• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте


Проект N 28156-4*
____________________________
* Согласно паспорту проекта,
проект принят в первом чтении.-
Примечание "КОДЕКС".


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О присяжных заседателях федеральных судов
общей юрисдикции в Российской Федерации


Статья 1. Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей

Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей проводится в Верховном Суде Российской Федерации, верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах (далее - суды).

Статья 2. Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжного заседателя

1. Граждане Российской Федерации (далее - граждане) имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей. Ограничение данного права устанавливается только федеральным законом.

2. Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели граждан является их гражданским долгом.

Статья 3. Требования, предъявляемые к присяжным заседателям

1. Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальном кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

2. Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

1) не достигшие к моменту составления списков присяжных заседателей возраста 25 лет;

2) имеющие не погашенную или не снятую судимость;

3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансерах в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

3. К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в деле.

Статья 4. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели

1. Высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации каждые четыре года составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для нормальной работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации.

2. Число граждан, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации от каждого муниципального образования, должно примерно соответствовать существующему соотношению числа постоянно проживающих в муниципальном образовании жителей к числу жителей субъекта Российской Федерации.

3. Число граждан, включаемых в запасной список кандидатов в присяжные заседатели, определяется высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в размере не более одной четвертой всех кандидатов в присяжные заседатели, включаемых в общий список.

4. Сроки и порядок составления общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели определяются высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с учетом положений части 1 статьи 5 и части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона.

5. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели для окружных (флотских) военных судов составляются высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по территориальному признаку на основании представления председателя соответствующего окружного (флотского) военного суда в порядке, установленном статьями 5-8 настоящего Федерального закона.

Статья 5. Порядок составления списков кандидатов в присяжные заседатели

1. Председатель суда не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, ранее включенных в списки, вносит руководителю высшего органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации представление о необходимом для нормальной работы суда количестве кандидатов в присяжные заседатели.

2. Высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с представлением председателя суда (председателей судов), руководствуясь требованиями части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, устанавливает и сообщает исполнительно-распорядительным органам муниципальных образований количество граждан, которое необходимо включить в списки кандидатов в присяжные заседатели от соответствующих муниципальных образований. Это количество может быть превышено при составлении списков кандидатов в присяжные заседатели не более чем на 10 процентов.

3. Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований отдельно по каждому муниципальному образованию субъекта Российской Федерации на основе списков избирателей путем случайной выборки установленного количества граждан. Затем из числа отобранных граждан исключаются лица, которые не могут быть присяжными заседателями в соответствии с частью 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.

4. О составлении списков кандидатов в присяжные заседатели исполнительно-распорядительный орган муниципального образования извещают население соответствующего муниципального образования и лиц, включенных в эти списки. В течение двух недель после извещения исполнительно-распорядительный орган муниципального образования допускают всех желающих к ознакомлению со списками и рассматривают поступающие заявления.

5. Уточненные списки кандидатов в присяжные заседатели, подписанные главами муниципальных образований, представляются в высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
6. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании поступивших от муниципальных образований списков кандидатов в присяжные заседатели составляет общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, который подписывается руководителем высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и скрепляется печатью.

7. Одновременно с составлением общего списка кандидатов в присяжные заседатели высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации составляет запасной список кандидатов в присяжные заседатели. В него включаются только граждане, постоянно проживающие в республиканском, краевом, областном центре либо в другом населенном пункте по месту постоянного нахождения соответствующего суда.

8. Запасной список кандидатов в присяжные заседатели подписывается руководителем высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и скрепляется печатью.

9. Общий и запасной списки публикуются в местной печати для сведения населения.

10. Граждане имеют право обращаться в высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с заявлениями о необоснованном включении или невключении конкретных лиц в списки кандидатов либо исключении их из списков кандидатов, а равно неточных данных в списках кандидатов.

11. Высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок рассматривает поступившие заявления и принимает решения, которые могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

12. Внесенные в списки кандидатов в присяжные заседатели изменения и дополнения публикуются в местной печати.

13. Исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований и высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязаны ежегодно, а также по представлению председателя суда проверять и при необходимости изменять и дополнять, руководствуясь положениями настоящей статьи, списки кандидатов в присяжные заседатели, исключая из них лиц, утративших право быть присяжными заседателями, и включая тех, кто был отобран дополнительно.

Статья 6. Обязанности должностных лиц и иных граждан по представлению информации для составления списков кандидатов в присяжные заседатели

1. Должностные лица, а также руководители организаций независимо от их организационно-правовой формы, выполняющие в них организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, обязаны по запросу исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований и высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации представить информацию, необходимую для составления списков кандидатов в присяжные заседатели.

2. За непредставление информации, необходимой для составления списков кандидатов в присяжные заседатели, а также за представление заведомо недостоверной информации лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут ответственность, предусмотренную Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 7. Исключение граждан из списков кандидатов в присяжные заседатели


Граждане, включенные в общий или запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, исключаются из этих списков высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае:

1) выявления обстоятельств, перечисленных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона;

2) подачи гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих выполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является:

а) лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство в суде, для которого составляются списки присяжных;

б) лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;

в) лицом, достигшим 65 лет;

г) лицом, замещающим государственные должности, предусмотренные Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" и другими федеральными законами, а равно лицом, замещающим выборные должности в органах местного самоуправления;

д) военнослужащим;

е) судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом, имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, таможенных органов, органов уголовно-исполнительной системы, а также лицом, осуществляющим частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);

ж) священнослужителем.

Статья 8. Направление списков кандидатов в присяжные заседатели в суд

1. Составленные высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели направляются в соответствующий суд не позднее чем за три недели до истечения полномочий кандидатов в присяжные заседатели, включенных в ранее представленные списки.

2. Изменения, внесенные в списки кандидатов в присяжные заседатели, направляются в соответствующий суд не позднее чем в недельный срок.

3. При выявлении в поступивших в суд списках кандидатов в присяжные заседатели лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона или подавших заявление об исключении из списков кандидатов в присяжные заседатели в силу пункта 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, а также в случае необходимости дополнения этих списков, председатель суда вносит в высший орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации представление о необходимости изменения и дополнения списков кандидатов в присяжные заседатели.

Статья 9. Кандидаты в присяжные заседатели Верховного Суда Российской Федерации


Кандидаты в присяжные заседатели для участия в рассмотрении уголовных дел Верховным Судом Российской Федерации отбираются путем случайной выборки аппаратом Верховного Суда Российской Федерации из общих и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели, составленных для судов в субъектах Российской Федерации.

Статья 10. Порядок и срок исполнения гражданином обязанностей присяжного заседателя

1. Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, один раз в год на десять рабочих дней, а если разбирательство дела, начатое с участием присяжного заседателя, не окончилось к моменту истечения указанного срока, - на все время рассмотрения этого дела.

2. Лица, вызванные в суд, но не отобранные в состав коллегии присяжных заседателей и не освобожденные от исполнения обязанностей кандидатов в присяжные заседатели по основаниям, предусмотренным статьями 3 и 7 настоящего Федерального закона, могут быть привлечены для участия в качестве присяжных заседателей в другом судебном заседании.

Статья 11. Материальное обеспечение присяжных заседателей

1. За время участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту основной работы, пропорционально затраченному времени.

2. В порядке и размере, установленном законодательством для судей, присяжному заседателю возмещаются судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно по тарифам, действующим в данной местности.

3. За присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии, компенсации и льготы, предусмотренные трудовым законодательством для работников этой организации независимо от их организационно-правовой формы. Увольнение или перевод на другую работу присяжного заседателя по инициативе работодателя в этот период не допускаются.

4. Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

Статья 12. Гарантии независимости и неприкосновенности присяжного заседателя

1. На присяжного заседателя (в период осуществления им правосудия) и членов его семьи распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей и членов их семей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", пунктами 1 (за исключением абзацев третьего и четвертого) и 2 (абзац первый) статьи 9, пунктами 1 и 2 статьи 10, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и настоящим Федеральным законом.

2. Лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять обязанности по осуществлению правосудия, подлежат ответственности в соответствии с административным, уголовным и иным законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Заключительные и переходные положения

1. Списки кандидатов в присяжные заседатели для судов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей, должны быть составлены в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

2. Граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели до вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют свои полномочия до составления списков в соответствии с настоящим Федеральным законом, а в случае их участия в качестве присяжных заседателей в рассмотрении уголовных дел, которые не могут быть закончены до истечения этого срока, - до окончания рассмотрения этих дел.

3. Признать утратившим силу раздел пятый Закона РСФСР от 8 июля 1981 г. "О судоустройстве РСФСР" (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1981, № 28, ст. 976);

Президент
Российской Федерации
В. Путин


Текст документа сверен по:
рассылка

О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации

Название документа: О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации

Номер документа: 28156-4

Вид документа: Проект Федерального закона

Принявший орган: Государственная Дума

Опубликован: Документ опубликован не был
Дата принятия: 20 августа 2004

Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах