого ребенка данной категории, родители (законные представители) которого изъявили согласие на его обучение в указанных учреждениях, необходимыми для этого соответствующими заключениями ПМПК и направлениями в указанные учреждения от органов управления образованием, как это предусмотрено пунктом 10 статьи 50 Закона РФ "Об образовании".

При отсутствии соответствующего специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (класса, группы) по месту жительства (вблизи места жительства) детей рекомендуется:

- открывать специальные классы, группы в общеобразовательных учреждениях в соответствии с пунктом 27 Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.03.97 N 288, пунктом 27 изменений и дополнений в Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.03.2000 N 212, пунктом 30 постановления Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении";

- открывать специальные группы на базе имеющихся дошкольных образовательных учреждений (детский сад комбинированного вида), детские сады компенсирующего вида в соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N 677 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" и открывать в них специальные (коррекционные) группы в соответствии с пунктом 48 данного Типового положения;

- открывать в дошкольных образовательных учреждениях группы кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии в соответствии с пунктом 21 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N 677 и письмом Министерства образования Российской Федерации от 29.06.99 N 129/23-16.

Специфика образовательного процесса в классах, группах для детей с глубокой умственной отсталостью и детей, имеющих сложный дефект, определена инструктивными письмами министерства от 26.12.2000 N 3 "О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.97 N 48", от 03.04.2003 N 27/2722-6 "Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект".

При освидетельствовании детей ПМПК просим руководствоваться инструктивным письмом министерства от 14.07.2003 N 27/2967-6 "О психолого-медико-педагогической комиссии", в котором предложены меры по организации помощи детям с отклонениями в развитии на основе проведения комплексного диагностического обследования и определения специальных условий для получения ими образования и необходимого медицинского обслуживания.

При решении вопросов обучения ребенка просим учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 52 Закона РФ "Об образовании" родители (законные представители) "имеют право выбирать формы обучения, образовательные учреждения", а в соответствии с пунктом 10 статьи 50 того же Закона направление детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (классы, группы) возможно только при согласии их родителей (законных представителей).

В Российской Федерации остро стоит вопрос о соблюдении прав на образование детей-инвалидов с отклонениями в умственном развитии, в связи с чем необходимо обеспечить неукоснительное соблюдение статьи 43 Конституции РФ и пункта 10 статьи 50 Закона РФ "Об образовании" психолого-медико-педагогическими комиссиями при вынесении ими заключений в отношении детей-инвалидов, страдающих глубокой умственной отсталостью, не допуская при этом вынесения заключений, препятствующих осуществлению права на образование.

ПМПК и органы управления образованием должны гарантировать доступность образования и не считать успешное выполнение тестов условием поступления детей в школы или детские сады. В соответствии с пунктами 1 и 6 статьи 5 Закона РФ "Об образовании" государство гарантирует гражданам получение образования "независимо от их состояния здоровья" и "создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов".

Федеральное законодательство не содержит каких-либо противопоказаний к обучению детей с отклонениями в развитии в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, напротив, пункт 10 статьи 50 Закона РФ "Об образовании" и ряд иных правовых норм закрепляют право детей с отклонениями в развитии, включая детей с глубокой умственной отсталостью и сложной структурой дефекта, на обучение в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (классах, группах) при согласии их родителей (законных представителей).

Начальник Управления
специального образования
 Т.В.Волосовец


Текст документа сверен по:

"Официальные документы образования",

N 15, май, 2004 год

   




Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»